Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к школе «Ступеньки к школе» (для обучающихся 5-7 лет)

ФИО: Малина М.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2392
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительная общеобразовательная программа по подготовке к школе «Ступеньки к школе» (для обучающихся 5-7 лет)
Итоговая оценка: 1 место,  86 баллов(-а)



Департамент Смоленской области по образованию и науке

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования 

«Центр детского творчества»

г.Ярцево Смоленской области

Дополнительная общеобразовательная программа

«Ступеньки к школе»

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: социально-гуманитарная

             

Автор-составитель:

               Малина Марина Валерьевна, 

     педагог дополнительного образования

Ярцево, 2023г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Пояснительная записка ………………………………………………………… ……………..3

Учебный план ………………………………………………………………………………….15

Содержание учебного плана ………………………………………………………………….17

Календарный учебный график………………………………………………………………..22

Методическое обеспечение образовательного процесса……………………………………25

Методические материалы ……………………………………………………………………..51

Контрольно-измерительные материалы ………………………………………………………52

Информационное обеспечение программы………………………………………………………..57

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Ступеньки к школе» составлена на основе следующих нормативных правовых документов:

  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; 
  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». 
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года). 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» имеет социально-гуманитарную направленность. 

Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, проживающего в сельской местности, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, с ограниченными возможностями здоровья. 

Доступность программы для детей, проявивших выдающиеся способности

В процессе реализации программы «Ступеньки к школе» создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Содержание программы дает возможность использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям, проявляющим способности, использовать в процессе обучения специальное оборудование и материалы (конструкторы, схемы, головоломки Пифагора, Пентамино, монгольская игра, танграмм, палочки Кюизенера, кубики Кооса, мнемотаблицы). Для данных детей создаются условия для участия в проектной деятельности, конкурсах различного уровня. Выявление и развитие одаренных детей осуществляется, как с помощью мониторинга, так и на основе подведения итогов конкурсов, выставок, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

Доступность программы для детей, проживающих в сельской местности

Программа «Ступеньки к школе» доступна для детей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдалённых территориях. При реализации программы используются дистанционные технологии, что позволяет детям успешно обучаться по программе. 

Реализация программы в форме дистанционного обучения

Реализация программы «Ступеньки к школе» возможна в форме дистанционного обучения с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Материалы по дистанционному обучению по некоторым темам программы   представлены на официальном сайте МБУДО ЦДТ г. Ярцево (https://yacdt.edusite.ru/) в разделе «Дистанционное обучение».

Доступность программы для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Реализация программы «Ступеньки к школе» предусматривает использование необходимых материалов (цветная бумага, акварельные краски, цветные карандаши, альбомы, пластилин, мандалы, песочница (для песочной терапии) и т.п.) для оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Доступность программы для детей с ограниченными возможностями здоровья

Обучение по программе «Ступеньки к школе» является доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как в учреждении и непосредственно в кабинете, где проводятся занятия по данному курсу, есть необходимая база и условия для организации занятий с детьми с ОВЗ. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей учащихся.

Программа является комплексной и осуществляется по трём модулям:

  1. Тренировка внимания, памяти и мышления.
  2. Формирование элементарных математических представлений.
  3. Знакомство с буквами. Подготовка руки к письму.

Новизна программы

Новизна программы заключается в комплексном содержании занятий. Программа «Ступеньки к школе» предполагает использование современных технологий, позволяющих активизировать мыслительные процессы ребёнка, включить его в изменившуюся социальную среду и формировать интерес к школьной жизни.

В отличие от существующих программ общей подготовки детей к школьному обучению, кроме тех тем, которые содержат освоение математических представлений, мелкой моторики, в данной программе предусмотрены темы, направленные на развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, также наличие тренинговых упражнений и элементов арт-терапии.

Актуальность программы

Актуальность программы «Ступеньки к школе» обусловлена социальным заказом, запросами родителей, государства в сфере предшкольного обучения. Произошедшие за последнее десятилетие изменения в России привели к сокращению охвата детей системой дошкольного образования, поэтому подготовка к школе приобрела особую значимость. Вопросы внедрения занятий по подготовке к школе на сегодняшний день являются актуальными, так как отражают современные тенденции развития образования в нашей стране, а также наметившуюся потребность охвата всех детей предшкольного возраста на этапе подготовки к школе. 

Современный ребенок в старшем дошкольном возрасте обладает уникальными потенциальными возможностями. Но чтобы они превратились в реальные силы, в личностные свойства нужен целенаправленный воспитывающий, обучающий, формирующий, развивающий педагогический процесс. 

Школьная жизнь сильно отличается от того, что с детьми происходило раньше, – она требует ответственности, организованности.

Быть готовым к щколе – «…значит быть готовыми всему этому научиться…» – считал детский психолог Л.А. Венгер.

Психологи выделяют три составляющие успеха ребенка при поступлении в школу, для того, чтобы адаптация к школе прошла менее болезненно:

  • развитие внимания, памяти и мыщления, умение производить некоторые действия в уме;
  • способность произвольно управлять собой – умение сосредотачиваться на одном деле и самостоятельно работать над заданием;
  • мотивация – интерес к школе, по-настоящему глубокая заинтересованность в обучении. 

Интеллектуальная готовность ребенка наряду с психологической готовностью является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. 

Педагогическая целесообразность программы

Педагогическая целесообразность программы продиктована необходимостью всестороннего развития и подготовки к школе детей, посещающих и не посещающих дошкольные образовательные учреждения. Содержание учебных занятий направлено на выявление индивидуальных возможностей ребёнка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы. 

Занятия с детьми строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов, что позволяет устранить разного рода перегрузки. 

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физическом отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности определенных понятий. Ребенок к старшему дошкольному возрасту способен овладеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

Цели данной программы:

  • формирование психологической и интеллектуальной готовности у будущего школьника и развитие стартовых возможностей для успешного обучения в школе.

Задачи:

Обучающие:

  • овладевать приемами концентрации внимания и запоминания;
  • расширять запаса знаний об окружающем мире, кругозор, активный словарный запас;
  • формировать элементарные математические представления;
  • развивать абстрактное  и логическое мышление при счете и решении задач;
  • совершенствовать интеллектуальные способности детей, умение классифицировать, обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира, делать выводы;
  • овладеть элементарными навыками письма (держание ручки, посадки при письме, положение тетради на столе).

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, интеллектуальные способности детей, необходимые для успешного обучения в школе;
  • совершенствовать развитие  познавательных процессов: внимания, памяти, мышления;
  • развивать произвольную образную память (зрительную, слуховую, тактильную, двигательную, эмоциональную) и словесно-логическую память для того, чтобы использовать рациональные приемы запоминания (сравнение, группировка, классификация, функциональные, ассоциативные, образные связи по сходству, смежности);
  • развивать воображение и активную речь как предпосылки для творческой деятельности;
  • овладевать способностью произвольно управлять собой, умением сосредотачиваться на одном деле и самостоятельно работать над заданием;
  • развивать навыки совместной деятельности в коллективе, коммуникативные личностные качества;
  • развивать мелкую моторику;
  • формировать готовность к школьному обучению, к новой социальной позиции школьника, заинтересованного отношения к учению и учебной деятельности.

