«Использование кинезиологических упражнений в педагогической практике»

ФИО: Королева Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2373
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: «Использование кинезиологических упражнений в педагогической практике»
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



«Использование  кинезиологических  упражнений

 в педагогической практике»

 

      Последнее время, педагоги и специалисты коррекционного блока  отмечают  рост количества детей с ограниченными возможностями здоровья.  Работая в дошкольном образовательном учреждении в коррекционно-развивающем направлении  с воспитанниками, я использую разнообразные технологии и одна из них – технология  межполушарного взаимодействия. Данная технология  актуальна для детей с нарушением в развитии. 

      Развитие головного мозга начинается внутриутробно  и активно продолжается после рождения ребёнка. Окончательно межполушарные связи   формируются к 12-14 годам.  А дошкольный   возраст наиболее  благоприятный период для развития мозговых структур, 

     Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого  и правого полушария в единую  работающую систему, которая формируется под влиянием  генетических и средовых факторов.

     Стоит напомнить, что  правое полушарие гуманитарное, образное, творческое  и отвечает за музыкальные и художественные способности, ориентацию в пространстве, интуицию,  воображение, эмоциональность, способность понимать метафоры, обработку невербальной информации. 

     Левое полушарие – математическое, знаковое, речевое. Отвечает за  логику и память, абстрактное и аналитическое мышление, обработку вербальной информации,  делает выводы.

     Левое полушарие мозга отвечает за  управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга – левой. Максимальная эффективность работы мозга достигается в моменты одновременной активности обоих полушарий. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.

     Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребёнка  происходит неправильная обработка информации и  возникают сложности в обучении, а именно проблемы  в запоминании, счете,  в устной и  письменной речи, а также в целом восприятии  учебной информации. Для детей с проблемами в речевом развитии  характерно  нарушение межполушарного взаимодействия. Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей мозга.

     Многим знакома кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Под влиянием кинезиологических тренировок  в организме происходят положительные структурные изменения.  Особенно эффективно  выполнение различных перекрестных движений  с детьми дошкольного возраста, в период активного развития ребенка. Движения, пересекающие среднюю линию тела,  помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше. 

    Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие для дошкольников.  Под влиянием двигательных импульсов от пальцев,  включается механизм «единства мысли и движения». При регулярном выполнении специальных упражнений образуется  большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга в единую систему. 

     Простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения  помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Регулярные упражнения способствуют развитию высших психических функций. Упражнения  на развитие межполушарных связей позволяют ребёнку быстро переключиться с одной деятельности на другую,  развивают память, внимание, мышление, речь, мелкую и крупную моторику. « Хорошо устроенный мозг, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» (Мишель де Монтень).

    На основе знакомых специалистам кинезиологических упражнений: «Кулак-ребро-ладонь», «Заяц», «Коза», «Лезгинка»  и других,  я разработала сказку «Про ладошки», которую использую на занятиях с воспитанниками. Такая форма выполнения упражнений наиболее приемлема  для  дошкольников  и позволяет долго удерживать их внимание и интерес к  занятию. 

  Жили – были две ладошки Левая и Правая. Однажды, Правая ладошка отправилась в гости. А  в гостях её чаем не напоили, тортом  не угостили. Рассердилась ладошка и стала кулачком.   Вернулась она домой  и всё рассказала Левой ладошки.  Левая ладошка пошла в гости. Её тоже  не угостили,  чаем не напоили. Она  рассердилась, кулачком стала.  Вот так ладошки и менялись, одна дома ждёт, а другая в гости идёт.  Упражнения  выполняются на  столе. Левая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак. Правая рука около туловища, ладонь раскрыта. Руки поочерёдно меняются.
  Менялись  ладошки, менялись и начали спорить. Ладошка, которая стала кулачком  начала стучать: «Я сердитая и я главная!». Другая  ладошка гладила и говорила: «Нет, я главная, потому что добрая».  Одна рука сжата в кулак, стучит по столу. Вторая рука гладит ладошкой стол.
  Вот так они спорили, спорили и устали. 

Кулачок лёг отдохнуть, а добрая ладошка  на ребро встала. 

Одна рука сжата в кулак, лежит на столе,  пальцами прижата к столу. Другая рука стоит ребром ладони. Поочерёдная смена положения рук.
  А когда ладошки отдохнули, пошли в гости к Козе и Зайцу.  На одной руке «коза» – указательный палец и мизинец подняты, остальные пальцы прижаты к ладони. На другой руке «заяц» – указательный и средний пальцы подняты, остальные пальцы прижаты к ладони. «Коза « и «Заяц» меняются. 
  Ох и весело там было! Ладошки  танцевали  Лезгинку. Левая рука сжата в кулак пальцами вверх, большой палец смотрит в сторону. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасаемся к мизинцу левой руки. Одновременно меняем положение рук.
  А потом в пляс пустились пальчики.  Левая рука в кулачке, первый палец поднят вверх. Правая рука в кулачке, мизинец смотрит в сторону. Поочерёдно меняем руки
Так день и прошёл у ладошек.  Вернулись домой ладошки, поблагодарили друг друга и спать легли. Ладошки «обнимаются» прижимаются друг к другу. И опускаются на стол  ладонями вниз.