Программа наставничества

ФИО: Ижболдина Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2426
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Программа наставничества
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20

  

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА

Муниципального бюджетного дошкольного 

Образовательного учреждения детский сад № 20

 Сарапул 2022 год

 

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

Полное наименование программы Программа наставничества Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад № 20
Решение об утверждении Программы Приказ №36 от 23.03.2022г.
Автор-разработчик Программы Старший воспитатель Ижболдина Е.В.
Нормативно-правовая база
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской
  •        Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145      «Об утверждении методологии (целевой модели)          наставничества       обучающихся          для организаций,       осуществляющих        образовательную деятельность                 по              общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших    практик обмена опытом между обучающимися»,
  • * Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»,
  • Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года № 239 «О наставничестве          в          образовательных организациях Удмуртской Республики, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики» (п. 3).
  •  Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.),
  •  Приказ по основной деятельности № 255 от 16.02.2022 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогически работников     и обучающихся в     образовательных организациях Удмуртской республики»;
  • Приказ управления образования города Сарапула от 14.12.2022г «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся образовательных организаций г. Сарапула на 2023 год»
  •  Устав МБДООУ д/с № 20
  • Положение о наставничестве в МБДОУ д/с № 20
Цель Программы Максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации, а также оказание помощи педагогическим работникам МБДОУ д/с № 20 в их профессиональном становлении, приобретении профессиональных компетенций, необходимых для выполнения должностных обязанностей
Задачи Программы
  • ускорение процесса профессионального становления молодых педагогов, развитие их способности самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные функциональные обязанности в соответствии с занимаемой должностью;
  • адаптация молодых педагогов к условиям осуществления профессиональной деятельности и, как результат, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогов;
  • формирование сплоченного грамотного коллектива за счет включения в адаптационный процесс опытных педагогических работников, снижения текучести кадров;
  •  восполнение профессиональных и компетентностных дефицитов внутри педагогической среды одной образовательной организации.
Ожидаемые результаты Наставляемые приобретут возможность личностного и профессионального роста.

Улучшится качество образовательного процесса в ДОУ. Ускорится процесс профессионального становления молодого специалиста.

Для наставника:

Эффективный способ самореализации; Повышение квалификации;

Достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации

Успешная адаптация молодых специалистов;

Повышение уровня закрепляемости специалистов в образовательном учреждении

Реализуемые формы

наставничества

В отношении педагогических работников реализуются следующие формы наставничества:

 «педагог – педагог»

Структура управления реализацией Программы Руководитель ОО-Куратор-Наставник-Наставляемый.
Система мониторинга Мониторинг и оценка результатов реализации Программы наставничества.

1.1. Мониторинг и оценка качества процесса  реализации  программы  наставничества.

1.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников. 

Механизмы мотивации и поощрения наставников – Наставники рекомендуются для включения в резерв управленческих кадров;

– Наставническая деятельность может быть учтена при  

выдвижении на профессиональные конкурсы педагогических работников, в том числе в качестве членов жюри;

Награждение наставников дипломами / благодарственными      письмами,      представление      к награждению ведомственными наградами, поощрение в социальных программах.

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

1.1. Актуальность разработки Программы наставничества

В настоящее время, в соответствии с современными нормативно-правовыми документами, повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе трудовой деятельности:

  • новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его профессиональное становление;
  • различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в нежелательное их противостояние;
  • необходимое взаимодействие семьи и ДОУ в новых условиях требует подготовки педагогов к работе с родителями.

Программа наставничества в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 20- это комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого для получения планируемых результатов. Её главное направление – оказание помощи педагогическим работникам в их профессиональном становлении и полном раскрытии потенциала личности наставляемого, а также успешной личной и профессиональной самореализации педагогических работников разных уровней.

Грамотная поддержка и сопровождение педагогов не только администрацией, но и коллегами в первую очередь опытными педагогами (воспитателями, специалистами) поможет выстроить профессиональную карьеру и посвятить свою трудовую деятельность этой педагогической профессии. Поэтому основная задача руководителя и педагогического коллектива помочь в профессиональном становлении и росте, в связи с чем актуальность наставничества возрастает.

1.2. Цель и задачи Программы наставничества

Программа «Наставничество» направлена на профессиональное становление не только молодого педагога, но и педагогов, имеющих большой опыт работы в дошкольном образовании, и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.

Цель: Оказание помощи педагогическим работникам в их профессиональном становлении, полном раскрытии потенциала личности наставляемого, успешной личной и профессиональной самореализации педагогических работников разных уровней.

