Цифровые технологии в работе учителя-логопеда при коррекции заикания у детей

ФИО: Бешкарева Е.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2399
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Цифровые технологии в работе учителя-логопеда при коррекции заикания у детей
Итоговая оценка: 1 место,  93 баллов(-а)



Цифровые технологии

в работе учителя-логопеда при коррекции заикания у детей

 

Цифровая образовательная среда в школе способствует повышению качества образования детей, в том числе, эффективности коррекционной развивающей работы с обучающимися. У школьников не редко отмечаются разнообразные нарушения речевого развития, требующие включения в образовательный процесс коррекционной логопедической работы. Одним из самых сложных нарушений речи по структуре дефекта и организации коррекционных мероприятий является заикание. Современная компьютерная технология биологической обратной связи позволяет учителю-логопеду более продуктивно организовать коррекционный процесс: детально провести диагностику обучающихся с заиканием и выстроить траекторию коррекционной работы с опорой на индивидуальные анатомо-физиологические показатели организма ребёнка.

Включение в логопедические занятия с детьми компьютерного комплекса биологической обратной связи помогает создать базу для формирования у них навыков плавной речи, научить самостоятельно контролировать мышечную работу путём выполнения игровых упражнений с наглядной опорой на экране компьютера, а учителю-логопеду – оценить качество выполнения упражнений и отслеживать стабильность в формировании необходимых речевых навыков. 

Компьютерная технология биологической обратной связи включает в себя программное обеспечение, в основе которого заложен принцип физиологического управления функциями организма с помощью считывания и компьютерного анализа данных о функционировании мышечной и дыхательной систем организма человека. При использовании данной технологии у ребёнка происходит активизация внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путём формирования на уровне головного мозга алгоритма правильной плавной речи. Таким образом, учитель-логопед при проведении коррекционной работы имеет возможность учитывать индивидуальные особенности личности ребёнка, дозировано подбирать каждому обучающемуся речевую нагрузку и контролировать эффективность выполнения упражнений в ходе занятия. Мультимедийные возможности данной компьютерной технологии помогают обеспечить мотивацию для детей и высокую эмоциональную заинтересованность в достижении поставленных речевых задач.

Цель применения учителем-логопедом компьютерной технологии биологической обратной связи в коррекционной работе с обучающимися с заиканием – формирование у детей диафрагмального релаксационного дыхания, способствующего коррекции и профилактике речевых нарушений. 

Для достижения цели в процессе специально организованных логопедических занятий  решаются следующие базовые задачи: 

  1. Выработка координации работы органов дыхания и артикуляции. Формирование навыков голосоподачи на равномерном выдохе. 
  2. Формирование и развитие правильных речевых навыков, нового речевого и поведенческого стереотипов, нормализация функционального состояния организма. 
  3. Профилактика нарушений голоса и речи. 
  4. Формирование навыков саморегуляции, включение резервных возможностей организма.
  5. Обеспечение доступности понимания особенностей выполнения специальных речевых упражнений, и повышение мотивации к логопедическим занятиям.

Суть компьютерной технологии биологической обратной связи состоит в том, что ребёнок при выполнении специальных логопедических заданий имеет возможность научиться контролировать свои речевые процессы с помощью технических устройств. Обратная связь состоит в следующем: с помощью специальных датчиков считывается информация о работе систем организма, участвующих в речевой деятельности, эти данные передаются в компьютер, где мгновенно обрабатываются и отражаются на экране компьютера в виде наглядных игровых сюжетов. Так, ребёнок имеет возможность визуально отслеживать правильность своих действий в процессе выполнения игровых речевых заданий на компьютере. При необходимости, под руководством учителя-логопеда осуществляется корректировка действий ребёнка, с акцентом на его самоощущения и выработку самоконтроля. 

Проанализировав назначение и цель использования данной технологии в логопедической работе с детьми, мы постарались определить наиболее приемлемое положение нового вида работы в структуре индивидуальных логопедических занятий с обучающимися с заиканием. При этом, мы учитывали речевой диагноз ребёнка и его индивидуальные особенности. Примерная структура проведения учителем-логопедом занятия с использованием технологии биологической обратной связи может быть представлена следующим образом: 1) релаксационная гимнастика, 2) формирование диафрагмально-рёберного релаксационного дыхания по технологии биологической обратной связи, 3) речевые интонационные упражнения, 3) тренинг навыков взаимодействия с собеседником, 4) итоги занятия, домашнее задание.

