“Развитие полифонического мышления у учащихся хорового отделения на занятиях по фортепиано в ДШИ и ДМШ”

ФИО: Нейросеть YandexGPT
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2462
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: "Развитие полифонического мышления у учащихся хорового отделения на занятиях по фортепиано в ДШИ и ДМШ"
Итоговая оценка: 1 место,  85 баллов(-а)



Развитие полифонического слуха и полифонического мышления в фортепианном классе у учащихся хоровых отделений ДМШ и ДШИ 

 

Лебедева И.В.

старший преподаватель фортепиано на хоровом отделении

Санкт-Петербургской детской школы искусств №37

 

Аннотация

Настоящая статья является необходимым ориентиром для преподавателей фортепиано на хоровых отделениях ДМШ и ДШИ. В статье обозначена основная цель – развитие полифонического слуха и полифонического мышления в воспитании музыкальной культуры учащихся хоровых отделений.

Большое значение уделяется изучению музыкального материала для самостоятельной работы учащихся, основанной на произведениях полифонического изложения обработок народных песен. 

Кроме того, определены музыкальные цели и задачи.

Характерной особенностью представленных музыкальных произведений являются не только музыкально- художественные достоинства, но и разнообразные методические и педагогические требования, а также – накопление исполнительского опыта. 

 

Ключевые слова

Полифония, полифонический слух, полифоническое мышление, мелодия, голосоведение, подголосок, имитация, контрастные голоса, полифоническая техника, нюансировка, аппликатура.

 

Полифония – это вид многоголосия, представляющий собой сочетание в одновременном звучании двух и более равноправных голосов (мелодических линий). 

Изучение полифонической музыки начинается с восприятия и умения исполнять один из важнейших компонентов полифонии – мелодии. Ученик, работая над одноголосными мелодиями, должен уметь передавать характер и настроение; исполнять мелодическую линию выразительно; обращать внимание на качество звукоизвлечения. Должен представлять и понимать темп, в котором необходимо исполнить произведение. У начинающего музыканта начинает развиваться слуховой контроль.

Полифонический слух – это комплекс целого ряда различных музыкальных способностей, таких как:

мелодический слух. Полифония состоит из мелодии. Значит, это умение «слышать» движение мелодии. Такой слух обеспечивает целостность восприятия всей мелодической линии;

гармонический слух. Это способность «услышать» гармонические созвучия и умения различать последовательность этих созвучий;

тембро -динамический слух.  Каждый голос характеризуется своим тембром и отличается друг от друга динамикой. Значит, это умение различать тембральную окраску звучания голосов, отдельных звуков. 

чувство ритма. В сочетающихся мелодических линиях голоса ритмически различны;

чувство музыкальной логики и способность «охвата формы», которые позволяют «услышать» и «понять» логику горизонтального движения и вертикального сочетания линий.

Все эти компоненты полифонического слуха находятся в активном внутреннем взаимодействии и выступают слитно, как единое целое.

При работе над полифоническим произведением необходимо обращать внимание на развитие у ученика полифонического слуха.

Именно с упражнений на «слух» и следует начинать работу над полифонией. Преподавателю необходимо найти такие приемы и способы, чтобы вызвать у ребенка интерес к полифоническому репертуару. Однако, и ученик также должен проявлять свою самостоятельность при освоении музыкального материала. 

Развитие полифонического мышления необходимо рассматривать как часть воспитания в целом: художественного вкуса, любви к музыке, и в первую очередь, к родной, народной музыке, а следовательно, и к музыке полифонической.

Комплекс этих задач требует начинать занятия по развитию у учащихся навыков полифонической техники на более раннем этапе обучения. 

В педагогическом репертуаре начинающего пианиста присутствуют полифонические обработки народных песен подголосочного склада, близкие и понятные ребенку по своему содержанию. 

Необходимо с первых шагов работы над полифоническими произведениями приучать маленького музыканта -исполнителя к ясности поочередного вступления голосов; четкости их проведения и окончания. Очень важно обратить внимание ученика на то, чтобы окончания мотивов в одном голосе «не заглушались» вступающим следом голосом.  Кроме того, рекомендуется на каждом уроке добиваться: точности фразировки, контрастного динамического воплощения, различного тембра для каждого голоса.

