Начало научной деятельности

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



 

ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – СТУДЕНТ

«Начало научной деятельности»

Разработчик программы:

к.т.н, доцент кафедры «Механизация технологических процессов в АПК» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ

Клабушев Андрей Николаевич

Пенза 2023

Содержание программы

  • Пояснительная записка

  1. Используемый понятийный аппарат
  2. Взаимосвязь с другими документами организации
  • Содержание программы

2.1.Актуальность программы наставничества 2.2.Цель и задачи программы наставничества 2.3.Срок реализации программы наставничества

  1. Применяемые формы наставничества и технологии
  2. Основные участники программы наставничества и их функции 2.6.Механизм управления программой и планируемые мероприятия 2.7.Ожидаемые результаты программы наставничества

Приложения

  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  • Используемый понятийный аппарат

 

Студенческое научное общество – добровольное объединение обучающихся и преподавателей колледжа в возрасте до 35 лет, активно участвующих в учебно- исследовательской (научно-исследовательской) работе и пропагандирующих этот вид деятельности.

Наставничество – универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Форма наставничества – способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары / группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Программа наставничества – комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Наставляемый – участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Наставник – участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор – сотрудник организации, осуществляющей деятельность по программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за реализацию программы наставничества.

Методология наставничества – система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

  • Взаимосвязь с другими документами организации

 

Программа наставничества «Начало научной деятельности» разработана в соответствии с Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов Национального проекта «Образование»: Федеральный проект «Успех каждого ребенка», Федеральный проект «Билет в будущее».

Составленная программа связана с действующими документами: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. От 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996- р); Уставом Университета; планом научно-исследовательской работы Университета, положением и планом о студенческом научном обществе ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ.

  • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  • Актуальность программы наставничества

 

Создание программы наставничества «Начало научной деятельности» продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только Национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей.

Настоящая программа очень актуальна для Университета и призвана помочь в организации деятельности наставника со студентами на уровне образовательной организации. Поскольку одной из основных проблем на сегодняшний день для высшего образования является формирование у студентов умений добывать и перерабатывать научную информацию путем самостоятельной исследовательской деятельности в рамках компетентностного подхода. Такая задача требует целенаправленного формирования исследовательской компетентности студентов. Данная компетентность является основанием для развития других более конкретных и предметно-ориентированных компетентностей, формирование которых позволяет им в дальнейшем стать востребованными и грамотными современными специалистами, поскольку помогает студенту обучаться, позволяет стать ему более гибким, помогает быть более успешным в дальнейшей жизни, что и определяет значимость ее формирования.

  • Цель и задачи программы наставничества

 

Программа наставничества «Начало научной деятельности» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ направлена на достижение следующей Цели: создание условий для формирования у наставляемых исследовательских компетенций при организации проектной деятельности, а также создание дополнительных условий для развития личного и творческого потенциалов обучающихся.

Задачи:

  1. Выявление склонностей, личностных потребностей и возможностей обучающихся.
  2. Планирование мероприятий, направленных на формирования исследовательских компетенций у наставляемых, а также создание дополнительных условий для развития личного и творческого потенциалов обучающихся.
  3. Мониторинг формирования исследовательских компетенций при организации проектной деятельности.

Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе, которой лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Выполнение исследовательского проекта складывается из 3 этапов:

  1. Разработка проекта,
  2. Практическая реализация проекта,
  3. Защита проекта.

Наиболее трудоемким компонентом проектно-исследовательской деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание уделяется наиболее существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла в строгом соответствии с поставленной целью.

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера.

Третий этап – защита проектно-исследовательской работы, т.е. аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели. Поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в деятельности требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

  • Срок реализации программы наставничества

 

Программа наставничества «Начало научной деятельности» ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ рассчитана на один год. Это связано с тем, что план работы СНО и членский список актива СНО Университета составляется на год, а также должность председателя СНО избирается ежегодно. По этим же причинам целесообразным будет сделать ежегодный анализ о проделанной работе наставника со студентом. Начало реализации программы наставничества с первого сентября, окончание – конец учебного года.

  • Применяемые формы наставничества и технологии

 

Основной формой наставничества данной программы является «Педагог- Студент». Наставником может быть работник Университета, имеющий стаж педагогической работы не менее 3 лет, аттестованный в установленном порядке на первую или высшую квалификационную категорию. Данная форма предполагает взаимодействие студента с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностороннюю поддержку для формирования у обучающегося исследовательских компетенций и создания дополнительных условий для самоопределения и самореализации.

