«Использование кинезиологических упражнений
в педагогической практике»
Последнее время, педагоги и специалисты коррекционного блока отмечают рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Работая в дошкольном образовательном учреждении в коррекционно-развивающем направлении с воспитанниками, я использую разнообразные технологии и одна из них – технология межполушарного взаимодействия. Данная технология актуальна для детей с нарушением в развитии.
Развитие головного мозга начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения ребёнка. Окончательно межполушарные связи формируются к 12-14 годам. А дошкольный возраст наиболее благоприятный период для развития мозговых структур,
Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого и правого полушария в единую работающую систему, которая формируется под влиянием генетических и средовых факторов.
Стоит напомнить, что правое полушарие гуманитарное, образное, творческое и отвечает за музыкальные и художественные способности, ориентацию в пространстве, интуицию, воображение, эмоциональность, способность понимать метафоры, обработку невербальной информации.
Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое. Отвечает за логику и память, абстрактное и аналитическое мышление, обработку вербальной информации, делает выводы.
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой. Максимальная эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребёнка происходит неправильная обработка информации и возникают сложности в обучении, а именно проблемы в запоминании, счете, в устной и письменной речи, а также в целом восприятии учебной информации. Для детей с проблемами в речевом развитии характерно нарушение межполушарного взаимодействия. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей мозга.
Многим знакома кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Особенно эффективно выполнение различных перекрестных движений с детьми дошкольного возраста, в период активного развития ребенка. Движения, пересекающие среднюю линию тела, помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие для дошкольников. Под влиянием двигательных импульсов от пальцев, включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных упражнений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему.
Простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Упражнения на развитие межполушарных связей позволяют ребёнку быстро переключиться с одной деятельности на другую, развивают память, внимание, мышление, речь, мелкую и крупную моторику. « Хорошо устроенный мозг, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (Мишель де Монтень).
На основе знакомых специалистам кинезиологических упражнений: «Кулак-ребро-ладонь», «Заяц», «Коза», «Лезгинка» и других, я разработала сказку «Про ладошки», которую использую на занятиях с воспитанниками. Такая форма выполнения упражнений наиболее приемлема для дошкольников и позволяет долго удерживать их внимание и интерес к занятию.
Жили – были две ладошки Левая и Правая. Однажды, Правая ладошка отправилась в гости. А в гостях её чаем не напоили, тортом не угостили. Рассердилась ладошка и стала кулачком. Вернулась она домой и всё рассказала Левой ладошки. Левая ладошка пошла в гости. Её тоже не угостили, чаем не напоили. Она рассердилась, кулачком стала. Вот так ладошки и менялись, одна дома ждёт, а другая в гости идёт. | Упражнения выполняются на столе. Левая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак. Правая рука около туловища, ладонь раскрыта. Руки поочерёдно меняются. |
Менялись ладошки, менялись и начали спорить. Ладошка, которая стала кулачком начала стучать: «Я сердитая и я главная!». Другая ладошка гладила и говорила: «Нет, я главная, потому что добрая». | Одна рука сжата в кулак, стучит по столу. Вторая рука гладит ладошкой стол. |
Вот так они спорили, спорили и устали.
Кулачок лёг отдохнуть, а добрая ладошка на ребро встала. |
Одна рука сжата в кулак, лежит на столе, пальцами прижата к столу. Другая рука стоит ребром ладони. Поочерёдная смена положения рук. |
А когда ладошки отдохнули, пошли в гости к Козе и Зайцу. | На одной руке «коза» – указательный палец и мизинец подняты, остальные пальцы прижаты к ладони. На другой руке «заяц» – указательный и средний пальцы подняты, остальные пальцы прижаты к ладони. «Коза « и «Заяц» меняются. |
Ох и весело там было! Ладошки танцевали Лезгинку. | Левая рука сжата в кулак пальцами вверх, большой палец смотрит в сторону. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение рук. |
А потом в пляс пустились пальчики. | Левая рука в кулачке, первый палец поднят вверх. Правая рука в кулачке, мизинец смотрит в сторону. Поочерёдно меняем руки |
Так день и прошёл у ладошек. Вернулись домой ладошки, поблагодарили друг друга и спать легли. | Ладошки «обнимаются» прижимаются друг к другу. И опускаются на стол ладонями вниз. |