Эти небольшие полифонические произведения хорошо усваиваются учениками, так как им понятно их образное содержание. 

Определяющими задачами в работе над полифоническими произведениями преподавателя фортепианного класса на хоровом отделении ДМШ и ДШИ являются следующие моменты:

-научить ученика «слушать» и «слышать»;

-научить осознанно «петь» произведение, в котором содержатся контрастные голоса, подголоски, имитация;

 -полноценно воспринимать полифоническое изложение;

– ощущать художественный смысл музыкального произведения;

-прививать музыканту общую культуру.

Академик Б. Асафьев писал: [1, «Пение» на инструменте -одна из замечательных традиций русского и мирового музыкального искусства. Ее нельзя сводить лишь к достижению напевности звука. Это понятие органически включает в себя одухотворенность исполнения, «поиски в инструментах выразительности и эмоционального тепла, свойственных человеческому голосу». с221].

Уже более 20 лет я являюсь старшим преподавателем фортепиано на хоровом отделении Санкт -Петербургской детской школы искусств № 37.

В начале 3 четверти учащиеся 4-8 классов получают пьесу для самостоятельной работы. Музыкальные произведения для самостоятельной работы – это обработки народных песен в полифоническом изложении. За годы практики накопился достаточно большой репертуар. (Примерный список произведений для самостоятельной работы представлен в Приложении).

Учащиеся хорового отделения знакомятся с различными видами полифонии: подголосочной, контрастной и имитационной. Музыкальные произведения для каждого класса подобраны с конкретными целями и определенными задачами.

Для учащихся 1-3 классов на занятиях в фортепианном классе происходит знакомство с полифоническими произведениями с подголосочной полифонией. Эти произведения могут быть в работе, как в ознакомительном порядке, так и для использования в исполнительском репертуаре для концертов (классных, тематических, академических). Пьесы с подголосочной полифонией, как правило, обработки народных песен, в которых одна рука ведет главную мелодию, а во второй руке – подголоски, тематически связанные с основной мелодией. (р.н.п. «Коровушка»; р.н.п. «Пастушок» и другие). (*Эти произведения -в авторских обработках И. Лебедевой и Ю. Лепилиной).

Разучивая каждый голос отдельно, ученик знакомится с особенностями подголосков; с их самостоятельностью и общностью. Такой вид учебной работы значительно повышает интерес ребенка к освоению полифонической музыки, а главное, закладывает в сознании маленького музыканта «живое», конкретное образное восприятие голосов. (р.н.п. «Во поле береза стояла»; р.н.п. «Утенушка луговая»; р.н.п. «Селезень и утка» и другие).  (*Эти произведения -в авторских обработках И. Лебедевой и Ю. Лепилиной).

Следующий вид –контрастная полифония. Полифонические произведения с контрастной полифонией основаны на развитии самостоятельных мелодических линий. Начальной стадией восприятия полифонического звучания следует считать фактуру в двухголосном контрастном изложении. Следует обратить внимание ученика на то, что сопровождающий голос почти всегда имеет гармоническую (функциональную) основу. В таких произведениях необходимо научить ребенка «вслушиваться» в звучание каждого голоса в отдельности, а также, и двух взаимосвязанных голосов вместе.

(р.н.п. «Ивушка»; р.н.п. «Ночка темная»; р.н.п. «Свет Иван лужочком идет» и другие). (*Эти произведения -в авторских обработках И. Лебедевой и Ю. Лепилиной).

Третий вид –имитационная полифония. Полифонические произведения основаны на последовательном проведении в разных голосах либо одной и той же мелодической линии (канон), либо одного мелодического отрезка (фуга).

Имитационная полифония уже с младших классов должна быть обязательной составной частью педагогического репертуара ученика. Канон – является важной стадией восприятия и структуры музыкального произведения. Язык достаточно прост и доступен для ребенка. Вслед за освоением простой имитации (повторения мотива в другом голосе), начинается работа над произведениями канонического склада. (р.н.п. «По дороге жук, жук»; р.н.п. «На речушке, на Дунае»; укр.н.п. «Зайчик» и другие). (*Эти произведения -в авторских обработках И. Лебедевой и Ю. Лепилиной).

