Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусствапо учебному предмету«Композиция»

ФИО: Мухамадиева А.М.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2428
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в области музыкального искусства по учебному предмету«Композиция»
Итоговая оценка: 2 место,  76 баллов(-а)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа им. Г. А. Вавилова»

  

Программа учебного предмета 

«Композиция»   

Дополнительной общеобразовательной 

общеразвивающей программы в области музыкального искусства 

по учебному предмету   «Композиция»  

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 9-12 лет 

Срок реализации: 2 года

Автор программы:

Директор: А. М. Мухамадиева

г. Костомукша 

2015 г.

 

Структура общеразвивающей программы

 

  1.   Пояснительная записка
  2. Цель и задачи учебного предмета

III. Планируемые результаты 

  1. Учебный план
  2. Содержание учебного плана
  3. Календарный учебный график

VII.  Формы аттестации, оценочные материалы 

VIII.  Методические и информационные материалы 

  1. Материально-техническое обеспечение программы
  2. Список литературы

 

  1. Пояснительная записка

Вся деятельность человека неразрывно связана с музыкой. Сочинение музыки- было естественным процессом жизнедеятельности человека. Еще с древних времен человек, совершая обряд, праздник, поход на охоту, сопровождал свои действия музыкой. Народные музыканты столетиями импровизировали песни, поэты создавали предания, летопись. Импровизация и сочинение были неразрывно связаны между собой. С появлением нотной фиксации, созданные произведения стали записываться. Так началось становление народного творчества, а затем и композиторского наследия, положившего фундамент мирового музыкального искусства. 

В настоящее время в детских музыкальных школах и школах искусств не угасает интерес к детскому и юношескому композиторского творчеству. Предмет «Композиция» способствует музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширяет музыкальный кругозор, музыкальные способности (слух, память, ритм), выявляет творческие задатки учащегося, помогает в усвоении музыкальной грамоты, формирует личностные качества, собственный музыкальный вкус, воспитывают творческую личность. Полученные на уроках композиции знания и навыки помогают учащемуся в его занятиях по специальности, сольфеджио, музыкальной литературе.

Предлагаемая программа рассчитана на 2 года обучения для обучающихся 4-5 класса обучения фортепианного отделения по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 9 -12 лет. 

Рабочая программа «Композиция» для первого года обучения рассчитана на 17,5 часов 1-й год (1 раз в неделю), 17,5 часов 2-й год (1 раз в неделю). Всего 35 педагогических часов за весь период обучения.

Форма организации обучающихся на занятии – индивидуальная. Основные формы проведения занятий – учебный урок. Занятие проводится 1 раз в неделю, очная форма обучения, занятие длится 20 минут.

Направленность программы – художественная.

Занятия проводятся с понедельника по субботу в одну смену – с 14.00 до 20.00; воскресенье – выходной день.

Ведение программы возможно при дистанционном обучении.

Обучающиеся имеют разный уровень музыкальной подготовки, способностей, слухового опыта, поэтому программа имеет индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.

Таблица 1

Нормативный срок обучения – 2 года

Форма занятий (в часах) Год обучения по программе Итого  часов
1-й 2-й
Аудиторная 17,5 17,5 35
Внеаудиторная

(самостоятельная)

17,5 17,5 35
Максимальная учебная нагрузка 35 35 70
  1. Цель и задачи учебного предмета.
  • Цель: формирование у обучающихся интереса, любви к музыкальному искусству, сочинению музыки, гармоничное развитие творческой личности учащегося, всестороннее развитие музыкальных способностей – слуха, памяти, ритма, мышления, закрепление теоретических основ, накопление музыкальных впечатлений.
  • Задачи: 
  • Развитие мелодического слуха;
  • Развитие гармонического слуха;
  • Развитие творческого мышления и навыков;
  • Развитие вокально-интонационных навыков;
  • Развитие чувства метроритма;
  • Развитие импровизаторских способностей;
  • Развитие эстетического и музыкального вкуса;
  1. Развитие эмоционального отклика на музыкальный материал;
  2. Научить учеников основным приёмам сочинения, записи мелодий и освоение всех видов фактур
  3. Освоение особенностей стилей композиторов-классиков и композиторов-современников

