Организация детских развивающих игр в условиях детского оздоровительного лагеря

ФИО: Табаева С.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2383
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Организация детских развивающих игр в условиях детского оздоровительного лагеря
Итоговая оценка: 1 место,  89 баллов(-а)



Организация детских развивающих игр 

в условиях детского оздоровительного лагеря

 

В условиях оздоровительного лагеря игра выступает как ведущий вид деятельности. В педагогике игра определяется как любое соревнование или состязание между несколькими участниками, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз). 

Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества переплеталась магией, культовым поведением и др.; тесно связана со спортом, военными и другими тренировками, искусством (особенно его исполнительными формами). Имеет важное значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство психологической подготовки и будущим жизненным ситуациям.

Игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников, так и спонтанные процессы, влияющие на формирование человека.

Главные признаки игровой деятельности:

  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности;
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п.;
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

Преимущества игры:

  • дети, совместно решая игровые задачи, учатся общаться, приобретают навыки работы в коллективе;
  • совместные эмоциональные переживания во время игры способствуют укреплению межличностных отношений в группе;
  • ситуация успеха, присущая игре, создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре, и стимулирует познавательную деятельность;
  • состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное эмоциональное состояние ребенка и формирует интерес к участию в предлагаемой деятельности.

 

Игры и упражнения на знакомство

Игра «Я знаю пять имен»

Участники стоят в кругу – мальчик, девочка. По очереди каждый игрок называет 5
имён мальчиков и 5 имён девочек своего отряда, начиная с фразы: «Я знаю 5 имён…».
Игра «Ёжик-ёжик»

Один из участников хлопает себя по коленкам и говорит: «Ёжик-ёжик (свое имя),
ёжик-ёжик – ты!» и показывает на кого-нибудь из круга.
Тот, в свою очередь, говорит те же слова, только называет свое имя и так далее по
цепочке. Примечание. Старайтесь, чтобы каждый назвал свое имя.
Это упражнение помимо знакомства с именами участников дает эффект общности в
группе. 

Игра «Давай познакомимся»

Играющие образуют два равных по количеству людей круга. Стоящие во внутреннем круге поворачиваются лицом к внешнему. Звучит музыка, играющие в кругах двигаются в противоположные стороны. После прекращения музыки участники игры оста-навливаются друг перед другом, знакомятся, называя имена. Далее вновь звучит музыка, только уже теперь, двигаясь в разные стороны и пробегая мимо знакомого, участники машут ему рукой. Музыка перестает играть, появляются новые знакомые.

Упражнение «Кто родился в мае?»

Участники сидят в кругу. Произносятся некие утверждения и называются какие-
либо действия, а участники, которым присущи данные утверждения, выполняют эти
действия.
Утверждения:
1) Те, кто родился весной, крикните «ура!».

2) Те, кто любит поспать, прокукарекайте.

3) Те, кто любит детей, обнимите соседа справа.

4) Те, у кого на одежде есть замок, выберите пару из круга и потанцуйте.

5) Те, кто любит розы, поцелуйте всех сидящих в кругу.

6) Те, у кого есть в семье братья и сестры, громко крикните их количество.

7) Те, кто любит учиться, громко скажите «ух!» и подпрыгните на месте 3 р.

8) Те, у кого есть кошка, должен сказать «мяу».

9) Те, у кого голубые глаза – трижды подмигните;

10) Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Те, кто считают, что игру следует закончить, положите руки на колени.
Чем разнообразнее задания, тем интереснее игра.

Упражнение «Твои глаза»

Участникам раздаются половинки бумажных кругов. Соединив их, участники образуют пары. Пары в течение 2 минут смотрят друг другу в глаза. Далее на половинках круга каждый должен нарисовать то, что увидел в глазах своего собеседника. После проделанной работы участники должны рассказать всем, что увидели в глазах своего собеседника, что нарисовали на своих половинках круга. В процессе рассказа ведущий приклеивает половинки кругов на ватман.

Игры «Телеграмма»

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. В центре стоит водящий. Он должен
«перехватить» телеграмму, т. е. увидеть, кто пожимает руки. Если он это замечает, то
встает в общий круг, а попавшийся становится водящим. Если телеграмма доходит до
получателя, он говорит: «Получил» и сам отправляет телеграмму кому-то.
Нельзя отправлять телеграмму рядом стоящему. Если водящий никак не может перехватить послание, его лучше поменять.

