Программа курса внеурочной деятельности “Увлекательная физика”

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



Программа курса внеурочной деятельности учащихся 

«Увлекательная физика» (естественно-научное направление) 

Составитель – Султанова А.Т., учитель физики «МОУ СОШ №3» г.п.Тырныауз 

Пояснительная записка 

 Программа курса внеурочной деятельности учащихся «Увлекательная физика» составлена  на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной  программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы  воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика». 

 Содержание программы направлено на формирование естественно­научной грамотности  обучающихся и организацию изучения физики на деятельностный основе. В программе  учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к  планируемым личностным и метапредметных результатам обучения, а также межпредметные связи естественно­научных учебных предметов на уровне основного общего образования.  

 Физика является системообразующим для естественно­научных учебных предметов,  поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений, изучаемых химией,  биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественно­научную  картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания,  то есть способа получения достоверных знаний о мире.  

 По определению, «естественно-научная грамотность – это способность человека занимать  активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, его готовность интересоваться естественно-научными идеями».  Научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении  проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям. Это требует следующих  компетентностей: научно объяснять явления, оценивать и понимать особенности научного  исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для  получения выводов.  

 Целью данного курса является формирование естественно-научной грамотности и интереса  к науке у обучающихся. Для достижения цели необходимо решение следующих задач: знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и  явлений природы; 

  • приобретение учащимися знаний о физических явлениях, физических величинах,  характеризующих эти явления; 
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты,  лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных  приборов, широко применяемых в практической жизни; 
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление,  эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат  экспериментальной проверки; 
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности  науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека;  применение предметных знаний для решения различных учебных и практических задач.   

Программа разработана для учащихся 7 классов и рассчитана на 34 часа.

Содержание курса внеурочной деятельности 

  1. Физика и её роль в познании окружающего мира 

Вводное занятие 

  1. Первоначальные сведения о строении вещества 

Определение цены деления различных измерительных приборов 

Измерение площади дна чайного стакана, измерение объема 50 горошин Измерительные приборы в жизни человека 

Измерение температуры  

Уменьшение объема при смешивании воды и спирта, расширение твердых тел при нагревании,  расширение жидкостей при нагревании 

Физика в пословицах, поговорках и сказках 

  1. Движение и взаимодействие тел 

Инерция, вот ты где! 

Мир движений 

Измерение массы различных тел на весах 

Измерение плотности куска сахара, мыла 

Плотность земная и космическая 

«Сила! Я тебя знаю!» 

Сложение сил, направленных по одной прямой на примере перетягивания каната на уроках  физкультуры 

Измерение жесткости пружины 

Трение в жизни человека 

Решение задач на тему «Силы в природе» 

Решение задач на тему «Силы в природе» 

  1. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов 

Измеряем давление. Когда и для чего 

Давление на Земле: от сверхмалых до супербольших 

Определение плотности твердого тела  

Архимедова сила и киты 

Решение качественных и расчётных задач на тему «Плавание тел». 

Изучение условий плавания тел 

  1. Работа и мощность. Энергия 

Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж Вычисление мощности, развиваемой школьником при подъеме с 1 на 3 этаж Решение задач на тему «Работа. Мощность» 

Рычаги в живой природе 

Вычисление КПД наклонной плоскости 

Решение задач на тему «Механическая энергия» 

Знаю, понимаю, умею 

Физика – это классно! 

Итоговое занятие

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности по физике 

 В результате обучения по данному курсу у обучающегося будут сформированы следующие  личностные результаты в части: 

патриотического воспитания: 

– проявление интереса к истории и современному состоянию российской физической науки; – ценностное отношение к достижениям российских учёных; 

гражданского и духовно-нравственного воспитания: 

– готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем,  связанных с практическим применением достижений физики; 

– осознание важности морально-этических принципов в деятельности учёного; эстетического воспитания: 

– восприятие эстетических качеств физической науки: её гармоничного построения, строгости,  точности, лаконичности; 

ценности научного познания: 

– осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы  развития технологий, важнейшей составляющей культуры; 

– развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности; формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: – осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире,  важности правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, с электрическим и  тепловым оборудованием в домашних условиях; 

– сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права  у другого человека; 

трудового воспитания: 

– активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной  организации, города, края) технологической и социальной направленности, требующих в том  числе и физических знаний; 

– интерес к практическому изучению профессий, связанных с физикой; экологического воспитания: 

– ориентация на применение физических знаний для решения задач в области окружающей  среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; – осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды: – потребность во взаимодействии при выполнении исследований и проектов физической  направленности, открытость опыту и знаниям других; 

– повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность; – потребность в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,  гипотезы о физических объектах и явлениях; 

– осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики; – планирование своего развития в приобретении новых физических знаний; – стремление анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики, в том  числе с использованием физических знаний; 

– оценка своих действий с учётом влияния на окружающую среду, возможных глобальных  последствий. 