III.  Планируемые результаты.

По окончании первого года обучения по программе «Композиция» обучающийся должен:

– уметь сочинить мелодию в объёме периода 8 тактов повторной и не повторной структуры;

– подобрать простейший аккомпанемент используя главные трезвучия лада;

– досочинить окончание мелодии с приведением в тонику;

– уметь сочинить пропущенные фразы в периоде;

– для детей успешно осваивающих предмет – произведения по выбору.

По окончании второго года обучения по программе «Композиция» обучающийся должен:

– уметь сочинить пьесу в жанре – марша, вальса, польки.

– уметь сочинить произведение в просто одночастной, двухчастной, трехчастной формах. Для продвинутых ребят – сложные двухчастные репризные, трехчастные, рондо, вариации, сонатная.

– уметь сочинять небольшие пьесы для инструментов как соло, так и с аккомпанементом, вокальные пьесы (песни, романсы).

-владеть понятийным аппаратом музыкальной грамоты.

  1. Учебный план.

1 год обучения

Календ.

сроки

Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации, контроля
Теоретические часы (аудит. работа) Практические часы (аудит. работа) Часы внеаудиторной работы
I  четверть Знакомство с предметом. 

Импровизация на заданные темы. Знакомство с интервалами. Прохлопывание ритма стихов. Сочинение простейших песенок на Ч1, М2,Б2, М3. Б3. Импровизация на черных клавишах. Анализ произведений.

1 3 4 Показ выполненных заданий
II  четверть Продолжение сочинение песенок на интервалы – Ч4,Ч5, М6,Б6. Импровизация в жанре вальса, марша.

Строение периода. Анализ примеров. Способы окончания мелодии на тонике. Анализ произведений.

1       3 4 Показ выполненных заданий
III  четверть Сочинение песенок на М7,Б7,Ч8. Досочинение фраз и предложений в мелодиях в форме периода. Подбор простейшего аккомпанемента (трезвучия главных ступеней). Сочинение пьесы в форме периода для фортепиано (тематика любая). Анализ произведений.       1       4 5 Показ выполненных заданий
IV  четверть Виды фактур. Использование в качестве аккомпанемента трезвучий главных ступеней с обращениями. Импровизация в миноре. Знакомство с простейшим видом полифонии – двухголосием. Знакомство с простыми и сложными формами. Работа над произведениями для фортепиано или других инструментов. Анализ произведений.       1,5       3     4,5 Показ выполненных заданий

Концерт.

Всего       4,5     13       17, 5

 

2 год обучения

Календ.

сроки

Название раздела, темы Количество часов Форма аттестации, контроля
Теоретические часы (аудит. работа) Практические часы (аудит. работа) Часы внеаудиторной работы
I  четверть Знакомство со звучащей природой. Анализ произведений и средств музыкальной выразительности. Сочинение пьес для инструментов в различных жанрах. 1 3 4 Показ выполненных заданий 
II  четверть Сочинение песни на стихотворение с аккомпанементом. 1       3 4 Показ выполненных заданий
III  четверть Сочинение пьес для инструментов в различных жанрах. Знакомство с золотой секвенцией. Анализ произведений. Игра упражнений на основе золотой секвенции. Импровизация.         1         4 5 Показ выполненных заданий
IV  четверть Сочинение пьес для инструментов в различных жанрах.       1,5       3       4,5 Показ выполненных заданий

Концерт.

Всего     4,5     13       17, 5
  1. Содержание учебного плана.

Занятия композицией — это творческий процесс и довольно трудно его зафиксировать и определить в конкретные рамки. Во многом зависит от уровня компетенции, творческой активности и возможностей самого преподавателя, материальной базы школы, одарённости ребёнка и наличия времени и желания для занятий.

Поэтому для каждого ученика «свой» план творческого развития и обучения навыкам композиции. 

