Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда

ФИО:
Свидетельство о публикации в электронном СМИ №
Конкурс:
Наименование конкурсной работы:
Итоговая оценка: ,   баллов(-а)



Анализ методов и приемов работы, применяемых на практике

Демидова Галина Юрьевна,

учитель-логопед

МАОУ «Гимназия им.

 А.А. Пушкина» г.о. Бронницы

Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда.

Аннотация

Метод проектной деятельности – один из самых доступных и интересных в педагогике. Он выражается в организации  личностно ориентированного образовательного процесса, основанного на принципах гуманности, проблемности, активности и самостоятельности.

В процессе реализации проектов, дети и взрослые знакомятся с новой информацией, участвуют в разнообразных мероприятиях, имеют возможность проявить фантазию, креативность,  получить навыки общения и созидания.

Предисловие

Посещая образовательную организацию, ребёнок становится членом детского коллектива, учится взаимодействовать со сверстниками и педагогами, а вечером возвращается в семью, где свои взгляды на воспитание, мораль, нравственность, взаимоотношения. Поэтому необходимо выстраивать доверительные взаимоотношения между педагогами и родителями/законными представителями, находить точки соприкосновения, взаимопонимания, доверия, двигаться в одном направлении. Именно от близких ребёнку взрослых зависят направление и интенсивность процесса его личностного становления. Ребёнку нужно быть услышанным, он должен чувствовать поддержку и видеть, что его поступки и успехи небезразличны близким. Стать успешным, поверить в свои силы, идти рука об руку с педагогами и семьёй помогают разнообразные по тематике проекты.

Организация проектной деятельности

Проект – это не экстраординарное событие, а  рядовое учебное мероприятие. Однако благодаря проекту появляется возможность внести разнообразие в коррекционно-образовательный процесс с использованием разнообразных технологий. Темой  проекта становится знакомый, часто используемый предмет, который сможет заинтересовать детей и подходит для изучений и обсуждений. Такой подход к выбору тематики способствует максимальному усвоению изучаемого материала. 

Как  учителю-логопеду, работающему в комбинированной группе , которую посещают  дети с различными речевыми нарушениями совместно с  нормотипичными детьми, мне необходимо объединить всех участников, обеспечив им одинаковые условия образования и воспитания. Поэтому, разрабатывая проекты, учитываю интересы всех, кто будет принимать участие в их реализации. И проектная деятельность, как нельзя лучше, помогает в этом,  т.к.  это метод инклюзии, который направлен на всех детей, учитывает их особенности и призван обеспечить интегрированное образование на основе участия, сотрудничества и индивидуального подхода.  

Организованная таким образом проектная деятельность помогает стимулировать детей к самостоятельному мышлению, анализу и высказыванию своих мыслей. Детям предоставляется возможность осознать процесс обучения как приобретение рациональных компетентностей.  

Цель проектной деятельности:  создание дифференцированной организации коррекционно-образовательного процесса, направленной на развитие и расширение базовых компетентностей и творческих способностей  с учётом индивидуальных различий и особенностей детей.

Построение проектной деятельности

  1. Каждый проект предполагает создание единого коррекционно-образовательного пространства в сотворчестве педагогов и родителей/законных представителей. Подобная организация работы способствует самореализации и взаимообогащению всех, кто задействован в проекте.  
  2. II. Тема, выбранная для проекта, отвечает следующим условиям:
  1. предполагает достаточно времени для работы над проектом;
  2. учитывает принцип взаимодействия;
  3. затрагивает предметы и явления, которые дети могут непосредственно наблюдать, сравнивать, исследовать;
  4. предоставляет возможность для внесения изменений, получения нового опыта и проведения безопасных экспериментов;
  5. можно проводить изучение по теме в обыденной обстановке;
  6. можно организовать и реализовывать обучение через накапливаемый опыт;
  7. даёт возможность пригласить в проект всех, кому он интересен.