Воспитательные:

  • формировать положительную мотивацию учебной деятельности через создание ситуации успеха для каждого обучающегося;
  • воспитывать и развивать общие способности ребенка: коммуникативные, познавательные, регуляторные;
  • способствовать формированию чувства уверенности в своих силах, самостоятельности, инициативности;
  • совершенствовать коммуникативные универсальные действия и навыки конструктивного взаимодействия для установления межличностных отношений со сверстниками и взрослыми; 
  • овладевать умением планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль;
  • преодолевать застенчивость, нерешительность, неуверенность в себе;
  • воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение друг к другу, эмоциональную отзывчивость (сочувствие, сопереживание).

Отличительная особенность программы:

Программа «Ступеньки к школе» – авторская. 

Отличительной особенностью программы является успешное применение тренинговых упражнений, которые в совокупности с другими методами работы оказывают сильное влияние на развитие и формирование личности, способствуют созданию близких отношений между детьми, помогают снимать напряженность, повышают самооценку, позволяют поверить в себя в различных ситуациях общения. Основной задачей программы является формирование потребности ребенка в познании, что является необходимым условием полноценного развития ребенка и играет неоценимую роль в формировании детской личности.

Уровни сложности программы

Стартовый уровень 

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности психологии и физиологии современного дошкольника. 

На данном этапе происходит формирование положительного отношения к занятиям, ориентация на содержательные моменты действительности. Обучение направлено не только на усвоение обучающимися некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка. Этот период обучения должен стать той почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных видов умственной деятельности, необходимых для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, чтобы ребенок успевал работать вместе с группой.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной программы:

Объединение комплектуется из обучающихся 5-7 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данной программе.

В возрасте 5-7 лет важны: положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач, не менее важны навыки речевого общения, развита моторика руки и зрительно-двигательная координация. Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка.

Сроки реализации программы:

Программа предназначена для обучающихся старшего дошкольного возраста, посещающих, либо не посещающих дошкольное образовательное учреждение, в возрасте от 5 до 7 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим организации занятий

При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования. В группу включаются дети с различным уровнем готовности к школе, с акцентуацией различных проблем, с тем, чтобы дети помогали друг другу в приобретении новых психологических навыков.   

Программа «Ступеньки к школе» ориентирована на работу с обучающимися 5-7 лет и рассчитана на один год обучения.

Количество обучаемых в группе может составлять 10-12 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 учебных часа (55 минут). Общее количество часов в год на одну группу составляет 108 часов.

Формы занятий

Форма реализации программы – занятия. Занятия носят интегрированный характер; каждое занятие включает в себя несколько программных задач; на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний. 

В процессе обучения по данной программе используются различные                          формы организации занятий:

  • По количеству детей, участвующих в занятии: фронтальная, коллективная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
  • По особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, интеллектуальная игра, тестирование, викторина, праздник, презентация, практическое занятие.
  • По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
  • По типу: комбинированное, теоретическое, практическое, диагностическое, контрольное и др.

При проведении занятий используются следующие методы и приёмы:

  • словесные: устное изложение, беседа, словесные игры, упражнения, направленные на развитие произвольной памяти, внимания;
  • наглядные: показ иллюстраций, коллажей, мнемотаблиц, логических цепочек и т.д.; работа в тетрадях по образцу;
  • практические: тренинги: на развитие внимания и памяти; мнемотехнический тренинг,  развитие логического мышления; ассоциативные тренинги;  тренинг коммуникативных умений и навыков;
  • тесты: на степень психосоциальной зрелости; на понятийное мышление; на воображение; на логическое мышление; на внимание и память; ориентировка на плоскости;
  • выполнение арифметических действий;
  • мнемотехнические приёмы: воспроизводство мнемотаблиц; приём «выделения частей образа»; приём «ассоциации»; приём «визуализации запоминаемых слов»; приём «придумывание рассказа»; приём «запоминание слов одновременно с рисованием»;
  • графические диктанты; 
  • штриховки.

Для успешной реализации программы подготовки детей к школе используются современные образовательные технологии:

  • игровые и проблемно – игровые (В.И. Никитина, З.А.Михайловой, Е.А. Носовой) – ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
  • информационно-коммуникационные – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добывания информации;
  • развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.З. Зака) – соблюдение соотношения нового и уже известного материала, позволяет создавать ситуацию для «зоны ближайшего развития» учащегося;
  • знаково – символических средств (Венгера, Суворова) – активизируют интеллектуальную и творческую деятельность дошкольника;
  • технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

Занятия построены таким образом, что вне зависимости от темы занятия происходит развитие различных видов универсальных учебных действий: коммуникативных, личностных, регулятивных и познавательных. 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

«Ступеньки к школе» (универсальные учебные действия)

Личностные результаты:

у обучающихся будут сформированы: 

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению других; 
  • нравственная позиция (внутренняя мотивация поведения обучающегося (будущего школьника), способного к самоконтролю, имеющего чувство личного достоинства, а также ответственно относящегося к организации учебной деятельности) 
  • толерантность (разновозрастное сотрудничество на основе общего коллективного творчества)

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

у обучающихся будут сформированы действия: 

  • осуществление действия по образцу и заданному правилу; 
  • сохранение заданной цели; 
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; 
  • осуществление контроля своей деятельности по результату; 
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные УУД:

у обучающихся будут сформированы действия: 

  • знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; 
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); 
  • синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; 
  • сравнение и сопоставление; 
  • выделение общего и различного; 
  • осуществление классификации; 
  • установление аналогии; 
  • самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; 
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • повышение концентрации, переключаемости, устойчивости внимания;
  • увеличение объема вербальной и зрительной памяти;
  • формирование приёмов запоминания;
  • повышение уровня развития смысловой памяти.

Коммуникативные УУД:

у обучающихся будут сформированы действия: 

  • овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; 
  • ориентация на партнера по общению; 
  • умение слушать собеседника; задавать вопросы. 

Предметные результаты:

к концу обучения обучающиеся научатся:

  • выполнять задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут;
  • удерживать в поле зрения 6-7 предметов;
  • находить 5-6 отличий между предметами;
  • выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу;
  • уметь находить одинаковые предметы;
  • рассказывать события, которые произошли накануне, а также яркие события жизни; 
  • уметь сравнивать два изображения по памяти;
  • подбирать две половинки одного предмета, уметь объяснить свой выбор;
  • продолжать заданную закономерность;
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар;
  • классифицировать объекты по форме, цвету, размеру, общему названию;
  • устанавливать пространственно-временные отношения;
  • различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция), по цвету, по размеру; 
  • определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;
  • устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; 
  • ориентироваться в пространстве; 
  • выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; 
  • уметь проводить прямые и волнистые линии, не отрывая карандаш от бумаги и не выходя за контуры;
  • уметь обводить рисунок по точкам и по линиям;
  • уметь штриховать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контур;
  • уметь копировать простейшие рисунки.

