ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)
Пояснительная записка.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
– умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
– применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;
– умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно – речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.
Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.
Цель:
Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.
Задачи:
Образовательные:
- Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
- Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
- Прививать интерес к положительным героям произведений.
- Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
- Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).
3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Развивающие
1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя.
- Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.
3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.
Мастер класс для воспитателей
Презентация в виде «Викторины» и чтение конспекта
Цели: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе.
Перспективный план на 2020-2021 год
Сентябрь.
1.Консультация для родителей «Роль книги в воспитании и развитии ребенка».
2.. Чтение произведений по темам: «В гостях у бабушки Ульяны»( Сказка «Жихарка»;Ш. Перро «Красная Шапочка»;), «Домашние животные»( Сказка «Три поросенка»,Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,М. Пришвин «Журка»,К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»).
- Дидактическая игра « Угадай сказку»
Октябрь
- Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! »
- .Чтение и обсуждение произведений из цикла «Семья»: (А. Барто «Имя и фамилия», Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли»).
- Беседы о жизни семьи, добрых делах родственников.
3.Игра «Быт моей семьи».
Ноябрь.
1.Рекомендации для родителей: «Книга – наши верные друзья, а без книг нам быть нельзя»
- Чтение и обсуждение произведений русских народных сказок : «Заюшкина избушка»; «Гуси лебеди» «Царевна -лягушка»; «Сивка Бурка»; «Иван – царевич и серый волк»; «По щучьему веленья»; «Финист – ясный сокол»,«Теремок»;
- Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?» настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото)
Декабрь.
1.Конкурс«Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)
- Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)
Январь.
- Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»
- Совместная деятельность с детьми:
Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги)
Февраль.
1.Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2.Чтение сказок А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
3.Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.
4.Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина
Март.
- В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
- Чтение стихов о красоте природы, О Родине. (Л. Громова «Радуга», А. Н. Плещеева «Весна», Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»)
Апрель.
- Беседа о космосе, космонавтах с детьми.
2.Выставка рисунков «Этот загадочный космос»
Май.
- Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
2.Вечер памяти. Чтение произведений о Великой Отечественной войне, её героях.
(Катаев В «Сын полка», Я. Абидов «Мать- Земля», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова»)
Июнь – август.
1.Планирование деятельности и перспектив развития.
- Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.