Формы и методы работы с наставляемыми:

беседы; собеседования; встречи с опытными преподавателями; внеклассные мероприятия; консультации по соответствующим дисциплинам и по написанию научно- исследовательской работы (исследовательский проект, научная статья); анкетирование, тестирование, опрос; участие в различных очных и дистанционных научных конференциях и конкурсах различного уровня.

Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнѐрское, саморегулируемое наставничество, виртуальное, проектная.

Мотивацией для наставника должно стать следующее:

  • приобретение опыта наставнической деятельности;
  • возможность участия в образовательных проектах, инициативах по внедрению наставничества и освоению психолого-педагогического минимума наставника для собственного профессионального и личностного развития;
  • пополнение личного портфолио для участия в профессиональных конкурсах, научных конференциях различного уровня, стажировках;
  • повышение собственного статуса (рейтинга) среди педагогического сообщества.

  • Основные участники программы наставничества и их функции

 

Основными участниками программы – Наставляемые являются студенты первого и второго курсов, которые входят в состав совета СНО (Приложение 1).

Наставляемые находятся в процессе адаптации к новой учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, позволяющей вести интенсивную подготовку к профессиональным конкурсам, научным конференциям, олимпиадам, чемпионатам профессий различного уровня в целях развития профессиональных и личностных компетенций обучающихся при организации проектной деятельности.

Наставник для студентов: Калабушев Андрей Николаевич – председатель Совета молодых ученых и специалистов Университета, кандидат технических наук, который ведет базу наставляемых, контролирует проведение программы наставничества и оценивает результаты вовлеченности обучающихся в различные виды деятельности.

Для реализации поставленных в программе задач наставник выполняет две

функции или относятся к двум типам наставников:

  • Наставник-консультант – создает комфортные условия для реализации профессиональных качеств, помогает с организацией образовательного процесса и решением конкретных учебно-исследовательских, научно-исследовательских и коммуникативных проблем. Контролирует самостоятельную работу обучающихся.
  • Наставник-предметник – опытный педагог предметного направления, способный осуществлять всестороннюю учебно-исследовательскую и научно- исследовательскую поддержку студентам по отдельным дисциплинам, в данном случае по таким дисциплинам как, химия, биология, экология.

Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при проведении встречи – планирования.

Так, например, встречи наставника-предметника с наставляемыми студентами будут проходить в период интенсивной подготовки к профессиональным конкурсам, олимпиадам, чемпионатам профессий в целях развития профессиональных и личностных компетенций обучающихся. А для работы над проектно – исследовательской деятельностью наставляемые студенты воспользуются опытом наставника- консультанта, который занимается проектной деятельностью и сможет помочь решить проблемы или возникшие трудностями при решении той или оной ситуаций.

  • Планируемые мероприятия программы наставничества и основными принципами работы наставника со студентом

 

Планируемые мероприятия программы наставничества «Начало научной деятельности» на 2023/24учебный год.

 

Наименование мероприятия/ Сроки проведения Подтверждение
1 Встреча-планирование октябрь 2023 Наличие плана
2 Консультации наставляемых 1-е занятие:

  1. Планирование работы
  2. Постановка проблемы, выделение направления и объекта

исследования 2-е занятие:

  1. Отбор необходимой информации (анализ, классификация, выбранных объектов, сравнение)
  2. Поиск, отбор структурирование информации; составление плана решения проблемы
  1. е занятие:
    1. Выбор и утверждение темы индивидуального

исследовательского проекта;

  1. Ведение исследовательских записей материала; оформление (проект, статья);
  2. Представление результатов собственной деятельности в различной форме.
ежемесячно и по потребности

октябрь 2023

ноябрь 2023

декабрь 2023

Записи в отчѐтах наставника и наставляемых (приложение 2)
3 Посещение НПК, конкурсов; анализ выступлений в течение уч. года Записи в отчѐтах наставника и наставляемых(приложение 2)
4 Подготовка собственного исследовательского проекта: индивидуальное консультированиенаставляемых в течение второго семестра Индивидуальный проект
5 Защита проектно-исследовательскойработы (индивидуальный проект: представление результатов проекта) май-июнь Результат защиты(приложение 3)
6 Мониторинг формированияисследовательских компетенций при организации проектной деятельности ежемесячно Записи в отчѐте наставника (приложение 2)
7 Участие в конференциях различного уровня по результатам проектнойдеятельности наставляемых в течение уч. года Представление лучших работ

 

Основными принципами работы наставника с наставляемыми:

Обязательность – проведение работы с каждым студентом, который входит в состав наставляемых членов СНО.