Система отслеживания и оценивания результатов

В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения по дополнительной общеразвивающей программе, итоговая аттестация.

Программой предусмотрено проведение итоговой аттестации (май). 

Аттестация обучающихся творческого объединения по программе «Ступеньки к школе» проводится в следующей  форме: итоговое занятие, тестирование.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п Содержание программы Количество часов Формы контроля/аттестации
Всего Теория Практика
1 модуль Тренировка внимания, памяти, мышления (36 часов)
1. Введение в образовательную программу.  Определение стартовых возможностей детей.  2 1 1 Опрос
2. Произвольное внимание:                  а) переключение внимания;            б) объём внимания;                            в) тренировка распределения внимания. 8 1 7 Тестирование
3.  Память:                                               а) слуховая память;                             б) зрительная  память;                       в) мнемотехники, направленные на развитие произвольного внимания. 10 1 9 Практикум
4. Мышление:                                        а) классификация, сравнение;          б) систематизация;                             в) смысловое соотнесение;               г) анализ, синтез, обобщение;         д) пространственное мышление, аналогия;                                             е) умозаключение, закономерности;                                ж) логические задачи. 16 2 14 Тестирование
2 модуль                                                                                                                                                        Формирование элементарных математических представлений (36 часов)
1. Геометрические фигуры 4 1 3 Опрос, тестирование,
2. Величина. Сравнение предметов, групп предметов 4 1 3 Опрос
3. Взаимное расположение предметов в пространстве. Временные представления.  6 1 5 Практическая работа
4. Числа и цифры. Состав числа из единиц и двух меньших. 6 1 5 Тестирование
5. Счёт предметов:                              а) порядковый счет предметов (прямой и обратный счет);            б) присчитывание и отсчитывание по единице;                                       б) прием присчитывания и отсчитывания по два;                                       в) счёт тройками.        6 1 5 Практическая работа
6. Сравнение чисел.                      Знаки «<», «>», «=». 4 1 3 Практикум
7. Составление и решение задач на сложение и вычитание. 6 1 5 Практикум
3 модуль Знакомство с буквами. Подготовка руки к письму (36 часов)                                                                                                                                                              
1. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку.    Рабочая строка. Широкая строка. Штриховка. 4 1 3 Практикум
2. Гласные звуки и буквы                          (а, о, у, и, э, ы).                            Построение букв.  Печатные буквы, элементы письменных букв.  8 1 7 Опрос
3. Согласные звуки и буквы. Печатные буквы, элементы письменных букв. 8 1 7 Опрос
4.  Буквы й, я, е, ё, ю.                   Печатные буквы, элементы письменных букв.. 8 1 7 Практическая работа
5.  Буквы ь и ъ.                                    Печатные буквы, элементы письменных букв. 4 1 3 Практикум
6. Что узнали? Чему научились? Итоговая  диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; математических представлений; графических умений и навыков.  4 0 4 Тестирование
Итого: 108 17 91 _

 

 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

1 модуль Тренировка внимания, памяти, мышления (36 часов)

Введение в образовательную программу (2 часа)

Знакомство с расписанием, инструктаж по технике безопасности и т.п.

Правила поведения. Организация рабочего места.

Определение стартовых возможностей обучающихся. Первичная диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, ориентировка в пространстве. 

Произвольное внимание (8 часов)

Переключение внимания. Психогимнастические упражнения на развитие свойств внимания: «Что изменилось?», «Волшебный мешочек», «Узнай с закрытыми глазами».

Объём внимания. Тренинг на развитие свойств внимания: «Что исчезло?», «Детективы», «Найди пару», «Цветные шарики», «Светофор», «Найди свой цвет».

Тренировка распределения внимания.

Память (10 часов)                                            

Слуховая память. Упражнения, направленные на развитие памяти: «Найди такую же картинку, как в рамочке», «Запомни количество предметов, дорисуй, сколько предметов не хватает», «Запомни картинки, найди те картинки, которые были на предыдущей странице», «Найди пары», «Найди лишний предмет».

Зрительная  память. Упражнения: «Запомни картинки», «Развиваем зрительную память», «Раскрась только те картинки, которые были нарисованы на предыдущей странице», «Вспомни, сколько было яблок, груш, моркови и соедини картинку с соответствующей цифрой», «Запомни пары предметов».

Мнемотехники, направленные на развитие произвольной памяти: приём «выделения частей образа»; приём «ассоциации»; приём «визуализации запоминаемых слов»; 

приём «придумывание рассказа»; приём «запоминание слов одновременно с рисованием».

Мнемонический тренинг. Тест Бурбона.

Мышление (16 часов)                                        

Классификация по локальным и по функциональным признакам. Сравнение. 

Упражнения «Закончи рассуждения», «У какой геометрической фигуры нет углов?», «Дополни пропущенные числительные», «Какие животные спрятались», «Чьи ботинки?». Систематизация. Смысловое соотнесение. Упражнения на развитие логического мышления: «Перенеси картинки на новые места», «Что было сначала, а что потом», «Найди подходящие по форме части. Расставь номера», «Назови обобщающие слова», «Разложи рисунки каждый раз в новой последовательности», «Какие фигуры должны быть в пустом прямоугольнике?», «Скажи слова наоборот», «Назови следующее слово, не нарушая закономерности», «У кошки котенок, у собаки – …»,  «Назови только правильные пословицы», «Какой дорогой пойдет мальчик в школу?», «Огурец-грядка, яблоко -…», «Кто что делает?».

Анализ, синтез, обобщение. Игры с карточками на обобщение и классификацию предметов: «Посуда», «Домашние и дикие животные», «Хвойные и лиственные деревья», «Цветы», «Мебель», «Зимующие и перелетные птицы», «Игрушки». Дидактическая игра «Заплатки».

Пространственное мышление, аналогия. Кубики Кооса.

Умозаключение, закономерности.  Матрицы Равена (адаптированные к дошкольному возрасту). 

Решение логических задач с помощью наглядного материала: танграмм, колумбово яйцо, монгольская, игра, вьетнамская игра, волшебный круг.

2 модуль Формирование элементарных математических представлений (36 часов)

Геометрические фигуры (4 часа)

Круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция. 

Форма предметов. 

Сравнение предметов по форме. 

Прямые и кривые линии.  Графические упражнения. 

Величина. Сравнение предметов, групп предметов (4 часа)

Длина, ширина, высота, толщина предметов.

Больше, меньше, столько же. Приёмы сопоставления совокупности предметов. 

Цвет предметов. Сравнение предметов по цвету. 

Размер предметов. Сравнение предметов по размеру. 

Сравнение количества предметов. «Один», «много».

Взаимное расположение предметов в пространстве. Временные представления                    (6 часов)

Ориентировка в пространстве.

Ориентировка на листе бумаги.

Ориентировка во времени.

Числа и цифры. Состав числа из единиц и двух меньших (6 часов

Число один, цифра 1. Число два, цифра 2. Число три, цифра 3. Число четыре, цифра 4. Число пять, цифра 5. Число шесть, цифра 6. Число семь, цифра 7. Число восемь, цифра 8. Число девять, цифра 9. Число десять, запись числа десять. Число и цифра 0. 

