Технология использования интеллект-карт на уроке немецкого языка.

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



Паспорт практико-ориентированного проекта с элементами исследования

 

Название проекта  Использование Mind maps на уроках немецкого языка
Руководители проекта   Хуртова Вероника Викторовна учитель немецкого языка
Состав проектной группы Обучающиеся  
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту Немецкий язык
Тип проекта по доминирующей деятельности учащихся  Проектная деятельность с элементами исследования
Актуальность (почему решили работать над этим проектом) Интеллект карты помогут ученикам 5-11 классов в изучении немецкого языка, также может использоваться при текущем обучении иностранных языков, интеллект-карта упростит изучение немецкого языка. 
      Цель проекта (для учеников):

.

Помочь учащимся самостоятельно и эффективно изучать немецкий язык при помощи интеллект-карт. А также сформировать образное представление изученного материала и систематизировать его.
Задачи проекта 1) Поиск и изучение источников информации по заданной теме.

2) Расширение кругозора в области немецкого языка и информатики.

3) С помощью интеллект-карт упорядочить знания по немецкому языку.

4) Совершенствование как творческих навыков, так и речевых способностей детей и активизация мышления.

5) Создать конечные продукты

Методы исследования – Чтение литературы, поиск информации в сети Интернет

– Знакомство с программами для составления интеллект карт

– Составление ментальных карт вручную и в электронном формате

– Опрос учащихся

Этапы работы над проектом     –  Поиск информации, материалов по данной теме.

 – Определение темы, объекта, предмета проекта.

  –  Использование мыслительных карт на уроках немецкого языка в 5,6,7 классах.

  – Сравнение и анализ, на сколько усвоена информация с помощью интеллект карт.

  – Создание конечных продуктов.

 – Подготовка защиты проекта.

    – Представление проекта.

Предполагаемые результаты работы над проектом Личностно – значимые

Учащиеся должны уметь:

– выполнять поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы;

– составлять связанные рассказы по материалам проведенной работы; 

– пользоваться продуктами совместной проектной деятельности;

– развивать умение критически мыслить, пользоваться технологиями критического мышления;

– развивать умение интегрировать знания из немецкого языка и информатики;

– развивать в себе умение самостоятельно конструировать свои знания.

Социально – значимые

Ребята совершенствуют свои умения:

  – работать как в группах, так и индивидуально

            – ориентироваться в информационном пространстве;

            – развивать как творческие, так и           интеллектуальные способности, мышление, память, а также проявлять интуитивные способности.

Материально-техническое обеспечение проекта. Интернет ресурсы, видео ресурсы. 
Список используемой литературы Список дан в Приложениях (в проекте).
  1. Введение

Каждый ученик должен развивать свою творческую и активную личность. В течение урока мы сотрудничаем с учителем для достижения поставленной цели. Следовательно, нам нужны инструменты, которые помогут сделать учебный материал интереснее и помогут раскрыть нам творческие способности. Поэтому мы взяли метод интеллект-карт, который помог повысить эффективность запоминания лексики на уроке немецкого языка. 

С радостью представляю Вам свою исследовательскую работу «Ментальные карты – помощники на уроке немецкого языка». В этом проекте я выдвигаю следующую гипотезу:

«Могут ли ментальные карты помочь школьнику в усвоении новой лексики на уроке немецкого языка?»

Ментальные карты активно внедряются в нашу жизнь. Однако в настоящее время нет большого опыта применения ментальных карт на уроке немецкого языка. Поэтому тема этого проекта весьма актуальна, так как раскрывает эту область их применения.

Цель проекта:

«Показать, как можно внедрить ментальные карты в урок немецкого языка как второго иностранного.»

Задачи проекта:

1 Изучить что такое ментальные карты.

2 Исследовать сферы их применения.

3 Сформулировать принцип их составления к учебнику 7 класса Горизонты.

4 Научить других ими пользоваться.

Объект исследования: материал учебника «Немецкий язык. Горизонты 7 класс»

Предмет исследования: процесс работы с лексикой по темам учебника Горизонты.

 

Методы исследования:

1 Сбор информации.

2 Анализ и синтез, «от простого к сложному».

3 Наблюдение, сравнение, эксперимент.

4 Визуализация.

5 Использование собственного опыта.

