Технологическая карта урока по теме «Величины характеризующие колебательное движение».

ФИО: Прохоренко А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2380
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Технологическая карта урока по теме «Величины характеризующие колебательное движение».
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Технологическая карта урока.

«Величины характеризующие колебательное движение»

 

Предмет Физика
Класс 9 а
УМК Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2017
Тип урока Изучение и первичное закрепление знаний и новых способов деятельности
Тема урока Величины, характеризующие колебательное движение.
Цель урока
  • ознакомление обучающихся с величинами, характеризующими колебательное движение: А, Т, ν, φ;        
    • умение  пользоваться ими для характеристики этих движений; 
    • развитие умения рассуждать и делать выводы 
Задачи урока (планируемые результаты) а) формирование представлений о величинах ,характеризующие колебательное движение.

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений (метапредметные результаты);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностные результаты).

Методы обучения Репродуктивный, проблемный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся Коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения
    • учебник
    • два длинных нитяных маятника, один короткий; 
    • два пружинных маятника и два груза различной массы.
    • презентация к уроку
    • карточки  для работы 
    • Нить
    • Грузы различной формы и массы
  •  Линейка
  • Смайлики (для рефлексии)
  • Компьютер
  • Проектор
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осущест-вляемые учебные действия Формиру-емые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий Осущест-вляемые учебные действия Форми-руемые способы действий
1. Организационный момент.
Добрый день! Я рада всех вас видеть! Приветствует учащихся и высказывает пожелания плодотворной работы Отвечают на приветствие учителя Выделение существенной информации из слов учителя Взаимодействуют с учителем Слушание учителя  Мобилизуют силы и энергию, прогнози-руют результат и уровень усвоения Умение настраи-ваться на занятие
2. Постановка цели и задач урока
Актуализация опорных знаний. Записываем тему урока, ставим цели урока. Ранее мы с Вами изучали равномерное движение и говорили о том, что данный вид движения характеризуется  скоростью и путем. На прошлом уроке мы начали изучать какой новый вид движения? Мы рассмотрели определение колебательного движения и написали, какие виды различают колебательного движения. Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока будет? Давайте в соответствии с темой поставим перед собой цели на сегодняшний урок. Акцентирует внимание на основных моментах изученного материала 

Обсуждает с учащимися ранее изученное.

Ставит проблемные вопросы

Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения о том, что тема урока связана с колебанием Выделение существенной информации из слов учителя. Осущест-вление актуализации личного жизненного опыта Взаимодействуют с учителем Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний Контроль правильности ответов обучающихся Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся
3. Актуализация знаний
Повторение изученного материала.

Урок начинается с повторения  ранее изученного материала. Решение самостоятельной работы с самопроверкой.

Вариант 1.

  1. Общая черта колебательного движения: через определенный промежуток времени движение любого тела _________
  2. Минимальный промежуток времени, через который движение повторяется, называется________________
  3. Повторяющиеся через равные промежутки времени движения, при которых тело многократно и в разных направлениях проходит положение равновесия, называется ___________________
  4. В каждой точке его траектории на него будет действовать сила упругости пружины, направленная к _______
  5. Условия существования колебаний:__________

Вариант 2.

  1. Системы те, которые  способны совершать свободные колебания, называется ____________
  2. _______________называется твердое тело, совершающее под действием приложенных сил колебания около неподвижной точки или вокруг оси. 
  3. Существует два вида маятников _______ и _______________. (рисунки)
  4. Колебания, происходящие только благодаря начальному запасу энергии, называются __________________
  5. Движение или процессы, которые точно или приблизительно повторяются через определенные интервалы времени, называются _________.
Даёт задания обучающимся. 

Следит за самостоятель-ностью выполнения заданий. 

Выводит на экран ответы правильных решений для самопроверки и выставления оценок.

Выбирают задание.

Работают с раздаточным материалом.

Рецензируют ответы товарищей

Компетен-ция обучаю-щихся в области физики Сотрудни-чают с учителем и сверстни-ками.

Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации

Слушание учителя и сверстни-ков.

Умение выражать свои мысли.

Развитие моноло-гической речи.

Регулиро-вание своего поведения и поведения товарищей

Развитие регуляции учебной деятельности. Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах. Регуляция учебной деятель-ности.

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

4. Первичное усвоение новых знаний
Для достижения поставленных целей, необходимо заполнить следующую таблицу , с помощью работы с учебником:

Рассматриваем графики и учимся по ним работать.

Выдает карточки с заданиями. Демонстрирует заполненную таблицу и еще раз все проговаривается.

Рассматриваем графики с слайда и учимся по ним работать. 

Слушают учителя и работая с учебником заполняют таблицу. Смотрят на презентацию и вносят по необходимости коррективы. Смотрим в розданные листы и работаем с графиками. Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы. В парах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся. Работа с графиками. Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказы-ваний обучаю-щихся.
5. Первичная проверка понимания
Где в жизни мы встречаемся с колебательными движениями?

Работа нашего сердца (сокращение сердечной мышцы) представляет яркий пример колебательного движения.

Где можно наблюдать эти колебания на теле человека?

Обратимся за информацией к биологам. (слайд)

Пульсом называют ритмические  колебания стенок артериальных сосудов, возникающие при работе сердца

Измеряете ли вы пульс на уроках физкультуры? Как? 