История про цифру. Упражнения  «На что похожа цифра», «Ассоциация», «Рисуем цифры по-разному» (в воздухе, на листе бумаги, лепим из пластилина), «Цифры из счётных палочек». 

Состав числа из единиц и двух меньших. Работа с наглядными пособиями и со счётными палочками.   Разгадывание ребусов. Игры на развитие логического мышления. 

Счёт предметов (6 часов)

Порядковый счет предметов (прямой и обратный счет).

Присчитывание и отсчитывание по единице.

Приём присчитывания и отсчитывания по два.

Счёт тройками.  Работа с наглядными пособиями и со счётными палочками. Игры на развитие логического мышления. Графические упражнения. 

Логические игры.

Сравнение чисел (4 часа)

Отношения между числами. 

Знаки «<», «>», «=». 

Решение примеров.

Составление и решение задач (6 часов)

Запись и решение простых задач на сложение.

Запись и решение простых задач на вычитание.

Линейка.

3 модуль Знакомство с буквами. Подготовка руки к письму (36 часов)                                                                                                                                                              

Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку.    Рабочая строка. Широкая строка. Штриховка (4 часа)

Учимся правильно держать карандаш и альбом, посадка при письме. Знакомство с тетрадью в клетку. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. Орнамент из геометрических фигур. Построение и штриховка.

Гласные звуки и буквы: а, о, у, и, э, ы (8 часов)     

Буква А печатная, элементы письменной буквы. Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку. Построение и штриховка самолета. Графический диктант «Аист».                 

Буквы А, О, Э. Лесная прогулка.  Знакомство с разлиновкой тетради в узкую линию с направляющей. Построение букв. Буквы Ы, И печатные.        

Буква У печатная, элементы письменной буквы.     Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. Графический диктант «Бабочка».                 

Согласные звуки и буквы (8 часов)

Буква М печатная, элементы письменной буквы. Морская прогулка.  Наклонная и волнистые линии. Рабочая строка. Широкая строка. Графический диктант «Кит».                 

Буква Н. Идём в гости к носорогу. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Построение и штриховка парусника. Графический диктант «Змейка».                 

Буква П. В гостях у повара Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Построение и штриховка домика. 

Буква Т. Дикие и домашние животные. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой.. Буква К печатная, элементы письменной буквы. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. Графический диктант «Собака».                 

Буква Х.  В гостях у Хомы. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. Графический диктант «Олень».                 

Буква Ч, Щ. На рыбалке. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Графический диктант «Улитка»

Буква Б. За покупками. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Строим дом. 

Буква Д.   На дороге. Графический диктант «Дирижабль».                 

Буква С.  Светофор.   Письмо элементов письменных букв. Графический диктант «Светофор».                 

Буква Ц. В лесу. Графический диктант «Цыпленок».                 

Буквы Г, К. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. 

Буквы З, С. Я маленький. Графический диктант «Вини-пух и кролик».                 

 

Буквы: й, я, е, ё, ю (8 часов)   

Буквы Я, Е, Ё, Ю, Й. Кукла Юля. Овалы, петли, прямые, плавные и закруглённые внизу, прямые горизонтальные линии. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Графические диктанты.

Буквы ь и ъ (4 часа)    

Письмо элементов письменных букв. 

Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Графические диктанты «Лошадь», «Лебедь», «Медведь».                                                      

Что узнали? Чему научились?  (4 часа)

Тестирование по пройденным темам.

Итоговая диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; математических представлений; графических умений и навыков. 

 

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

п\п Месяц  Тема занятия Форма занятия  Кол-во часов Форма контроля
1 Сентябрь  Вводное занятие: знакомство с расписанием, инструктаж по технике безопасности и т.п. Правила поведения. Организация рабочего места. Определение стартовых возможностей обучающихся. Первичная диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, мелкой моторики, ориентировка в пространстве.  Беседа, практическое занятие 2 Анкетирование, опрос 
Произвольное внимание.   Переключение внимания. Практическая работа 3 Тестирование 
Объём внимания.  Практикум 3 Практическая работа
Тренировка распределения внимания. Практикум 2 Тренинг
2 Октябрь  Слуховая память Практикум 3 Тренинг
Зрительная память Практическое занятие 3 Практикум
Мнемонический тренинг Тренинг 2 Практическая работа
Классификация. Сравнение. Практическое занятие 1 Тестирование
Систематизация. Смысловое соотнесение.  Практическое занятие 1 Опрос
3 Ноябрь  Анализ, синтез, обобщение. Практикум 2 Тестирование
Пространственное мышление. Практикум 1 Тестирование
Аналогия. Кубики Коса. Практическое занятие 1 Практикум
Умозаключения. Закономерности. Матрицы Равена. Практическое занятие 1 Тестирование
Логические задачи: танграмм, колумбово яйцо. Практическое занятие 1 Дидактическая игра
Логические задачи: монгольская игра, волшебный круг. Практическое занятие 2 Дидактическая игра
Декабрь Геометрические фигуры Практическое занятие 2 Практическая работа
Величина. Практическое занятие 2 Опрос
Сравнение предметов, групп предметов. Практикум 1 Практическая работа
Сравнение предметов, групп предметов. Практикум 1 Практическая работа
Взаимное расположение предметов в пространстве. Практикум 1 Практическая работа
Временные представления. Практикум 1 Дидактическая игра
Январь Числа и цифры Практикум 4 Самостоятельная работа
Счет предметов Практическое занятие 2 Дидактическая игра
Сравнение чисел  Беседа, практическое занятие 2 Тестирование
6 Февраль Сравнение чисел  Беседа, практическое занятие 2 Тестирование 
Составление и решение задач на сложение Практическое занятие 4 Практикум
Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку Практическое занятие 1 Контрольное задание
Рабочая строка. Широкая строка. Штриховка. Практическое занятие 1 Практикум
7 Март Гласные звуки и буквы: а, о, у. Практикум  3 Контрольное задание
Гласные звуки и буквы: и, э, ы. Практикум 3 Контрольное задание
Согласные звуки и буквы. Практическая работа 2 Тестирование
8 Апрель Согласные звуки и буквы. Практическая работа 4 Тестирование 
Буквы: и, я, ё. Практикум 4 Тестирование
9 Май  Буквы: у, ю. Практикум 4 Тестирование
Буквы: ь и ъ Практическая работа 2 Дидактическая игра
Итоговое занятие.                    Что узнали? Чему научились?  Тестирование по пройденным темам.Итоговая диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; математических представлений; графических умений и навыков.  Практическая работа 2 Тестирование

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, 

ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ 

«СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»: 

  • технология личностно-ориентированного развивающего обучения                      (И.С. Якиманская) сочетает обучение (нормативно-сообразная деятельность общества) и учение (индивидуальная деятельность ребенка);
  • технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) – обучение осуществляется путем общения в динамических группах;
  • здоровьесберегающие технологии – применение на занятиях по программе «Ступеньки к школе» динамических пауз, физкультминуток;
  • коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Участники обучения – педагог – ребенок;
  • игровые и проблемно – игровые технологии (В.И. Никитина, З.А.Михайловой, Е.А. Носовой) – ведущей деятельностью для детей дошкольного возраста является игровая;
  • информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) – обеспечивают наглядность, доступность, устойчивый интерес к познанию нового, представляют новые возможности добывания информации;
  • технологии развивающего обучения (Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.З. Зака) – соблюдение соотношения нового и уже известного материала, позволяет создавать ситуацию для «зоны ближайшего развития» учащегося;
  • технологии знаково – символических средств (Венгера, Суворова) – активизируют интеллектуальную и творческую деятельность дошкольника;
  • технологии деятельностного метода, развития критического и творческого мышления, которые обеспечивают самостоятельный поиск новых знаний на основе имеющихся знаний и опыта ребёнка.