Индивидуальность – выбор форм и видов работы со студентом, которые определяются требованиями к обучающимся и уровнем индивидуального и личностного развития.

Непрерывность – целенаправленный процесс адаптации и развития студента продолжается на протяжении всего учебного года.

Эффективность – обязательная периодическая оценка результатов адаптации в целях развития профессиональных и личностных компетенций обучающихся и соответствия форм работы (научные конференции, профессиональные конкурсы, олимпиады, чемпионаты профессии) уровню его потенциала.

  • Ожидаемые результаты программы наставничества

 

Ожидаемым результатом программы наставничества «Начало научной деятельности» будет являться успешная защита исследовательского проекта, выполненного наставляемыми, а также высокие достижения (победа, призовые места или участие) наставляемых по итогам различных профессиональных, научно-исследовательских конкурсов, олимпиад, чемпионатов профессий и т.д.

По окончанию реализации программы наставничества «Начало научной деятельности» наставляемые должны:

  • Уметь ставить проблему исследования, выделять объект исследования, ставить вопросы, определяющие направление исследования.
  • Проводить отбор необходимой информации: анализировать, классифицировать выбранные объекты.
  • Выполнять поиск, отбор, структурирование необходимой информации, составлять план решения проблемы, действовать по намеченному плану.
  • Овладеть навыками коммуникации, вести исследовательские записи, оформлять собранный материал.
  • Представлять результаты собственной деятельности в выбранной ими форме.
  • Подводить итоги о реализации программы наставничества «Начало научной деятельности».

 

Приложение 1

БАЗА НАСТАВЛЯЕМЫХ И НАСТАВНИКОВ

программы наставничества «Первые шаги в науку»

ОБПОУ «КБМК» на 2022-23 уч. год

 

№ п\ п ФИОнаставляемого Год рождения настав- ляемого ФИОнаставника Место работы/ учебынаставника Форма наставни- чества Дата завершения программы Отметка о выпол- нениипрог- раммы
1.

Калабушев Андрей Николаевич

ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ

Педагог- студент

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.


Приложение 2 

 

Отчёт наставника _______________ о реализации программы наставничества

«Начало научной деятельности»

  • План реализации программы ВПИСАТЬ с ДАТАМИ.
  • Проведены консультации – ВПИСАТЬ С ДАТАМИ и ЖЕЛАТЕЛЬНО ТЕМАТИКУ.
  • Посещены НПК, конкурсы, олимпиады «….»
  • Работа над проектом ПОШАГОВО РАСПИСАТЬ.
  • Мониторинг формирования исследовательских компетенций при организации проектной деятельности (приложение 3).

Отчёт наставляемого ФИО . о реализации программы наставничества

«Начало научной деятельности»

  • План реализации программы ВПИСАТЬ с ДАТАМИ.
  • Консультации с наставником – ВПИСАТЬ С ДАТАМИ и ЖЕЛАТЕЛЬНО ТЕМАТИКУ.
  • Посещены НПК, конкурсы, олимпиады «….»
  • Работа над проектом ПОШАГОВО РАСПИСАТЬ.

Приложение 3

 

Контроль и оценка достижений наставляемых студентов (критерии оценки проектно-исследовательских работ от 1 до 5 баллов)

 

№ п/п Оцениваемые параметры Оценка в баллах
1. Актуальность поставленной задачи:
– имеет большой практический и теоретический интерес;
– носит вспомогательный характер;
– степень актуальности определить сложно;
– не актуальна;
2. Умение автора выделить и сформулировать проблему, цели и задачи исследования:
– автор четко выделяет и формулирует проблему, цели и задачиисследования;
– недостаточный уровень проработанности проблемы, цели изадач исследования;
– проблемы, цели и задачи исследования не выделены и несформулированы.
3. Уровень проработанности исследования, решения задач:
– задачи решены полностью и подробно с выполнением всех необходимых элементов исследования;
– недостаточный уровень проработанности решения;
– решение не может рассматриваться как удовлетворительное.
4. Эрудированность автора в рассматриваемой области:
– использование известных результатов и научных фактов в работе, владение специальным аппаратом, знакомство с современным состоянием проблемы, логика изложениясоблюдена, убедительность рассуждений;
– использование учебного материала, доказательство ужеустановленного факта, нарушена логика изложения.
5. Качество оформления работы:
– работа оформлена грамотно;
– есть замечания по оформлению работы;
– не соответствует требованиям оформления.
ИТОГО: