ПДО Школа правильной речи-.docx

ФИО: Казакова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2391
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: ПДО Школа правильной речи-.docx
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

«Средняя общеобразовательная школа №4»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Школа правильной речи»

Возраст обучающихся: 7-8 лет

Срок реализации — 2 года

Разработчик (автор/составитель): Учитель – логопед Казакова Алёна Алексеевна

                            

Пояснительная записка

 Современная система логопедической поддержки обучающихся начальной школы, позволяет значительному числу детей с речевыми нарушениями или ОВЗ успешно усваивать школьную программу. Одним из видов совместной коммуникативно-коррекционной деятельности являются внеурочные занятия, способствующие преодолению речевых и неречевых расстройств, мешающих полноценному обучению в школе.

Процесс коррекции нарушений устной речи тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционно-развивающего и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики.   Занятия курса строятся с учетом содержания учебных программ по русскому языку. Подбор лексического материала соответствует программным требованиям и учитывает  знание детьми грамматических форм  рода, числа;  таких понятий как «звук», «буква», «слово», «предложение», «гласный, согласный  звук» и т.д. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: 

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы: оценки педагогом

 

Данная коррекционно-развивающая программа предназначена для обучающихся имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР, ЛГНР) и неречевых процессов, препятствующие успешному освоению программы по чтению и письму, развитию устной и  формированию  письменной речи в начальный период обучения.   Срок  реализации программы – 2 года. Форма организации – кружок. Курс рассчитан на 2 года,  33 часа в год, 1 час в неделю. Продолжительность занятия 30-40 минут.

         Цель программы: организация целенаправленной коррекционной работы, развивающей речевую, познавательную, мыслительную и творческую деятельность младших школьников.  

           Основные задачи программы: 

Образовательные

 

  • расширение кругозора обучающихся

Развивающие

  • активизация речевой деятельности обучающихся, развитие коммуникативных навыков;
  • формирование просодической и темпо-ритмической стороны речи;
  • активизация, развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления;
  • Развитие орфографической зоркости
  • развитие общей и мелкой  моторики;
  • формирование фонематического слуха и восприятия
  • формирование  представления о звукобуквенном составе слова;
  • формирование навыка элементарного языкового анализа и синтеза; 
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • развитие психологической,  коммуникативной готовности к обучению;
  • развитие творческих способностей;
  • уточнение и расширение лексического запаса и грамматического строя речи.
  • Развитие письменной речи 
  • Развитие навыков чтения и формирование фразового чтения

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к окружающему миру

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

– Групповая

– Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе Каждое из занятий посвящено какой-либо конкретной букве и лексической теме. Ведущими методами и видами работы  выступают:   

– практический (упражнение, моделирование, игры: подвижные, дидактические, настольные, логопедические  и т.д.); 

– наглядный (демонстрация, наблюдение, рассматривание картин, рисунков, букв и их элементов, показ образца задания, способа действия);  

– словесный (рассказ, беседа, чтение). 

Используются игровые, личностно-ориентированные, ИК технологии,  словесные приемы: показ образца речи, хоровое проговаривание, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.. Используется дидактический и раздаточный материал, ребусы, кроссворды, головоломки, физкультминутки, речевой материал в виде пословиц  и поговорок, рифмовок, считалок, грамматических  сказок, нейро – раскрасоки.

         В ходе занятий 1 года обучения ребята дают характеристику звуку, соотносят его с буквой, читают дорожки букв, слогов, слова, учатся звуковому анализу и синтезу слов, конструируют буквы из разных материалов, пополняют свои знания по предлагаемым темам, совершенствуют навыки письма, работают с пересказом.

В ходе занятий 2 года обучения ребята дают характеристику видам речи, дают характеристику понятиям «Слово», «Предложение», «Текст», закрепляют знания о признаках глассных и согласных звуков, подробно разбирают понятия «Антонимы», «Синонимы», «Многозначные слова». Изучают части речи.

 

Ожидаемые результаты освоения программы.