Метапредметные результаты 

 В результате освоения программы по физике на уровне основного общего образования у  обучающегося будут сформированы метапредметные результаты, включающие  познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные  действия, регулятивные универсальные учебные действия.

Познавательные универсальные учебные действия 

Базовые логические действия: 

  • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения; выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях,  относящихся к физическим явлениям; 
  • выявлять причинно­-следственные связи при изучении физических явлений и процессов,  делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, выдвигать  гипотезы о взаимосвязях физических величин; 
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной физической задачи (сравнение нескольких  вариантов решения, выбор наиболее подходящего с учётом самостоятельно выделенных  критериев). 

Базовые исследовательские действия

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; 
  • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный физический  эксперимент, небольшое исследование физического явления; 
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования  или эксперимента; 
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого  наблюдения, опыта, исследования; 
  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие физических процессов, а также выдвигать  предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 

Работа с информацией: 

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или  данных с учётом предложенной учебной физической задачи; 
  • анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм  представления; 
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать  решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями. Коммуникативные универсальные учебные действия: 
  • в ходе обсуждения учебного материала, результатов лабораторных работ и проектов задавать  вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи  и поддержание благожелательности общения; 
  • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать  различие и сходство позиций; 
  • выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах; 
  • публично представлять результаты выполненного физического опыта (эксперимента,  исследования, проекта); 
  • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении  конкретной физической проблемы; 
  • принимать цели совместной деятельности, организовывать действия по её достижению:  распределять роли, обсуждать процессы и результаты совместной работы, обобщать мнения  нескольких людей; 
  • выполнять свою часть работы, достигая качественного результата по своему направлению и  координируя свои действия с другими членами команды; 
  • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно  сформулированным участниками взаимодействия.

Регулятивные универсальные учебные действия 

Самоорганизация: 

  • выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях, требующих для решения физических  знаний; 
  • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие  решения в группе, принятие решений группой); 
  • самостоятельно составлять алгоритм решения физической задачи или плана исследования с  учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые  варианты решений; 
  • делать выбор и брать ответственность за решение. 

Самоконтроль, эмоциональный интеллект: 

  • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; 
  • объяснять причины достижения результатов деятельности, давать оценку приобретённому  опыту; 
  • вносить коррективы в деятельность (в том числе в ход выполнения физического исследования  или проекта) на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных  ошибок, возникших трудностей; 
  • оценивать соответствие результата цели и условиям; 
  • ставить себя на место другого человека в ходе спора или дискуссии на научную тему,  понимать мотивы, намерения и логику другого; 
  • признавать своё право на ошибку при решении физических задач или в утверждениях на  научные темы и такое же право другого. 

Предметные умения 

 К концу обучения по данной программе у обучающихся должны быть сформированы  умения: 