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ДЛЯ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ» 

  1. Диагностические методики изучения познавательной мотивации дошкольника.

1.1 Методика «Волшебный домик».

1.2 Методика «Вопрошайка» (Методика М. Б. Шумаковой.).

1.3. Определение уровня познавательной потребности (Юркевич Ю.С.).

  1. Диагностика познавательных способностей.

2.1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Немов Р. С.)

2.2. Диагностика вербальной и невербальной креативности (Гилфорда Дж.).

2.3. Методика «Назови слова». (Немов Р. С.)

2.4. Методика «Круги» Э.Вартега.

  1. Диагностика специальных способностей. 

3.1. Опросник «Карта способностей» для родителей и педагогов (А. Хаан и Г. Каф).

3.2. Шкала детских способностей Маккарти.

3.3. Опросник выявления одаренных учащихся (Задорина Е.Н.).

  1. Диагностические методики изучения воображения и творческой активности дошкольников.

    4.1. Методика «Придумай рассказ» (Немов Р. С.).

    4.2. Методика «Нелепицы» (Немов Р. С.).

    4.3. Вербальный тест творческого мышления  «Необычное использование».

    4.4. Тест творческого мышления П. Торренса.

  1. Диагностика восприятия у дошкольников.

5.1. Методика «Выучи слова» (Немов Р. С.).

5.2. Методика «Треугольники-2» (Е. Додонова).

5.3. Методика «Эталоны» (изучение степени обобщенности сенсорных эталонов, уровень интериоризации действий восприятия).

5.5. Методика «Пиши кружочками».

5.5. «Чем залатать коврик».

  1. Диагностика образно-логического мышления, умственных операций анализа и обобщения у ребенка.

6.1. Методика «Что здесь лишнее?».

      6.2. Определение уровня проявления способностей ребенка (Сизанов А.Н.).

      6.3. Опросник креативности Д. Джонсона.

  1. 4. Прогрессивные матрицы Дж. Равенна (адаптированные к старшему дошкольному        возрасту).

       6.5. Тест Д. Векслера (адаптированный вариант для детей старшего дошкольного возраста).

  1. Диагностика внимания и памяти дошкольника.

7.1. Методика «Назови слова». (Немов Р. С.).

7.2. Методика «Запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия).

7.3. Методика «Изучение зрительной памяти дошкольников» (методика Векслера).

7.4. Методика «Корректурная проба» (Бурбона).

7.5. Методика «Лабиринт».

  1. Диагностика личностных особенностей.

 8.1. Методика «Домики» Ореховой О. А.

 8.2. «Лесенка» (В.Г. Щур).

 8.3. Опросник мотивации (Р.И. Бардина).

 8.4. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой).

 8.5. Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже).

8.6. Анкета «Оцени поступок» (по Э..Туриэлю).

8.7. Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов).

 

ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ                                 ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

  1. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, в зависимости от индивидуальных особенностей личности учащегося. Особенно актуальна, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов (проверочные разноуровневые задания).
  2. Коррекционно-развивающие технологии – содержат в себе сочетание инновационных  технологий   с  традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
  3. Технология проблемного обучения – организация занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций.Результат проблемного обучения: творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
  4. Информационно-коммуникационные технологии – применение мультимедийных презентаций на занятиях.
  5. Здоровьесберегающие технологии – использование здоровьесберегающих технологий обучения на занятиях позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. (пальчиковая гимнастика А.П.Савиной, гимнастика для глаз Е.А.Каралашвили, дыхательная гимнастика, мимическая гимнастика, релаксирующие упражнения, песочная терапия, элементы музыкотерапии, элементы цветотерапии, динамические паузы).
  6. Игровые технологии – развивают возможности для формирования личности учащихся, с учетом психофизических возможностей, путем   осуществления   специальных  игровых приёмов (дидактические игры, игры-путешествия, игры-головоломки).    

МЕТОДИКИ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ 

ДЕТЕЙ С ВЫДАЮЩИМИСЯ СПОСОБНОСТЯМИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ОСВОЕНИИ ПРОГРАММЫ «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»:

  1. «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).
  2. «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс).
  3. Методика «Солнце в комнате» (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев).
  1. Методика «Как спасти зайку» (автор В. Кудрявцев).
  1. «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена (для детей от 5 лет).
  2. Невербальный тест Р. Кеттелла (для детей от 5 лет).
  3. Методика экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС – 6-7)  И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой для детей 6-7 лет.
  4. Диагностики вербальной (словесной) креативности дошкольников тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник  (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация»). Тесты предназначены для возрастной группы от 5 лет). С детьми от 5 до 8 лет тесты проводятся в индивидуальной форме.
  5. Диагностика невербальной креативности дошкольников «Фигурный (изобразительный) тест» П. Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой  (субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»). 
  6. Опросник для выявления (экспертной оценки) одаренных детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одаренности дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырех бальной системе характеристики указанных сфер проявления одаренности. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
  7. Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет), в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработанные специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчеты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений педагога, родителей за социальными взаимодействиями ребенка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
  8. Для оценки специальных способностей дошкольников педагогам целесообразно предлагать экспертные карты, содержащие компоненты специальных способностей: музыкальных, математических, художественных и др.
  9. Методика оценки общей одаренности, разработанная А.И. Савенковым. Методика адресована родителям (может также применяться педагогами). Ее задача – оценка общей одаренности ребенка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка. Методика должна рассматриваться как дополнительная к комплекту методик для специалистов (психологов и педагогов).В инструкции к методике родителям предлагается оценить по пятибалльной шкале уровень сформированности девяти характеристик, наблюдаемых у одаренных детей: любознательность (познавательная потребность), сверхчувствительность к проблемам, способность к прогнозированию, словарный запас, способность к оценке, изобретательность, способность рассуждать и мыслить логически, настойчивость (целеустремленность), требовательность к результатам собственной деятельности. По результатам оценки строится девятиугольник. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую развивающую работу с ребенком.
  10. Методика «Карта одаренности» разработанная А.И. Савенковым. Методика предназначена для родителей и позволяет оценить степень развития у ребенка от 5 до 10 лет следующих видов одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. 

Предложенные диагностические методики могут быть использованы во всех типах образовательных учреждений, работающих с дошкольниками. Их выбор определяется возрастным контингентом обследуемых детей, выявляемыми видами и компонентами одаренности, поставленными диагностическими задачами.