На начальном этапе обучения- знакомство преподавателя с музыкальными данными ребёнка, определение – насколько сильно желание у ребёнка заниматься музыкой и его трудолюбие. Именно, здесь становится понятным насколько ученик заинтересован в занятиях композиции для расширения своих теоретических, практических знаний и повышение исполнительских данных. Исполнение собственных произведений- довольно трудоёмкий, но творчески интересный процесс.

На первоначальном этапе обучающийся учиться сочинять мелодию на интервалы, затем мелодии в форме периода, мелодию с доведением до тоники, с варьированием фраз, подбором аккомпанемента, мелодии на стихи добиваться согласование между мелодией и гармонией. В дальнейшем осваиваются элементы музыкального языка, т.е. изучение средств музыкальной выразительности и формообразующие элементы. Необходимо все теоретические навыки подкреплять примерами из музыкальной литературы. Самой главной задачей является – осознанное написание произведений основных жанров (марш, песня, танец) в форме периода. Остальные простые формы (2-х, 3-х частные) по мере освоения их учеником.

Далее изучение различных видов фактуры, знание видов аккомпанемента с практической стороны: умение написать произведения в жанрах- колыбельная, этюд, вальс, менуэт, мазурка пройденных формах(на выбор). Знакомство с полифоническими приёмами.

Каждый ученик должен самостоятельно оформлять свои собственные произведения, которые в дальнейшем будут исполняться на различных выступлениях, умел исполнять собственные сочинения. Главное, чтобы ученик получал творческое удовлетворение от исполнения своих сочинений. 

  1. Календарный учебный график.

Годовой календарный учебный график и формы контроля учащихся

 

Обозначения

Аудиторные       Резерв учебного      Промежуточная      Итоговая            Каникулы

занятия времени     аттестация               аттестация

 

                                                                                                                              

 

 Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая. Учебный год делится на 4 четверти.  Продолжительность учебного года составляет 39 недель.  Продолжительность учебных занятий для обучающихся в 4-м, 5-м классе составляет 35 недель. 

Контрольные уроки в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих четверть учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. 

В учебном году предусматриваются каникулы (осенние, зимние и весенние), в общей сложности составляющие не менее 30-ти дней. Осенние, зимние, весенние каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основных образовательных программ начального общего и основного общего образования. 

Сроки проведения учебных занятий, каникул, проведения аттестации и сроки приема на обучение корректируются ежегодно в соответствии с особенностями текущего календарного года, в том числе в связи с общегосударственными праздниками и производственным календарем.

                                           VII. Формы аттестации, оценочные материалы.                   

Оценка по композиции должна быть только положительной и основана на отношении ученика к предмету, его трудолюбие и прилежание, посещаемость; способность самостоятельного осмысления и освоение как теоретического материала, так и практических заданий. 

Творчество нельзя точными цифрами определить и оценить. У ребёнка должно быть на уроках свободное непринуждённое настроение. Они должны усвоить, что они могут проявить своё творческое начало, своё видение мира и возможность воплотить свои мысли в музыкальные интонации, конкретную музыкальную форму. Преподаватель выступает только в роли помощника, соучастника творческого процесса.

Хорошие результаты даёт взаимопонимание между преподавателем и учениками, совместное посещение концертов живой музыки и их обсуждение, прослушивание музыки различных эпох и стилей, просмотр видеозаписей концертов великих исполнителей и ведущих оркестров.

Результатом прохождения курса композиции можно считать работу обучающихся – это исполнение своих произведений в конце учебного года на отчётном концерте по композиции (если сформирован класс композиции), выступление на академических концертах, на родительских собраниях, более продвинутые ученики участвуют на профессиональных конкурсах различных уровней «Юный композитор». В конце года ученик должен показать свои произведения (камерные произведения показывают дети или преподаватели тех отделений, для которых данное произведение было написано: скрипка, флейта и т.п.) одно законченное произведение любого жанра и формы.