 

Результаты  реализации  курса  внеурочной  деятельности  достигаются  на трех уровнях:

  1. Личностные:

– освоение  роли  ученика; формирование интереса и мотивации к учению;

– проявление познавательного интереса, потребности к познанию;

– установление границ  собственного знания и «незнания».

  • Предметные:

– умение отличать звуки от букв, гласные звуки от согласных;

– освоение элементарных форм языкового анализа и синтеза;  

– умение слушать, вступать в диалог, строить высказывания;

– расширение общего кругозора, знаний об окружающем;

– пополнение словарного запаса по лексическим темам;

– совершенствование грамматического строя речи, связного высказывания.

  1.   Метапредметные:

регулятивные:

организация  своего рабочего места под руководством учителя;

– определение  цели выполнения заданий  под руководством учителя;

–  определение  плана  выполнения заданий под руководством учителя;

– управление  своей деятельностью (моторной, речевой, слуховой, зрительной) в зависимости от поставленных задач;

– формирование умения работать по предложенному алгоритму;

– проявление  инициативы и самостоятельности в речевой деятельности;

познавательные:

– сравнение предметов и объектов: нахождение общего  и различий;

– группировка предметов, объектов на основе существенных признаков;

– установление  аналогий в словообразовании и словоизменении;

– выполнение логических операций сравнения, обобщения, классификации на практическом материале;

– осознанное построение  речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

– подведение итогов, выводов о результате собственной,  совместной работы и работы одноклассников;

-формирование умения  работать с текстом

– развитие навыков письма и чтения

– формирование работы с пересказом

коммуникативные:

– умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли;

– умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

– участие в диалоге, умение отвечать на вопросы учителя, товарищей. 

– соблюдение простейших норм речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Формы, виды контроля и подведения итогов реализации программы

– первичное и итоговое обследование устной речи и письменной речи;

– текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

– промежуточный – викторины, проводимые на занятиях.

– итоговый – проведение проверочной работы в форме диктанта

Учебно – тематический план

П/п

Разделы Кол – во часов
1 Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа 11
2 Твердые и мягкие согласные звуки. 5
3 Глухие и звонкие согласные звуки 11
4 Непарные глухие и звонкие согласные звуки 6
5 Звуковой анализ и синтез 7
6 Слово. Текст. Предложение 4
7 Части речи 22
Всего 66

 

Содержание курса

  1. Звукобуквенный анализ слов. Элементарные формы звукового анализа.

Понятия «звук» – «буква», отличия понятий «звук» – «буква». Звуки гласные, согласные. Гласные буквы А, О, У, Ы, Э и звуки [а,о,у,ы,э]. Буквы М, Н, Р, Л и сонорные согласные звуки  [м, м’, н, н’, р, р’,л, л’]. Звуковой анализ слогов, односложных слов. Обогащение словарного запаса

  1. Твердые и мягкие согласные звуки.

Твердые, мягкие согласные звуки. Различие твердых и мягких согласных звуков. Буквы И, Я, Е, Ё, Ю.  Обозначение мягкости согласных с помощью гласных звуков. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы ь. Звуковой анализ слогов, одно- двусложных слов. 

  1. Глухие и звонкие согласные звуки

Глухие и звонкие согласные звуки в устной речи и соответствующих им букв при чтении и на письме.  Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений. Буквы С, З, К, Г, П, Б, Т, Д, Ш, Ж, В, Ф. Парные согласные звуки  [с, с’, з, з’, к, к’, г, г’, п, п’, б, б’, т, т’, д, д’, в, в’, ф, ф’, ш, ж]. Обогащение словарного запаса Работа с текстом. Пересказ.

  1. Непарные глухие и звонкие согласные звуки. 

Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. Непарные глухие звуки [х, х’, ц, ч’, щ’]  и обозначение их буквами X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие звуки [й’, м, м’, н, н’, р, р’,л, л’]   и обозначение их буквами Й,Н,М,Р,Л. Буква Ъ. Разделительный ь. Звуковой анализ слов. Анализ и синтез предложений.  Дифференциация звуков.

