Роль наставника-педагога в мотивации студентов на обучение

ФИО: Кобылкевич Е.Ю.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2370
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Роль наставника-педагога в мотивации студентов на обучение
Итоговая оценка: 1 место,  83 баллов(-а)



РОЛЬ НАСТАВНИКА-ПЕДАГОГА В МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОБУЧЕНИЕ

Кобылкевич Елена Юрьевна,

КГА ПОУ «ДИТК»

преподаватель

Аннотация: в статье рассматривается роль наставника-педагога в мотивации обучающихся на успешное обучение: виды и способы формирования, модели внедрения.

Ключевые слова: наставник-педагог, мотивация на обучение.

Для вновь прибывших студентов вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту стратегическую задачу помогает создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления будущего специалиста, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. В этой системе отражена жизненная необходимость обучающему получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему теоретическую и практическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Задача педагога-наставника – помочь студенту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные умения. Педагог-наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в группе среди одногруппников. Но самое главное – это желание обучающегося к совместной результативной работе.

Наставничество является двусторонним процессом. Основным условием эффективного обучения наставником-педагогом профессиональным знаниям, умениям и навыкам является его готовность к передаче опыта. А основное условие эффективного обучения студента – его желание, потребность принять предоставляемую информацию и передачу практических навыков наставником. Для работы с обучающимся педагог-наставник должен обладать определенными качествами: быть в курсе последних достижений науки, постоянно совершенствовать средства и методы, используемые в учебном процессе; обладать способностью нестандартно, творчески организовывать процесс наставнической поддержки; предоставлять простор для самостоятельной деятельности; уметь эффективно организовывать общение, понимать другого человека, принимать чужие позиции, ценить чужие чувства; уметь диагностировать, анализировать и контролировать деятельность студента; быть образцом для подражания, как в плане межличностных отношений, так и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности; разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи, с учетом его индивидуальных особенностей.

Педагог-наставник в любой затруднительной ситуации для студента должен найти слова ободрения и поддержки, помочь ему найти правильное педагогическое решение данной проблемы. Между наставником и обучающимся должна быть налажена обратная связь. Примером могут послужить периодические доверительные беседы, в которых необходимо помочь сохранить интерес к профессии, мотивировать студента.

Наставнику важно уметь замечать и позитивно отмечать даже незначительные достижения наставляемого. На этапе подготовки необходимо развить это свойство в наставнике на его собственном примере. Педагог предлагает студентам заполнить таблицу из 15 достижений. Включая в них не только общепризнанные (сертификаты, дипломы), но и личностные. После заполнения выделяются 10 минут на рефлексию, наставник проговаривает выбор достижений, их значимость.

Таблицу можно заполнить как самостоятельно, так и провести общую устную работу с группой.

Мои достижения Какие качества помогли мне? Что я почувствовал в этот момент?

Формирование мотивации у обучающихся является одной из центральных проблем среднего профессионального образования. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у студентов приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов.

Одним из действительно работающих способов формирования внутренней мотивации обучающихся является использование на уроках формирующего оценивания, так как именно оно позволяет сосредоточиться прежде всего на развитии обучающихся, то есть на сравнении его успехов с прежними достижениями, нацелено на определение индивидуальных достижений. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного студента, призвана выявить пробелы в освоении обучающимися элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

В своей работе хотелось бы более подробно рассмотреть особенности мотивации к обучению у обучающихся подросткового возраста. Выделение и описание особенностей мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте позволит педагогу грамотно организовать образовательный процесс и подобрать мероприятия, направленные на формирование адекватной мотивации к учебной деятельности.

Преподаватель знает, что студента нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы обучающихся надо формировать и развивать. Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке, к будущей профессии. Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития обучающегося, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала. Интерес обучающегося к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги-классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к профессии. Интерес к профессии осознается обучающимися раньше, чем другие мотивы, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Из этого, конечно, не следует, что обучать студентов нужно лишь тому, что им интересно. Познание – труд, требующий большого напряжения. Поэтому необходимо воспитывать у обучающихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. Но одновременно нужно стремиться облегчить им процесс познания, делая его привлекательным.

Форма по окончании программы наставничества

Часто Средне Редко Никогда
1. У меня появилось желание чаще принимать участие в олимпиадах и конкурсах
2. Мне стало легче готовиться к олимпиадам и конкурсам
3. Я хочу принять участие в олимпиадах и конкурсах, в которых ранее не принимал участие
4. Я понимаю, зачем мне нужно участвовать в олимпиадах и конкурсах

Правильный стиль отношений с обучающимися – основа успеха педагогической деятельности. 

Итак, формирование познавательного интереса обучающихся к предмету и профессии – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между преподавателем и обучающимися. В своей работе часто привлекаю студентов к участию в различных профессиональных конкурсах, олимпиадах и конференциях различного уровня. Очень радует высокие результаты участия, все это помогает студенту почувствовать себя успешным, пополнить личное портфолио и стать кандидатом в получении губернаторской или Правительственной стипендии (Приложение 1).

Желание участвовать в программе по поддержке другого человека в течение длительного времени. У наставников имеется искреннее желание быть частью жизни других людей, чтобы помочь им в принятии трудных решений, в вопросах саморазвития и наблюдать, как они становятся лучше.
Уважение к личности, ее способностям и праву делать собственный выбор в жизни. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Бакшаева, Н. А. Психология мотивации студентов: учебное пособие Текст. / Н. А. Бакшаева, А. А. Вербицкий. М.: Логос, 2006. – 184 с.
  2. Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. // Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 2000. – 351с.

Интернет-источники:

  1. Лучшие практики наставничества в образовательных организациях. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://beliro.ru/uploads/attachedfiles/3803/luchshie-praktiki-nastavnichestva.pdf 
  2. Модель формирования мотивации учебной деятельности у студентов младших курсов при обучении физике. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/model-formirovaniya-motivatsii-uchebnoy-deyatelnosti-u-studentov-mladshih-kursov-pri-obuchenii-fizike/viewer  
  3. Мотивация на обучение: виды и способы формирования, модели внедрения. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/motivatciya_na_obuchenie_vidi_i_sposobi_formirovaniya_102326.html   

Приложение 1