Требования к уровню подготовки выпускников:

Навыки сочинения вокальной и инструментальной мелодии

Знание музыкальных форм

Исполнительские навыки должны соответствовать уровню исполняемого произведения (если фактура сочинения сложна- умение её упростить)

VIII. Методические и информационные материалы.

Самостоятельная работа обучающихся по сольфеджио основана на выполнении домашнего задания. Время, предусмотренное на выполнение домашнего задания, рассчитывается исходя из затрат времени на отдельные виды заданий. Целесообразно равномерно распределять время на выполнение домашнего задания в течение недели (от урока до урока), затрачивая на это 10-20 минут в день.

Это очень важно чтобы обучающийся тренировался исполнять  свои собственные сочинения, так как ученику это повышает уверенность  и уровень собственного мастерства. Если ребёнок не обладает достаточными исполнительскими навыками, то надо подобрать ученика, который смог исполнить произведения юного композитора.

Индивидуальные психологические особенности обучающегося, его характер, инициативность и желание заниматься сочинением музыки.

Добросовестность и тщательность выполнения домашних заданий, работоспособность.

Уровень творческого дарования и подготовленности к восприятию музыкального материала.

Учебный процесс по композиции следует построить из следующих форм работы:

Сочинение произведений. Главный принцип в процессе обучения- не загружать учеников терминами и понятиями, а направить на исследовательскую творческую работу. Ребёнок должен себя почувствовать себя творцом и свободным в своём самовыражении.

Импровизация. Основные формы работы над импровизацией: первое- импровизация по ритмическому рисунку или на поэтический текст; второе- импровизация на остинатную мелодическую фигурацию; третье- импровизация на заданную гармоническую последовательность; импровизация на заданный элемент музыкальной речи; четвёртое- импровизация в определённом жанре.

Слушание музыки. Данная форма обязательна, так как при прослушивании произведений мирового музыкального искусства различных эпох, стилей, жанров ученик знакомится с различной композиторской техникой, средствами музыкальной выразительности, которые композитор применил в своих произведениях (инструментовка, музыкальное развитие тем и воплощение основной мысли произведения). Слушание музыки предполагает как видео, так и аудиозаписи. Огромное влияние оказывает на формирование хорошего вкуса, эрудированности и воспитание высоко-художественной и культурной личности- это посещение концертов классической и современной музыки, оперных или балетных спектаклей, экскурсии в музеи и выставки различных направлений. 

Информационные материалы:

muz-teoretik.com

http://сольфеджио-онлайн.рф/

helpmusic.ru

идеальныйслух.ру

rusyaeva.ru

lafamire.ru

музыкалка-онлайн.ру

kladraz.ru

http://notes.tarakanov.net/study.htm

http://solfa.ru/

http://inna-str-2010.narod.ru/index/0-152

http://ru.scorser.com/S/%d0%9d%d0%be%d1%82%d1%8b/%d0%a1%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be/-1/1.html

http://www.culture.ru/movies/17/solfedzhio-kak-psihotehnika-razvitiya-muzikalnogo-sluha

http://teoretik4.ucoz.ru/index/muzykalno_razvivajushhie_igry_on_line/0-49

https://vk.com/solfeggio_na_5

https://infourok.ru/muzyka.html

http://www.twirpx.com/search/?query=%d1%81%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84%d0%b5%d0%b4%d0%b6%d0%b8%d0%be

http://идеальныйслух.рф/

  1. Материально-техническое обеспечение программы.

Преподавание предмета по выбору «композиция» может осуществляться успешно при наличии учебного кабинета и его оборудовании:

– учебная аудитория, 

– звуковоспроизводящее и мультимедийное оборудование,

– программное обеспечение. 

– бумага нотная, писчая; канцелярские принадлежности

– нотные сборники, учебные пособия

– музыкальный инструмент «фортепиано», столы, стулья, доска

– персональный компьютер со встроенными программами с хорошей звуковой картой

– принтер, сканер, копир

– музыкальный центр для дисков СD, видео, аудиокассет

– прикладная компьютерная программа нотного набора и вёрстки Finale или Sibelius

  1. Список литературы.

