Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность
А.В.Сазонова
педагог-психолог
педагог дополнительного образования (театральная деятельность)
МАДОУ д/с №9 «Ягодка», г-к. Анапа
Аннотация
Данная статья посвящена рассмотрению театрально-игровой деятельности в качестве эффективного метода работы педагога-психолога, направленного на развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Проблема развития коммуникативных навыков у детей является актуальной проблемой современного общества, так как в новом информативном поле человечества выстраиваются иные установки и требования, которые не способствуют развитию навыков общения.
В условиях духовно-нравственного кризиса, разрыва с культурно-историческими традициями, перезагрузке систем социальных ролей возникают проблемы, связанные с психическим здоровьем подрастающего поколения, дезориентацией в становлении личности и духовном развитии.
Дети старшего дошкольного возраста особенно нуждаются в развитии коммуникативных навыков. Для решения данной проблемы идеально подходят театрально-игровые тренинги.
Результаты исследований подтверждают выдвинутую гипотезу о том, что театрально-игровая деятельность способствует наиболее успешному развитию коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театрально-игровой тренинг, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Литература
- Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: методическое пособие/А.ГАрушанова.- М.: ТЦ Сфера, 2012. – 80 с.
- Заморев С.И. Игровая терапия. Совсем не детские проблемы/С.И. Заморев. – СПб.: Речь, 2002. – 135 с.
- Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками.- СПб.: Речь, 2007. – 144с.
С каждым годом человечество переходит на новый уровень развития, применяются новые технологии, совершенствуются все сферы деятельности, вводятся новые стандарты. В этой информативной гонке, прежде всего, страдают дети, которые вынуждены качественно меняться на психологическом, психофизиологическом и личностном уровне.
На современных детей выливается огромный поток информации, повышаются требования к их интеллектуальному развитию, что является основным требованием современности. Однако такой подход является в корне неверным. Так как, устанавливая такие жесткие рамки и условия в обучении, мы не обогащаем эмоциональную сферу жизни ребенка, не даем полноценно развиваться личности.
Другая, не менее важная проблема современности – отчуждение людей друг от друга. Это обусловлено и быстрыми темпами жизни, ее напряженности, и стремлением современного человека «уйти от реальности» в виртуальный мир интернет-пространства и телевизионных шоу, которые выдают в основном ложные жизненные установки. И как следствие – все меньше детей играют со сверстниками во дворе своего дома, растет детская агрессия и зафиксирован рост негативных эмоциональных состояний у дошкольников. Исчезает «дворовая субкультура», которая всегда способствовала нормальной адаптации детей в социальной среде, способствовала развитию коммуникативных способностей, внутренней свободе и, как следствие, уверенности в себе. Сейчас возникает дефицит общения, причиной которого является эмоциональный дискомфорт, нарушение эмоциональных связей.
Так как самый короткий путь раскрепощения ребенка, развития коммуникативных навыков происходит через игру, то здесь необходимы игровые методики, которые мы используем в театрально-игровом тренинге.
Возрастная категория детей выбрана неслучайно. Именно в 5-7 лет закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе. Освоение элементов коммуникативной культуры через театрально-игровую деятельность в старшем дошкольном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал на следующих этапах взросления.
Таким образом, дети старшего дошкольного возраста особенно нуждаются в специальных программах, направленных на развитие эмоциональной и коммуникативной сферы.
Сложность работы в этом направлении обусловлена в современном мире тем, что большинство детей подвержены уже в раннем возрасте сильному влиянию телевидения и виртуальных компьютерных игр. При всей их кажущейся яркости, занимательности, изобретательности и остроумии их создателей, следует отчетливо осознавать, что ребенок чаще всего остается пассивным зрителем, созерцателем подобных технологических чудес. Они не затрагивают тех психоэмоциональных центров, которые отвечают за работу активного, действенного воображения; не помогают развитию коммуникативных навыков и внутренней свободы.
Современные дети имеют возможность прятаться под именами и «аватарками», за образами героев виртуальной реальности, таким образом, организовывая себе побег из реальной жизни. Отличный способ аккуратно «вернуть» их в жизнь без пикселей – актерская мастерская и театрально-игровой тренинг. Как только ребенок попадает в живой творческий коллектив, где царит радость за успех каждого, взаимопомощь, принятие его таким, какой он есть, поддержка в его творческом самовыражении, абсолютно дружественная атмосфера – происходит трансформация его внутреннего состояния.
Театрально-игровой тренинг включает в себя: развитие эмоционального интеллекта, развитие вербальных и невербальных способов общения, снятие эмоционального напряжения и тревоги, развитие симпатии и эмпатии, развитие концентрации внимания, развитие воображения, развитие памяти, освобождение от мышечных зажимов, освобождение от психологических зажимов, замкнутости, страхов.
Занятия в актерской мастерской – это путешествие, путешествие во внутренний мир каждого участника, возможность раскрыть свой творческий потенциал и избавится он ненужного балласта негативных эмоций, которые трансформируются в позитивные.
В течение года в старшей группе детского сада «Ягодка» проводились занятия для замкнутых и тревожных детей с использованием театрально-игровых методик.
Можно с уверенностью сказать, что участие в актерских тренингах помогло старшим дошкольником избавиться от своих комплексов и «зажимов», раскрыть творческий потенциал, стать более уверенными и раскованными, повысить уровень коммуникативных навыков. О чем свидетельствуют результаты диагностических мероприятий:
№ п/п | Имя ребенка | Уровень коммуникативных навыков | Уровень общительности | Социометрия
«Тайная почта» |
|||
до | После | до | после | Полученные сердечки | Отправленные сердечки | ||
1. | Валерия Т. | 3 | 5 | 1 | 3 | 6 | 5 |
2. | Дмитрий К. | 1 | 3 | 1 | 3 | 5 | 6 |
3. | Юрий Б. | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 5 |
4. | Вика Я. | 3 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 |
5. | Юлия Я. | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 4 |
В исследовании были использованы методики: тест «Оценка уровня общительности» (модифицированная методика В.Ф. Ряховского), модифицированный тест-опросник для оценки коммуникативных умений старших дошкольников (методика М.Ступницой), социометрия «Тайная почта».