Игротека – инновационная форма работы учителя – логопеда с родителями ребенка с ОВЗ.

ФИО: Крутских В.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2372
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Игротека – инновационная форма работы учителя – логопеда с родителями ребенка с ОВЗ.
Итоговая оценка: 1 место,  92 баллов(-а)



Крутских Вероника Анатольевна,

учитель – логопед

МАОУ «Гимназия № 16» СП «Детский сад»

Пермский край г. Кунгур

 

Игротека – инновационная форма работы

учителя – логопеда  с родителями ребенка с ОВЗ.

Обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, в том числе  и ребенка с ограниченными  возможностями  здоровья,  является одной из целей ФГОС.

Также в соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».

Одним из существенных факторов повышения результативности работы педагогов является включение в нее родителей, других членов семьи. Американский писатель и журналист Томас Харрис писал:   «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».                                 

В период дошкольного детства семья оказывает решающее воздействие на ребенка, в том числе посещающего дошкольное учреждение. Опора на семью, серьезный настрой родителей на проведение в семье необходимых мероприятий коррекционной направленности значительно пополняют репертуар возможностей воспитателя.

Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определённых вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.

Задача педагогов в работе с детьми с ОВЗ состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями, умениями и некоторыми приемами преодоления нарушений, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

С целью повышения эффективности логопедического воздействия применяю в своей практике такую форму работы, как игротека. 

Особое внимание уделяю детям с особенностями в развитии. Как правило, эти воспитанники помимо речевых нарушений имеют нарушения эмоционально-личностной сферы, психических процессов. Игра преподносится ребенку как интересное времяпровождение, а не утомительное, неинтересное проговаривание речевого материала. 

Игровой метод обучения способствует установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения, созданию непринужденной, заинтересованной обстановки, В игровой деятельности формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, раскрывается индивидуальность ребенка, развиваются творческие способности детей. В дидактической игре ее замысел, правило, действие и включенная в нее умственная задача представляют собой единую систему формирующих воздействий. 

Дидактические игры повышают умственную активность, совершенствуют звуковую культуру, формируют просодические элементы, активизируют и обогащают словарный запас, повышают эмоциональную активность. Игровые приёмы освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста длительной неподвижности на логопедическом занятии и помогают чередовать виды речевой деятельности. В процессе дидактических игр у детей воспитывается неторопливый темп речи, ее звучность и выразительность; совершенствуется звукопроизношение, слово и фразообразование, увеличивается словарный запас. Игра является не только главной сферой самовыражения для ребёнка, но и базой для развития речи. А самое главное – вместе с ним играют мамы и папы!

Цель игротеки. Повышение компетентности родителей по вопросу коррекции речи дошкольников через игровую деятельность. 

Задачи:

  • обучать родителей способам применения различных видов игровых средств обучения; организация на их основе развивающих игр и игрового взаимодействия с детьми;
  • консультировать  родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания, формированию оптимального состава игровых средств обучения, правилам их выбора;
  • познакомить родителей с современными видами игровых средств обучения.

Работа по методике игротеки предполагает как индивидуальную форму, так и групповую, с детьми и родителями.

Индивидуальная игротека проводится в случаях необходимости оказать адресную поддержку и помощь ребенку, семье в вопросах развития и коррекции речи ребенка. Такая форма работы способствуют созданию условий для ощущения ребенком своей успешности; более глубокому подходу к подбору игр и оптимальных параметров игрового взаимодействия с ребенком, учитывающих его речевые  возможности; содействуют гармонизации развития личности ребенка, формированию его самостоятельности и уверенности в  речевом общении.

При проведении групповой игротеки дети приобретают коммуникативные навыки; развивается их эмоционально – личностная сфера; формируются навыки саморегуляции и самоконтроля.

Материал игротеки представлен дидактическими и настольно – печатными играми разной направленности (лото, мозаики, пазлы, разрезные и парные картинки, игрушки, авторские пособия и пр.); иллюстративным материалом разной тематики. Все материалы игротеки снабжены правилами. Они предназначены для чтения детям взрослыми.

Организация работы игротеки построена таким образом, что весь материал игротеки сформирован по разделам. Каждый раздел обозначен какой – либо темой по речевому развитию, например «Играем  со словами», «Игры с ушками» и др. 

Материал игротеки используется и вне логопедического кабинета. Каждый ребёнок может взять из логопедического кабинета домой игру, в которую играли на занятии или при проведении игротеки. Домашнее задание состоит в том, чтобы научить кого – то из близких играть в эту игру. 

Таким образом, у ребёнка появляется возможность показать родителям свои достижения, потренироваться в проговаривании речевого материала в интересной форме. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным. Дети играют – потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Игротека дает возможность родителям видеть, как развиваются дети, радоваться этому вместе с ними и наслаждаться общением со своим ребенком. Педагог и родитель дают возможность каждому ребенку найти его индивидуальный, не похожий ни на чей другой, путь развития.