Когда музы не молчат. История маршей

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



КОГДА МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ ИЛИ ИСТОРИЯ ЖАНРА

 С самого рождения и на всем протяжении жизненного пути нас сопровождают звуки музыки. Они звучат по радио и телевидению, доносятся из окон домов, проезжающих машин. Без музыки  нельзя обойтись на праздновании любого знаменательного или торжественного события. И, наконец, музыка звучит со сцен концертных залов.

Она воодушевляет и усмиряет, сопереживает и наблюдает, хохочет и рыдает… О музыке можно говорить бесконечно, потому что это – необъятная вселенная.

Но есть у музыки  и  чисто  практическое, прикладное применение, в связи с чем принято делить музыку на жанры. Их всего 3.

Я назову вам два из них, а третий вы назовете сами. Итак, это : ПЕСНЯ И ТАНЕЦ.

А теперь слушайте подсказку.  Представим себе идущую по Красной площади воинскую часть. Четко держат солдаты шаг. Идут, как один, твердой бодрой походкой.  А впереди – украшенный конскими хвостами и колокольчиками бунчук, который двигаясь вверх-вниз в такт музыке, заменяет  в походе дирижерскую палочку.

А вот спортсмены перед началом соревнований идут по стадиону в красивой спортивной одежде с развевающими по ветру знаменами…     Вы наверняка приготовили свой ответ…

  Итак, на  старт, внимание, МАРШ! И мы слушаем первый концертный номер.

  1. Муз. номер

Марш в переводе с французского означает «шествие вперед».

На глиняных сосудах Древней Греции можно увидеть музыкантов, сопровождающих процессию. Для чего?
Давайте немного поразмышляем. Положим, большой группе людей необходимо пройти значительное расстояние. А среди есть и торопыги, и ротозеи, и медлительные увальни. Для того, чтобы движение стало согласованным, нужен четкий пульс, общий ритм.  Идти в ногу – как еще говорят.

  1. Муз. номер.

Марш возник и сформировался в Западной Европе  в средние века, когда возникла необходимость в четкой организации войск  (походы крестоносцев). Самые ранние марши – это  ходьба под собственное пение в сопровождении барабана и поперечной флейты.

3 Муз. номер

Военные марши поднимали боевой дух и настраивали на героический лад.  В тоже время  были  и траурные марши, которые погружали участников траурной процессии в печальную атмосферу. В них  слышались скорбные интонации, тогда как в военных маршах слышится и барабанная дробь, и призывные интонации, и фанфары  ( ход мелодии по звукам тонического трезвучия).

  1. Муз.номер

Военные марши бывают даже кавалерийскими. Послушайте внимательно песню-марш «Полюшко –поле», и вы услышите мерный цокот копыт и усталую песню всадника. Определите, в каком ладу она звучит.

  1. Муз. номер

В России военные марши исполняют военные оркестры начиная с XVIII века. Каждому полку в русской армии был присвоен свой марш, ставший его своеобразным символом, музыкальной эмблемой.

Известны марши  Семеновского, Измайловского полка. Марш Преображенского полка – главный военный марш России. Но самый интересный и неожиданный марш  был у лейб –гвардии казачьего полка. Вы не знаете, какой?

Провожая войска на русско-турецкую войну в 1877 году, император Александр II поразился выправке солдат : «На войну идут, как на свадьбу» и назначил  «Свадебный марш» Феликса Мендельсона официальным маршем Казачьего полка. Может, лихим казакам была бы по душе мелодия более удалая, но слово императора –закон!

Так свадебный марш в данном случае  стал военным. У него своя очень интересная история.

14 октября 1843 года в немецком Потсдаме состоялась премьера спектакля  «Сон в летнюю ночь» по пьесе Вильяма Шекспира. Ничего необычного в этом спектакле  не было : Шекспира охотно ставили, а 34-летний Феликс Мендельсон был к тому времени достаточно известным композитором.  Свадебный марш, прозвучавший в сцене обручения и без которого сегодня невозможно представить свадебное торжество, ничем особенным не был отмечен.

Его настоящая жизнь началась спустя 11 лет со время сочетания браком кронпринца Вильгельма IV и английской принцессы Виктории Адельгельд. Жениху было 24. а невесте всего 14, и она очень любила музыку. Из множества маршей она выбрала именно его, под который супруги выходят из церкви.

