Технологическая карта урока.
«Величины характеризующие колебательное движение»
Предмет | Физика | ||||||||||
Класс | 9 а | ||||||||||
УМК | Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2017 | ||||||||||
Тип урока | Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности | ||||||||||
Тема урока | Величины, характеризующие колебательное движение. | ||||||||||
Цель урока |
|
||||||||||
Задачи урока (планируемые результаты) | а) формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное движение.
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметные результаты); в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностные результаты). |
||||||||||
Методы обучения | Репродуктивный, проблемный | ||||||||||
Формы организации познавательной деятельности обучающихся | Коллективная, индивидуальная, групповая. | ||||||||||
Средства обучения |
|
||||||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||
Осущест-вляемые учебные действия | Формиру-емые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | Осущест-вляемые учебные действия | Форми-руемые способы действий | ||||||
1. Организационный момент. | |||||||||||
Добрый день! Я рада всех вас видеть! | Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы | Отвечают на приветствие учителя | Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя | Мобилизуют силы и энергию, прогнози-руют результат и уровень усвоения | Умение настраи-ваться на занятие | ||||
2. Постановка цели и задач урока | |||||||||||
Актуализация опорных знаний. Записываем тему урока, ставим цели урока. | Ранее мы с Вами изучали равномерное движение и говорили о том, что данный вид движения характеризуется скоростью и путем. На прошлом уроке мы начали изучать какой новый вид движения? Мы рассмотрели определение колебательного движения и написали, какие виды различают колебательного движения. Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока будет? Давайте в соответствии с темой поставим перед собой цели на сегодняшний урок. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала
Обсуждает с учащимися ранее изученное. Ставит проблемные вопросы |
Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том, что тема урока связана с колебанием | Выделение существенной информации из слов учителя. Осущест-вление актуализации личного жизненного опыта | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся | ||||
3. Актуализация знаний | |||||||||||
Повторение изученного материала.
Урок начинается с повторения ранее изученного материала. Решение самостоятельной работы с самопроверкой. Вариант 1.
Вариант 2.
|
Даёт задания обучающимся.
Следит за самостоятель-ностью выполнения заданий. Выводит на экран ответы правильных решений для самопроверки и выставления оценок. |
Выбирают задание.
Работают с раздаточным материалом. Рецензируют ответы товарищей |
Компетен-ция обучаю-щихся в области физики | Сотрудни-чают с учителем и сверстни-ками.
Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации |
Слушание учителя и сверстни-ков.
Умение выражать свои мысли. Развитие моноло-гической речи. Регулиро-вание своего поведения и поведения товарищей |
Развитие регуляции учебной деятельности. Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах. | Регуляция учебной деятель-ности.
Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
||||
4. Первичное усвоение новых знаний | |||||||||||
Для достижения поставленных целей, необходимо заполнить следующую таблицу , с помощью работы с учебником:
Рассматриваем графики и учимся по ним работать. |
Выдает карточки с заданиями. Демонстрирует заполненную таблицу и еще раз все проговаривается.
Рассматриваем графики с слайда и учимся по ним работать. |
Слушают учителя и работая с учебником заполняют таблицу. Смотрят на презентацию и вносят по необходимости коррективы. Смотрим в розданные листы и работаем с графиками. | Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы. | В парах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы | Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других | Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Работа с графиками. | Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказы-ваний обучаю-щихся. | ||||
5. Первичная проверка понимания | |||||||||||
Где в жизни мы встречаемся с колебательными движениями?
Работа нашего сердца (сокращение сердечной мышцы) представляет яркий пример колебательного движения. Где можно наблюдать эти колебания на теле человека? Обратимся за информацией к биологам. (слайд) Пульсом называют ритмические колебания стенок артериальных сосудов, возникающие при работе сердца Измеряете ли вы пульс на уроках физкультуры? Как? Легко прощупать пульсацию артерий, которые лежат на кости (лучевая, поверхностная височная и др). Каков нормальный пульс взрослого человека? В покое- 60-70 ударов. Во время нагрузки-до200 ударов Частота выше 90- тахикардия Ниже 60- брадикардия А можно ли определить период и частоту колебаний артериальных сосудов? Как вы думаете, от чего зависит период и частота колебаний сердечной мышцы? Как это подтвердить на опыте? Предлагаю вам исследовать, как зависит период и частота колебаний сердечной мышцы от физической нагрузки. Кроме того, предлагаю Вам рассмотреть и другие зависимости. Лабораторная работа по выявлению зависимостей. |
Раздаются задания по группам. Обеспечивают осмысление метода исследования изучаемых знаний.
Обеспечивают усвоение методики воспроизведения изучаемого материала |
Рассказывают о полученных результатах. | Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы | В группах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы | Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других | Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.
Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах |
Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся. | ||||
6. Первичное закрепление | |||||||||||
Задания на функциональную грамотность.
Задание №2 тема «Колебания и волны» Задача 1. Ответе на вопросы. 1) «Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? 2) Кругом – возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу – далече В полях отвечает зеленый двойник. А.А. Блок Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»? Задача 2. Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний. А) 3/4 с. и 4/3 Гц Б) 4/3 с. и 3/4 Гц В) 3/4 с. и 3/4 Гц |
Формулирует условие задания.
Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях. Закрепляет методику изучения материала |
Распознают и воспроизводят изученный материал.
Принимают участие в обсуждениях. Ставят вопросы своим товарищам и учителю. Объясняют более слабым учащимся непонятные места. Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения |
Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме.
Рецензиро-вание ответов товарищей. Оценивание ответов и их корректи-ровка |
Участвуют в обсужде-нии ответов на вопросы во фронталь-ном режиме.
Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации. Показыва-ют владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответс-твии с граммати-ческими и синтакси-ческими нормами родного языка |
Понимать на слух ответы обучаю-щихся.
Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию. Уметь использо-вать речь для регули-рования своего действия |
Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.
Само-контроль понимания вопросов и знания правиль-ных ответов |
Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохране-ние учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.
Осущест-вление само-контроля |
||||
7. Домашнее задание | |||||||||||
|
Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.
Мотивирует выполнение домашнего задания. Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания. Создает условия для выбора учащимися домашнего задания |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.
Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы) |
Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя | Взаимо-действуют с учителем | Слушание учителя | Осознают качество и уровень усвоения.
Определя-ют последо-вательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Составля-ют план и последо-ватель-ность действий |
Регуляция учебной деятель-ности.
Мотивация волевой саморегу-ляции |
||||
8. Итог урока | |||||||||||
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока, что мы узнали и чему научились? | Подводит итоги учебного занятия | Отвечают на вопросы | Осознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной форме | Умение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режиме | Понимают на слух ответы обучаю-щихся.
Формули-руют собствен-ное мнение и позицию |
Проводят контроль, само-контроль и коррекцию правильно-сти ответов обучаю-щихся | Умение слушать в соответст-вии с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся | ||||
9. Рефлексия | |||||||||||
Все мы привыкли выражать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью картинок или как Вы говорите смайликов. Я предлагаю дать оценку нашему уроку с помощью как раз смайликов. И с обратной стороны опишите свои эмоции. | Проводит рефлексию | Рефлексируют | Умение делать выводы | Взаимо-действуют с учителем | Уметь формули-ровать собствен-ное мнение | Проводят саморегу-ляцию эмоцио-нальных и функцио-нальных состояний | Саморе-гуляция |