Примерный список произведений для анализа и слушания музыки:

  1. Произведения, в которых мелодия играет ведущую роль

В.А.Моцарт Симфония № 40 1 часть.

К.Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика»

И.С.Бах Скрипичные концерты; Итальянский концерт; «Ария», «Шутка» из орк. сюиты си минор

ХТК т.I (Прелюдии es-moll, e-moll , фуги и др.)

Л.Бетховен «Сурок», «К Элизе», темы сонат (Соната № 19, ч.1)

А.Бородин Квартет № 2, романсы («Спящая княжна»), опера «Князь  Игорь» (хор «Улетай на крыльях ветра»)

А.Вивальди Скрипичные концерты, хоровая музыка

В.Гаврилин Фортепианные произведения, музыка балета «Анюта»

Й.Гайдн Фортепианные сонаты (Соната e-moll, по выбору)

М.И.Глинка Произведения для фортепиано («Вальс-фантазия», по выбору), романсы, цикл 

опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила»

А.Даргомыжский Романсы (по выбору: «Мне грустно», «Не скажу никому», «Мне минуло шестнадцать лет»)

К.Дебюсси «Лунный свет», прелюдии

Д.Кабалевский Песни по выбору: «Наш край», «Школьный вальс» и др., Скрипичный, виолончельный концерты, Фортепианные концерты, пьесы для фортепиано

Ф.Лист Рапсодии (по выбору), «Грёзы любви»

В.А.Моцарт Фортепианные концерты (фортепианный концерт № 21, ч.II), симфонии по выбору (№ 40, 41), фортепианные сонаты по выбору (лёгкая соната C-dur, соната a-moll, соната A-dur и др.), менуэты

Ф.Мендельсон «Песни без слов» (по выбору), фортепианный концерты № 1,2, «Свадебный марш»

М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», «Слеза», цикл «Детская»

С.Прокофьев Симфония № 7, концерт № 1, вальс из балета «Золушка», оперы «Война и мир», по выбору из балета «Ромео и Джульетта», кантата «Александр Невский»: «Мёртвое поле», «Песнь Александра Невского»

С.Рахманинов «Вокализ», романсы по выбору («Весенние воды», «Сирень» и др.), «Итальянская полька», фортепианные концерты №№ 2, 3) , «Симфонические танцы», «Элегия»

А.Римский-Корсаков «Шехеразада», романсы по выбору, оперы «Снегурочка», («Ария Снегурочки», Песни Леля и др.), «Царская невеста», «Золотой Петушок», «Садко»

Г.Свиридов Музыка по повести А.С.Пушкина «Метель» (по выбору), романсы (по выбору), цикл «Пушкинский венок»

А.Хачатурян «Вальс» из музыки драмы М. Лермонтова «Маскарад», музыка из балета «Спартак» («Адажио» и др.), произведения для фортепиано по выбору «Андантино»

П.Чайковский «Детский альбом» (по выбору : «Сладкая грёза», «Итальянская песенка», «Немецкая песенка», «Полька», «Старинная французская песенка»), «Времена года» (по выбору), симфония № 6 (побочная партия), полонез, вальс, хоры, письмо Татьяны к Онегину из оперы

«Евгений Онегин» (по выбору), романсы ( по выбору: «Средь шумного бала»), Романс, фортепианные произведения (по выбору: «Сентиментальный вальс»), музыка из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица». «Щелкунчик» (по выбору)

Ф.Шопен «Мазурки», «Полонезы», «Баркаролы», «Вальсы», «Экспромты», фортепианные концерты №№ 1,2

Д.Шостакович Фортепианные произведения (по выбору), цикл «Танцы кукол», отрывки из оперетт, симфонии по выбору:№№ 5, 7, 8, «1905 год», «1917 год», 15; «Романс» из к/ф «Овод», песня «Родина Слышит», «Песнь о лесах», концерты,«24 прелюдии», «24 прелюдии и фуги»

И.Штраус Вальсы

Ф.Шуберт Вокальные циклы «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь», «Лебединая песнь», песни («Серенада»)