III. Проекты проходит в несколько этапов:

  1. определение темы проекта и осознание её (начальный этап и ознакомление);
  2. планирование и реализация проекта (этап подготовки и реализации);
  3. завершение и анализ проекта (этап демонстрации результатов);
  1. Каждый проект является:  самостоятельным, совместным, исследовательским, комплексным, сетевым и практическим обучением одновременно. Он предполагает межпредметное сотрудничество.
  2. Для организации и реализации проектов создаётся методическо-дидактическая и  материально-техническая база, которая постоянно пополняется  и обновляется:

– художественная и методическая литература;

– дидактические пособия;

– демонстрационно-наглядный материал;

– видеоматериал и презентации;

– картотека речевых игр и домашних заданий;

– картотека мероприятий  (сценарий, памятки, мастер-классы; консультации и т.д);

– экспонаты для мини-музеев;

– различные виды театра: пальчиковый, кукольный.

–  выставки рисунков и творческих работ.

  1. Основа для проектов: учебно-практические пособия «Проектная деятельность в дошкольной организации» и «Проектная деятельность дошкольников»;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  учебное издание «Образовательные проекты в группе для детей с ОНР»; образовательные и развивающие технологии; авторский материал учителя-логопеда Демидовой Г.Ю. 

VIII. Для успешной реализации содержания проектов используются разнообразные организационные формы с привлечением педагогов и родителей/законных представителей: выполнение творческих заданий дома, участие и проведение мастер-классов; совместные репетиции, подготовка атрибутов, организация мини-музеев и выставок, пополнение картотеки и т.п.

  1. Ответственный за подготовку и реализацию – руководитель проектов, который:

– осуществляет поиск и сбор информации;

– разрабатывает и подбирает методический материал, упражнения, развивающие игры;

– составляет тематическое планирование на время действия проекта;

– проводит анкетирование родителей;

– подбирает атрибуты для мини-музея и проведения упражнений;

–  сопровождает деятельность педагогов; 

– выступает в роли консультанта;

–  мотивирует и поддерживает детей и родителей/законных представителей.

  1. Перспективы развития проектной деятельности на базе образовательной организации:
  1. Обеспечение комплексного подхода к коррекционно-образовательному процессу, тесному сотрудничеству педагогов и родителей/законных представителей.
  2. Создание модели непрерывного образования для устойчивого развития.
  3. Формирование учебного сообщества детей и взрослых, в котором ребёнок чувствует свою сопричастность и ощущает себя комфортно.
  4. Создание условий для осуществления конструктивной совместной работы, направленной на личностное и профессиональное совершенствование каждого сотрудника.
  5.  Создание культуросообразной среды: мини-музеев, творческих работ, методической базы и различных картотек.
  6. Внедрение в образовательный процесс  семейных традиций и возрождение семейных ценностей в целях духовно-нравственного воспитания.
  7. Участие  в мероприятиях и разнообразных конкурсах с целью распространения опыта работы.
  1. Деятельность педагогов в реализации проектов:

     Интенсивная совместная работа над проектом помогает педагогам реализовать свои внутренние ресурсы и продуктивно использовать их в свете взаимопомощи и культуры положительного обмена опытом.

1) Коммуникация и сотрудничество с детьми, коллегами, родителями/законными представителями.

2) Организация оптимальных условий, обеспечивающих непрерывное активное, индивидуальное и совместное обучение детей доступными им методами и средствами.

3) Создание благоприятной атмосферы, вовлечённости всех участников образовательного процесса.

4) Работа вместе с детьми, а не вместо них – совместное обучение, дискуссии.

5) Определение интересов, потребностей, творческих импульсов детей.

6) Обеспечение детей качественными материалами в достаточном количестве.

7) Анализ результатов наблюдений, собственной позиции и поведения в процессе реализации проекта.

Таким образом, метод проектной деятельности способствует  совершенствованию форм и методов работы педагогов с  обучающимися  и родителями/законными представителями, объединяя всех  общими задачами – развитие, обучение, воспитание.

Эпилог

Самое важное в реализации любого проекта – это приобретение успешного опыта. Если ребёнок видит, что может что-либо сделать, у него появляется уверенность в собственных силах и повышается самооценка. Всё это поддерживает стремление к познанию. Уверенность в успехе повышает готовность двигаться к цели и справляться с неудачами. Дети, которым в процессе реализации проекта постоянно говорят об их положительных качествах, доверяют самостоятельно решать разные проблемы, больше стараются, больше верят в себя.