Автор: Коломоец Алла Борисовна
Педагог-психолог МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа № 1 Завьяловского района» Алтайского края
Самопрезентация подростков в реальном общении и социальных сетях
Актуальность проблемы самопрезентации подростков в реальном и виртуальном общении обусловлена тем, что современные реалии жизни постепенно виртуализируются. В современном контексте «виртуальность» понимается как принадлежность к пространству взаимодействия, организованного с помощью компьютеров, соединенных в сеть. Это может быть как сеть интернет, так и любая другая сеть, в том числе локальная. В соответствии с этим, виртуальная личность – это такая, которая существует и функционирует, взаимодействует исключительно в сети – В.В. Федоров [2, с. 180]. Появление «виртуальных личностей» в online-коммуникации обусловлено, как правило, недовольством реальной социальной идентичностью, желанием получить новый опыт существования, новые впечатления, реализовать нереализованные в реальной жизни стороны своего многогранного «Я». Особенно это характерно для детей подросткового возраста – О.А. Пикулева [1, с. 22].
Подростки большую часть времени проводят в социальных сетях «ВКонтакте», «Instagram», «Телеграмм» и др. Социальные сферы для подростков – это определенная площадка для реализации коммуникативных потребностей. Многие из подростков, активно общаясь в социальных сетях, в реальном общении достаточно пассивны не только со взрослыми, но и со сверстниками.
С целью определения специфики самопрезентации подростков МБОУ «ЗСОШ № 1» в реальном общении и в процессе общения в социальных сетях было проведено эмпирическое исследование. В ходе эмпирического исследования было проведено тестирование подростков посредством применения методики «Тест на общение» В.Х. Ряховского, также была проведена беседа. Результаты беседы были обработаны методом контент-анализа. Всего в исследовании приняло участие 60 подростков в возрасте от 13 до 14 лет, из них 30 девочек и 30 мальчиков.
Анализ результатов по методике «Тест на общение» В.Х. Ряховского показал, что и девочки и мальчики подросткового возраста стремятся к общению и пытаются в процессе общения составить у партнера по общению впечатления о себе как о личности. Большая часть, как девочек, так и мальчиков для общения выбирает Интернет-платформу. На уровне статистической значимости (р=0,000) было установлено, что существует разница в общении мальчиков и девочек как в реальной жизни, так и в социальных сетях. В реальной жизни мальчики более активны в общении, чем девочки. Девочки более мальчиков предпочитают виртуальное общение реальному (р=0,000). В реальном общении мальчики продолжают оставаться «самими собой», не делают попытки приукрасить свои достоинства и личностные качества, не приписывают себе несуществующих событий. В виртуальном общении мальчики, как правило, приукрашивают сою жизнь, понимая, что общаются они с незнакомыми для них людьми, и проверить существующее положение дел для коммуникатора не представляется возможным. Мальчики в процессе общения используют небольшой круг слов, они рассказывают о своих «подвигах», о своих «друзьях». В виртуальном общении проблемы учебы и другие виды познавательной деятельности подростками не обсуждаются. В этом мальчики-подростки схожи с девочками подростками, что позволяет заключить, что в виртуальном мире подростков, в отличие от реального общения, проблемы развития, обучения и познания подростков не интересуют. Мальчики, в отличие от девочек, в социальных сетях на аватарках не используют свои личные фотографии. Аватарка мальчиков, как правило, представлена героями боевиков или компьютерных игр, которые интересны подросткам. У большой части мальчиков-подростков круг общения в социальных сетях составляют партнеры по компьютерным играм.
Девочки, в отличие от мальчиков в социальных сетях не прибавляют себе возраст (р=0,000). Также отличает девочек то, что их страницы социальных сетей переполнены личными фотографиями, как правило, в форме селфи (р=0,000). У 100% девочек фотографии прошли обработку через программу фотошоп (р=0,000).
Контент-анализ, который был проведен по результатам беседы, также выявил различия в использовании форм самопрезентации мальчиков и девочек в реальном общении и в социальных сетях. Результаты анализа приведены в Таблице 1.
Таблица 1 – Результаты контент-анализа, в %
Форма и методы самопрезентации | Мальчики | Девочки |
Реальное общение | ||
Приукрашивание личных качеств | 35 | 100 |
Приписывание себе несуществующих поступков | 86 | 24 |
Проявление своих личностных качеств в определенных ситуациях | 90 | 100 |
Использования жаргона | 100 | 16 |
Виртуальное общение | ||
Фотографии, обработанные в программе фотошоп | 24 | 100 |
Мнемы | 75 | 24 |
Комментарии | 48 | 100 |
Видеоролики | 24 | 100 |
Рассказ о себе в голосовых сообщениях | 75 | 100 |
Переписка в традиционном печатном формате | 100 | 100 |
Использование сленга | 100 | 68 |
Согласно данным Таблицы 1, существует разница в самопрезентации подростков мальчиков и девочек в реальном общении и в общении в социальных сетях. В реальном общении 90% мальчиков и 100% девочек хотят быть лучше в своих поступках, что является положительным качеством, так как свидетельствует о том, что подростки чувствуют разницу между «хорошо» и «плохо». В виртуальном общении самопрезентации в форме переписке, где подростки рассказывают о себе партнеру по общению характерна всем девочкам и мальчикам. Мальчиков в реальном общении отличает то, что в основном они используют такие формы самопрезентации, как приписывание себе несуществующих поступков (86%), использование жаргона (100%); девочкам наиболее характерно проявление своих лучших личностных качеств (100%), приукрашивание своих личностных качеств (100%). В виртуальном общении мальчикам характерны следующие формы самопрезентации: мнемы (75%), рассказ о себе в голосовых сообщениях (75%), рассказ о себе в процессе переписки в традиционном формате (100%) использование сленга (100%); девочкам – самопрезентации через фотографии, обработанные в программе фотошоп (100%), самовыражения в комментариях (100%), самопредставление в видеороликах (100%), рассказ о себе в голосовых сообщениях (100%), рассказ о себе в процессе переписки с друзьями по виртуальному общению (100%), использование сленга (68%).
Таким образом, можно увидеть, что девочкам более свойственны разнообразные формы самопрезентации в виртуальном общении, мальчикам – в реальном общении. Для самопрезентации в виртуальной коммуникации подростки используют стандартные практики и общепризнанные примеры самоконструирование своего образа Я. Есть определенные стереотипные ожидания других относительно того, что является атрибутом успеха и счастья. Вся активность по построению своего виртуального Я влияет на подростка, на его экзистенцию в реальном мире.
Библиографический список
- Пикулева О. А. Психология самопрезентации личности: гендерные и возрастные аспекты / О. А. Пикулева // Психологическая наука и образование. 2014. № 3. С. 22-29.
- Федоров В. В. Структура самопрезентации подростков в реальном общении и социальных сетях / В. В. Федоров // Социальная психология и общество. 2