Семинар- практикум: «Современные подходы к разработке коррекционного занятия учителя – дефектолога: структура и содержание»

ФИО: Рябчикова Н.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2366
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Семинар- практикум: «Современные подходы к разработке коррекционного занятия учителя - дефектолога: структура и содержание»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 1 компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников  г. Орска»

Семинар – практикум

 

Тема: «Современные подходы к разработке  коррекционного занятия  учителя – дефектолога: структура и содержание»

 

                                                                                     Выполнил: 

                                                                                        учитель-дефектолог 

                                                                                        высшей категории

                                                                                        Рябчикова Н.Г

                                                                                       

Категория детей с ЗПР довольно разнообразна, требующая высокоорганизованного процесса обучения и воспитания. Коррекционное занятие – основная форма организации учебно-воспитательной работы в дошкольном  учреждении. Коррекционное занятие имеет логически законченную, целостную ограниченную временными рамками систему. В нем представлены почти все основные элементы коррекционно-образовательного процесса: задачи, содержание, средства, методы, организация. Качество занятия зависит от правильного определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания. Коррекционную направленность занятий определяет  также дифференцированный и индивидуальный подход к учебно-воспитательной и коррекционной работе. При построении коррекционного занятия, необходимо определить на каком уровне ребенок будет усваивать предлагаемый материал:

  • на уровне взаимодействия в процессе совместных с учителем-дефектологом действий;
  • на уровне взаимодействия с помощью полусопряженных (частично совместных) с учителем-дефектологом действий;
  • на уровне применения знаний по образцу;
  • на уровне речевой инструкции.

Содержание коррекционного занятия учителя-дефектолога разрабатывается на основе требований   адаптированной образовательной Программы ДО для детей с ЗПР по данному разделу, с учетом уровня сформированности учебно-познавательной деятельности детей. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. Учитель-дефектолог использует на занятии как традиционные, так и нетрадиционные (специальные коррекционные) методы обучения дошкольников с ЗПР.                       К традиционным  методам относятся:                    

  • словесные (рассказ педагога, вопросы, объяснение, беседа, чтение художественной литературы).

При использовании словесных методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР необходимо иметь виду, что вопросы учителя-дефектолога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным. Дети с задержкой психического развития испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

  • наглядные (наблюдение, демонстрация, рассматривание картины, репродукции)

Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Например – наблюдение применяется как целенаправленное восприятие объекта или явления и специально планируется педагогами. При их применении учителю-дефектологу следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности и концентрации восприятия и внимания. Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе. Остальные – не показываются. А также в коррекционной работе необходимо применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попробовать на вкус). Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе учителя-дефектолога, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям с ЗПР, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть четкими и доступными пониманию детей.

  •  практические (упражнение, графические работы, опыты и экспериментирование)

Из общепринятых практических методов в коррекционной работе с детьми с ЗПР наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

  • игровые  (дидактические игры, воображаемая ситуация в развернутом виде).

Применение на занятии всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату. Например, при изучении темы «Фрукты» ребенку необходимо наглядно показать фрукт, дать практически его изучить (потрогать, понюхать, попробовать на вкус, найти на ощупь) и словесно рассказать о нем.

В дополнении к традиционным методам воздействия,  мы используем и нетрадиционные  методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции. К нетрадиционным методам относятся:

  • метод  моделирования (схемы по конструированию из палочек, схемы описательных рассказов по лексическим темам, сказки в картинках и др.),
  • метод дифференцированного подхода (дифференциация заданий; постановка перед детьми посильных заданий, упражнений, предлагаемых с учетом уровня знаний, умений и навыков дошкольников и предполагающих последовательное усложнение познавательных задач),
  • метод проектной деятельности,
  • метод использования информационно-коммуникативных технологий  (информационно-обучающие компьютерные программы, мультимедийные  презентации, игры – путешествия, игры на развитие воображения, мышления, памяти; игры, обучающие математике и т.д.). 
  • музыкотерапия (воздействие музыки на ребенка).  Используется музыка  для расслабления, перевозбуждения ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

Также в соответствие с новыми образовательными стандартами учителю-дефектологу необходимо владеть арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Смысл применения технологий на занятиях состоит в возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи. 


Среди педагогических технологий необходимо выделить: 

  • технологию проблемного обучения с целью организации активной деятельности воспитанников по разрешению проблемы, активизации познавательной активности, развитие мыслительных способностей. На занятии мы используем лишь элементы проблемного обучения, такие как проблемные вопросы и проблемные ситуации. Элементы проблемного обучения   учителя-дефектологи нашего ДОУ применяют на всех этапах коррекционного занятия. 
  • Игровые технологии  

Игровую форму занятий создаем при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей  к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на коррекционных занятиях происходит по таким основным направлениям: 

– дидактическая цель ставится перед дошкольниками в форме игровой задачи;
– обучение  подчиняется правилам игры;  
– в содержание занятия вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
– успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. 

Игровая деятельность на занятии положительно влияет на формирование многих психических процессов воспитанников с ЗПР. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Ребенок во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.  В игре и через игровое общение у ребенка проявляется потребность адекватно воспринимать происходящее. В коррекционные занятия  учителя-дефектологи включают различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки. Особый интерес у детей вызывают задания, в которых участвуют герои сказок или мультфильмов, очень интересны игры-путешествия.  

  • Здоровьесберегающие  технологии (дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, различные виды массажа (самомассажа) кистей рук, пальцев, физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, «Су-Джок» терапия). 

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

При этом учитель-дефектолог должен помнить о возрастных особенностях детей, об отклонениях в развитии, характерных для той или иной категории проблемных детей. Необходимо применять такие методические приемы, которые привлекают внимание, заинтересовывают каждого ребенка с ЗПР. Проблемные дети пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Педагогу необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

Современное содержание специального образования детей с особыми образовательными потребностями определяют ряд обязательных требований к коррекционному занятию, которые необходимо учитывать при построении структуры занятия:

  1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта.
  2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования.  
  3. В занятиях должна прослеживаться системность.
  4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения развития проблемного ребенка и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
  5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия), так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  • включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т.д.);
  • рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т.д.;
  • игры с песком (пескотерапия);
  • игры с водой (водотерапия);
  • игры с куклами (куклотерапия) и т.д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

  • занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие.
  • включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий.
  • изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями.  
  • Коррекционное занятие должно быть эмоционально окрашено: эмоциональные установки на положительную работу, рефлексия, музыкальные паузы, игровые приемы работы, владение учителем-дефектологом приемами повышения активности и т.д.

Структура коррекционного занятия состоит из трех основных частей, каждая из которых решает определённые задачи и имеет свою подструктуру.

Структура коррекционного занятия:

  1. Вводная часть
  2.  Основная часть
  3.  Заключительная часть 
  1.       Вводная часть

                 I.I.       Вовлечение детей в деятельность  

                 I.II.      Мотивация деятельности детей 

                 I.III.     Целеполагание (целевая установка)  

 I.IV.      Проектирование, решений проблемной ситуации 

Вводная часть  I.I.   Вовлечение детей в деятельность  

Главная цель данного этапа ОД – переключение или привлечение внимания детей, активизация психической деятельности воспитанников, снятие напряжения, создание у ребят определенного положительного эмоционального фона. Для привлечения внимания детей учитель-дефектолог может использовать различные методы: создать  интригу, использовать «эффект неожиданности» (сюрприз), обыграть заранее  спланированную  ситуацию и т.д.  

Вводная часть I.II.  Мотивация деятельности детей

Цель данного этапа занятия – создать условия увлеченности, направить усилия детей на осознанное освоение и приобретение знаний и умений.
Учитель-дефектолог просто обязан предоставлять детям с проблемами в развитии «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время,  своим мастерством увлечь детей за собой. Необходимо создать мотивацию и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. (Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа). 

Вводная часть I.III.    Целеполагание (целевая установка)   

Цель данного этапа ОД – четко определить с детьми образ желаемого результата. Учитель-дефектолог помогает детям сформулировать цель деятельности или формулирует цель самостоятельно с учетом личного опыта детей. При постановке целей важно учитывать следующее:                                               – цели  должны  быть  сформулированы четко и конкретно;                                              –    цели должны быть понятны всем воспитанникам (это очень важно для ребенка с ОВЗ).  

Вводная часть I.IV.      Проектирование, решений проблемной ситуации

Цель  данного  этапа  ОД  –  создать условия  для  самостоятельного определения детьми различных вариантов решения проблемы. Учитель-дефектолог совместно с детьми выдвигает различные варианты решения проблемы  («Что сделать?»), а затем: 

–   принимает любые ответы детей, не оценивая их, 

–   предлагает свою идею для детской критики; 

– создает ситуацию,  при  которой дети могут  осуществить  самостоятельный выбор того или иного варианта решения проблемы. 

Такой прием позволяет дошкольникам с ЗПР не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре. 