Достижение цели через решение ряда задач:

– обеспечить наиболее легкую адаптацию молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога, укреплять веру в себя;

– использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками;

– дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего воспитателя;

– повышать профессиональный уровень педагогов с учетом их потребностей, затруднений, достижений;

– отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога;

– активизация участия молодых специалистов в профессиональных конкурсах, олимпиадах, фестивалях и других мероприятия педагогического сообщества ДОУ, муниципального, регионального и федерального уровней;

– способствовать планированию карьеры молодых специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня;

–   формирование открытого и эффективного педагогического сообщества, в котором выстроены партнерские отношения.

.

 

1.3. Целевые группы реализации Программы наставничества в образовательной

Организации

 

Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.

Формирование базы  наставляемых из числа:

    • молодых педагогов;
    • педагогов, находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
    • педагогов, желающих овладеть современными программами, инновационными технологиями, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями;
  • находящихся в период адаптации на новом месте работы.

Формирование базы наставников из числа:

  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • представители образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 

 

База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей ДОУ в целом и от потребностей участников образовательных отношений (педагогов).

 

1.4. В Программе используются следующие понятия и термины.

 

Наставничество универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый      –     участник      программы     наставничества,      который      через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает 

новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином “обучающийся”.

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным      программам      и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Целевая модель наставничества – система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.  

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов,     обоснованных     научными     исследованиями     и     практическим     опытом, позволяющая     понять     и     организовать     процесс     взаимодействия     наставника     и наставляемого. 

Активное слушание – практика, позволяющая точнее понимать психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе, таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения, паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между наставником и наставляемым.

Метакомпетенции – способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

 

  1. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Нормативно-правовой базой для разработки Программы целевой модели

наставничества является:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской
  •        Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ,
  • Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145      «Об утверждении методологии (целевой модели)          наставничества       обучающихся          для организаций,       осуществляющих        образовательную деятельность                 по              общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших    практик обмена опытом между обучающимися»,
  • * Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»,
  • Постановление Правительства Удмуртской Республики от 29 мая 2017 года № 239 «О наставничестве          в          образовательных организациях Удмуртской Республики, подведомственных Министерству образования и науки Удмуртской Республики» (п. 3).
  •  Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях (2021 г.),
  •  Приказ по основной деятельности № 255 от 16.02.2022 «Об организации работы по внедрению Региональной целевой модели наставничества педагогически работников     и обучающихся в     образовательных организациях Удмуртской республики»;
  • Приказ управления образования города Сарапула от 14.12.2022г «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) реализации муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся образовательных организаций г. Сарапула на 2023 год»
  •  Устав МБДООУ д/с № 20;
  •  Положение о наставничестве в МБДОУ д/с № 20

 

  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА 

 

Наставничество предполагает индивидуальные и коллективные формы работы с молодыми педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж не более 3-х лет. 

С позиции администрации ДОУ наставничество является одним из методов адаптации к профессии и позволяет ДОУ практически «воспитывать» кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными в данный момент и с учетом детско-родительского контингента, специфики педагогического коллектива и прочих аспектов. Молодому педагогу  наставничество дает возможность получить поддержку опытного сотрудника, укрепить уверенность в собственной состоятельности и профессиональной компетентности. Педагогу – наставнику наставничество позволяет передать свой педагогический опыт, поделиться персональными приемами непосредственно с молодым педагогом. Таким образом, наставничество позволяет: 

Повысить уровень профессиональной подготовки и квалификации молодого педагога. 

Создать положительный настрой в профессиональной деятельности; 

Быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ДОУ. 

Передать накопленный наставниками опыт. 

Регулировать текучесть кадров; 

Увеличить долю молодых педагогов, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства различного уровня.

В процессе обучения наставник предоставляет новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирование нужных навыков, мотивацию к работе. Обучение проходит непосредственно на рабочем месте, иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания. 

