Информационно-коммуникативные технологии как средство реализации интерактивной игры (из опыта работы)

ФИО: Герасимова В.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2413
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Информационно-коммуникативные технологии как средство реализации интерактивной игры (из опыта работы)
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



ЧОУ ВО Тольяттинская академия управления

Информационно-коммуникативные технологии как средство реализации интерактивной игры (из опыта работы)

Воспитатель:

 Герасимова Вера Викторовна

 г.о. Тольятти 

2023г.

На современном этапе развития педагогической мысли средства информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) все более активно внедряются в образовательный процесс. В своей работе я использую интерактивные игры как один из инструментов организации познавательного развития. 

Игра – ведущий  вид деятельности в дошкольном возрасте. Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором возможно  соединить функции образования, развития и воспитания детей. Это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем воспитателя (т.е. моим контролем). Претворяя в жизнь поставленные мной задачи обучения, развития, воспитания, я могу направить ее на познание окружающего мира и  решать эти задачи с помощью коллективной работы, т.е. такая форма работы способствует не только формированию и развитию познавательного интереса, но и развитию умения общаться и взаимодействовать в коллективе сверстников, в социуме.  Формат игры позволяет детям научиться бесконфликтному и продуктивному общению со сверстниками и взрослыми. Главным субъектом в интерактивной игре выступают дети. После объяснения правил игры дети сами взаимодействуют между собой, моей задачей является мягко контролировать процесс и направлять его в нужное русло. Интерактивные игры  учат конструктивному общению с окружающими.

Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка. В своей работе я практикую игры с использованием ИКТ  (презентаций, дополненной реальности). Они удачно дополняют непосредственную образовательную деятельность  и делают ее более увлекательной и наглядной. 

Для дошкольников в презентацию включаю коллективные задания различных видов НОД – игры в виде викторин, квестов, соревнований различного рода (викторины «Тольятти – город мой родной», «Вверх по лесенке», квест «Между нами – девочками», соревнование «Мальчики & девочки» и др.). Презентацию использую и как дополнение к интерактивной игре, и как самостоятельную интерактивную игру с заданиями, вопросами и викторинами. 

Сейчас появились новые возможности знакомить детей с различными объектами, событиями при помощи дополненной реальности. Дополненная реальность — это применение компьютерных возможностей для расширения и дополнения физического мира графическими объектами, 3D-анимацией, звуками. Компьютер в режиме реального времени накладывает на изображение окружающего пространства на экране различных устройств дополнительные слои с виртуальными объектами. Технология не заменяет реальную среду искусственной, а лишь вносит в неё то, чего на самом деле быть не может или недоступно в текущий момент. Применяю дополненную реальность в процессе интерактивных игр, которые способствуют формированию математических представлений, развитию ориентировки в пространстве, конструирования и т.д. Особенно детям интересно использование этих возможностей в процессе ознакомления детей с природой, в  экологическом развитии. Мы в реальном времени и пространстве рассматривали строение Вселенной, вращение планет, наблюдали в обстановке своей группы динозавров, изучали строение микробов и бактерий и др. Я заметила, что представленный на экране материал, не просто повышает интерес детей к теме игры, но и оживляет имеющийся у них опыт по данному вопросу. Это приводит к дискуссиям, обмену информацией, повышению познавательного интереса.

Однако, используя компьютерные технологии, придерживаюсь главной цели интерактивной игры – налаживанию коммуникации между детьми. Кроме того, частое применение этих технологий может сказаться на здоровье детей и притуплении их интереса к этой деятельности, поэтому в работе строго придерживаюсь правил:  использовать технологии не часто и не длительно.

Главной целью детской интерактивной игры остается развитие навыка успешного и продуктивного общения со сверстниками. Использование средств ИКТ является одним из важных инструментов реализации интерактивной игры в дошкольном детстве. Общаясь на тему информации, представленной на экране, ребенок не только учится вместе с другими детьми решать намеченную задачу, но и получает обратную связь, которая формирует его представление о самом себе.