Роль классного руководителя в воспитании начальных классов

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



Автор работы: Канашова Мария Васильевна 

Место работы: МБОУ АТООШ имени АС Сыромятниковой.

Должность: учитель начальных классов

Роль классного руководителя
в воспитании учащихся начальных классов

«Если человека учат добру-учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу-все равно будет зло, потому что человек рождается существом, способным стать человеком, но не готовым человеком»

В.А.Сухомолинский

Деятельность учителя начальных классов существенно отличается от работы учителя среднего и старшего звена. Ее особенности обусловлены контингентом учащихся. Начальные классы — первая ступень школьного образования. Дети под руководством учителя делают первые шаги в обучении, овладевают знаниями, умениями и навыками в учебной деятельности. 

Отношение учителя к детям характеризуется большой теплотой и заботой в сочетании с разумной требовательностью. Дети платят учителю бесконечным доверием, они обращаются со всеми вопросами к учителю. 

Я считаю, что настоящий классный руководитель, владеющий технологией своей деятельности, – это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике личность неповторимую, уникальную; который глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним, способствует формированию детского коллектива, базируясь на личностно ориентированном подходе.

        Духовно-нравственное воспитание учащихся является первостепенной задачей современной образовательной системы.

Ключевая роль духовно-нравственного сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно , в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно последовательно и глубоко духовно-нравственное воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная , но и духовная , культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному воспитанию.

        Формулу достижения высшего мастерства классного руководителя я представляю как сумму взаимодействий детей, родителей и педагогов, без взаимопонимания всех слагаемых отличного результата достичь невозможно. Чтобы взаимопонимание наступило, классному руководителю приходится искать новые формы и методы сотрудничества с детьми, и родителями . На месте стоять невозможно. Важно отметить, что все строится на любви. Любить и принимать ребенка таким, какой он есть. “Ребенок – импульсивное существо, ему трудно понять нас. Это мы, воспитатели, обязаны понимать ребенка и строить наши воспитательные планы с учетом движений его души”(по Ш.А. Амонашвили).

Из опыта работы.

У нас малокомплектная школа где учатся 9 классов , в каждом классе от1 до 5 учеников. В данной школе я работаю с 2016 года.

К нам из другой деревни приехал ученик во 2 класс, на 4 четверть учебного года. Он учился один в классе, меня назначили  классным руководителем. 

Первые дни я, для начало обучения  провела контрольно –измерительные тесты , узнать на каком уровне находится   обучаемый. Тесты показали низкий результат. Стали учится. Через несколько дней, ученик стал срывать уроки, во время перемены дрался не мог играть с другими ребятами, много конфликтовал со старшими ребятами. Абсолютно не уважал учителей. Однажды у него началась истерика и гнался за учителем со шваброй.

   Для начало с ребенком провела беседу, и сделали тест по воспитанности ( по методике Н.П.Капустина), Показал низкий результат воспитанности.

Провела родительское собрание в виде беседы. Мы поговорили с матерью ученика. И я узнала где ребенок полгода в 3- летнем возрасте лежал в больнице тубдиспансере, рос без отца. Как ребенок вел себя в другой школе, где маму вызывали почти каждый день в школу , приходилось ей сидеть во время урока чтобы ребенок не срывал уроки. Часто  не учился по болезни (орви, грипп). Для себя сделала вывод что ребенок был шокирован в детстве мало уделялось времени ребенку, нет мотивации учится, не умеет играть с другими детьми. 

Начала работу со своим учеником.  Для начала заняла ребенка внеурочную деятельность кружок «Правила этикета». 

Во время перемены стали играть в настольные игры ( «Тыксаан» якутская национальная игра) ученику очень нравилось(провели мероприятия в начальной школе игра «Тыксаан» среди начальных классов где мой ученик занял 1 место) после чего у него повысилась мотивация учится в школе. Провела очень много бесед, ситуационные рассказы ( где ребенок мог видеть себя со стороны, делали выводы), игры ролевые ( мини сценки на тему плохо и хорошо) . Ходили в экскурсии, (  лес, музей, библиотеку, походы). Участвовали в разные конкурсы школьные, районные, республиканские, всероссийские. Через год провела еще раз тест по воспитанности ( по методике Н.П.Капустина) результат стал  хороший. В конце 4 класса еще провела тестирование где показал результат высокий. В результате ребенок очень поменялся в лучшую сторону за 3 года обучения. 

 

                                                            Заключение

Ребенок – горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя – поддерживать огонь в каждом ребенке.

В своей работе стараюсь всегда поддерживать духовно-нравственное воспитания. Стремлюсь воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, сострадания,  умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовить детей к вступлению во взрослую жизнь стремящимися изменить наше общество к лучшей стороне. Ведь в начальной школе духовно-нравственное воспитание усваивается у детей лучше чем в средних классах. 

Какие бы технологии не использовали учителя, воспитатели  в своей деятельности, если они не будут прислушиваться к тому, что говорят их ученики, что они чувствуют, то удачного тандема не будет.

Современный французский ученый Легуве так определил науку воспитания: «Воспитание – это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». От себя позволю продолжить эту мысль – потому что нас когда-то не станет, но мир останется, и каким он будет – добрым или злым – во многом будет зависеть от  того, что мы заложим в души наших детей.

Любите свою работу, любите детей и обязательно к вам придет только любовь учеников.

Список использованной литературы:

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. « Концепция духовно-нравственного развития и воспитании личности гражданина России».
  2. Н.П. Капустина « Методики в помощь классному руководителю уровень воспитанности учащихся»
  3. Стефановская Т.А. Классный руководитель.-М., 2006
  4. Капралова Р.М. Работа классного руководителя с родителями.-М., 1980
  5. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. М- 1978.