 

  1. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Уровни 

структуры

Направления деятельности.
Руководитель ДОУ
  • Разработка и утверждение комплекта нормативных документов, необходимых для реализации Программы наставничества.
  • Разработка Программы наставничества.
  • Разработка и реализация мероприятий дорожной карты Программы наставничества.
  • Реализация кадровой политики в Программе наставничества.
  • Назначение куратора.
  •  Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации Программы наставничества.
Куратор
    • Формирование базы наставников и наставляемых. 
    • Организация обучения наставников (в том числе привлечение экспертов для проведения обучения).
    • Контроль процесса Реализации Программы наставничества Участие в оценке вовлеченности педагогических работников и обучающихся в различные формы наставничества.
    • Решение организационных вопросов, возникающих в процессе реализации Программы наставничества.
  • Мониторинг результатов эффективности реализации Программы наставничества.
Наставник
    • Разработка и реализация планов индивидуального развития наставляемых совместно с куратором.
    • Разработка персонализированных программ наставничества,  ч 
    • Мотивационная (эмоционально — психологическая) поддержка наставляемого;
    • Оказание ситуативной помощи в выполняемой деятельности наставляемого;
    • Контроль и оценивание результатов собственной деятельности и деятельности наставляемого;
  • Участие в мониторинге результатов эффективности реализации Программы наставничества.
Педагог-психолог
  • Проведение тестов на выявление  психологической совместимости,      
  • мониторингов      удовлетворенности работой наставнических пар, 
  • оказание консультативной помощи.
Наставляемый Решение поставленных задач через взаимодействие с наставником.

 

  1. КАДРОВАЯ СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

В процессе реализации Программы наставничества выделяется три главные роли:

  1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию всего цикла программы наставничества.

Реализация Программы наставничества происходит через работу куратора с двумя

базами: базой наставляемых и базой наставников.

 

Формирование этих баз осуществляется куратором с привлечением педагогов, классных руководителей и иных лиц школы, располагающих информацией о потребностях педагогов и обучающихся – будущих участников Программы.

Формирование базы наставляемых осуществляется: из числа педагогов:

  • молодых специалистов;
  • находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  • находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
  • желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями и т.д.

Формирование базы наставников осуществляется из числа:

  • педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  •  представителей образовательных организаций, профессиональных ассоциаций психологов и педагогов, сотрудники органов власти в сфере здравоохранения и социального развития, представители региональной власти и органов местного самоуправления и другие субъекты и организации, которые заинтересованы в реализации программ наставничества. 

 

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Программа наставничества рассчитана на 1 год. Решение о продлении или

 

досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе.

Содержание программы реализуется последовательно.

 

Этапы Мероприятия Результат
Подготовка условий для запуска Программы наставничества 1. Создание благоприятных условий для запуска Программы.

2. Сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых.

3. Выбор аудитории для поиска наставников.

4. Информирование

и выбор форм наставничества.

5. На внешнем контуре информационная работа, направленная на привлечение внешних ресурсов к реализации программы.

Дорожная карта реализации наставничества.

Пакет документов.

Формирование базы наставляемых 1.Выявление конкретных проблем педагогических работников образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества.

2.Сбор и систематизация запросов от потенциальных наставляемых

Сформированная база наставляемых
Формирование базы наставников Работа с внутренним контуром включает действия по формированию базы из числа

педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта и создании

продуктивной педагогической атмосферы;

Формирование базы наставников, которые потенциально

могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущем.

Отбор и обучение наставников 1. Выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы.

2. Обучение наставников для работы с наставляемыми.

1.Заполненные анкеты в письменной свободной

форме всеми потенциальными наставниками.

2.Собеседование с наставниками.

3.Календарный план работы «Школы наставников»

Формирование наставнических пар/групп 1. Провести общую встречу с участием всех отобранных наставников и всех наставляемых в любом формате.

2. Зафиксировать сложившиеся пары в специальной базе куратора

Сформированные наставнические пары / группы, готовые

продолжить работу в рамках Программы

Организация и осуществление работы наставнических пар/групп Закрепление гармоничных и продуктивных отношений

в наставнической паре/группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными

и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре/группе включает:

  • встречу-знакомство,
  • пробную рабочую встречу,
  • встречу-планирование,
  • комплекс последовательных встреч,
  •  итоговую встречу.
Мониторинг:

  • сбор обратной связи от наставляемых – для мониторинга динамики влияния

программы на наставляемых;

  • сбор обратной связи от наставников, наставляемых и кураторов – для

мониторинга эффективности реализации программы.

Завершение реализации программы наставничества 1.Подведение итогов работы каждой пары/группы.

2. Подведение итогов программы ДОУ

3. Публичное подведение итогов и популяризация практик.

Собраны лучшие

наставнические практики.

Поощрение наставников.

 

  1. ФОРМЫ И ВИДЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

В отношении педагогических работников Целевая модель наставничества предусматривает реализацию следующих приоритетных форм наставничества:

1) «педагог – педагог»,

2) «руководитель образовательной организации – педагог».