5.Звуковой анализ и синтез. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Выделие в слове согласных и гласных. Дифференциация звонких и глухих согласных.

6.Слово. Текст. Предложение. Понятия «Слово», «Предложение», «Текст» и их дифференциация. Работа с предложениями. Деление текста на предложения. Работа с ударным и безударными слогами.

7.Части речи. Слова – предметы (имя существительное), синонимы и антонимы. Многозначные слова. Слова – действия, работа в тетрадях, узнавание в текстах. Составление простых предложений, выделение частей речи. Слова – признаки. Имя прилагательное. .Согласование имен прилагательных в роде и числе. Составление предложений. Составление схем предложений с главными и второстепенными членами. Составление и запись предложений по схеме.

Календарно – тематическое планирование занятий 

 

П/п

Дата

План/ факт

Тема занятия
1 Введение. Гласные и согласные звуки. Дифференциация звуков.
2 Деление слов на части.
3 Повторение понятий: звук, буква и слово.
4 Перелетные птицы. Образование уменьшательно- ласкательных прилагательных.
5 Анализ и синтез звукосочетаний.
6 Осенние месяца. Дидактическая игра « когда это бывает?»
7 Звук р. Схемы слов из 2-х частей.
8 Окончания существительных единственного и множественного чисел.
9 Дифференциация звуков с-ш
10 Дифференциация звуков и-ы. Игра : «Умные звуки»
11 Активизация словаря признаков по теме : «Поздняя осень »
12 Звук и буква з. Дифференциация с-з.
13 Звук и буква й. Место звука в слове.
14 Звук и буква л. « Экзотические животные»
15 Дифференциация соноров: н-м-л-р
16 Образование сложных предлогов (из-под, из-за и т.д.)
17 Дифференциация г-к. Употребление сложных прилагательных (голубоглазый…)
18 Звук и буква в. 
19 Домашние птицы. Звук и букв Т.
20 Звуко-слоговой анализ и синтез слов.
21 Звук и буква ж. Дифференциация ш-ж.
22 Гласная буква е.
23 Относительные прилагательные по теме : « Профессии».
24 Букв ю, е, я.
25 Буквы е, ё. Употребление сложных предлогов.
26 Буква и звук ч. Дифференциация ч-с-ш., ч-ть.
26 Активизация словаря по теме « Дикие птицы»
27 Дифференциация ч-ц-с.
28 Звук и буква ф. Диф-ция в-ф.
29 Образование наречий от прилагательных..
30 Всегда мягкие звуки щ, ч, й.
31 Дифференциация ь и ъ.
32 Образование прилагательных от существительных.
33 Итоги
34 Виды речи- устная и письменная. Понятие

 «Текст»

35 Деление текста на предложения.
36 Слово. Деление предложений на слова. Деформированный текст.
37 Слова состоят из звуков. Выделение звуков в слове.
38 Признак гласных звуков. Узнавание и выделение гласных в ударной и 

безударной позициях. Списывание с печатного листа.

39 Признак согласных звуков. Узнавание и выделение согласных в слове.
40 Дифференциация гласных и 

согласных.

41 Работа над слоговым ударным ритмом.
42 Письмо слогов и односложных слов под диктовку.
43 Дифференциация звонких и глухих согласных. Письмо слов под диктовку.
44 Дифференциация твердых и мягких согласных. Письмо слов под диктовку.
45 Слова- предметы. Имя существительное, обозначающее явления природы, качества человека и чувства. Понимание и введение их в речь. 
46 Антонимы, имена существительные.
47 Синонимы- существительные. Работа над пониманием и введением в речь.
48 Многозначные слова существительные.
49 Слова действия. Узнавание в предложении и тексте.
50 Работа над глагольным словарем. Кто как двигается.
51 Глагольные антонимы- понимание и введение в речь.
52 Глагольные синонимы. Понимание и введение в речь. Письмо под диктант.
53 Составление простых предложений. Подлежащее и сказуемое.
54 Согласование подлежащего и сказуемого в роде и числе.
55 Слова признаки. Письмо под диктовку.
56 Украшение предложений именами прилагательными.
57 Антонимы- имена прилагательные. Понимание и введение в речь.
58 Синонимы- имена прилагательные
59 Согласование имен прилагательных с существительными в роде и числе.
60 Составлений предложений из 3-4 слов.
61 Составлений предложений из 3-4 слов.Проверочная работа
61 Понятие главные и второстепенные члены предложения.
63 Сравнения распространенных и нераспространенных предложений.
64 Составление и запись предложений по схеме
65 Диктант. Самостоятельная работа.
66 Итоги