 

  • Основная часть

                     II.I.  Подготовительный этап

                    II.II. Формирующий этап

                   II.III. Этап самостоятельной работы

Цель  данного  этапа  занятия  –  достижение  цели  через  совместную  и 

самостоятельную  умственную и практическую деятельность; решение поставленных к занятию коррекционно-развивающих задач.    

Данный этап ОД включает: 

II.I.  Подготовительный этап

Задача: актуализировать базисные умения, от которых зависит процесс формирования нового умения (согласно поставленным к занятию задачам).

 

II.II. Формирующий этап

Задача: формировать отсутствующее или недостаточно развитое умение в «проблемной» области развития.

 

II.III. Этап самостоятельной работы дошкольников

Задача: выявлять состояние сформированности умений, над которыми работали на занятии.

Выполнение действий (заданий), направленных на достижение цели: 

– актуализация ранее приобретенных знаний 

– добывание (сообщение и приятие) нового знания 

– самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания (выявление состояния сформированных умений над которыми работали на занятии) 

В процессе деятельности учитель-дефектолог: 

–  использует  разнообразные  методы  обучения для  повышения  эффективности  и  поддержания  интереса детей к  деятельности;  

– создает условия для осмысления детьми каждого шага (спрашивает детей: «Зачем, почему ты это делаешь?»); 

– поощряет содержательное общение; 

– провоцирует обсуждение возникающих проблем;  

– учит детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним, как к естественному процессу: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»; 

–  осуществляет  индивидуализацию  обучения  –  минимальная  помощь,  советы,  напоминания,  наводящие  вопросы,  показ, дополнительное объяснение и др.
На протяжении всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) учитель-дефектолог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» – это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие».

III. Заключительная часть

                       III.I.  Анализ результатов деятельности 

                      III.II.  Подведение итогов 

                     III.III. Определение перспективы дальнейшей деятельности 

Цель данного этапа занятия – сопоставление результата деятельности  с целью.

Задачи:

  • развитие рефлексивных умений у воспитанников;
  •  выявление эмоционального состояния детей.
  1. Анализ результатов деятельности. 

Учитель-дефектолог задает детям с ЗПР вопросы:  «Зачем вы все это делали?», чтобы понять, осознал ли ребенок цель; «Что хотели  сделать?…Что  получилось?» –  направляет  детей  на  сопоставление результата  деятельности  с  поставленной  в начале занятия цель,    привлекает  воспитанников с проблемами в развитии к  оценке  и  самооценке результатов деятельности.
II.  Подведение итогов.

На данном этапе  ОД учитель-дефектолог: 

    • высказывает одобрение по поводу дружной работы детей;  
  • находит, кого за что похвалить (не только за результат, но и за 

деятельность в процессе)

III. Определение перспективы дальнейшей деятельности.

Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.). На данном этапе занятия учитель-дефектолог и дети  совместно обсуждают возможности использования результата деятельности, в том числе приобретенных новых знаний в дальнейшем (изготовление книги,  коллажа; фоторепортаж; запись интервью; использование изготовленных поделок в самостоятельной игровой деятельности; составление тематического альбома (в том числе с привлечением родителей) и др.).  Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности (можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное – это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия).

Еще один структурный элемент ОД – физминутка. В процессе занятия необходимо проводить физминутку. Цель проведения физминутки – повысить или удержать умственную работоспособность детей с ЗПР на занятии, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки. Наиболее благоприятным временем для проведения физминутки  считается переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда учитель-дефектолог замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно.

Говоря о содержании коррекционного занятия учителя – дефектолога необходимо сказать и об организации индивидуальной работы на занятии. Индивидуализация обучения детей с особыми образовательными возможностями в структуре   занятия – задача нелегкая.

Во-первых, перед началом любого занятия учитель – дефектолог должен четко представить, какое практическое умение будет отрабатываться и каковы индивидуальные особенности ребенка.

Во-вторых, на занятии  должен использоваться материал различной степени сложности, учитывающий интересы и возможности разных категорий детей с ЗПР.

В-третьих, на  занятии должна просматриваться самостоятельная работа с различной степенью трудностей практического характера, но подчиненная общему содержанию работы на занятии.

В-четвертых, на занятии необходимо в предметно-практической и коммуникативной деятельности базироваться на умениях прошлых занятий, внося коррективы к уже имеющимся умениям воспитанников.

 

Таким образом, грамотно разработанное учителем-дефектологом содержание коррекционного занятия с использованием традиционных и  нетрадиционных методов обучения и современных образовательных технологий  не только облегчает труд педагога, но и создает более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка с ЗПР, повышается мотивация детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, это все будет способствовать его успешной социализации в обществе.

 

.