Вся работа осуществляется последовательно в несколько этапов. 

Первый этап – диагностический. Цель – обследование речи ребёнка, сбор анамнеза и данных о функциональном состоянии организма, составление индивидуального плана работы.

Второй этап – подготовительный. Цель – формирование у ребёнка диафрагмально-рёберного релаксационного типа дыхания, отработка навыков использования нового дыхательного стереотипа вне занятия (дома, в образовательном процессе). Содержание работы на втором этапе включает: обучение пониманию связи физиологических процессов, происходящих в организме и сигналов, поступающих на монитор; освоение навыков мышечной релаксации; коррекция и нормализация дыхания вне речи; обучение диафрагмальному дыханию, отработка удлинённого выдоха.

Третий этап – работа над основными компонентами речи. Цель – формирование и развитие основных компонентов речи и нового речевого стереотипа. На этом этапе ведётся работа по выработке правильных артикуляционных укладов, автоматизации и дифференциации звуков в логопедических играх с помощью комплекса биологической обратной связи. Уделяется внимание развитию интонационной выразительности речи. 

Четвёртый этап – формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи. Данный этап самый продолжительный по количеству занятий. На этом этапе на основе сформированных ранее навыков и полученных знаний развивается и совершенствуется навык свободной слитной речи. 

Пятый этап – закрепление полученных навыков и подведение итогов коррекционной работы. Цель – закрепить полученные речевые навыки, подвести итоги коррекционного курса с использованием биологической обратной связи. Содержание работы: преодоление речевой неуверенности, страха речи, общения, формирование уверенного речевого поведения. 

Удобство использования компьютерной технологии в логопедической работе состоит в том, что можно быстро проектировать для ребёнка индивидуальный комплекс заданий на каждое логопедическое занятие используя как уже имеющиеся в базе игровые упражнения, так и создавать новые. От этапа к этапу комплекс заданий усложняется. Индивидуальные виртуальные карты обучающихся с результатами всех проведённых занятий хранятся в памяти компьютера и помогают учителю-логопеду наглядно отслеживать динамику речевых навыков и своевременно вносить изменения в коррекционный процесс. 

Необходимо отметить особенности использования компьютерной технологии биологической обратной связи в работе с обучающимися первых-вторых классов. При использовании данной технологии в работе с детьми семи – восьми лет, мы столкнулись с рядом трудностей. Дети не сразу понимают значимость упражнений с компьютером. Они относятся к компьютерному логопедическому тренажёру, как к компьютерной игре и ожидают, что легко смогут управлять всеми действиями объектов на мониторе. Не все родители (законные представители) обучающихся осознают сущность и значимость физиологической основы тренажёра. 

Для преодоления указанных сложностей мы предлагаем придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Учитывать, что при освоении новых форм деятельности все дети проходят определенные стадии обучения: сначала не понимают, чего от них хотят; затем понимают, но у них не получается; потом получается всё лучше и лучше. Поэтому следует планомерно распределять материал по степени сложности. 
  2. Не переутомлять детей на занятии.
  3. Инструкции по выполнению заданий на компьютере должны быть чёткими и доступными.
  4.  Использовать игровую мотивацию.
  5. Обращать внимание ребёнка на то, что у него хорошо получается; рассказывать родителям (законным представителям) в присутствии ребёнка о его достижениях.
  6.  Объяснять родителям (законным представителям) обучающихся сущность использования компьютерной технологии биологической обратной связи в доступной форме. При этом, опираться на полученные результаты, индивидуальные наглядные графики, которые компьютерная программа формирует по итогам каждого занятия. 
  7. Привлекать родителей к контролю за правильным физиологическим дыханием у детей, к анализу результатов занятия на компьютерном тренажёре. Обучать релаксационным и дыхательным упражнениям с целью закрепления новых навыков дома. 

Таким образом, ресурсы цифровых технологий в работе учителя-логопеда входят в повседневную практику. Хранение большого объёма информации и быстрая её обработка помогают оптимизировать затраты времени педагога на подготовку к занятиям, урокам, ведение документации, проведение мониторинга и анализа эффективности логопедической работы.