Тесты позволяют оценить различные параметры т мышления: вербальное творческое мышление, образно-творческое мышление; дают возможность изучить показатели отдельных факторов – беглости, гибкости, продуктивности, оригинальности мышления.

 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 7 ЛЕТ

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиции в различных видах деятельности взрослых.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, представления детей систематизируются. Дети могут усвоить не только основные цвета, но и их оттенки, форму прямоугольников, овалов, треугольников.  Но дети этого возраста могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.

Как показала исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяют детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно развивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Достижения детей этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности. Восприятие характеризуется анализом сложных форм объектов, развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления о цикличности изменений). Развивается мышление, процессы обобщения, классификации. Совершенствуется произвольное внимание, речь, образ «Я».

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ»

  1. Помещение для занятий.
  2. Оснащение предметно-развивающей среды, включающей средства образования и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста:
    • комплект развивающих игр;
    • дидактический материал;
    • памятки;
    • дидактические игры;
    • демонстрационный  и раздаточный материал.
  3. Мебель, техническое оборудование:
    • парты;
    • стулья;
    • мультимедийный проектор;
    • музыкальный центр;
    • колонки;
    • доска, мел.
  4. Учебно-методический комплект:
    • дополнительная общеобразовательная программа «Ступеньки к школе»;
    • комплект развивающих тетрадей «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5-6 лет» под редакцией Гавриной С.Е., 1,2 части;
    • инвентарь для художественного творчества: альбом (12 листов), фломастеры или карандаши, простой карандаш, ластик, клей-карандаш, набор цветной бумаги, набор цветного картона, набор белого картона.

                                                           

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

п  /п Темы Формы занятий Приёмы и методы Дидактический материал Техническое оснащение, материалы и инструменты Формы подведения итогов
1. 1 модуль Тренировка внимания, памяти, мышления.Введение в образовательную программу.  Теоретическое, практическое занятие.  Рассказ, беседа, упражнения.Психогимнастические упражнения. Проективная методика. Инструктажи, памятки  по противопожарной безопасности и правилам поведения на занятиях и мероприятиях для обучающихся. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Анкетирование, опрос.
2. Произвольное внимание.    Тренинг.Теоретическое, практическое занятие. Психогимнастические упражнения на развитие свойств внимания. Тренинг на развитие свойств внимания.Графические тесты. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».Раздаточный материал «Пуговицы», «Божьи коровки». Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование.
3. Память. Теоретическое, практическое занятие. Упражнения, направленные на развитие памяти. Составление рассказа по картинкам.Мнемотехники, направленные на развитие произвольной памяти: приём «выделения частей образа»; приём «ассоциации»; приём «визуализации запоминаемых слов»; приём «придумывание рассказа»; приём «запоминание слов одновременно с рисованием».Мнемонический тренинг. Тест Бурбона. Интернет-ресурсы. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет». «Большая книга дошкольника» под ред. Е.А. Антоненковой.Раздаточный материал: карточки с изображениями животных, птиц, овощей, фруктов.Раздаточный материал «Тест Бурбона»              (для дошкольников). Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование. 
4.  Мышление. Теоретическое, практическое занятие. Беседа. Упражнения на развитие операций мышления.Игры с карточками на обобщение и классификацию предметов.Кубики Кооса.Матрицы Равена (адаптированные к дошкольному возрасту). Интеллектуальные игры-головоломки: танграмм, колумбово яйцо, монгольская, игра, вьетнамская игра, волшебный круг. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет». «Большая книга дошкольника» под ред. Е.А. Антоненковой.Раздаточный материал для головоломок «танграмм», «колумбово яйцо», «монгольская, игра», «вьетнамская игра», «волшебный круг». Кубики Кооса.Матрицы Равена (адаптированные к дошкольному возрасту). Карточки на обобщение и классификацию предметов. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование.
5.  2 модуль Формирование элементарных математических представлений. Геометрические фигуры. Теоретическое, практическое занятие. Дидактическая игра.  Игры и упражнения. Коммуникативные игры. Графические упражнения. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет». «Большая книга дошкольника» под ред. Е.А. Антоненковой.Раздаточный материал: геометрические фигуры.Мультимедийная презентация.Видеоурок. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Беседа. Опрос.
6. Величина. Сравнение предметов, групп предметов. Теоретическое, практическое занятие. Диагностика. Приёмы сопоставления совокупности предметов.Упражнения на сравнение предметов.Работа с наглядным раздаточным материалом. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».  «Я познаю мир» по ред. В.А. Егуповой. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Самостоятельная работа.
7. Взаимное расположение предметов в пространстве. Временные представления. Теоретическое, практическое занятие. Беседа. Мультимедийная презентация. Упражнения на ориентацию на листе бумаги. Дидактическая игра. Работа с наглядным раздаточным материалом (циферблат). Мультимедийная презентация. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».Наглядный раздаточный материал (циферблат). Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Беседа. Опрос.
8. Числа и цифры. Состав числа из единиц и двух меньших. Теоретическое, практическое занятие. Тесты. Дидактическая игра.Рассказ – история про цифры.Упражнения.Работа с наглядными пособиями и со счётными палочками.   Разгадывание ребусов. Игры на развитие логического мышления. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет». Мультимедийная презентация.Наглядный демонстрационный материал «Цифры».Карточки с цифрами. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Дидактическая игра. 
9. Счёт предметов. Теоретическое, практическое занятие. Работа с наглядными пособиями и со счётными палочками.Игры на развитие логического мышления. Графические упражнения. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».     «Я познаю мир» по ред. В.А. Егуповой. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование.
10. Сравнение чисел. Теоретическое, практическое занятие. Решение примеров.Работа с наглядными пособиями и со счётными палочками.Графические упражнения. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».     Видеоурок.    Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование.
11. Составление и решение задач. Теоретическое, практическое занятие. Работа с наглядными пособиями и со счётными палочками.Запись и решение простых задач на сложение.
Запись и решение простых задач на вычитание.
Линейка.
Графические упражнения.
Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».  Мультимедийная презентация. Интернет-ресурсы.      Раздаточный материал: карточки с изображением предметов для составления и решения задач.Линейки. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Анкетирование.
12. 3 модуль Знакомство с буквами. Подготовка руки к письму.                                                                                                                                                              Зрительно-пространственная ориентация на листе в клетку.     Теоретическое, практическое занятие. Орнамент из геометрических фигур. 
Построение и штриховка.
Упражнения. Дидактическая игра. Подвижная игра.
Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».Мультимедийная презентация. «Я познаю мир» по ред. В.А. Егуповой.Раздаточный материал: геометрические фигуры. Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка, тетради в клетку. Тестирование.
13. Гласные звуки и буквы: а, о, у, и, э, ы. Теоретическое, практическое занятие. Упражнения. Построение и штриховка самолета. Построение букв.Графические диктанты «Аист» и «Бабочка».              Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет». Мультимедийная презентация. «Большая книга дошкольника»  под ред. Е.А. Антоненковой.        Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Контрольное задание.
14. Согласные звуки и буквы. Теоретическое, практическое занятие. Тесты. Развивающие упражнения. Графические диктанты. Построение и штриховка парусника. Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой.                        Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».  Мультимедийная презентация. Интернет-ресурсы.    Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Самостоятельная работа.
15. Буквы: й, я, е, ё, ю. Теоретическое, практическое занятие. Упражнения. 
Дидактическая  игра. 
Составление рассказа по картинкам. 
Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой.
Графические диктанты.
Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».  Мультимедийная презентация. Интернет-ресурсы.       Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование.
16. Буквы ь и ъ. Теоретическое, практическое занятие. Упражнения. Дидактическая игра. Письмо элементов письменных букв. 
Отработка наклона, письма в тетрадях с узкой линейкой. Графические диктанты.Игры на развитие логического мышления.
Мультимедийная презентация. Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».   Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Дидактическая игра.
17. Что узнали? Чему научились?   Теоретическое, практическое занятие. Тестирование по пройденным темам.Итоговая  диагностика познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; математических представлений; графических умений и навыков.  Развивающая тетрадь «Проверяем знания дошкольника. Тесты для детей 5 лет».  «Большая книга логических игр». Щалаева Г.П.Интернет-ресурсы.       Альбом, фломастеры, карандаши, простой карандаш, стиражка. Тестирование.