  • использовать понятия: физические и химические явления, наблюдение, эксперимент, модель,  гипотеза, единицы физических величин, атом, молекула, агрегатные состояния вещества  (твёрдое, жидкое, газообразное), механическое движение (равномерное, неравномерное,  прямолинейное), траектория, равнодействующая сила, деформация (упругая, пластическая),  невесомость, сообщающиеся сосуды; 
  • различать явления (диффузия, тепловое движение частиц вещества, равномерное движение,  неравномерное движение, инерция, взаимодействие тел, равновесие твёрдых тел с  закреплённой осью вращения, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами,  атмосферное давление, плавание тел, превращения механической энергии) по описанию их  характерных свойств и на основе опытов, демонстрирующих данное физическое явление; 
  • распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире, в том числе  физические явления в природе: примеры движения с различными скоростями в живой и  неживой природе, действие силы трения в природе и технике, влияние атмосферного давления на живой организм, плавание рыб, рычаги в теле человека, при этом переводить практическую  задачу в учебную, выделять существенные свойства (признаки) физических явлений; 
  • описывать изученные свойства тел и физические явления, используя физические величины  (масса, объём, плотность вещества, время, путь, скорость, средняя скорость, сила упругости,  сила тяжести, вес тела, сила трения, давление (твёрдого тела, жидкости, газа), выталкивающая  сила, механическая работа, мощность, плечо силы, момент силы, коэффициент полезного  действия механизмов, кинетическая и потенциальная энергия), при описании правильно  трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы физических  величин, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими  величинами, строить графики изученных зависимостей физических величин;
  • характеризовать свойства тел, физические явления и процессы, используя правила сложения  сил (вдоль одной прямой), закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда, правило равновесия  рычага (блока), «золотое правило» механики, закон сохранения механической энергии, при  этом давать словесную формулировку закона и записывать его математическое выражение; 
  • объяснять физические явления, процессы и свойства тел, в том числе и в контексте ситуаций  практико­ориентированного характера: выявлять причинно­следственные связи, строить  объяснение из 1–2 логических шагов с опорой на 1–2 изученных свойства физических  явлений, физических закона или закономерности; 
  • решать расчётные задачи в 1–2 действия, используя законы и формулы, связывающие  физические величины: на основе анализа условия задачи записывать краткое условие,  подставлять физические величины в формулы и проводить расчёты, находить справочные  данные, необходимые для решения задач, оценивать реалистичность полученной физической  величины; 
  • распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов, в описании  исследования выделять проверяемое предположение (гипотезу), различать и  интерпретировать полученный результат, находить ошибки в ходе опыта, делать выводы по  его результатам; 
  • проводить опыты по наблюдению физических явлений или физических свойств тел:  формулировать проверяемые предположения, собирать установку из предложенного  оборудования, записывать ход опыта и формулировать выводы; 
  • выполнять прямые измерения расстояния, времени, массы тела, объёма, силы и температуры  с использованием аналоговых и цифровых приборов, записывать показания приборов с учётом  заданной абсолютной погрешности измерений; 
  • проводить исследование зависимости одной физической величины от другой с  использованием прямых измерений (зависимости пути равномерно движущегося тела от  времени движения тела, силы трения скольжения от веса тела, качества обработки  поверхностей тел и независимости силы трения от площади соприкосновения тел, силы  упругости от удлинения пружины, выталкивающей силы от объёма погружённой части тела и  от плотности жидкости, её независимости от плотности тела, от глубины, на которую  погружено тело, условий плавания тел, условий равновесия рычага и блоков), участвовать в  планировании учебного исследования, собирать установку и выполнять измерения, следуя  предложенному плану, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин  в виде предложенных таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования; 
  • проводить косвенные измерения физических величин (плотность вещества жидкости и  твёрдого тела, сила трения скольжения, давление воздуха, выталкивающая сила, действующая  на погружённое в жидкость тело, коэффициент полезного действия простых механизмов),  следуя предложенной инструкции: при выполнении измерений собирать экспериментальную  установку и вычислять значение искомой величины; 
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием; указывать принципы действия приборов и технических устройств: весы, термометр,  динамометр, сообщающиеся сосуды, барометр, рычаг, подвижный и неподвижный блок,  наклонная плоскость; 
  • характеризовать принципы действия изученных приборов и технических устройств с опорой  на их описания (в том числе: подшипники, устройство водопровода, гидравлический пресс,  манометр, высотомер, поршневой насос, ареометр), используя знания о свойствах физических  явлений и необходимые физические законы, и закономерности; 
  • приводить примеры (находить информацию о примерах) практического использования  физических знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с  приборами и техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм  экологического поведения в окружающей среде;
  • осуществлять отбор источников информации в Интернете в соответствии с заданным  поисковым запросом, на основе имеющихся знаний и путём сравнения различных источников  выделять информацию, которая является противоречивой или может быть недостоверной; 
  • использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу физического  содержания, справочные материалы, ресурсы сети Интернет, владеть приёмами  конспектирования текста, преобразования информации из одной знаковой системы в другую; 
  • создавать собственные краткие письменные и устные сообщения на основе 2–3 источников  информации.

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности

№ 

п/п

Тематические  блоки, темы Кол-во  часов Форма  

проведения  занятий

Электронные  

(цифровые)  

образовательные  ресурсы

Реализации  

воспитательног о потенциала  учебного  

занятия с 

учетом  

направлений  рабочей  

программы  

воспитания

1. Физика и её роль в познании окружающего мира (1 ч.)
Вводное занятие. 

