Общешкольное родительское собрание Практикум для родителей «Тревожность школьников»

ФИО: Нарыкова Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2387
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Общешкольное родительское собрание Практикум для родителей «Тревожность школьников»
Итоговая оценка: 1 место,  90 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

Общешкольное родительское собрание

Практикум для родителей «Тревожность школьников»

Цель: познакомить родителей с понятием «тревожность», рассказать о причинах школьной тревожности. Помочь в выработке правильного семейного воспитания во избежание формирования тревожного поведения у детей.

«Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы управлять.»   

                                                                                                     И. Кант 

   –      В современном обществе с каждым днем увеличивается количество тревожных детей, которые существенно отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью.

Тревожность – это понятие несколько иного рода, чем всем знакомое слово «тревога». Если тревога – это эпизодическое проявление беспокойства, то тревожность психологи определяют как индивидуальную психологическую особенность, заключающуюся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые к этому не предрасполагают. То есть состояние это устойчивое и проявляется в разные моменты, а, например, не только при ответе у доски или общении с незнакомыми взрослыми. Например, случается, что ребенок волнуется перед выступлениями на празднике или отвечая у доски. Но это беспокойство проявляется не всегда, иногда в тех же ситуациях он остается спокойным. Это – проявления тревоги. Если же состояние тревоги повторяется часто и в самых разных ситуациях, (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т.д.), то следует говорить о тревожности.

Не следует путать тревожность и с понятием «страх». Только если ребенок боится высоты, темноты, одиночества, то есть чего-то конкретного, мы можем говорить о страхах. Тревожность же проявляется почти всегда и не связана с какой-либо определенной ситуацией.

Виды тревожности:

Тревожность как качество личности. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.

Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, если тревожность проявляется у ребенка с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей.

Школьная тревожность – как разновидность ситуативной, это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверен в правильности своего поведения, своих решений.

                  

 

Итоги собрания. Решения. 

– Как же бороться со школьной тревожностью?

Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, – это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.

Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.

Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Вот несколько упражнений, как можно помочь ребенку справится с тревожностью:

Упр.1 «Комплименты» 

Нарисовать цветок, в центре фото ребёнок, а на лепестках результаты, 

которыми он гордится. 

Упр.2 «Камушек в ботинке» 

Дети  становясь старше  стесняются говорить о своих тревогах. Привлечь 

внимание такими словами: «Помнишь, как тебе попал камешек в ботинок,  он тебе мешал, когда вытряхнули, оказалось он такой маленький?»

–  Когда  мы чем- то взволнованы, у нас на душе тоже самое. Если мы сразу вытащим этот камушек, неудобство   исчезнет, а если его оставить, то возникнут проблемы. 

Поэтому всем людям полезно говорить о своих проблемах сразу. Давай 

договоримся, если кто скажет: У меня камушек в ботинке,  мы сразу поймем и поговорим. 

Когда ребенок научиться распознавать собственные эмоции и говорить о 

них, половину проблемы тревожности можно будет считать решенной. 

Упр.3 «Воздушный шарик» 

Цель – снять напряжение, успокоить ребенка. 

Все играющие сидят в кругу. Представьте себе, что мы будем надувать 

шарик. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, и 

раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами,  как шарик становится больше и больше. А теперь покажем друг другу наши красивые шары. 

 

–  Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.

*Родителям предлагается задать вопросы, которые возникли по ходу мероприятия.

 

– Уважаемые родители, спасибо вам, что пришли на собрание. А для того, чтобы вы смогли на практике использовать полученные навыки, мы предлагаем вам памятку с советами и игры-упражнения для всей семьи, которые вы можете взять с собой при выходе из зала