 

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РЕБЕНКА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ 

Показатели (оцениваемые параметры) Критерии Степень выраженности оцениваемого качества Возможное кол-во баллов Методы диагностик
1 2 3 4 5
П Р Е Д М Е Т Н Ы Е           Р Е З У Л Ь Т А Т Ы
Ι. Теоретическая подготовка ребенка:1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)2. Владение специальной терминологией

ΙΙ. Практическая подготовка ребенка:1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)2. Владение специальным оборудованием и оснащением

3. Творческие навыки

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям;

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении практических заданий

  • минимальный уровень (ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой);
  • средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). 
  • минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);
  • средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);
  • максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием)
  • минимальный уровень (ребенок овладел менее чем 1\2 предусмотренных умений и навыков);
  • средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1\2);
  • максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). 
  • минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);
  • средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);
  • максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей).
  • начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять простейшие практические задания педагога);
  • репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);
  • творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).
1
5
101
5
101
5
10

1510

1510

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Собеседование 

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

М Е Т А П Р Е Д М Е Т Н Ы Е      Р Е З У Л Ь Т А Т ЫΙΙΙ. Метапредметные  результаты:1.Учебно-интелектуальные умения:
1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации1.3. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования2. Учебно-коммуникативные умения:2.1 Умение слушать и слышать педагога2.2. Умение выступать перед аудиторией.2.3. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии.3. Учебно-организационные умения и навыки:3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности.3.3. Умение аккуратно выполнять работу.

Самостоятельность в подборе и анализе литературы Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информацииСамостоятельность в учебно-исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога.Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации.Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств.Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой.Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям.Аккуратность и ответственность в работе.

  • минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);
  • средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);
  • максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не 

испытывает особых затруднений).

Уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.
Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

Уровни по аналогии с п. 3.1.1.

Удовлетворительно – хорошо – отлично 

1510

1 – 5 – 10

Анализ исследовательской работыНаблюдение 

Наблюдение 

Л И Ч Н О С Т Н Ы Е            Р Е З У Л Ь Т А Т Ы

IV. Личностные результаты:1.  Формирование контрольно-оценочной деятельности.

2. Мотивация учебной деятельности.
3. Психологический комфорт обучающегося в группе.

4. Отношение к нравственным ценностям.

  • Умение оценивать  (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
  • анализ собственной работы: соотнесение плана и результатов деятельности;
  • оценивание собственной учебной деятельности: своих достижений и выявление причин неудач в учебной деятельности.
  • Положительное отношение к процессу познания;
  • желание получить больше знаний.
  • Благоприятный психологический климат на занятии;
  • Обучающийся на занятии чувствует себя свободно, без напряжения, проявляет инициативу и творчество.
  • Различение основных нравственно-этических понятий;
  • готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;
  • проявление доброжелательности, доверия, взаимопомощи в окружающей действительности.

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний – высокий

Низкий – средний – высокий

1 – 5 – 10

  • Методика «Кто Я?»;
  • «Лесенка» (В.Г. Щур);
  • «Рефлексивная самооценка учебной деятельности» (М.Кун);
  • Опросник мотивации (Р.И. Бардина);
  • Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
  • Опросник мотивации;
  • Шкала выраженности учебно-познавательного интереса (по Г.Ю. Ксенозовой).
  • Тест Люшера;
  • графические  тесты
  • Задания на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж.Пиаже).
  • Анкета «Оцени поступок» (по Э.Туриелю);
  • Задания на оценку усвоения нормы взаимопомощи (А.Г. Асмолов).

 

 

 

ПРОТОКОЛ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ЗА 20___- 20___ УЧЕБНЫЙ ГОД

по дополнительной общеразвивающей программе «Ступеньки к школе»

Педагог дополнительного образования: Малина Марина Валерьевна

Форма проведения: тестирование

группа ________ год обучения _____________

п/п ФИО учащегося Направления оценки Средний балл обучающегося (низкий – н;средний – с;высокий – в)
Зрительная, слуховая память            (умение запоминать 6-7 слов и предметов). Переключение, объем, распределение, концентрация внимания. Анализ, синтез, обобщение (умение классифицировать, сравнивать, систематизировать). Математические представления (умение выполнять операцию сложения  и  вычитания;   умение сравнивать множества по числу элементов). Мелкая моторика и зрительно-пространственная ориентация (умение ориентироваться на плоскости).  Сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом(фонематический слух и восприятие).
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Средний балл по направлению

                  Дата «_____» ______________20____г.                                                                            Подпись педагога __________________

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

(КОМПЛЕКТ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ)

ИТОГОВАЯ ДИАГНОСТИКА                                                                                                   познавательных процессов: внимания, памяти, мышления; математических представлений; графических умений и навыков учащихся по освоению программы                                   «СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ».

Цель: 

  • Изучение состояния пространственного восприятия и зрительно-моторной координации;
  • Проверка уровня овладения математическими представлениями;
  • Обследование фонематического слуха и восприятия, сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом;
  • Изучение умения действовать по инструкции;
  • Выявление умения классифицировать.

Содержание инструкций и заданий, предлагаемых для групповой работы

Задание 1

Цель: выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого,  задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки и углы, не округляя их. 

Инструкция: «Посмотрите сюда» (указывается рисунок к заданию). «Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке» (обводит указкой большую рамочку).

Оценка выполнения задания:

3 балла — Изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены;

 2 балла — Изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена.

1 балл —  Существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо.

0 баллов —  Не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия.

В случае если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 2

Цель: выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Инструкция: «Задание будете выполнять на клетчатой бумаге» (указывается место для выполнения задания). «Найдите на своих листах клеточку, закрашенную в черный цвет.

1) Возьмите красный карандаш,  отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом.

2) Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз две клеточки и третью закрасьте синим карандашом.

3) Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей, через одну клеточку, закрасьте зеленым карандашом.

