Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательной и воспитательной работе музыкально-вокальной студии «Семь нот»
МАУ ДО ЦВД «Эстетика» г.Новочеркасск
Информатизация общества существенно изменила нашу жизнь практически во всех областях. И мы, педагоги-дополнительного образования, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий и эффективно их использовать для повышения качества обучения детей.
Информационные и Мультимедийные технологии – это совокупность интерактивного взаимодействия с компьютерной техникой, наличие программных средств, а также получение различной информации – звуковой, графической, текстовой и видеоинформации.
В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в детстве – учат самостоятельно приобретать новые знания.
Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед педагогами. Цифровая технология сделала своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения.
В тоже время современный ребёнок с помощью возможностей, которые дают эти технологии может реализовывать свои творческие идеи. Например, сочинять музыку в музыкальных редакторах, создавать клипы, пробовать себя как видеоблогер.
При этом важна роль педагога, как наставника, который может находить идеи, подсказывать и направлять на создание позитивного, морально-нравственного контента, заниматься сотворчеством, уметь найти полезную информацию и при этом, научить не быть зависимым от современных гаджетов.
Анализируя разные подходы к применению информационных технологий в своём коллективе, можно выделить несколько направлений в образовательной работе.
- Работа над произведением.
Это прослушивание и анализ произведений в различных вариантах исполнения, энциклопедические знания об истории создания, об авторах.
Также это может быть разбор ошибок и анализ исполнения по видеозаписи.
- Работа над развитием слуховых навыков.
Для этой работы я использую приложения «Цифровая клавиатура». На ней дети отрабатывают различные интонационные упражнения, сочиняют свои мелодии и песенки.
- Музыкальные дидактические игры.
Детям в любом возрасте нравится играть. Поэтому очень полезны дидактические компьютерные игры для развития слуха, для усвоения знаний о звучании музыкальных инструментов.
- Обучающие видеоуроки и обучающие мультфильмы.
Так, я разработала свою авторскую методику по обучению детей дошкольного возраста Музыкальной грамоте. Она состоит из 10 анимационных уроков. Вот пример одного из уроков.
- Для более старшего возраста можно использовать следующие программы и компьютерные средства:
– музыкальные редакторы. Такие программы помогут ребёнку подобрать удобную тональность, поменять темп;
– программы по созданию музыки;
– видеоредакторы для создания собственных музыкальных видеороликов;
- Получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ, а также дополнительной информации о песне, композиторе, о подборе сценического образа и т.д.
Также в интернете есть программы-тесты, викторины, программы караоке, которые я также использую на уроках.
Использование различных способов применения информационных технологий можно рассматривать как новую форму получения знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить интерес ученика.
Кроме этого, информационные технологии можно использовать как воспитательный аспект.
В нашем коллективе в течение года в социальных сетях ВК и Одноклассники проходит Онлайн-проект «Семейные традиции». Дети выкладывают фоторепортажи и видео семейных рецептов, а также вещи для создания семейного музея.
В этом году запланирован онлайн-конкурс «Бабушкины песни», в котором дети будут петь песни прошлого столетия, записывать видео семейного пения и размещать в группе.
Также, я постоянно делюсь полезной информацией с родителями и коллегами в своём блоге Школа развития талантов и на Ютубканале, на котором размещено более 70 видео.
Во время дистанционного обучения мы нашли много новых интересных форм работы. Например, сделали фильм-концерт к Юбилею студии из записей, воспоминаний, видео-отзывов.
Записав дома военные песни, мы смонтировали проект «Наследники Победы». Дети посвятили его своим прадедушкам и прабабушкам. В конце ролика были размещены их фото и описание их подвигов. Все были тронуты до слёз!
Ещё один новый формат дистанционной работы – создание клипа на песню. Дети сами придумывали сюжет. А также они работали и как режиссёры, и как исполнители. Потом сами делали монтаж. Посмотрите авторский клип уч-ся Дарьи и Василия Нарышкиных к песне «10й наш десантный батальон!»
https://ok.ru/muzykalnov/topic/151555735298874
Ребята участвовали в онлайн-конкурсе «Детское Советское» и «Братских народов союз вековой» . Самостоятельно искали песни советских времён, разучивали и присылали свои работы на конкурс.
Иногда это совместное творчество с родителями. Я всегда мотивирую родителей на творческую деятельность. Это помогает ребёнку добиваться лучших результатов. Так, мы проводили в студии конкурс «В гостях у сказки» и одним из заданий было создание визитки. Вот одна из них.
https://vk.com/club196197875?z=video-196197875_456239031%2F0f6c7dc34d0b458ea3%2Fpl_wall_-196197875
В дистанционном обучении есть конечно и минусы.
- Сложность в научении практическим навыкам ребёнка-вокалиста, ребёнка –инструменталиста.
- Нет возможности тактильного контакта, эмоциональный контакт также ограничен.
- У детей нет общения с друзьями по интересам, кроме общения по гаджетам.
- Усложняется задача для педагога дать в полном объёме запланированный материал.
- Качество выученных дистанционно музыкальных произведений хуже и слабее, чем когда ученик учил бы их в классе.
Но всё таки дистанционное обучение открыло новые возможности, создало условия для развития новых качеств.
- Самостоятельность и ответственность – важные навыки для человека в современном обществе. И дистанционная работа бесспорно развивает эти качества.
- Возможность придумать новые формы работы, такие как, музыкальный проект (монтаж видео с песнями на определённую тематику). Создание клипа на песню и авторского видеоролика. Это всё развивает креативность мышления, умения работать в цифровом формате. Наконец, дистанционная работа способствует изучению различных программ, помогает заниматься проектной деятельностью.
- Дистанционное обучение – это вариант обучения при длительном отсутствии учащегося или преподавателя. Можно записать видеоуроки, использовать электронные учебники-самоучители. Кроме этого , можно использовать ссылки на познавательные интернет-ресурсы. Всё это даст возможность развиваться ребёнку, несмотря ни на какие возникшие проблемы и обстоятельства.
- Дистанционное обучение – иногда единственный вариант получения знаний для ребёнка с ограниченными возможностями.
Поэтому отрицать дистанционное обучение бессмысленно. Важно научится эффективно его применять в работе. И получать хорошие результаты!
Человеку XXI века предстоит жить в информационном обществе. Одной из задач педагога как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой и использовать информационные технологии с максимальной пользой.
Старший педагог дополнительного образования Погорелова Наталия Викторовна
Г.Новочеркасск
2023г