  1. Муз. номер

Марш как жанр становится все  более популярным. Яркие, триумфальные  марши появляются в операх  Джакомо Пуччини, Джузеппе Верди, Жоржа Бизе, Шарля Гуно, Рихарда Вагнера.

В операх русских композиторов есть замечательные марши, связанные со сказочными персонажами. Например, Марш царя Додона из оперы «Сказка о золотом петушке» и  Марш Берендея из оперы «Снегурочка» Николая Римского  –Корсакова и др. Эти марши называются сказочными.

  1. Муз. номер

Все, наверно, слышали знаменитый Марш Черномора из оперы  Михаила Глинки «Руслан и Людмила» .Он написан ни в мажоре, ни в миноре, а в особом сказочном ладу и  относится к т.н.комическим маршам. Их отличительная особенность  – быстрый темп, форшлаги, «фальшивые ноты».

  1. Муз. номер

Это марш не смолкал на перронах                                               ст. А. Федотова

Когда враг заслонял горизонт.

С ним отцов наших в дымных вагонах

Поезда увозили на фронт

 

 

В утро дымное, в сумерки ранние            .                      ст. А. Галича

Под смешки и под пушечный бах

Уходили мы в бой и в изгнание

С этим маршем на пыльных губах

 

Лес да степь, да в степи полустанки                               ст. В. Лазарева

Свет вечерний и новой зари –

Все пройдет, но «Прощанье славянки» –

Ты гори в  моем сердце, гори.

Ребята, вы прослушали стихи трех известных российских поэтов о  знаменитом марше «Прощание славянки».

Как здорово и необычно, что марш, по своей сути призванный воодушевлять на подвиги, становится источником  вдохновения поэтов.  У самого марша не было слов и в годы Гражданской войны его использовали как белые, так и красные. Но у него такая уникальная мелодия, что стихи так и просятся на бумагу.

Написан он был в 1912 году на волне единения со славянскими народами во время I Балканской войны. Тогда Болгария, Сербия, Черногория поднялись на защиту родины против османского ига.

Написал его Василий Агапкин, музыкант 7-го кавалерийского полка, расквартированного в Тамбове.

Несколько слов об авторе. Василий Агапкин родился в Рязанской губернии. Он очень рано остался без родителей и в возрасте 9 лет стал воспитанником корнетиста 308 Царева пехотного полка, стоявшего в Астрахани. Служил в Грозном, Махачкале, Тамбове… Под звуки этого марша советские войска уходили на фронт с Красной площади 7 ноября 1941 года (а сам маэстро дирижировал сводным оркестром) и его звуки стали заключительным аккордом парада Победы в мае 1945 года.

  1. Муз. номер

Отдельной строкой хочу рассказать и марше пустых кастрюль, который прошел 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Представляете, какой  стоял грохот и скрежет, когда текстильщицы таким образом решили выразить  протест против плохих условий труда. Дата вам не кажется знаменательной?

  1. Муз. номер

Уже в наше время появляются спортивные марши, которые можно услышать в цирке, на физкультурных парадах, во время спортивных игр.

  1. Муз. номер

Подходит к концу наша музыкальная встреча. Давайте  перечислим  разновидности маршей, о которых сегодня мы вспоминали

  • Военный
  • Траурный
  • Песня – марш
  • Сказочный
  • Комический
  • Спортивный

А теперь я представлю вам, уважаемые слушатели, участников нашего концерта:

——————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————–

Примерный  репертуар

А. Петров.             Веселый марш (сб. Играем вдвоем, сост. А.Борзенков  С-П 2003)

Э. Сигмейстер.      Марш       (Фортепиано. Сост. Б. Милич 2 класс М.1996)

Л.ван Бетховен.      Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины» (Фортепиано. Сост. Б.Милич 2 класс 

                                                                                                                       М.1996)

Марш Преображенского полка (аудиозапись)

Л.Книппер.               Полюшко – поле

Ф. Мендельсон.        Свадебный марш из музыки к пьесе «Сон в летнюю ночь» (Музицируем 

                                      вдвоем. Минск 1994)

Э. Григ.                    Шествие гномов.

В. Берлин.                Марширующие поросята

М. Глинка.                Марш Черномора (Музицируем вдвоем Минск. 1994)

В Агапкин                Прощание славянки (аудиозапись)

Н. Богословский      Марш из музыки к фильму «Пес Барбос и необычный кросс»(Рояль на троих обр. 

                                    Г.Пыстина  Новосибирск 2004)