Областное государственное бюджетное учреждение социального обслуживания “Комплексный центр социального обслуживания “Доверие” в г.Димитровграде”
Отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и молодых инвалидов Новомалыклинского района “Равенство”
Программа по фонетической ритмике
«Ритмическая мозаика»
(для детей с ОВЗ среднего дошкольного возраста)
Разработчики:
Учитель-логопед
И.В.Матвеева
Инструктор по ФИЗО
Т.В.Крылова
с.Новая Малыкла
2023 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Фонетическая ритмика является наиболее эмоциональным звеном логопедической коррекции, сочетающая исправление нарушений речи с развитием сенсорных и двигательных способностей детей. Под влиянием занятий логопедической ритмикой у детей с речевыми нарушениями происходят изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении пассивного и активного словарного запаса. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Фонетическая ритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, ЗРР, дислалия, заикание, РАС. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.
– мощное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи детей с ОВЗ (инвалидностью).
Кроме того, Фонетическая ритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры.
Программа «Ритмическая мозаика» рассчитана на 3 месяца обучения для детей среднего возраста и содержит:
- задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);
- тематические планы,
- учебно-тематические планы,
- ожидаемые результаты на каждый учебный год.
Занятия по фонетической ритмике проводятся с детьми 1 раз в неделю длительностью 30 мин логопедом и инструктором по физо
Цель данной программы: коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Основные задачи программы:
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей с ОВЗ раннего возраста ;
- создатьоптимальные условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений;
- развитие музыкальных и творческих способностей детей, позволяющие достичь более высоких результатов развития речи, музыкальных способностей детей;
Базис данной программы.
Модифицированная программа «Ритмическая мозаика» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников «Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет» Г. В. Дедюхиной, Т. А. Яньшиной, Л. Д. Могучей;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.
- Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;
- «Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова;
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Занятия по фонетической ритмике планируются, проводятся и анализируются логопедом и инструктором по физо. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются
- Принцип системности. Работа по фонетической ритмике должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
- Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений по фонетической ритмике реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда – соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
- Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6.Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
- Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
- Принцип активного обучения. На занятиях по фонетической ритмике используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФОНЕТИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ
Занятие по фонетической ритмике включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.
- Пальчиковые игры. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры проводятся под музыку – тексты пропеваются.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
ЗАДАЧИ
- Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
- Проведение активной работы по организации детского коллектива.
- Осуществление коррекционной работы:
– закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
– формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
– научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
– развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
– развивать правильное дыхание;
– развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
– развивать зрительное, слуховое внимание, память.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность знаний по лексическим темам.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов диагностик развития речи.
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- «МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ…»
- Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны игрушки.
- Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [ИУ], [УИ].
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
- Развивать слуховое внимание.
- «ЛЕТНЯЯ ПРОГУЛКА»
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У – И], определять последний согласный звук в словах.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
- «У КОШКИ НОВОСЕЛЬЕ»
- Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- «Кошкин дом»
- Расширить знания детей по теме с помощью просмотра презентации «Пожарные».
- Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
- Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
- Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
- «Наши любимые сказки»
- Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
- Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
- Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
- Воспитывать любовь к книгам, чтению, стремление узнать больше нового.
- «Полезные витамины»
- Расширить знания детей о пользе витаминов, здорового питания.
- Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
- Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
- Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
ЛЕКСИКО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Месяц | Неделя | Лексико-грамматическая тема | Название занятия | Количество занятий |
ИЮНЬ | 1 | Транспорт | Мы едем, едем, едем | 1 |
2 | Вот оно какое, наше лето! | Летняя прогулка | 1 | |
ИЮЛЬ | 3 | Домашние животные | «У кошки новоселье» | 1 |
4 | Домашние животные | «Кошкин дом» | 1 | |
АВГУСТ | 5 | Библиотека | Наши любимые сказки | 1 |
6 | Овощи-фрукты | Полезные витамины | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольногообразования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.