Сценарий мастер – класса по созданию шумовых эффектов в радиоспектакле для детей школьного возраста.

ФИО: Лукьянова М.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2369
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Сценарий мастер – класса по созданию шумовых эффектов в радиоспектакле для детей школьного возраста.
Итоговая оценка: 2 место,  75 баллов(-а)



Северное управление министерства образования и науки Самарской области государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»     имени Героя Советского Союза В.В. Субботина пос. Серноводск

муниципального района Сергиевский Самарской области

 (ГБОУ СОШ «ОЦ» пос. Серноводск)

Сценарий мастер – класса по созданию шумовых эффектов в радиоспектакле для детей школьного возраста.

                                                                                            Лукьянова М. А.

(ФИО учителя-разработчика)

Март, 2023 г. 

 

Цель: Создать условия для оказания помощи детям в приобретении практических приемов для организации шумового оформления радиоспектакля. 

Задачи: 

Научить детей создавать шумовые эффекты из различных предметов.

– Пробудить интерес детей к созданию собственных шумовых эффектов из различных предметов.

Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие детей. 

Алгоритм: 

Знакомство с радиоспектаклем: просмотр видеоролика.

– Показать приемы игры на различных предметах для создания шумовых эффектов.

– Практическим путём освоить приемы игры на различных предметах для создания шумовых эффектов.

Выбор предметов для создания шумовых эффектов, чтобы озвучить текст.

– Выделение в тексте пауз для звукоподражания.

– Распределение ролей среди детей, актерская проба.

– Показ и озвучивание текста.

–  Аудиозапись шумовых эффектов с помощью телефона.

Методические рекомендации:

– Текст должен быть выучен так, чтобы можно было рассказывать почти наизусть.

– Определите, какие предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста.

– Игра с помощью предмета должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

– Предмет берите в руки только для игры и затем откладывайте.

– Предмет игры  должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите текст.

– Выбирая текст для радиоспектакля, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объему.

– Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или

сказочки, смысловые акценты и паузы в тексте.

– Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным

сигналом.

– Взрослый должен подготовить указания для игры на предметах заранее, в то же

время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребенка, его

творческую инициативу.

– Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно

было ярким, оригинальным.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки, телефон, воздушные шары, полотенце, чашка, крупы: горох, рис, гречка для звучания, пластиковые бутылки, металлические крышки, деревянные ложки, упаковка из под яиц, бутылка с водой, тарелка, пластиковое яйцо, посох дождя, зонт, газета.  

Ход мастер- класса:

Просмотр видеоролика.

Здравствуйте! Уважаемые ребята! Приглашаю

вас на мастер- класс по созданию шумовых эффектов в радиоспектале. 

 

Создание радиоспектакля это крайне интересная область творчества, в которой происходит слияние нескольких видов искусств – режиссура звука, театр, музыка. Радиоспектакль – это не просто запись спектакля, как это было популярно в свое время. Это отдельный вид искусства. Здесь по-другому работает звукорежиссёр, актер, по-другому внедряется музыка и звук улицы, быта, природы, звук окружающего мира.

 Шумовое оформление радиоспектакля должно гармонично вписаться в уже готовую речь: по темпу, эмоциям, форме, содержанию и, как вывод, драматургии.

Шумы зачастую более конкретны и информативны, чем музыка, поэтому без труда расширяют пространство, вырисовывают эпоху или иллюстрируют событие. При хорошо подобранных шумах мы можем “увидеть” в своем воображении поезд почти так же отчетливо, как если бы его показали на экране или сцене (именно поэтому в радиоспектаклях “важные шумы” имеют больший уровень громкости, чем в повседневной жизни).

Шумовые эффекты могут быть использованы в качестве “мостика”, соединяющего те или иные сцены, а также для обозначения прохождения времени. Отъезжающий автомобиль, затем, в течение нескольких секунд, ровное гудение мотора и, наконец, пропадание звука вдалеке. Затем все усиливающийся шум мотора, и в течение нескольких секунд он слышен очень близко; после чего машина со скрежетом останавливается.

Шумовое оформление используется таким образом, что дает слушателю полное представление, будто прошло определенное время.

 Ребята, сейчас я буду показывать вам приемы игры на различных предметах для создания шумовых эффектов, а вы будете повторять за мной.

  • Сердцебиение с помощью кухонного полотенца.
  • Шум дождя с помощью круп: рис, перловка, гречка.
  • Стук копыт лошади с помощью пластикового яйца.
  • Взмахи крыльев птицы в полёте — открытие и закрытие зонта.
  • Скрип двери при помощи коробки из под яиц, воздушного шара.
  • Кваканье лягушки с помощью мокрой чашки.
  • Треск костра — сжатие рукой газеты.

 

Ребята, а сейчас вам нужно создать с помощью различных предметов шумовые эффекты для радиоспектакля самостоятельно. Перед вами представлен текст. Прочитайте и определите, какие предметы, а также звукоподражания подойдут для шумового оформления текста. Распределите роли между собой. Игра с помощью предмета должна звучать в паузах, иллюстрируя текст. Предмет берите в руки только для игры и затем откладывайте. Предмет игры  должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите текст. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Показать озвучивание текста. Сделать аудиозапись шумовых эффектов с помощью телефона. Приступайте к работе. 

Заключительная часть:

С пользой прошёл наш мастер-класс?

Готовы ли вы к творческому применению данной

идеи?

Хочу подарить всем участникам мастер – класса

рекомендации по созданию шумового

оформления радиоспектакля.

Спасибо всем за сотворчество, успехов в работе.