Тема урока: «Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку»
Цель: формирование способности к самовыражению в речи.
Задачи:
- учить излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов, создавать текст-рассуждение на нравственную тему;
- развивать письменную и устную монологическую речь учащихся;
- способствовать формированию толерантного сознания;
- воспитывать трепетное отношение к исторической памяти, сочувствие к жертвам геноцида.
Оборудование:
– текст И.Руденко, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация, буклет, видеоролики;
– словарь С.И.Ожегова, тексты художественных произведений, высказывания мыслителей.
Оформление доски:
– запись темы урока; – плакат с надписью «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ!»
Ход урока
- Организационный момент.
- Стадия вызова. Просмотр видеоролика «Сожжение книг в Германии».
(
https://www.youtube.com/watch?v=1duXEs4dKyY
)
– Немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Это лишь начало. Там, где жгут книги, будут жечь и людей». Как вы понимаете эти слова?
Предполагаемые ответы уч-ся: – Книга всегда была символом добра, мудрости, нравственности. Если поднялась рука на этот символ, то первый шаг к бездне уже сделан. Следующим шагом будет разрешение покушения на человеческую жизнь.
– Книги очень важны для умственного, духовного развития. Если кто-то соглашается с сожжением книг, он теряет свой духовный мир, а значит, может посягнуть и на самое ценное в мире – человеческую жизнь.
-Да, ребята, прошло совсем немного времени, и в печах концлагерей оказались люди…
– Как вы поняли причины этого исторического события – сожжения книг, или праздника костра, как его называли? Почему сжигали? Чего боялись? Что хотели уничтожить? Только ли книги?
Предполагаемые ответы учащихся:
– Возможно, нацисты боялись того света знаний, света добра, что несут в себе книги.
-Боялись того, что люди прочитают в книгах что-то несогласное с политикой фашизма.
– Боялись того, что читающий человек – это мыслящий человек. А мыслящего труднее склонить на свою линию.
– Книги – это связь времён, это уроки истории, это память человеческая. Её тоже хотели уничтожить.
– Что такое память? Объясните значение слова. Сверьте с толковым словарём.
Предполагаемые ответы учащихся:
– Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально.
-Какая бывает память?
(Индивидуальная, коллективная, историческая. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.)
– В чём может сохраняться память?
(В фотографиях, письмах, документах, воспоминаниях очевидцев, вещах, памятниках…)
- Реализация домашнего задания.
–Дома вы должны были подготовить рассказ о событии, увековеченном в одном из памятников нашего города. Предоставляю вам слово.
- Стадия размышления.
– В своих выступлениях вы рассказывали о том, что было когда-то, а живём мы … (сейчас).
– Представьте себе, что человек потерял индивидуальную память. Страшно ли, опасно ли это для него?
(Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.)
– А если потерять коллективную память, историческую память народа?
(1-е мнение: – Это очень страшно – человек, не помнящий свою историю, способен повторить все ранее совершённые ошибки.)
(2-е мнение: – Может, и не так это плохо. Мы забудем страшные события, и нам станет легче жить.)
– У нас прозвучали разные мнения. Попробуем сформулировать проблему урока.
(Проблема исторической памяти.)
– Исходя из проблемы, поставим цель урока
(Найти ответ на вопрос, нужно ли сохранять историческую память? Нужно ли помнить историю?)
– Ответить на этот вопрос нам поможет текст из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, ведь слово – это тоже память.
– Работая над ним, мы попробуем создать свою книгу – книгу размышлений выпускника, книгу нашей памяти (раздаёт учащимся листы бумаги в виде страниц будущей книги).
- Работа с текстом
Текст: https://saharina.ru/articles/ege-rus-text-rudenko-i-2?ysclid=llqppu5w3y841717965
- Чтение текста.
- Смысловой анализ текста проводится через приём «Тонких и толстых вопросов» – представитель одной группы учащихся задаёт вопрос другой группе.
Возможные вопросы:
– Как бы вы озаглавили текст? Какие мысли, чувства он у вас вызвал? Какие плакаты встретились автору и его спутнику? Как они отнеслись к нарисованному на плакатах? Чем объясняется разница в восприятии, на ваш, взгляд? Чья цитата приводится в тексте? С какой целью? Что означает слово «ёрничать»?
- Формулировка проблемы текста.
(Учащиеся записывают индивидуально своё мнение, потом в группах обсуждают варианты и дают лучший ответ от группы.)
Примерные формулировки проблемы: – Автор поднимает проблему отношения к исторической памяти. – Память истории… Важна ли она? Как относиться к давно минувшим событиям? – Можно ли переводить в шутку драматические события истории?
- Комментарий к проблеме текста.
– Какие вопросы можно осветить в комментарии?
(Ответы учащихся)
- – Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос … (что автор думает по данной проблеме?)
(Находим в тексте подходящие цитаты и отвечаем.)
- Высказывание и аргументация собственного мнения по проблеме.
Учитель:
– Выразите собственное мнение по данной проблеме и запишите его на странице нашей книги памяти (у каждого ученика своя страничка). – Аргументируйте собственное мнение по проблеме.
– Вспомним, что такое аргумент? (Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения).
– Сколько аргументов вы должны привести? (Два – один из литературы, другой – из жизненного опыта) – Подбираем литературные аргументы.
(На это задание две минуты – в группах – «Мозговой штурм», каждый участник предлагает своё произведение. Затем озвучивают подобранные аргументы. Другие учащиеся записывают в «Книгу» предложенные аргументы.)
- Работа с афоризмами.
(Проходит в виде дискуссии с опорой на другие известные афоризмы. Учащиеся фиксируют в «Книге» понравившиеся мысли.)
Первый предложенный для обсуждения афоризм: «Прошлое – это как пустая консервная банка, которую тащишь за собой на верёвочке. Идти не мешает, но постоянно отвлекает дребезжащими звуками».
Второй предложенный афоризм: «В цепочке памяти не должно быть слабого звена – забвения».
- Аргументация из жизненного опыта.
В ходе дискуссии предполагается прийти к следующему выводу:
– Память нельзя продавать. Боль нельзя продавать. Совесть нельзя продавать. Душу нельзя продавать. То, чем человек отличается от зверя, нельзя продавать.
Учитель:
– Вспомним, как выглядит памятник сожжённым книгам. (Ответы)
– Какой метафорический смысл он несёт, на ваш взгляд? (Пустота подсвечивается снизу, подчёркивая основную идею композиции – сожжение книг не уничтожило свет знаний, свет добра, не уничтожило память человеческую.)
- Стадия рефлексии.
Учитель:
– Что вы поняли, ребята, из урока? К какому выводу пришли? Запишите на своей странице «Книги».
(Учащиеся зачитывают сформулированные выводы и отдают свою страницу книги для скрепления.)
Учитель:
– В нашей книге пока только несколько страниц. Продолжить её вы сможете, работая дома над сочинением-рассуждением по тексту И.Руденко.
– А ещё книгу памяти могут продолжить наши добрые дела.
– Спасибо всем за урок! Добра, мира, терпения и милосердия вам! Надеюсь, каждый из вас осознал, как важно поставить запятую в нужном месте в этой фразе: «ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМНИТЬ!»
(Обращается к плакату на доске и ставит свою запятую)