ВНЕДРЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПЛАНА НАСТАВНИЧЕСТВА ЧЕРЕЗ КОМАНДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО НАСТАВНИКОВ И НАСТАВЛЯЕМЫХ
В знак высочайшей общественной значимости профессии учителя и к 200-летию со дня рождения одного из основателей российской педагогики Константина Дмитриевича Ушинского 2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.
Какой он современный педагог? Современный педагог – это человек интересный, понимающий, любящий свой предмет, умеющий использовать новые технологии и находить подход к каждому ребенку.
Наставничество в образовании – важнейшее условие в профессиональном становлении молодого педагога, в повышении педагогического мастерства, оно значимо и в профессиональной ориентации детей. Наставничество сегодня – и популярный тренд, и осознанная необходимость.
Чтобы стать настоящим наставником, не нужно показывать свои грамоты и дипломы. Для начала нужно поделиться тем, чем богат ваш опыт и потенциал. Вспомните, какие навыки вы можете легко передать коллегам, и определите свою мотивацию.
Задача наставника – помочь молодому педагогу или уже опытному – реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Педагог – наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, воспитанников, родителей.
Мы с коллегой став наставниками у педагогов, имеющих уже определенный опыт работы с детьми, решили объединить наших наставляемых, так как была выбрана общая тема: «Дистанционная форма проведения родительских собраний в современных условиях». Педагоги учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией. Проблема наставляемых заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями. Наша задача, как наставников – помочь наставляемым оказаться в ситуации «Могу – хочу». Они уже обладают необходимыми знаниями. Но им нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства. То есть при имеющемся желании предоставить им возможность для практической деятельности. Поэтому посоветовавшись, мы выбрали командную форму наставничества.
Сегодня модель командного наставничества прочно пришла в образовательные организации, считается одной из современных за счет того, что участники обогащаются не только от наставника, но и друг от друга. Командное наставничество помогло в короткие сроки осуществить подготовку всех участников.
В рамках плана мероприятий нашего детского сада, посвященных году педагога и наставника, с целью повышения престижа наставничества, признания значительного личного вклада, обеспечения профессионального становления, развития и адаптации, наставническая деятельность осуществляется на основании разработанного Положения, «Дорожной карты» внедрения целевой модели и Программы наставничества в МБДОУ д/с №53. Программа наставничества разрабатывается куратором (с участием наставников) и включает в себя:
– реализуемые в ДОУ формы наставничества («руководитель – руководитель»; «педагог– педагог»; «руководитель – педагог»; «руководитель – студент») с учетом вариаций ролевых моделей по каждой форме;
– типовые индивидуальные планы развития наставляемых под руководством наставника по каждой форме наставничества, на основе которых наставнические пары (наставляемый с наставником) разрабатывают свои индивидуальные планы с учетом выбранной ролевой модели.
Ответственность за организацию и результаты наставнической деятельности несет руководитель ДОУ, куратор наставнической деятельности и наставники в рамках, возложенных на них обязанностей по осуществлению наставничества в ДОУ.
Для вновь принятых и молодых педагогов, состоялся конкурс профессионального мастерства среди наставников, в котором опытные педагоги приняли активное участие. Наставникам необходимо было пройти такие испытания как: «Визитная карточка», «Публичная защита индивидуального плана работы наставляемых по профессиональным проблемам» и «Блиц опрос». Всей командой был подготовлен календарный план наставничества, придуман и снят видеоролик презентации команды, а также внимание обратили и на поддержку наставляемых.
После конкурса команда перешла к практике и совместно с наставляемыми обсудили план родительского собрания в формате онлайн «Перелистывая страницы учебного года», продумали важные вопросы, которые следовало осветить родителям. В завершение работы, был оформлен протокол дистанционного родительского собрания.
Главное – заинтересованность! Поэтому мы хотим нести свой опыт «в массы». Для этого по итогу нашего сотрудничества задумали разработать готовый продукт – методический кейс для педагогов «Интересные формы проведения онлайн собраний с родителями и детьми».
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НАТАВНИЧЕСТВА
№ п/п | Содержание
деятельности, месяц |
Исполнитель |
1 | Апрель | |
1.1 | Анкетирование по выявлению дефицитов сопровождаемых | Наставник, наставляемый |
1.2 | Составление плана работы наставника | |
1.3 | Просмотр вебинара для наставляемых «Секреты эффективного общения с родителями» | Наставляемый |
1.4 | Методические рекомендации «Дистанционное взаимодействие с родителями» (из опыта работы) | Наставляемый |
2 | Май | |
2.1 | Просмотр вебинара: «Современное родительское собрание в детском саду: формы, методы и приемы» | Наставляемый |
2.2 | Рассмотрение и обсуждение образцов протоколов родительских собраний. | Наставник, наставляемый |
2.3 | Подготовка и организация дистанционного итогового родительского собрания. | Наставник, наставляемый |
2.4 | Посещение дистанционного родительского собрания в группах №10,11 | Наставник, наставляемый |
2.5 | Проведение дистанционного итогового родительского собрания. | Наставляемый |
2.6 | Оформление протокола дистанционного родительского собрания | Наставник, наставляемый |
3 | Июнь | |
3.1 | Прохождение курсов: «Есть контакт! Работа педагога с современными родителями, как обязательное требование Профстандарта «Педагог» 16ч. | Наставляемый |
3.2 | Самостоятельное изучение методической литературы по проведению и оформлению дистанционного родительского собрания | Наставляемый |
4 | Август | |
4.1 | Организация и подготовка дистанционного родительского собрания на начало учебного года. | Наставляемый |
4.2 | Методический кейс «Интересные формы проведения онлайн собраний с родителями и детьми». | Наставник, наставляемый |
4.3 | Анкетирование «Удовлетворённостью работой наставка». Подведение итогов. | Наставник, наставляемый |
Такие далеко идущие цели не спроста! Мы уже давно приступили к реализации нашего плана, и нашли много интересной информации, которая, несомненно, будет полезна не только для педагогов, но и для родителей воспитанников.