Форма наставничества «педагог–педагог». В рамках этой формы одной из основных задач наставничества является сокращение сроков адаптации молодых специалистов к профессии, успешное закрепление молодого (начинающего) педагога на месте работы или  в должности педагога, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации.

В такой форме наставничества, как «педагог –педагог», возможны  следующие модели взаимодействия:

1) «опытный педагог – молодой специалист». Данная модель является классическим вариантом поддержки со стороны опытного педагога (педагога-профессионала) для приобретения молодым педагогом необходимых профессиональных навыков (организационных, предметных, коммуникационных и др.).

2) «лидер педагогического сообщества – педагог, испытывающий профессиональные затруднения в сфере коммуникации». В этой модели на первый план выходит психологическая и личностная поддержка педагога, который в силу различных причин имеет проблемы социального характера в выстраивании коммуникации и социального взаимодействия. Главное направление наставнической деятельности – профессиональная социализация наставляемого. Эту поддержку необходимо сочетать с профессиональной помощью по развитию его педагогических компетенций и инициатив.

3) «педагог-новатор – консервативный педагог». В данной модели педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям, помогает опытному педагогу овладеть современными цифровыми технологиями. Главный метод общения между наставником и наставляемым – выведение консервативного педагога на рефлексивную позицию в отношении его педагогического опыта, который в значительной мере сформировался в условиях субъект-объектной педагогики.

Форма наставничества «руководитель образовательной организации – педагог». В отдельных случаях руководитель образовательной организации может стать наставником педагогов. В этом случае реализуется форма наставничества «педагог – педагог».

Формы наставничества выбирается в зависимости от цели персонализированной программы наставничества педагога, имеющихся профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых ресурсов. Так же определяются виды наставничества, которые могут использоваться в комплексе в зависимости от запланированных эффектов.

Виды наставничества:

1) Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения, социальные сети и онлайнсообщества, тематические интернет-порталы и др. Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары «наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.

2) Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).

3) Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты. Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период между встречами и достичь поставленных целей.

4) Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и организации учебно-воспитательного процесса.

5) Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного.

6) Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого (наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый» («равный – равному»).

7) Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между более опытным и начинающим работником в течение определенного продолжительного времени. Обычно проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт, навыки, личностные характеристики и др.

 

  1. ПРИМЕНЯЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ходе освоения программ наставничества применяют различные технологии. Каждая из них имеет свои особенности, цели, адресат.

В таблице приведена характеристика применяемых технологий наставничества.

 

№ п/п Наименование технологии Суть технологии, цель Адресность
1 Фасилитация Группа навыков и набор инструментов, позволяющих эффективно организовать групповое обсуждение Цель фасилитации: нахождение верного метода, который позволит группе работать созидательно и результативно; специальные действия, направленные на организацию групповой работы Команда наставляемых
2 Модерация «Обуздывания» Более жесткая технология. формат –  беседа, в ходе которой нет возможности  отвлечься на другую тему. используется в формате встречи: «обсуждение проблемы». Команда наставляемых
3 Супервизии Метод совершенствования содержания профессиональной деятельности с целью  повышения эффективности деятельности специалиста; позволяет       специалисту проанализировать актуальные проблемы и вопросы собственной профессиональной деятельности с привлечением более опытного специалиста Молодой педагог, студент
4 Коучинг Метод тренировки, в процессе которой человек, называющийся «коуч» (тренер), помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо общего развития. учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания Команда наставляемых Отдельно взятый наставляемый (молодой педагог, студент)

 

Данный перечень можно дополнить и внести свои, уникальные технологии в рамках реализуемой Программы наставничества. Задача куратора программ наставничества и наставника заключается в том, чтобы выбрать адекватную для наставляемых технологию. При обучении наставляемого можно использовать следующие подходы к организации наставнической деятельности:

  • «Я расскажу, ты послушай»;
  • «Я покажу, ты посмотри»; 
  • «Сделаем вместе»; 
  • «Сделай сам, я подскажу»;
  • «Сделай сам, расскажи, что сделал».

 

  1. МОНИТОРИНГ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ

 

ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

 

Мониторинг процесса реализации Программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о Программе наставничества и/или отдельных ее элементах.

Организация систематического мониторинга Программ наставничества дает возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью. 

Мониторинг Программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) оценка качества процесса реализации Программы наставничества;

2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.

9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации Программы наставничества.

Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой Программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп “наставник-наставляемый”.

Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации Программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей Программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели мониторинга

1) оценка качества реализуемой программы наставничества; 

2) оценка эффективности и полезности Программы наставничества как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.

