Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательной и воспитательной работе музыкально-вокальной студии “Семь нот”

ФИО: Погорелова Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2358
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательной и воспитательной работе музыкально-вокальной студии "Семь нот"
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



Использование информационных и мультимедийных технологий в образовательной и воспитательной работе музыкально-вокальной студии «Семь нот»

МАУ ДО ЦВД «Эстетика» г.Новочеркасск

Информатизация общества существенно изменила нашу жизнь практически во всех областях. И мы, педагоги-дополнительного образования, должны идти в ногу со временем, стать для ребенка проводниками в мир новых технологий и эффективно их использовать для повышения качества обучения детей.

Информационные и Мультимедийные технологии – это совокупность интерактивного взаимодействия с компьютерной техникой, наличие программных средств, а также получение различной информации – звуковой, графической, текстовой и видеоинформации.

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере  развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в  детстве – учат самостоятельно приобретать новые знания.

Быстрое развитие и использование информационных и коммуникационных технологий не только открывает новые возможности, но и ставит новые задачи перед педагогами. Цифровая технология сделала своего рода революцию, она позволяет объединить в цифровой форме текст, графическое и видеоизображение, речевое и музыкальное сопровождение; на основе этой технологии создаются мощные новые средства представления и передачи знаний, а также средства обучения.

В тоже время современный ребёнок с помощью возможностей, которые дают эти технологии может реализовывать свои творческие идеи. Например, сочинять музыку в музыкальных редакторах, создавать клипы, пробовать себя как видеоблогер.

При этом важна роль педагога, как наставника, который может находить идеи, подсказывать и направлять на создание позитивного, морально-нравственного контента, заниматься сотворчеством, уметь найти полезную информацию и при этом, научить не быть зависимым от современных гаджетов.

Анализируя разные подходы к применению информационных технологий в своём коллективе, можно выделить несколько направлений в образовательной работе.

  1. Работа над произведением.

Это прослушивание и анализ произведений в различных вариантах исполнения, энциклопедические знания об истории создания, об авторах.

Также это может быть разбор ошибок и анализ исполнения по видеозаписи.

  1. Работа над развитием слуховых навыков.

Для этой работы я использую приложения «Цифровая клавиатура». На ней дети отрабатывают различные интонационные упражнения, сочиняют свои мелодии и песенки.

  1. Музыкальные дидактические игры.

Детям в любом возрасте нравится играть. Поэтому очень полезны дидактические компьютерные игры для развития слуха, для усвоения знаний о звучании музыкальных инструментов.

  1. Обучающие видеоуроки и обучающие мультфильмы.

Так, я разработала свою авторскую методику по обучению детей дошкольного возраста Музыкальной грамоте. Она состоит из 10 анимационных уроков. Вот пример одного из уроков.

  1. Для более старшего возраста можно использовать следующие программы и компьютерные средства:

– музыкальные редакторы. Такие программы помогут ребёнку подобрать удобную тональность, поменять темп;

– программы по созданию музыки;

– видеоредакторы для создания собственных музыкальных видеороликов;

  1. Получение разной музыкальной информации с использованием сети ИНТЕРНЕТ,  а также дополнительной информации о песне, композиторе,  о подборе сценического образа и т.д.

Также в интернете есть программы-тесты, викторины, программы караоке, которые я также использую на уроках.

Использование различных способов применения информационных технологий можно рассматривать   как новую форму получения знаний, которые способны стимулировать механизм познавательной деятельности на уроке, а также развить интерес ученика.

Кроме этого, информационные технологии можно использовать как воспитательный аспект. 

В нашем коллективе в течение года в социальных сетях ВК и Одноклассники проходит Онлайн-проект «Семейные традиции». Дети выкладывают фоторепортажи и видео семейных рецептов, а также вещи для создания семейного музея.

В этом году запланирован онлайн-конкурс «Бабушкины песни», в котором дети будут петь песни прошлого столетия, записывать видео семейного пения и размещать в группе.

Также, я постоянно делюсь полезной информацией с родителями и коллегами в своём блоге Школа развития талантов и на Ютубканале, на котором размещено более 70 видео. 

Во время дистанционного обучения мы нашли много новых интересных форм работы. Например, сделали фильм-концерт к Юбилею студии из записей, воспоминаний, видео-отзывов.

Записав дома военные песни, мы смонтировали проект «Наследники Победы».  Дети посвятили его своим прадедушкам и прабабушкам. В конце ролика были размещены их фото и описание их подвигов. Все были тронуты до слёз!

Ещё один новый формат дистанционной работы – создание клипа на песню. Дети сами придумывали сюжет. А также они работали и как режиссёры, и как исполнители. Потом сами делали монтаж. Посмотрите авторский клип уч-ся Дарьи и Василия Нарышкиных к песне «10й наш десантный батальон!» 

https://ok.ru/muzykalnov/topic/151555735298874

Ребята участвовали в онлайн-конкурсе «Детское Советское» и «Братских народов союз вековой» . Самостоятельно искали песни советских времён, разучивали и присылали свои работы на конкурс.

Иногда это совместное творчество с родителями. Я всегда мотивирую родителей на творческую деятельность. Это помогает ребёнку добиваться лучших результатов. Так, мы проводили в студии конкурс «В гостях у сказки» и одним из заданий было создание визитки. Вот одна из них.

https://vk.com/club196197875?z=video-196197875_456239031%2F0f6c7dc34d0b458ea3%2Fpl_wall_-196197875

В дистанционном обучении есть конечно и минусы.

  1. Сложность в научении практическим навыкам ребёнка-вокалиста, ребёнка –инструменталиста.
  2. Нет возможности тактильного контакта, эмоциональный контакт также ограничен.
  3. У детей нет общения с друзьями по интересам, кроме общения по гаджетам.
  4. Усложняется задача для педагога дать в полном объёме запланированный материал.
  5. Качество выученных дистанционно музыкальных произведений хуже и слабее, чем когда ученик учил бы их в классе.

Но всё таки дистанционное обучение открыло новые возможности, создало условия для развития новых качеств.

  1. Самостоятельность и ответственность – важные навыки для человека в современном обществе. И дистанционная работа бесспорно развивает эти качества.
  2. Возможность придумать новые формы работы, такие как, музыкальный проект (монтаж видео с песнями на определённую тематику). Создание клипа на песню и авторского видеоролика. Это всё развивает креативность мышления, умения работать в цифровом формате. Наконец, дистанционная работа способствует изучению различных программ, помогает заниматься проектной деятельностью.
  3. Дистанционное обучение – это вариант обучения при длительном отсутствии учащегося или преподавателя. Можно записать видеоуроки, использовать электронные учебники-самоучители. Кроме этого , можно использовать   ссылки на познавательные интернет-ресурсы. Всё это даст возможность развиваться ребёнку, несмотря ни на какие возникшие проблемы и обстоятельства.
  4. Дистанционное обучение – иногда единственный вариант получения знаний для ребёнка с ограниченными возможностями. 

Поэтому отрицать дистанционное обучение бессмысленно. Важно научится эффективно его применять в работе. И получать хорошие результаты!

Человеку XXI века предстоит жить в информационном обществе. Одной из задач педагога как раз и заключается в том, чтобы подготовить учащегося к переходу и проживанию в информационном обществе, помочь ему овладеть информационной культурой и использовать информационные технологии с максимальной пользой.

Старший педагог дополнительного образования Погорелова Наталия Викторовна

Г.Новочеркасск

2023г