Конспект урока развития речи в 11 классе

ФИО: Гончарова О.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2365
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Конспект урока развития речи в 11 классе
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Тема урока: «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку» 

Цель:  формирование способности к самовыражению  в речи.

Задачи: 

  • учить излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов, создавать текст-рассуждение на нравственную тему; 
  • развивать письменную и устную монологическую речь учащихся;
  • способствовать формированию толерантного сознания;
  • воспитывать трепетное отношение к исторической памяти, сочувствие к жертвам геноцида.

Оборудование:
– текст И.Руденко, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация, буклет, видеоролики;
– словарь С.И.Ожегова, тексты художественных произведений, высказывания мыслителей.

Оформление доски:

– запись темы урока;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 – плакат с надписью «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ!»

Ход урока

  • Организационный момент. 
  1. Стадия вызова. Просмотр видеоролика «Сожжение книг в Германии». 

(

https://www.youtube.com/watch?v=1duXEs4dKyY

 

)

– Немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Это лишь начало. Там, где жгут книги, будут жечь и людей». Как вы понимаете эти слова?

Предполагаемые ответы уч-ся:                                                                                                          – Книга всегда была символом добра, мудрости, нравственности. Если поднялась рука на этот символ, то первый шаг к бездне уже сделан. Следующим шагом будет разрешение  покушения на человеческую жизнь.

– Книги очень важны для умственного, духовного развития. Если кто-то соглашается с сожжением книг, он теряет свой духовный мир, а значит,  может посягнуть и на самое ценное в мире – человеческую жизнь.

-Да, ребята, прошло совсем немного времени, и в печах концлагерей оказались люди…

–  Как вы поняли причины этого исторического события – сожжения книг, или праздника костра, как его называли? Почему сжигали? Чего боялись? Что хотели уничтожить? Только ли книги?      

Предполагаемые ответы учащихся:

– Возможно, нацисты боялись того света знаний, света добра, что несут в себе книги.

-Боялись того, что люди прочитают в книгах что-то несогласное с политикой фашизма.

– Боялись того, что читающий человек – это мыслящий человек. А мыслящего труднее склонить на свою линию.

– Книги – это связь времён, это уроки истории, это память человеческая. Её тоже хотели уничтожить.

– Что такое память? Объясните значение слова. Сверьте с толковым словарём.

Предполагаемые ответы учащихся:

– Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально.

-Какая бывает память? 

(Индивидуальная, коллективная, историческая. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.)

– В чём может сохраняться память? 

(В фотографиях, письмах, документах, воспоминаниях очевидцев, вещах, памятниках…)

  1. Реализация домашнего задания.

–Дома вы должны были подготовить  рассказ о событии, увековеченном в одном из памятников нашего города. Предоставляю вам слово.

  1. Стадия размышления.

– В своих выступлениях вы рассказывали о том, что было когда-то, а живём мы … (сейчас). 

– Представьте себе, что человек потерял индивидуальную память. Страшно ли, опасно ли это для него?

(Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.)

– А если потерять коллективную память, историческую память народа? 

(1-е мнение: – Это очень страшно – человек, не помнящий свою историю, способен повторить все ранее совершённые ошибки.)

(2-е мнение: – Может, и не так это плохо. Мы забудем страшные события, и нам станет легче жить.)

– У нас прозвучали разные  мнения. Попробуем сформулировать проблему урока. 

 (Проблема исторической памяти.)

– Исходя из проблемы, поставим цель урока 

(Найти ответ на вопрос, нужно ли сохранять историческую память? Нужно ли помнить историю?)

– Ответить на этот вопрос нам поможет текст из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, ведь слово – это тоже память. 

– Работая над ним, мы попробуем создать свою книгу – книгу размышлений выпускника, книгу нашей памяти (раздаёт учащимся листы бумаги в виде страниц будущей книги).

  1. Работа с текстом

Текст:  https://saharina.ru/articles/ege-rus-text-rudenko-i-2?ysclid=llqppu5w3y841717965

  • Чтение текста.
  1. Смысловой анализ текста проводится через приём «Тонких и толстых вопросов» – представитель одной группы учащихся задаёт вопрос другой группе.

Возможные вопросы:                                                                                                   

     – Как бы вы озаглавили текст? Какие мысли, чувства он у вас вызвал? Какие плакаты встретились автору и его спутнику? Как они отнеслись к нарисованному на плакатах? Чем объясняется разница в восприятии, на ваш, взгляд? Чья цитата приводится в тексте? С какой целью? Что означает слово «ёрничать»?

  • Формулировка проблемы  текста. 

(Учащиеся записывают  индивидуально своё мнение, потом в группах обсуждают варианты и дают лучший ответ от группы.)

Примерные формулировки проблемы:                                                                                           – Автор поднимает проблему отношения к исторической памяти.                                               – Память истории… Важна ли она? Как относиться к давно минувшим событиям?                                                                                                                                                 – Можно ли переводить в шутку драматические события истории?

  • Комментарий к проблеме текста.

– Какие вопросы можно осветить в комментарии? 

(Ответы учащихся)

  1. – Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос … (что автор думает по данной проблеме?)

(Находим в тексте подходящие цитаты и отвечаем.)

  • Высказывание и аргументация собственного мнения по проблеме. 

Учитель:

– Выразите собственное мнение по данной проблеме и запишите его на странице нашей книги памяти (у каждого ученика своя страничка).                                                          – Аргументируйте собственное мнение по проблеме.                                     
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести? (Два – один из литературы, другой – из жизненного опыта)                                                                                                                        – Подбираем литературные аргументы. 

(На это задание две минуты –  в группах – «Мозговой штурм», каждый участник предлагает своё произведение. Затем озвучивают подобранные аргументы. Другие учащиеся  записывают в «Книгу» предложенные аргументы.)

  • Работа с афоризмами. 

(Проходит в виде дискуссии с опорой на другие известные  афоризмы.                             Учащиеся фиксируют в «Книге» понравившиеся мысли.)

 Первый предложенный для обсуждения афоризм: «Прошлое – это как пустая консервная банка, которую тащишь за собой на верёвочке. Идти не мешает, но постоянно отвлекает дребезжащими звуками». 

Второй предложенный афоризм: «В цепочке памяти не должно быть слабого звена – забвения».

  • Аргументация из жизненного опыта.

В ходе дискуссии предполагается прийти к следующему выводу:

– Память нельзя продавать. Боль нельзя продавать. Совесть нельзя продавать. Душу нельзя продавать. То, чем человек отличается от зверя, нельзя продавать. 

Учитель:

– Вспомним, как выглядит памятник сожжённым книгам. (Ответы) 

– Какой метафорический смысл он несёт, на ваш взгляд? (Пустота подсвечивается снизу, подчёркивая основную идею композиции – сожжение книг не уничтожило свет знаний, свет добра, не уничтожило память человеческую.)

  1. Стадия рефлексии.

Учитель: 

– Что вы поняли, ребята, из урока? К какому выводу пришли?   Запишите на своей странице «Книги».

(Учащиеся зачитывают сформулированные выводы и отдают свою страницу книги для скрепления.)

Учитель:

– В нашей книге пока только несколько  страниц. Продолжить её вы сможете, работая дома над  сочинением-рассуждением по  тексту И.Руденко. 

– А ещё книгу памяти могут продолжить наши добрые дела. 

– Спасибо всем за урок! Добра, мира, терпения и милосердия вам! Надеюсь, каждый из вас осознал, как важно поставить запятую в нужном месте в этой фразе: «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ!»                                                            

(Обращается к плакату на доске и ставит свою запятую)