Задачи мониторинга: 

    • сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
    • обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
    • контроль хода программы наставничества;
    • описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
    • определение условий эффективной Программы наставничества;
  • контроль показателей социального и профессионального благополучия. 

Оформление результатов.

По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен SWOT-анализ реализуемой Программы наставничества. Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты. Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.

SWOT-анализ проводит куратор программы.

Для оценки соответствия условий организации Программы наставничества требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам, заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям, используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой Программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами участников Программы наставничества.

9.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.

Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационно-личностный и профессиональный рост участников Программы наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися образовательных программ; динамику образовательных      результатов      с учетом      эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт участников.

Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о наличии положительной динамики влияния Программ наставничества на повышение активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар “наставник-наставляемый”.

Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в Программу наставничества, а второй – по итогам прохождения Программы.

Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры фиксируются дважды.

Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.

  1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников Программы.
  2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества изменений в освоении обучающимися образовательных программ). 
  3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар “наставник-наставляемый”.

Задачи мониторинга:

  • научное и практическое обоснование требований к процессу организации Программы наставничества, к личности наставника;
  • экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели требований к личности наставника;
  • определение условий эффективной Программы наставничества; 
  • анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации Программы в соответствии с результатами;
  • сравнение характеристик образовательного процесса на “входе” и “выходе” реализуемой Программы;
  • сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность, самооценка, тревожность и др.) участников Программы наставничества на “входе” и “выходе” реализуемой Программы.

 

  1. МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ И ПООЩРЕНИЯ НАСТАВНИКОВ

 

Участники системы наставничества ДОУ, показавшие высокие результаты, могут быть представлены решением заведующего ДОУ к следующим видам поощрений: 

  •  публичное признание значимости их работы – объявление благодарности,
  • награждение почетной грамотой и др. поощрении, 
  • статьи о достижениях наставляемых, на сайте и страницах ДОУ в социальных сетях.

Руководство ДОУ также может оказывать содействие развитию социального капитала наиболее активных участников наставничества в ДОУ через приглашение их к участию в коммуникативных мероприятиях (конференции, форумы, совещания и пр.).

Результаты наставнической деятельности могут учитываться при проведении аттестации педагогов-наставников, а также при определении стимулирующих выплат ДОУ.

Руководство ДОУ вправе применять иные методы нематериальной и материальной мотивации с целью развития и пропаганды института наставничества и повышения его эффективности.

Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы: 

  • обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
  • работа на основе диагностики педагогических затруднений, учёта творческой активности и информационных потребностей педагога;
  • взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
  • оптимальное сочетание теоретических и практических форм; 
  •  оценка педагогического труда по результатам;
  • своевременное обеспечение методической литературой.

У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

 

  1. Типовые Программы наставничества МБДОУ д/с № 20

 

Форма 

наста

вниче

ства

Название программы Целевая аудитория Цель программы Задачи программы Характеристика наставника Характеристика наставляемого
Педагог-педагог Вовлечение в активную деятельность. Педагоги (стаж до 3 лет) Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллектив, развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков. 1. Поддержка становления индивидуальности .

2. Помощь в самоорганизации (помощь в составлении режима дня, совместное составление программы саморазвития, помощь в выборе целей и их достижении)

1. Вовлечение в мероприятия сообщества ДОУ.

Опытный педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку. Пассивный педагог, социально или ценностно –дезориентированный, не принимающим участие в жизни ДОУ, отстраненный от коллектива.
Педагог в условиях адаптации. Вновь прибывшие в Доу педагог. Включение педагога в систему взаимоотношений коллектива ДОУ. Психоэмоциональная поддержка для 1.Формировать и воспитывать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании. 

2. Помочь воспитателю, опираясь в своей деятельности на достижения педагогической науки и передового педагогического опыта, творчески внедрять идеи в

Опытный педагог, способный осуществлять всестороннюю методическую поддержку Молодой специалист. Имеет малый опыт работы (от 0 до 3 лет), испытывающий трудности с организацией учебного процесса
Консервативный педагог Овладение современными цифровыми технологиями. 1.Создать  условия  для  формирования  информационно  – коммуникативной компетентности педагогов ДОО    

2.Формировать потребности педагогов в постоянном использовании ИКТ и ЦОР в образовательном процессе

педагог, склонный к новаторству и нестандартным решениям Опытный педагог который в значительной мере сформировался в условиях субъект-объектной педагогики