ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)

ФИО: Атурова А.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2395
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)



ПЛАН ПО САМОРАЗВИТИЮ НА ТЕМУ: Духовно- нравственное воспитание дошкольников посредством чтения художественной литературы» (средняя группа)

Пояснительная записка.

Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т.д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Решая задачу нравственности у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:

– умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;

– применяет полученные знания в общении с детьми, в общении со старшими;

– умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.

Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно – речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. В положении «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.) указано на необходимость приобщения детей к непреходящим, общечеловеческим ценностям и ориентация нравственного воспитания на общечеловеческие ценности очевидна.

Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Цель:

Развитие нравственных норм поведения, взаимоотношений у дошкольников посредством детской художественной литературы.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить самостоятельно и последовательно передавать содержание текста, использовать в пересказе выразительные средства, характерные для литературного произведения.
  2. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.
  3. Прививать интерес к положительным героям произведений.
  4. Поощрять желание слушать произведение, рассматривать иллюстрации к нему, расспрашивать взрослого о прочитанном, проявлять желание «прочитать» произведение еще раз.

Воспитательные:

  1. Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
  2. Воспитывать чувство отзывчивости на содержание прочитанного (радоваться хорошей концовке, «победе» положительного героя).

3.Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

  1. Воспитывать культуру речевого общения.

Развивающие

1.Развивать желание узнавать из книг об окружающем мире, о существовании в нем добра и зла, о том, как вести себя. 

  1. Развивать познавательные процессы: речь, память, мышление.

3.Развивать умение с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать народные сказки.

Мастер класс для воспитателей

Презентация в виде «Викторины» и чтение конспекта

Цели: повысить профессиональный уровень педагогов. Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.

 Задачи: выявить наиболее интересные подходы в работе с художественной литературой, способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой; развивать коммуникативные качества  педагогов, умение работать в коллективе.

 

Перспективный план на 2020-2021 год

Сентябрь.

1.Консультация для родителей «Роль книги в воспитании и развитии ребенка».

2.. Чтение произведений по темам: «В гостях у бабушки Ульяны»( Сказка «Жихарка»;Ш. Перро «Красная Шапочка»;), «Домашние животные»( Сказка «Три поросенка»,Т. Шорыгина «Домашние животные. Какие они?»,М. Пришвин «Журка»,К. Ушинский «Бишка», «Васька», «Коровка»).

  1. Дидактическая игра « Угадай сказку»

 

Октябрь

  1. Консультация для родителей: «Почитай мне, мама!! »
  2. .Чтение и обсуждение произведений из цикла «Семья»: (А. Барто «Имя и фамилия», Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья», «Бабушка отдыхает», «Именинный обед», Б. Ганаго «Они забыли»).
  3. Беседы о жизни семьи, добрых делах родственников.

3.Игра «Быт моей семьи». 

 

Ноябрь.

1.Рекомендации для родителей: «Книга – наши верные друзья, а без книг нам быть нельзя»

  1. Чтение и обсуждение произведений русских народных сказок : «Заюшкина избушка»; «Гуси лебеди» «Царевна -лягушка»; «Сивка Бурка»; «Иван – царевич и серый волк»; «По щучьему веленья»; «Финист – ясный сокол»,«Теремок»;
  2. Дидактическая игра «Угадай из какой сказки прочитан отрывок?» настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото) 

 

Декабрь.

1.Конкурс«Сказочная книга» (изготовление книжки-малышки родители-дети)

  1. Беседа на тему «Добро и зло в сказке и в нашей жизни». (В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»)

Январь.

  1. Индивидуальная беседа с родителями ребенка на тему: «Как подружить ребенка с книгой»
  2. Совместная деятельность с детьми:

Семейный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»(обложка любимой семейной книги)

 

Февраль.

1.Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Чтение сказок А. С. Пушкина. («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о медведихе», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

3.Выставка рисунков по сказкам А.С. Пушкина.

4.Игра «Что? Где? Когда? По сказкам А.С. Пушкина 

 

Март.

  1. В уголке для родителей поместить книжку – раскладку: «О чем и как беседовать с детьми после чтения».
  2. Чтение стихов о красоте природы, О Родине. (Л. Громова «Радуга», А. Н. Плещеева «Весна», Ф. И. Тютчев  «Весенняя гроза»)

 

Апрель.

  1. Беседа о космосе, космонавтах с детьми. 

2.Выставка рисунков «Этот загадочный космос»

 

Май. 

  1. Консультация для родителей: «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».

2.Вечер памяти. Чтение произведений о Великой Отечественной войне, её героях.

(Катаев В «Сын полка», Я. Абидов «Мать- Земля», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Яковлев Ю. «Девочки с Васильевского острова»)

 

Июнь – август.

1.Планирование деятельности и перспектив развития.

  1. Составление плана работы на следующий год по теме самообразования.