МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
Общешкольное родительское собрание
Практикум для родителей «Тревожность школьников»
Цель: познакомить родителей с понятием «тревожность», рассказать о причинах школьной тревожности. Помочь в выработке правильного семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.
«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять.»
И. Кант
– В современном обществе с каждым днем увеличивается количество тревожных детей, которые существенно отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью.
Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а, например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.
Не следует путать тревожность и с понятием «страх». Только если ребенок боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определенной ситуацией.
Виды тревожности:
Тревожность как качество личности. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.
Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.
Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.
Школьная тревожность – как разновидность ситуативной, это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.
Итоги собрания. Решения.
– Как же бороться со школьной тревожностью?
Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, – это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.
Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
Вот несколько упражнений, как можно помочь ребенку справится с тревожностью:
Упр.1 «Комплименты»
Нарисовать цветок, в центре фото ребёнок, а на лепестках результаты,
которыми он гордится.
Упр.2 «Камушек в ботинке»
Дети становясь старше стесняются говорить о своих тревогах. Привлечь
внимание такими словами: «Помнишь, как тебе попал камешек в ботинок, он тебе мешал, когда вытряхнули, оказалось он такой маленький?»
– Когда мы чем- то взволнованы, у нас на душе тоже самое. Если мы сразу вытащим этот камушек, неудобство исчезнет, а если его оставить, то возникнут проблемы.
Поэтому всем людям полезно говорить о своих проблемах сразу. Давай
договоримся, если кто скажет: У меня камушек в ботинке, мы сразу поймем и поговорим.
Когда ребенок научиться распознавать собственные эмоции и говорить о
них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной.
Упр.3 «Воздушный шарик»
Цель – снять напряжение, успокоить ребенка.
Все играющие сидят в кругу. Представьте себе, что мы будем надувать
шарик. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, и
раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами, как шарик становится больше и больше. А теперь покажем друг другу наши красивые шары.
– Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
*Родителям предлагается задать вопросы, которые возникли по ходу мероприятия.
– Уважаемые родители, спасибо вам, что пришли на собрание. А для того, чтобы вы смогли на практике использовать полученные навыки, мы предлагаем вам памятку с советами и игры-упражнения для всей семьи, которые вы можете взять с собой при выходе из зала