Этот инструмент может помочь не только на уроках, но и в различных сферах жизни. Ментальная карта раскрывает потенциал работы нашего мозга, помогает привнести в нашу жизнь больше новых идей, принятых решений, больше свободного времени.

 

Глава 1

Интеллект-карта как метод формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся

1.1. Определение и история создания интеллект-карт 

Интеллект-карта, известная также как ментальная карта или ассоциативная карта (с английского «Mind map» – «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти», «ментальные карты», «ассоциативные карты», «диаграмма» «ассоциативные диаграммы» или «схемы мышления») — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи. 

Метод использования интеллект-карт разработан психологом Тони Бьюзеном, который во время своего обучения искал эффективного запоминания и систематизирования информации. Тони Бьюзен является специалистом в области саморазвития, развития памяти и мышления. Данный способ работы с информацией в тех или иных вариациях или под другими названиями существовал еще задолго до Тони Бьюзена. Но, тем не менее, именно Тони Бьюзен стал популяризатором идеи интеллект-карт как эффективного способа работы с информацией. 

Ментальная карта реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления» (от лат. radians – «испускающий лучи»), относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. В свою очередь «радиальное мышление» — это ассоциативное мышление, отправной точной которого является центральный образ. От центрального образа во все направления расходятся лучи к границам листа. Над лучами пишут ключевые слова или рисуют образы, которые соединяют между собой ветвящимися линиями. Подобная запись позволяет интеллект–карте расти беспредельно и постоянно дополняться.

Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Интеллект-карты используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

1.2. Области использования интеллект-карт

 

Метод ментальных карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи:

– обучение

– конспектирование лекций;

– подготовка материала по определенной теме;

– решение творческих задач;

– мозговой штурм;

– презентации;

– планирование и разработка проектов разной сложности;

– составление списков дел;

– общение;

– развитие интеллектуальных способностей;

– решение личных проблем.

 

1.3. Особенности ментальных карт

 

Интеллект-карта имеет ряд отличий от традиционной линейной формы представления информации:

 

– легче выделить и увидеть основную идею или тему, так как она

размещена в центре листа в виде яркого графического образа;

 

– быстрее и эффективнее запоминается и воспроизводится информация,

а в нашем случае лексика за счет ее разноцветного и многомерного

представления;

 

– структурный характер карты позволяет без труда дополнять ее новой

информацией (без вычеркиваний, вырезаний, вставок и т.п.);

 

– составляя мыслительные карты, т.е., рисуя мысли, мы

демонстрируем индивидуальный способ восприятия, обработки и

представления информации.

 

Деятельность становится наблюдаемой, более того, формируется воображение.

 

Метод интеллект-карт позволяет:

– формировать умения, связанные с восприятием, переработкой и обменом информацией, конспектирование данной информации;

– улучшать образную память;

– ускорять процесс запоминания информации.

 

1.4. Достоинства интеллект-карт

 

Эффективность данного метода заключается в следующем:

– метод может использоваться, как и в начальной школе, так и в средних и старших классах;

– экономия времени;

– приобретённые знания с этим методом сохраняются в памяти значительно дольше, а доля усвоенного материала значительно выше;

– возможность создавать свой собственный инновационный продукт – интеллект-карты;

– интеллект-карты можно использовать как материал для повторения той или ной темы.

– кроме этого, процесс построения интеллект-карт делает обучение творческим и увлекательным.

 

Составление собственных интеллект-карт дает нам возможность:

– научиться самостоятельной работе с учебным и справочным материалами;

– развивать личностные качества, интеллект, образное мышление. 

– развивать уверенность в своих силах и способностях, познавательную активность.

 

«Использование интеллект-карт на уроках немецкого»

 

Для нас использование интеллект-карт на уроках немецкого языка — это возможность:

– рационально организовать мыслительную деятельность, структурировать мысли в ходе урока;

– вовлечение в процесс обучения;

– систематизировать свои знания;

На уроках немецкого языка мы создаем интеллект-карты тем или иным способом в зависимости от темы, целей и задач. В любом случае интеллект-карты – это наглядный способ представления информации, когда в центре записано понятие, от которого отходят лучами ассоциации или связанные понятия. 

Перейдем от теории к практике! Мы построили собственный алгоритм создания интеллект-карты к учебнику М. Аверина «Горизонты 7 класс» по немецкому языку. Наша цель – научиться превращать линейный материал в структурированный. Также научиться перерабатывать большой объем информации в понятную и доступную интеллект-карту. 