 

Литература:

 

Автор Название Изд-во Год издания Кол-во экз.
Основная литература
1

 

О.В Елецкая Н.ЮГорбачевская Организация логопед. работы в школе Творч.центр. Москва 2005 1
2 В.И.Ковалько Школа физминуток «Вако.» Москва 2005 1
3

 

Р.И.Лалаева

Л.В.Венедиктова

Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у мл. школьников «Союз» Санкт-Петербург 2001 1
4

 

Р.И Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах Владос. Москва 1998 1
5

 

В.И Селиверстов Словарь логопеда Владос. Москва 1997 1
6

 

В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Москва 1998 1
7

 

И.Н.Садовникова Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников Москва «Владос» 1995 1
8

 

Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Москва «Владос» 2001 1
9

 

О.В.Елецкая

Н.Ю.Горбачевская

Развитие и коррекция пространственно-временных представлений у детей «Школьная пресса» 2004 1
10

 

С.Ю.Горбунова

Е.А.Яструбинская

Сборник конспектов логопедических занятий по развитию речи для детей с ОНР. Москва «Деловой мир» 2005 1
Дополнительная литература
11

 

В.Т.Голубь Графические диктанты Москва

«Вако»

2004 1
12

 

Н.А.Гегелия Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых Москва

«Владос»

1999 1
13

 

А.В.Ястребова Преодоление ОНР у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений Москва

«Аркти»

1999 1
14

 

В.В.Коноваленко

С.В.Коноваленко

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. «Тандем»  ООО «Гном-пресс» 1998 1
15

 

С.Г.Шевченко Ознакомление с окружающим миром и развитие речи Москва «Школьная пресса» 2005 1
16

 

С.В.Коноваленко Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет Москва 1998 1
17 Е.А.Алифанова

Н.Е.Егорова

Логопедические рифмовки и миниатюры Москва Гном – Пресс 1999 1
18 З.В.Дощицина Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации Москва

Новая школа

1994 1
19 М.А.Леонова

Л.М.Крапивина

Дидактические материалы по логопедии Москва

«Школа-Пресс»

1999 1
20 О.Б.Иншакова Альбом для логопеда Москва

Владос

1998 1
21 Т.Н.Волковская Иллюстрированная методика логопедического обследования Москва

Образование плюс

2006 1
22 И.Милосердов

В.Ульянов

Сборник диктантов и упражнений для начальной школы Москва

Издат-школа

1996 1
23 И.Лопухина Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи Москва

«Аквариум»

1995 1
24 А.И.Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок Москва Просвещение 1982 1
25 А.Шибаев Язык родной, дружи со мной Ленинград

Детская литература

1991 1
26 С.Васильева

Н.Соколова

Логопедические игры для дошкольников Москва

«Школа-Пресс»

1999 1
27 Н.В.Новоторцева Рабочие тетради по развитию речи на звуки … Ярославль

«Академия развития

1996 4
28 Г.Ю.Семка Посмотри и назови – пособие по логопедии Санкт-Петербург

Библиополис

1997 2
29 Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по развитию фонематического восприятия и навыков звукового анализа Санкт-Петербург

«Детство-Пресс»

1998 6
30 В.В.Репкин Букваренок Томск

«Пеленг»

1995 4
31 М.Мальцева

В.Костыгина

Мой логопедический альбом Ярославль

Академия Холдинг

2001 1