Ф.Шуман Песни, романсы (по выбору), «Карнавал», «Бабочки»,«Детские игры», «Грёзы», «Альбом для юношества»

  1. МЕЛОДИЯ в сочинениях, связанная с изобразительностью

Р.Вагнер «Полёт Валькирий»

А.Вивальди «Времена года»

В.Гаврилин «Перезвоны», «Одинокая гармонь», «Сон снится»

М.Глинка «Марш Черномора», «Попутная песня», «Ночной зефир»

Э.Григ «Шествие гномов», сюита «Пер Гюнт»

С.Губайдуллина «Трубач в лесу», «Барабанщик»

А.Даргомыжский «Ночной зефир»*, «Мельник», «Старый капрал», «Титулярный советник»

К.Дебюсси Сюита «Детский уголок», «Облака»

Д.Кабалевский «Клоуны», «Ёжик»

А.Лядов «Волшебное озеро», «Кикимора», «Баба-Яга», «Музыкальная табакерка»

М.Мусоргский «Блоха», «Картинки с выставки», сцена коронации Бориса из оперы «Борис Годунов»

Г.Окунев «Отзвуки Севера. Кижи»

С.Прокофьев «Сказки старой бабушки», «Мимолётности», «Детская музыка», симфоническая сказка «Петя и Волк», «Сказочка», «Ледовое побоище»

М.Равель «Матушка-гусыня»

А.Римский-Корсаков Опера «Сказка о царе Салтане» («Три чуда», «Полёт шмеля»)

К.Сен-Санс «Карнавал животных»

С.Слонимский «Дюймовочка», «Марш Бармалея»

П.Чайковский «Детский альбом» («Баба-Яга», «Болезнь куклы» др.), «Времена года» («На тройке», «Святки», «Жатва»), симфония № 1 «Зимние грёзы»

Д.Шостакович «Три фантастических танца»

Ф.Шуберт «Лесной царь», «Форель», «Ave Maria»

Ф.Шуман «Дед Мороз», «Зима»

Р.Щедрин «Юмореска», «Тройка», «Подражая Альбенису»

*Можно сравнить мелодику и средства музыкальной выразительности романса «Ночной зефир» М.И. Глинки и романса «Ночной зефир» А.С. Даргомыжского

  1. МЕЛОДИЯ в произведениях аккордового склада

Л.Бетховен Увертюра «Эгмонт», сонаты: № 10, ч.2

А.Гречанинов Прелюдия № 2, соч.37

Э.Григ Сюита «Пер Гюнт» («Смерть Озе»)

К.Дебюсси «Дельфийские танцовщицы»

С.Рахманинов «Музыкальный момент» № 3, соч.16, «Прелюдия» № 10,

соч. 32, «Прелюдия» c-moll (1, 3 разделы)

И.Стравинский Балет «Петрушка» («Русская»)

С.Танеев Вступление к кантате «Иоанн Дамаскин»

П.Чайковский «Детский альбом» («Утренняя молитва», «В церкви»,

«Марш деревянных солдатиков», «Похороны куклы»)

«Времена года» («Белые ночи» 1, 3 разделы)

Ф.Шопен Прелюдия c-moll, соната b-moll, траурный марш

Д.Шостакович «24 прелюдии и фуги» («Прелюдия» D-dur)

Р.Шуман «Альбом для юношества» («Хорал», «Марш солдатиков»)

  1. МЕЛОДИЯ на ритмической основе

Л.Бетховен Симфония № 5

А.Бородин Опера «Князь Игорь» (Половецкие танцы «Лезгинка»)

В.Гаврилин Балет «Анюта» («Тарантелла»)

К.Дебюсси «Токката» для фортепиано, «Детский уголок» («Доктор

градус»)

С.Прокофьев «Юмористическое скерцо»

М.Равель «Болеро»

Г.Свиридов «Время, вперёд!»