Упражнение «Дальние коммуникации»

Все участники сидят в кругу. Каждый находит себе партнера по игре, сидящего
напротив (желательно, чтобы это не были друзья или хорошие знакомые). В течение
одной минуты (по сигналу ведущего) партнеры стараются выяснить в парах ответы на
вопросы, которые предложены им на карточках. Вставать с места нельзя. Когда время
заканчивается, партнеры презентуют друг друга, рассказывая о том, что они узнали.
Вопросы:
Какой твой любимый фильм?

С чем ассоциируется сейчас твое настроение?

Какую музыку ты любишь?

Какие дела ты отложил, чтобы прийти на тренинг?

О каком подарке ты мечтаешь?

Какие качества в людях ты ценишь больше всего?

Какое качество характера ты не готов принять в окружающих?

Как ты планируешь провести лето?

Упражнение «Только о себе»

Этапы игры:

Члены группы рассаживаются по кругу, у каждого заготовлены бумага и карандаш.

  • В начале игры скажите примерно следующее: «Мы часто хотим быть точно та-
    кими же, как остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, когда мы – как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
    Ее можно и нужно ценить».
  • Предложите каждому игроку написать о каких-то трех признаках, которые отличают его от всех остальных членов группы. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер.
  • Приведите три примера из собственной жизни, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Для создания игровой атмосферы используйте
    свою фантазию и чувство юмора.
  • Участники записывают свои имена и выполняют задание (3 минуты). Предупредите, что Вы соберете записи и зачитаете их, а члены группы будут отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений.
  • Соберите листочки и еще раз отметьте положительные аспекты того, что люди
    не похожи друг на друга: мы становимся, интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, дать друг другу импульсы к изменению и обучению и т.д.

Потом прочтите каждый текст, и пусть игроки угадают, кем он написан. Если автора не удается «вычислить», он должен назваться сам.

Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

Этапы игры:

  • Информирование. Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли
    свободно ходить по помещению. На время игры для каждого раунда Вам понадобятся
    по четыре больших листа бумаги (формат A3) и скотч. Прикрепите в четырех углах
    комнаты листы бумаги и напишите на них названия цветов (красный, синий, зеленый,
    желтый). Листы крепятся на видных местах.
  • Члены группы становятся на середину комнаты.
  • Объявите участникам, что в ходе игры они смогут лучше узнать друг друга.
    Сначала все ходят по комнате, затем каждый останавливается у того листа бумаги, который кажется ему самым подходящим.
  • Все участники, собравшиеся в одном углу, рассказывают друг другу, почему они
    выбрали именно этот цвет. Каждый должен запомнить всех, кто находится в том же углу (3 минуты).
  • Во втором раунде можно написать на новых листах четыре времени года.
  • В третьем раунде Вы можете использовать названия четырех музыкальных инструментов, например: скрипка, саксофон, гитара, барабан.
  • В четвертом нарисуйте на бумаге геометрические фигуры (по одной на каждом
    листе), например, треугольник, квадрат, круг и фигуру неправильной формы.
  • После каждого раунда игроки собираются в середине комнаты. Порядок игры
    соблюдается четко: участники должны останавливаться возле того листа бумаги,
    надпись на котором нравится им больше всего. При этом они запоминают всех остановившихся рядом.

Обсуждение игры:

  • Какие участники чаще всего оказывались в одной и той же группе?
  • Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще ни разу?
  • Что интересного каждый из вас узнал о других членах группы?

Замечания:
Возможные варианты записей:

  • города: Париж, Рим, Москва, Шанхай;
  • напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко;
  • животные: лев, антилопа, змея, орел;
  • здания: вилла, палатка, замок, храм;
  • знаменитые люди: Альберт Эйнштейн, Виктор Цой, Уильям Шекспир, Билл
    Гейтс.

Игра «Ассоциации»

Выбирается ведущий, которому предлагается отгадать «тёмную лошадку» – одного
из присутствующих. Отгадывать можно с помощью вопросов, построенных на ассоциации, например: «Если бы это был дом, то какой?»

Подвижные игры

Игра «Полслова»

  Участники игры садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. При этом бросающий громко называет первый слог своего имени, тот, кто ловит мяч, должен быстро
произнести вторую половину имени. Если он называет правильно, то бросающий говорит: «Да» – и произносит имя полностью. Если имя названо неправильно, то он говорит: «Нет» – и ждет, кто назовет его имя верно, тому он перекидывает мяч и т.д.