Легко прощупать пульсацию артерий, которые лежат на кости       (лучевая, поверхностная височная и др).

Каков нормальный пульс взрослого человека?

В покое- 60-70 ударов.

Во время нагрузки-до200 ударов

Частота выше 90- тахикардия

Ниже 60- брадикардия

А можно ли определить период и частоту колебаний артериальных сосудов?

Как вы думаете, от чего зависит период и частота колебаний сердечной мышцы?

Как это подтвердить на опыте?

Предлагаю вам исследовать, как зависит период и частота колебаний сердечной мышцы от физической нагрузки. Кроме того, предлагаю Вам рассмотреть и другие зависимости. 

Лабораторная работа по выявлению зависимостей.

Раздаются задания по группам. Обеспечивают осмысление метода исследования изучаемых знаний.

Обеспечивают усвоение методики воспроизведения изучаемого материала

Рассказывают о полученных результатах. Формиро-вание исследова-тельских действий, исследова-тельской культуры, умения наблюдать, делать выводы В группах объединяют усилия на решение поставлен-ной проблемы. Обсуждают выводы Согласо-вание усилий по решению учебной задачи, умение договари-ваться и приходить к общему мнению в совместной деятель-ности, учитывать мнения других Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Само-контроль и взаимо-контроль выполне-ния задания в парах

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установкой. Планиро-вание своих действий. Коррек-тировка своих действий. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.
6. Первичное закрепление
Задания на функциональную грамотность.

Задание №2 тема «Колебания и волны»

Задача 1. Ответе на вопросы.

1) «Змей так свистнул – деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде?

2) Кругом – возрастающий крик,

Свистки и нечистые речи,

И ярмарки гулу – далече

В полях отвечает зеленый двойник. А.А. Блок

Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»?

Задача 2. Мальчик заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний.

А) 3/4 с. и 4/3 Гц

Б) 4/3 с. и 3/4 Гц

В) 3/4 с. и 3/4 Гц

Формулирует условие задания.

Организует деятельность учащихся по отработке изученных знаний и способов деятельности посредством их применения в ситуациях по образцу и в измененных ситуациях.

Закрепляет методику изучения материала

Распознают и воспроизводят изученный материал.

Принимают участие в обсуждениях.

Ставят вопросы своим товарищам и учителю.

Объясняют более слабым учащимся непонятные места.

Решают познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения

Осознанное и произволь-ное построение речевых высказыва-ний в устной форме. 

Рецензиро-вание ответов товарищей.

Оценивание ответов и их корректи-ровка

Участвуют в обсужде-нии ответов на вопросы во фронталь-ном режиме.

Выражают свои мысли в соответст-вии с задачами и условиями коммуни-кации.

Показыва-ют владение монологи-ческой и диалоги-ческой формами речи в соответс-твии с граммати-ческими и синтакси-ческими нормами родного языка

Понимать на слух ответы обучаю-щихся.

Уметь формули-ровать собствен-ное мнение и позицию.

Уметь использо-вать речь для регули-рования своего действия

Контроль правиль-ности ответов обучаю-щихся.

Само-контроль понимания вопросов и знания правиль-ных ответов

Умение слушать в соответ-ствии с целевой установ-кой. Принятие и сохране-ние учебной цели и задачи. Уточнение и дополне-ние высказы-ваний обучаю-щихся.

Осущест-вление само-контроля

7. Домашнее задание
  1. Записывают домашнее задание: параграф 26, упр 26, Эксперимент «Исследование зависимости периода и частоты колебаний сердечной мышцы от умственной нагрузки»
Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Мотивирует выполнение домашнего задания.

Проверяет понимание учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания.

Создает условия для выбора учащимися домашнего задания

Слушают учителя и записывают домашнее задание в тетради.

Анализируют возможность отбора и сравнение материала по нескольким источникам, возможность работы с научно-популярной литературой; возможность находить несколько вариантов решения познавательной задачи (проблемы)

Выделение существен-ной информа-ции из слов учителя Взаимо-действуют с учителем Слушание учителя Осознают качество и уровень усвоения.

Определя-ют последо-вательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Составля-ют план и последо-ватель-ность действий

Регуляция учебной деятель-ности.

Мотивация волевой саморегу-ляции

8. Итог урока
Учитель: Давайте подведем итоги нашего урока, что мы узнали и чему научились? Подводит итоги учебного занятия Отвечают на вопросы Осознанно и произволь-но строят речевое высказыва-ние в устной форме Умение обсуждать содержа-ние урока во фронталь-ном режиме Понимают на слух ответы обучаю-щихся.

Формули-руют собствен-ное мнение и позицию

Проводят контроль, само-контроль и коррекцию правильно-сти ответов обучаю-щихся Умение слушать в соответст-вии с целевой установкой. Уточнение и дополне-ние выска-зываний обучаю-щихся
9. Рефлексия
Все мы привыкли выражать эмоции не только с помощью слов, но и с помощью картинок или как Вы говорите смайликов. Я предлагаю дать оценку нашему уроку с помощью как раз смайликов. И с обратной стороны опишите свои эмоции. Проводит рефлексию Рефлексируют Умение делать выводы Взаимо-действуют с учителем Уметь формули-ровать собствен-ное мнение Проводят саморегу-ляцию эмоцио-нальных и функцио-нальных состояний Саморе-гуляция