И.Стравинский Балет «Весна священная»

А.Хачатурян «Токката», «Танец с саблями» , «Лезгинка» из балета

«Гаянэ», Скрипичный концерт, ч.1, главная партия

А.Шнитке «Токката»

Д.Шостакович Квинтет, ч. 3 , скерцо; тема фашистского нашествия из Симфонии № 7

Р.Щедрин «Озорные частушки» (концерт для оркестра)

  1. МЕЛОДИЯ, тесно связанные с гармонией 

Л.Бетховен Соната № 8 «Патетическая», ч.2, соната № 14 «Лунная», ч.1

А.Бородин Романс «Для берегов отчизны дальней»

М.И.Глинка «Разлука» для фортепиано, романс «Сомнение»

Ф.Лист «Грёзы любви»

С.Рахманинов «Музыкальный момент» ор.16, № 4, «Элегия», романс

«Сирень», «Этюд-картина», соч.3, «Прелюдия» соч.32, № 12

Прелюдия ор.32, № 12

Г.Свиридов «Тройка», музыка к повести А.С.Пушкина «Метель»

А.Скрябин Этюд op.8, № 12

Ф.Шопен Прелюдия № 4, e-moll, ноктюрн № 13 (1,3 разделы),

этюд № 12 «Революционный»

Ф.Шуберт Симфония № 8, ч.1, главная партия

Р.Шуман Романс «Я не сержусь»

  1. МЕЛОДИЯ по звукам аккордов*

И.С.Бах ХТК, т.I, Прелюдии C-dur, d-moll, «Шутка» из оркестровой

сюиты, Инвенция 2-х голосная B-dur, инвенция 3-х голосная

c-moll

Л.Бетховен Сонаты: №№ 1,5, 21, 23, ч.1, соната № 14 «Лунная», ч.3

К.Дебюсси «Арабеска», «Девушка с волосами цвета льна»

В.Моцарт Ария Фигаро, «Весенняя песня»

С.Прокофьев Симфония № 7, ч.1 (основные темы), прелюдия для арфы,

«Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта»

И.Стравинский «Танец балерины» из балета «Петрушка»

*Отдельно разобрать мелодии прелюдийной фактуры и мелодии, написанные по аккордовым звукам

Рекомендуемая литература.

  1. Алякринский Б.С. О таланте и способностях. – М., 1971.
  2. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.
  3. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. – М., 1981.
  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  5. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.: Просвещение 1968.
  6. Гельфгат П., Коган В. Импровизация на фортепиано. Методическая разработка для педагогов детских музыкальных школ и детских школ искусств. Часть 1. Подготовительная группа и 1-2 классы. Изд. 2-е, доп.- Киев,1990.
  7. Евлахов О. Проблемы воспитания композитора. Л.: Советский композитор, 1963.
  8. Евлахов О. Заметки о музыкальной композиции.- Л.: Советский композитор, 1981.
  9. Злобина И., Назарук И. Раннее обучение гармонии на уроках фортепиано и сольфеджио в ДМШ. – Ростов-на-Дону, 1994.
  10. Картавцева М.Т. Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио. – М.: Музыка, 1978.
  11. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века.-М., 1974.
  12. Левин В.А. Воспитание творчества. – М.: Знание, 1977.
  13. Маклыгин А. Импровизируем на фортепиано. Вып. 1: Элементарная гармония. Учебное пособие для педагогов музыкальных школ. – Казань, 1995.
  14. Мальцев С. Шевченко Г. Опыт обучения детей гармонии и импровизации. Выпуск 1. Методическая разработка. – Л.,1986.
  15. Родионова Т. Обучение основам композиции в классах фортепиано детских музыкальных школ//Вопросы музыкальной педагогики. Вып.4 п./ред. В. Натансона, М.,1976.
  16. Родионова Т. Учитесь импровизировать// Музыкальная жизнь 1991, № 7, 9, 11, 13, 15, 17, 19, 21, 23
  17. Шатковский Г. Развитие музыкального слуха и навыков творческого музицирования.-М., 1986.
  18. Шатковский Г. Сочинение и импровизация мелодий. Омск, 1991.