4) Возьмите желтый  карандаш.  Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом».

Оценка выполнения задания:

За каждые два неверных шага снимается один балл из расчета общих трех баллов. К неверным шагам будем относить ошибки в направлении, счете, начале отсчета. В случае если клетки плохо раскрашены,  в дополнение к баллу ставится знак «минус».

Задание 3

 Цель: выявить умение выбирать и выполнять операцию сложения  и  вычитания;   при правильном  понимании текста задачи   умение перейти   от   числа   к   соответствующему   конечному множеству предметов (кружков, квадратов).

 Инструкция: «Здесь вы будете  выполнять третье  задание (указывается место для выполнения задания 3).

«Посмотрите на свои листки. Послушайте задание».

  1. «В  классе  (группе)  сегодня дежурят 3 девочки  и 2 мальчика.  Сколько детей дежурят сегодня в классе? Нарисуйте столько  кружков,   сколько детей дежурят сегодня   в классе» (Текст задачи можно повторить.) 
  2. «В легковой машине ехало 6 человек. Двое вышли из машины. Нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине» (Текст задачи можно повторить.)

Оценка выполнения задания:

 3 балла – Обе задачи выполнены верно. 

 2 балла – Одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное.

1 балл – Выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет.

0 баллов – Есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 4

Цель: выявить навыки пространственной ориентировки.

Инструкция: «Это задание вы будете выполнять в этой рамке, где изображены геометрические фигуры». Послушайте задание:

Возьмите красный карандаш, и поставьте точку внутри квадрата.

Возьмите синий карандаш, и поставьте точку внутри круга.

Возьмите зеленый карандаш и поставьте точку одновременно и внутри круга и внутри квадрата.

Возьмите желтый  карандаш и поставьте точку вне круга и вне квадрата.

Оценка выполнения задания:

За каждую неверную снимается один балл из расчета общих четырёх баллов. 

Задание 5

Цель: выявить умение сравнивать множества по числу элементов, способность сравнения двух множеств по числу элементов (в зависимости и вне зависимости от навыка

счета); умение следовать инструкции.

Инструкция: «Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники» (указывается рисунок к заданию 5). «Чего больше: кругов или треугольников? Если больше кругов, то нарисуйте рядом еще один круг. Если больше треугольников, то нарисуйте еще один треугольник»

Оценка выполнения задания:

3 балла – Сравнение проведено верно, дано объяснение. 

0 баллов – Сравнение проведено неверно.

Задание 6

Цель: выявить умение классифицировать, находить признаки, по которым произведена классификация.

Инструкция: Рассмотрите эти два рисунка ( указываются рисунки к заданию 6) На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы её нарисовали? От белочки к этому рисунку   проведите карандашом линию.

Оценка выполнения задания:

3 балла – Линия проведена правильно.

1 балл – Линия проведена неверно.

0 баллов – Задание не принято, линия не проведена.

Задание 7

Цель: проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия в процессе отбора картинок с за данным звуком в их названиях

Инструкция: «Посмотрите на эти картинки, видите, под  ними есть небольшие кружочки. Вам нужно самостоятельно тихонько назвать каждую картинку и, если в названии картинки есть звук [с], зачеркнуть кружок под ней.

Первая картинка «солнце», в слове «солнце» есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания»

Оценка выполнения:

3 балла – Правильное выполнение задания.

2 балла – Выделен звук только из позиции начала слова. Ошибочного выделения других звуков нет.

1 балл – Наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]).

0 баллов – Отсутствие дифференциации звуков [с]-[з],[с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

 

Задание 8

Цель: выявить степень овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове.

Инструкция: «Вы видите домик с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините стрелкой с домиком»

Оценка выполнения:

3 балла – Правильное выполнение задания.

 2 балла – Наличие ошибок в один звук. 

0 баллов – Непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества «окошечек»

После проведения групповой работы по предложенной программе у Вас появятся данные об уровне развития у каждого ребенка:

-зрительного восприятия (задания 1,4);

– пространственного восприятия (задание 1);

– слухо-речевой памяти (задание 2);

– мелкой моторики и зрительно-моторных координации (задания 1,2);

– умения сравнивать два множества по числу элементов.

Общий уровень развития показателей

Уровни Кол-во баллов
Весьма достаточный для обучения в школе 18-25
Достаточный для обучения в школе 12-17
Недостаточный До 11

 

            ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература для педагогов

  1. Безруких М.М., Готов ли ребёнок к школе. М. «Вента-Граф»,  2017 г  
  2. Бортникова Е.Чудо-обучалка. Развиваем мелкую моторику. Для детей 4-6 лет.- М.: ООО «Издательский дом ЛИТУР», 2016
  3. Бортникова Е. Чудо-обучалка. Учим цифры. Решаем задачи. Для детей 1-6 лет.- М.: ООО «Издательский дом ЛИТУР», 2016
  4. Волина В.В. Математические загадки, ребусы, игры, для тех кто умеет считать до 10.- М.: «Дрофа»,2006
  5. Гаврина С.Е. Развиваем внимание. Лучшие упражнения для детей 5-6 лет. «ООО» «Академия развития». – 2017 г., 16 стр.
  6. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 2017 г.
  7. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016
  8. Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 96 с.
  9. Колесникова Е.В. «Я решаю логические задачи» – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 48 с.
  10. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей детей 6-7 лет» – М.: ТЦ Сфера, 2017.-32 с.
  11. Подготовительные занятия к школе: рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград: Учитель, 2016
  12. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2018г.
  13. Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. – М., 1986.

Интернет-ресурсы

http://games-for-kids.ru/podgotovka-k-shkole/podgotovka-k-shkole-1.php

http://games-for-kids.ru/attention/attention.php

http://games-for-kids.ru/obuchenie-matematike/obuchenie-matematike.php

http://games-for-kids.ru/obuchenie-matematike/logicheskie-igry.php

Литература для обучающихся и родителей 

  1. Аким Я. Цветные огоньки. – М., 2017.
  2. Александрова Т. Трилогия о Кузьке. Сказки мудрого профессора. Андреев Л. Кусака. – М., 1995.
  3. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.- М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М., 2017
  5. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М,А 1997.
  6. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность.- Ярославль: Академия развития, 2016.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 2018.
  8. Клюева Н.В., Филиппова Ю.В. Общение: дети 5-7 лет, 2-е изд.-Ярославль: Академия развития, 2017.
  9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения.- М.: Просвещение, 2018.
  10. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.- М.: Владос, 2017.
  11. Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 2017
  12. Носов Н. Трилогия о Незнайке. Веселые рассказы. – М., 1975.
  13. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры -М.: Детство-Пресс, 2017
  14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога.-М.: Владос, 2018.
  15. Снегирёва Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников.- Минск: Гамма, 2018.
  16. Шибаев А.В. Буква заблудилась. – М., 2016
  17. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 2018
  18. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками.- М.: Детство-Пресс, 2018.
  19. Чуковский К. Чудо-дерево. Игра. Сказки. – М., 2017.
  20. Яковлев Ю. Рассказы из цикла «Серебряный колокольчик». – М., 2016.