Уже в работе над отдельными голосами ученик должен услышать и выявить в своем исполнении интонационную и ритмическую характерность мелодической линии. Следует обратить внимание на штрихи, фразировку и динамические нюансы, соответствующие смысловому содержанию мелодики.

 И. Гофман в одном из своих интервью отмечал: [2, «Учащийся окажет себе очень хорошую услугу, если он не устремится к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах. …Только когда овладеешь музыкой таким образом, можно ее «озвучивать» на рояле…Ибо «игра» – это только выражение при помощи рук того, что он (исполнитель) прекрасно знает» с.217]. 

 Эти моменты в равной степени характерны для работы над каждым голосом. После уяснения роли каждого голоса в определенном отрезке произведения, необходимо приступить к объединению голосов. 

Кроме того, работа над голосоведением неотделима от связанного с ней непосредственно разбора верной аппликатуры. Следует обратить внимание ученика на музыкально-смысловую роль аппликатуры, ее влияние на интонационную, ритмическую выразительность звучания, на певучесть, плавность голосоведения.

 С. Фейнберг писал: [3, «Аппликатура играет в пианизме роль своего рода инструментовки». с.288].  

Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно лишь при условии постепенного наращивания знаний, умений и полифонических навыков. Всякое нарушение этого процесса ломает естественную логику музыкального развития ученика, а подчас, и лишает их основной базы в дальнейшей работе над более сложными полифоническими произведениями. Поэтому перед преподавателем музыкальной школы, закладывающим фундамент в области овладения полифонией и полифонической техники, стоит серьезная задача: научить ребенка любить полифоническую музыку, понимать ее и с удовольствием работать над ней. 

И в заключении хотелось бы привести замечательные слова Г.Цыпина:[4,«Слышать музыку…оперировать внутреннеслуховыми представлениями, создавать в слуховом воображении некие картины и образы -это и есть творчество музыканта -исполнителя в чистом виде».с319].

 

Приложение

Примерный список произведений для самостоятельной работы

учащихся хорового отделения

 

Четвертый класс

р.н.п. «Зайчик»

р.н.п. «На речушке, на Дунае»

р.н.п. «Ночка темная»

р.н.п. «По дороге жук, жук»

р.н.п. «У меня ли во садочке»

р.н.п. «Уж ты сизенький, петун»

р.н.п. «Я пойду ли молоденька»

 

Пятый класс

укр.н.р. «На горе, горе»

укр. н.п. «Хмель лугами»

фр.н.п. «Пастушка»

швейц. н.п. «Кукушка

обр. Н.А.Римского -Корсакова «Ай, во поле липынька»

обр. Н.А.Римского -Корсакова «Сидел Ваня»

 

Шестой класс

р.н.п. «Лучина»

р.н.п. «Со вьюном я хожу»

обр. М.Балакирева «У ворот, ворот»

обр. Г.Орлянского «Подоляночка»

А. Лядов «Подблюдная»

А. Лядов «Ты не стой, колодец»

 

Седьмой -Восьмой классы

р.н.п. «Ах ты, степь широкая»

Р.н.п. «Подойду, подступлю»

укр.н.п. «Отчего соловей»

А.Глазунов «Не велят Маше за реченьку ходить»

обр. Н.Леонтовича «Ой, из-за горы каменной»

обр. Н.Леонтовича «Отдала меня матушка»

обр. Н.Леонтовича «Щедрик»

обр. Я.Степового «Ой, летает сокол»

 

Список литературы

1.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Ленинград: 1971.-221с.

  1. Гофман И. Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре. Москва:1961.- 217с. 

3.Фейнберг С. Пианизм как искусство. Москва: Музыка,1965. – 288с.

  1. Цыпин Г. Музыкально -исполнительское искусство: Теория и практика.-СПб.:Алетейя, 2001.-320с.