Игра «Я еду, я тоже, я заяц»

Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место не занято никем. В центре –
водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой
стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «я
еду». Следующий игрок – со словами «я тоже». Третий участник говорит «я заяц» и,
левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот,
чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего – успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.

Игра «Бурундуки»

Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в
круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы (например, бурундук).

Игра «Западня»

Играющие образуют два круга, Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну
сторону, а внешний – в другую сторону. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз.

Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге останется три игрока. Они и являются победителями.

Вариант. Шесть игроков, оставшихся во внешнем круге, образуют внутренний круг,
Игра повторяется.

Игра «Стоп!»

На одном конце площадки играющие выстраиваются в шеренгу. На другом конце
(спиной к играющим) становится водящий, закрывает лицо руками и говорит: «Быстро
шагай, смотри не зевай! Стоп!» Пока водящий произносит эти слова, все играющие
стараются как можно быстрее приблизиться к нему. Но при команде «стоп!» они должны остановиться и замереть на месте. Водящий быстро оглядывается. Если он заметит, что кто-либо из играющих не успел вовремя остановиться и сделал хотя бы небольшое
движение, водящий посылает его назад, за исходную черту. После этого водящий опять
принимает исходное положение и произносит те же слова. Так продолжается до тех
пор, пока одному из играющих не удастся приблизиться к водящему и запятнать его
раньше, чем тот успеет оглянуться. После этого все играющие бегут за свою линию,
водящий преследует их и старается кого-нибудь запятнать. Запятнанный становится
водящим.

Игра «Второй лишний»

Играющие образуют круг, став на расстоянии двух шагов друг от друга. Два игрока
находятся вне круга, один из них ловит другого. Убегающий может в любой момент
встать впереди одного из игроков, и тогда оказавшийся сзади становится убегающим.
Бегать можно как внутри, так и снаружи круга. Как только догоняющий запятнает убегающего, они меняются ролями. 

Если играющих много, они становятся по кругу парами, в затылок друг другу. В
этом случае убегающий становится впереди любой из пар, а оказавшийся третьим убегает (в этом варианте игра называется “Третий лишний”).

Вариант. Тот, кто оказывается лишним, не убегает, а становится догоняющим, а тот,
кто догоняет – бегающим.

Игра «Волшебное слово!»

Играющие стоят в одной шеренге. Руководитель, стоя лицом к детям, подает раз-
личные строевые команды, которые они должны исполнять в том случае, если руководитель после команды скажет слово «пожалуйста». Если слово «пожалуйста» не произнесено, исполнять команду нельзя, даже если есть другие «ласковые» слова и обращения, например, «друзья мои, дорогие и т.д.». Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д.
Игра продолжается примерно 3 мин. После окончания игры отмечаются самые внимательные, то есть те, кто остался на исходном положении. Согласно правилам шаг
вперед делают и те ребята, которые своевременно не выполнили правильную команду.
Вместо шага вперед можно провинившимся начислять штрафные очки. В этом слу-
чае победителями считаются те участники, которые наберут наименьшее количество
штрафных очков.

Игра «Пустое место»

Играющие образуют круг. Выбирается водящий, который бежит по кругу (с внешней
стороны), дотрагивается до одного из игроков, после чего бежит в обратную сторону.
Вызванный игрок устремляется в противоположную сторону. Встретившись, играющие
приветствуют друг друга, пожимая руки, продолжают бег в том же направлении и
стремятся занять свободное в круге место. Прибежавший вторым продолжает водить.
Побеждает игрок, который за время игры не побывал в роли водящего, то есть все время занимал место первым.

Надо требовать, чтобы при встрече обязательно выполнялось условное задание (по-
дать друг другу руки, присесть и т. п.). Этим снижается темп игры во избежание травм.

Игра «Карлики-великаны»

Выбирается ведущий (это не обязательно должен быть взрослый). Ведущий говорит
слова «карлики» или «великаны». Когда он произносит слово «великаны», то поднимается на носочки и поднимает руки вверх, при слове «карлики» он приседает на корточки. Дети повторяют движения только в том случае, если ведущий, назвав слово, показывает верные движения. Если же при слове «великаны» ведущий присаживается на корточки, а не встает на носочки, дети не должны повторять движение, и наоборот, ведущий может «ошибиться» и в словах, например, вместо «карлики» сказать «лилипуты», вместо «великаны» – «гиганты», а движения показать верные. В этом случае дети также не должны повторять движений вслед за ведущим. Тот, кто ошибся и был невнимательным, выбывает из
игры.