Если мы посмотрим в содержание данного учебника, то мы увидим, что учебник содержит 7 глав:

– Глава 1 Как прошло лето/Wie war’s in den Ferien?

– Глава 2 Планы на будущее/Meine Pläne

–  Глава 3 Дружба/Freundschaft

– Глава 4 Изображение и звук/Bilder und Töne

– Глава 5 Взаимоотношения/Zusammenleben

– Глава 6 Это мне нравится/Das gefällt mir

– Глава 7 Подробнее о себе/Mehr über mich

Каждая глава — это новая лексическая тема.  С помощью метода интеллект-карт мы представляем информацию таким образом, чтобы её могли одновременно воспринимать и левое, и правое полушария. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей каждая тема данного учебника будет восприниматься, анализироваться и запоминаться гораздо быстрее и эффективнее, чем при ее обычном линейном представлении в виде текста.

Горизонтально располагаем чистый лист бумаги (лучше А4). Используем разноцветные ручки, фломастеры, маркеры, карандаши. Пользоваться ластиком не рекомендуется. Особое внимание надо уделить возможности использования нескольких цветов. 

Заранее продумываем логику карты (какие ветви откуда отходят, в каком цвете должно быть подписано и т. д.).

 

В учебнике каждая глава (Einheit) начинается титульной страницей, которая способствует введению в тему. Знакомство с новой лексикой со зрительной опорой настраивает нас, учащихся, на предстоящую работу и используется учителем на первом занятии по этой теме.

 

Разберем на примере тему из данного учебника: Планы на будущее/Meine Pläne. 

Начинаем мы с центра. В центре расположена основная тема «Meine Pläne», либо рисуем центральный образ, который будет символизировать тему. Можно представить мысль схематично, использовать вырезки из старых журналов, чужие рисунки. 

Рубрика Das lernst du/Ты научишься – как элемент портфолио нацеливает нас понимание того, о чем мы будем говорить в ходе изучения этой темы.  Это таким образом 3 или 4 высказывания, «подтемы», которые мы отражаем в нашей интеллект карте. От центрального образа отводим ветви, на которых пишем эти рубрики. Чтобы подчеркнуть важность этих ветвей (ведь они соприкасаются напрямую с данной темой!) делаем их потолще.

От толстых ветвей аналогично чертим более тонкие ветви, поясняющие материал данной темы. Количество тонких веточек не ограничено — их может быть столько, сколько нужно запомнить той или иной лексики по теме. Чем больше разветвлений, тем меньше шрифт! Таким образом получается «осьминожек» или «дерево».

Для более продвинутых в компьютерных технологиях учеников можно порекомендовать создание интеллект-карт с помощью программ Mind Manager Pro 6, Concept Draw Mind Map Pro 4.5, Edraw Mind map. Это отличные программы с множеством символов и рисунков.

Рассмотрим второй вариант создания интеллект карты для изучения лексики по той или иной теме. Так как мы изучаем английский, а немецкий язык у нас второй иностранный язык, то нам иногда бывает тяжело запомнить какой артикль подходит к тому или иному слову. На английском языке слово “the” настолько обычное и простое в использовании, что это само собой к каждому слову подходит, но в немецком языке нам нужно научиться выбирать между артиклем „der“, „die“, „das“, в зависимости от того, какой род у слова. 

Поэтому мы создали отдельный вариант интеллект-карты для запоминания лексики. Рассмотрим на примере из учебника «Горизонты 7 класс» тему Freundschaft. Начинаем с центра — в центре расположен основной образ, то есть тема, по которой мы изучаем данную лексику – Freundschaft.

От центрального образа изображаются ветви, на которых расположены артикли среднего рода “das”, женского рода “die” и мужского рода “der”. От толстых ветвей аналогично изображаются более тонкие ветви, на которых мы пишем сами слова. Чтобы было проще запомнить и ассоциировать образы, можно подписать данные слова еще в и английском варианте. 

Так как интеллект-карта – это многообразие образов и слов с множеством цветов, то можно с уверенностью сказать, что она повышает нашу активность и заинтересованность на уроке. Мы расширяем свой словарный запас, вспоминаем образ из карты, ассоциируем его со словом. 

Таким образом, в создании ментальных карт задействованы воображение, творческое мышление и виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.