Конспект занятия по изобразительной деятельности
«Зимний лес»
Техника – обрывная аппликация, сминание.
Руководитель: Каплина Ольга Николаевна.
Цель: научить детей передавать свои наблюдения за природой в художественно – изобразительной деятельности, используя элементы техники обрывной аппликации и сминания.
Задачи:
Образовательные:
- Обучать детей работе по инструкции, по плану, самостоятельно.
- Учить детей технике обрывной аппликации.
- Познакомить с новым комбинированным способом: обрывание + сминание.
- Учить детей работать с цветом.
- Познакомить с изображениями зимы в творчестве известных художников, поэтов, композиторов.
Воспитательные:
- Воспитывать художественный вкус и эстетическое восприятие действительности.
- Воспитывать любовь к природе.
- Формировать умение работать в коллективе.
- Воспитывать аккуратность.
- Экологическое воспитание
Коррекционно-развивающие:
- Коррекция и развитие внимания.
- Коррекция и развитие зрительного восприятия, глазомера.
- Коррекция и развитие мелкой моторики.
- Коррекция и развитие воображения.
Словарная работа: аппликация, пейзаж.
Оборудование: фон для аппликации, полоски цветной и белой бумаги, салфетки, клей, коврики.
Музыкальный материал: П.И. Чайковский «Времена года».
Литературный материал: Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…».
Наглядный материал: репродукции картин художников-пейзажистов.
Предварительная работа: наблюдение за природой, подготовка фона для будущей композиции.
Ход занятия.
- Орг. момент.
В. Ребята, сядьте поудобнее, выпрямите спины, ноги поставьте правильно. Проверьте порядок на столе. Давайте посмотрим, что мы сегодня подготовили для занятия: коврики, клей, полоски бумаги, салфетки, заготовки с прошлого занятия. Как вы думаете, каким видом деятельности мы будем сегодня заниматься: рисованием, лепкой или аппликацией? (на доске).
А что такое аппликация?
Аппликация (от латинского – applicatio – прикладывание) – это создание художественных изображений с помощью наклеивания на бумагу, картон или ткань различных кусочков какого-либо материала.
- Основная часть.
А чтобы узнать на какую тему мы будем делать аппликацию, послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
В. О каком времени года говорится в стихотворении? (о зиме)
Сегодня на занятии мы будем делать аппликацию на тему: «Зимний лес» (на доске).
Кто знает, что обозначает слово «пейзаж»?
Пейзаж – это картина, изображающая природу (на доске).
Вводная беседа.
В. Природу изображали в своем творчестве многие поэты, художники, композиторы. Мы слышали стихотворение Ф.И. Тютчева.
Ребята, посмотрите, как в своих картинах отразили зиму великие художники-пейзажисты (показ картин):
Саврасов Алексей Кондратьевич. Зима.
Саврасов А. К. Зимний пейзаж.
Грабарь Игорь Эммануилович. Зимний пейзаж.
Грабарь И. Э. Иней.
Грабарь И. Э. Иней. Восход солнца.
Грабарь И. Э. Солнце поднимается.
Грабарь И. Э. Февральская лазурь.
Шишкин Иван Иванович. Зима в лесу. Иней.
Шишкин Иван Иванович. Зима.
Рассмотрим пейзажи разных художников. (Беседа).
Обратить внимание на изображение предметов, которые находятся близко, и которые находятся далеко (их размер); цвета, которые используют художники.
В. Давайте вспомним, работы каких художников мы сейчас рассмотрели (на доске).
Вы заметили, как по-разному художники изобразили зимний пейзаж?
Что изображено на картинах?
Какие цвета используют художники? Для неба? Для снега?
На прошлом занятии мы с вами частично подготовили фон для нашей работы. Сегодня мы побудем немного художниками, продолжим нашу работу, закончим ее, и у нас получится красивый зимний пейзаж.
Физминутка.
Мы с вами входим в лес. Посмотрели вправо, влево
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали – Руки подняли вверх и ими покачали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули – Руки согнули и потрясли кистями
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем – Руки развели в стороны и помахали ими как крыльями
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся – Руки завели за спину
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Голову опустили вниз, подняли, расправили плечи.
В. Отдохнули? А теперь за работу.
Практическая часть.
Показываю образец. Посмотрите, что получилось у меня (на доске).
Сначала давайте определим, как мы будем выполнять нашу работу – составим план. С чего мы начнем? Что будет изображено на пейзаже?
Рассказываю и показываю этапы работы с изображением шаблонов на доске:
- Фон. Разграничили, где небо, где снег.
- Добавляем оттенки в цвета неба и снега.
- Что будет изображено? (деревья). Какие деревья мы будем наклеивать на передний план, а какие на задний? Почему? (Ближе – больше, дальше – меньше).
- Для того чтобы снег и сугробы выглядели пушистыми, мы не будем резать бумагу на кусочки ножницами, а будем ее обрывать пальцами. Такая техника (способ) аппликации называется обрывной (показать 2 разных образца-кусочка салфеток, обследовать их пальцем). Ножницы сегодня будут отдыхать, а поработают наши руки и пальцы. Давайте попробуем. Сначала мы немного помнем салфетку (используем сминание), чтобы получился более пушистый снег, а затем начнем обрывать кусочки нужного размера. После этого мы будем наклеивать полученные кусочки, покажем, как идет снег, как он ложится на ветки деревьев – изобразим деревья в снегу.
- Что еще у нас будет изображено на пейзаже? (сугроб). Его мы изобразим, также используя прием сминания: оборвем кусочки салфетки побольше, помнем их и наклеим на выбранном участке, чтобы получился сугроб. Обратить внимание: здесь мы сначала обрываем, а затем сминаем и наклеиваем.
Вам все понятно? Приступаем к работе. Итак, начнем с первого этапа и т. д. (Воспитатель контролирует выполнение работы и помогает по необходимости). Во время выполнения работы будет звучать музыка П. И. Чайковского «Времена года» (декабрь, январь, февраль).
Выполнение работы детьми.
- Итог.
В. Давайте еще раз вспомним, что мы делали сегодня на занятии?
Как называется наша работа?
Какие приемы аппликации мы использовали сегодня?
Что вам понравилось больше всего?
Кто запомнил, работы каких художников мы сегодня рассматривали?
Музыку какого композитора мы сегодня слушали?
Стихотворение какого поэта мы слушали?
Занятие наше подходит к концу. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Вы все постарались, у всех получились чудесные композиции, мы сделаем из них выставку.