Физика и  

техника. Роль  

ученых в  

развитии науки

Беседа  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 

https://m.edsoo.ru/7f4 16194

Формирование  культуры  

здоровья и  

эмоционального  благополучия 

Патриотическое  и духовно 

нравственное  

воспитание

2. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч.)
2/1  Определение  

цены деления  

различных  

измерительных  приборов

Практическая  работа  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

3/2  Измерение  

площади дна  

чайного стакана,  измерение  

объема 50  

горошин

Эксперимент  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

4/3  Измерительные  приборы в жизни  человека Проект  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Ценности  

научного  

познания

5/4  Измерение  

температуры 

Эксперимент  https://www.imumk.ru  Адаптация  

обучающегося к  изменяющимся  условиям  

социальной и  

природной  

среды

 

6/5  Уменьшение  

объема при  

смешивании  

воды и спирта,  расширение  

твердых тел при  нагревании,  

расширение  

жидкостей при  нагревании

Эксперимент  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Ценности  

научного  

познания

6/6  Физика в  

пословицах,  

поговорках и  

сказках

Литературны й вечер http://school 

collection.edu.ru/

Экологическое  воспитание
3. Взаимодействие тел (11 ч.)
7/1  Инерция, вот ты  где! Опыты  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Ценности  

научного  

познания

8/2  Мир движений  Игра  http://www.russobit m.ru/ Ценности  

научного  

познания

9/3  Измерение массы  различных тел на  весах Практическая  работа  https://www.imumk.ru  Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

10/4  Измерение  

плотности куска  сахара, мыла

Практическая  работа http://school 

collection.edu.ru/

Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

11/5  Плотность  

земная и  

космическая

Проект  http://school 

collection.edu.ru/

Адаптация  

обучающегося к  изменяющимся  условиям  

социальной и  

природной  

среды

12/6  «Сила! Я тебя  

знаю!»

Проект  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Ценности  

научного  

познания

 

13/7  Сложение сил,  направленных по  одной прямой на  примере  

перетягивания  каната на уроках  физкультуры

Эксперимент  http://school 

collection.edu.ru/

Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

14/8  Измерение  

жесткости  

пружины

Практическая  работа http://www.fizika.ru  Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

15/9  Трение в жизни  человека Проект  https://elementy.ru/  Ценности  

научного  

познания

16/1 

0

Решение задач на  тему «Силы в  

природе»

Практикум  https://educont.ru  Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

17/1 

1

Решение задач на  тему «Силы в  

природе»

Практикум  https://ibls.one  Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

4. Давление. Давление жидкостей и газов (6 ч.)
18/1  Измеряем  

давление. Когда  и для чего

Проект  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Ценности  

научного  

познания

19/2  Давление на  

Земле: от  

сверхмалых до  супербольших

Проект  http://school 

collection.edu.ru/

Ценности  

научного  

познания

20/3  Определение  

плотности  

твердого тела 

Практическая  работа http://www.fizika.ru  Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

21/4  Архимедова сила  и киты Исследование  https://postnauka.org/t hemes/biofizika Экологическое  воспитание 

 

22/5  Решение  

качественных и  расчётных задач  на тему  

«Плавание тел».

Практикум  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Ценности  

научного  

познания

23/6  Изучение  

условий  

плавания тел

Исследование  https://ibls.one  Ценности  

научного  

познания

5. Работа и мощность. Энергия (6 ч.)
25/1  Вычисление  

работы,  

совершенной  

школьником при  подъеме с 1 на 3  этаж

Эксперимент  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Трудовое  

воспитание

26/2  Вычисление  

мощности,  

развиваемой  

школьником при  подъеме с 1 на 3  этаж

Эксперимент  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Трудовое  

воспитание

27/3  Решение задач на  тему «Работа.  

Мощность»

Решение  

задач

https://www.imumk.ru  Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

28/4  Рычаги в живой  природе Исследование  http://www.physbook. ru/ Эстетическое  

воспитание

29/5  Вычисление  

КПД наклонной  плоскости

Практическая  работа http://school 

collection.edu.ru/

Роль  

эксперимента в  жизни человека

30/6  Решение задач на  тему  

«Механическая  энергия»

Практикум  https://m.edsoo.ru/7f4 16194 Самостоятельно сть в  

приобретении  новых знаний и  практических  

умений

31  Знаю, понимаю,  умею Тренинг  https://fg.resh.edu.ru/  Ценности  

научного  

познания

32  Знаю, понимаю,  умею Тренинг  https://fg.resh.edu.ru/  Ценности  

научного  

познания

 

33  Физика – это  

классно!

Интеллектуал ьная игра  https://fipi.ru/otkrytyy bank-zadaniy-dlya otsenki 

yestestvennonauchnoy -gramotnosti

Ценности  

научного  

познания

34  Итоговое занятие  Беседа  http://www.physbook. ru/ Ценности  

научного  

познания