Семинар-практикум для родителей
«Профилактика нарушений письменной речи»
Учитель-логопед: Ковязина О.Ю.
г. Новосибирск
Здравствуйте, уважаемые родители.
Сегодня, я хочу поговорить с Вами о том, как можно избежать ошибок при формировании письменной речи.
Овладение письменной речью – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка.
В понятие «письменная речь» в качестве равноправных входят чтение и письмо.
Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а письма – дисграфией.
Давайте разберёмся, что такое письмо. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
- двигательного, с помощью которого осуществляется мелкие движения мышц кисти и всей руки;
- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем.
Несформированность какого-либо из указанных анализаторов может вызвать нарушение письма.
Профилактика нарушений чтения и письма должна проводиться с дошкольного возраста, особенно у детей с речевыми нарушениями и другими сопутствующими нарушениями. Осуществляется работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, а также по устранению нарушений устной речи.
Устная речь развивается в процессе практического общения ребенка со взрослыми, главным образом на основе подражания речи окружающих. Ни один ребенок не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь, его артикуляция еще долго остается неосознанной.
У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован.
А вот для ребенка процесс овладение письмом требует обучения, последовательного осознания всего процесса. Для говорящего ребенка на первом плане стоит содержание его речи, а ребенок, которому нужно написать слово, всегда имеет дело, прежде всего со звуками, из которых состоит слово, и с теми буквами, с помощью которых он должен его написать.
На начальном этапе процесс чтения состоит из зрительного восприятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, проговаривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки – зрительного образа буквы.
Можно ли помочь ребенку овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе?
Конечно можно. В первую очередь, родители должны начать исправлять у ребенка нарушения произношения. Уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как даже те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правильно соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соответствующей ему буквой.
Чтобы совершенствовать семантику (смысловая единица) и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше беседовать с ним о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внимательно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ.
Подготовкой к грамотному письму может послужить совершенствование пространственно-временных представлений ребенка: справа – слева, наверху – внизу, впереди – позади; ориентация во временах года, времени суток и т.д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в беседе.
- Выполняя следующие задания, ребенок научится определять количество, последовательность и место слов в предложении:
- Придумывать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
- Придумывать предложение с определенным количеством слов;
- Увеличить количество слов в предложении;
- Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней другое предложение;
- Определить место слова в предложении – какое по счету;
- Выделить предложение с определенным количеством слов из текста;
- А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:
-
- Определить место гласного звука в слове;
- Назвать гласные в слове;
- Записать только гласные звуки данного слова;
- Определить пропущенный слог в слове: __буз, ___на, жа__, ли__;
- Составить слово из слогов, данных в беспорядке ([м], [к], [а]; [о], [к], [т];
[а], [м], [м], [а]; [у], [ш], [а], [б]; [а], [м], [р], [к], [а]);
- Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов;
- Примерные задания по формированию звукобуквенного анализа:
- Придумывать слова, в которых 3,4,5 звуков;
- Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
- Письменные работы:
-
- Вставить пропущенные буквы в слова: па…ка, по…ка, ры…ка, шта…га;
- Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос);
- Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: ДОМ, КОТ, ДАЧА, КОШКА, МАШИНА, ЧЕРЕПАХА, КОЛОКОЛЬЧИК;
- Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово СО…(СОК), СО…(СОН), СО… (СОДА), СО… (СОТНЯ), НО…(СОКОЛ);
- Подобрать слово с определенным количеством звуков: А, У, С;
- Каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответствующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв (КИТ, ВОДА, ПОЛКА, МОЛОКО, КОЛОКОЛ).
- Преобразование слов:
- Изменяя один звук в словах, составить цепочку слов: СОМ – СОК – СУК – СУП – СУХ – СОХ – СОР – СЫР – СЫН – СОР;
- переставить звуки местами: ЛИПА – ПИЛА, ПАЛКА – ЛАПКА;
- Составь как можно больше слов из слова: ИГРУШКА (игра, груша, рак, уши, рука, шар, икра, шаг, рагу, шарик, круг, ишак);
- Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (снежный ком);
-
- Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика;
- Разгадать ребус;
- Следующий цикл упражнений направлен на формирование лексико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксических навыков, представления об элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение.
- Работа над предложением строится по следующему плану:
- Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ?);
- Другие двусоставные предложения (ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? НА ЧЕМ?)
- Распространенные предложениям из 3-4-хслов: существительное, глагол, прямое дополнение (КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?/ КТО? ЧТО ДЕЛАЮТ? ГДЕ?/КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? КОМУ?).
- В дальнейшем даются более сложные предложения.
- Следующие виды заданий:
- Составление предложений устно;
- Составление предложений в письменной форме.
Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста.
- Поэтому необходимо развивать звукослоговой синтез:
- назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К, О, Ш, К, А; Р, У, Б, А, Ш, К, А);
- назвать слитно слово, произнесенное по слогам;
- составить слово из слогов, которые даны в беспорядке;
- произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА-ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).
- Наконец, производится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:
- прочитать слово и показать соответствующую картинку; выполнить действие, ответить на вопросы;
- прочитать предложение и подобрать соответствующую картинку;
- выбрать из текста предложение, которое соответствует содержанию
картинки;
- найти в тексте ответ на вопрос;
- прочитать предложение и ответить на вопросы по его содержанию.
Параллельно со всей работой необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.