Опыт работы преподавателя филологических дисциплинвысшей категорииЕвстигнеевой Людмилы Александровныпо теме:Проектная деятельность как фактор формирования и развития духовно-нравственной личности

ФИО: Евстигнеева Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2510
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Опыт работы преподавателя филологических дисциплин высшей категории Евстигнеевой Людмилы Александровны по теме: Проектная деятельность как фактор формирования и развития духовно-нравственной личности
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Владимирской области

« Юрьев – Польский  индустриально – гуманитарный колледж»

 

 

Опыт

работы преподавателя филологических дисциплин

высшей категории

Евстигнеевой Людмилы Александровны

по теме:

Проектная деятельность как фактор формирования и развития духовно-нравственной личности

 

 

 

 

г. ЮРЬЕВ – ПОЛЬСКИЙ

2020 год

«В будущей России образование не должно

отделяться от духовного воспитания…»

И.Ильин

 

Теоретическое знание мертво,

Коль в действие оно не превратится.

Без опыта не пропускает никого

Духовный мир через свою границу.

     М.Озолиня

 

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

(Саади.)

 

 

 

 

  1. Условия возникновения, становления опыта

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Современным национальным воспитательным идеалом в настоящее время является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России.

Как же воспитать высоконравственную личность в наше непростое, сложное время, да ещё работая в профессиональном училище с «трудными» подростками?

Существуют стереотипы, сложившиеся в нашем обществе, что обучающиеся отделения по подготовке рабочих и служащих не способны к творческой самореализации, самосовершенствованию. Но я своим опытом работы хочу опровергнуть такое убеждение.

В нашем отделении  в основном учится  «трудная» молодежь. Почти все учащиеся – из неполных семей или сироты. Злоупотребляют спиртными напитками и табакокурением более 75% учащихся. Из них – 21% девушки. Среднее потребление сигарет – 7-8 штук на одного учащегося.

Очень часто подростки обнаруживают целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, агрессивны, конфликтны, что затрудняет их общение с окружающими и создаёт значительные трудности с точки зрения их воспитания.

Учащиеся приходят к нам в училище с заниженной самооценкой и пытаются самоутвердиться путём физической силы или моральным унижением более слабого учащегося.  Около 30% учащихся состоят на учёте в  ГДН.

Возраст ребят, которые приходят к нам в училище – от 15 до 21 года. Это самый сложный период в жизни подростков. В это время формируется их мировоззрение, взгляды, характер. Как же нужно правильно и с большой осторожностью не «проглядеть» подростка, чтобы он не совершил ещё одно правонарушение, чтобы обратил своё внимание и интерес на учёбу!

Обычно все эти ребята в основной школе просто «отсиживались» на задней парте. Почему? Причин может быть несколько. Не усвоил вовремя материал, пропустил несколько дней по болезни, плохая память, неустойчивое внимание и т.д. А затем – последняя парта и никакого внимания со стороны учителя! Затем, оказавшись без поддержки педагога и родителей, учащийся, «подросший» на задней парте, начинает обращать на себя внимание окружающих, требовать к себе уважения, да ещё как и какого! Обычно это выражается в грубом обращении с преподавателями, в курении, наркомании, уличных драках, пьянстве…А где же учёба? Где интересы, увлечения подростка? Их просто нет! Нет стремлений к познанию, психологическая  самоустановка – «мне ничего не надо»!

Я считаю, что проектная деятельность поможет создать благоприятные возможности для самовыражения подростков, повысить их интерес к окружающей действительности. При этом мы можем добиться стабильных результатов в обучении и воспитании учащихся. 

Проектная деятельность способствует формированию личности, её творческих способностей.  Исходя из того, что исследовательская деятельность имеет творческий характер, предлагаю учащимся разнообразные творческие и исследовательские задания. В ходе выполнения заданий, последующей защиты учащиеся имеют возможность реализовать свои индивидуальные способности, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. 

Как показал этот опыт, вовлечение в проектную деятельность как можно большего числа учащихся способствует повышению интереса к образовательным предметам, междисциплинарным вопросам, социальным и экологическим проблемам, стоящим перед современным человечеством, обеспечивает не только интеллектуальное, но и социальное, нравственное воспитание личности. Совместная работа  в коллективе развивает коммуникативные качества личности, коллективизма, позволяет примерить несколько общественных ролей, формирует чувство ответственности за конечный результат, чувство справедливости и эстетический вкус.

Важно то, что учитель может и должен привлекать к исследованиям не только лучших учеников, имеющих хорошие достижения в учебе, но и тех, кто пока себя не проявил. На обычном уроке, который, как правило,   носит репродуктивный характер, бывает трудно, а то почти невозможно проявить творческие способности. Поэтому очень часто можно наблюдать,  как раскрываются прежде никому не интересные «посредственные» ученики, как возрастает их самооценка.

  1. Актуальность и перспективность опыта

     Перед современной системой образования ставится задача воспитания выпускников, способных самостоятельно решать встающие перед ними новые, ещё неизвестные проблемы. Эффективность применения исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе, последующее развитие исследовательской деятельности, формирование на основе исследовательской деятельности необходимых качеств личности позволяет учащимся приобретать навык ориентации в проблемных ситуациях, владеть способами их разрешения.

В ходе проектной деятельности учащиеся усваивают определенный социальный опыт, нормы, ценности, реалии.

Воспитательное значение исследовательской деятельности  для развития личности учащегося велико.

Проектная деятельность – это условие для развития духовности, для развития личностного начала, того уникального в нас, что презентует нас в жизни.

Для исследователя необходима свобода от стереотипов, помогающая понять людей – себя и других. Необходимо развивать способность смотреть и видеть, наблюдать. Смотрят все зрячие, а видят те, кто пытается вникнуть в суть явления. А главное, именно исследовательская деятельность более всего помогает становлению личности школьника, то есть процессу воспитания. Личность предполагает в первую очередь самосознание[1] и проявляет себя в поступке. В развитии личности исследование выступает универсальной способностью, так или иначе включенной во все виды деятельности, выступая основой познания мира, других людей, а также самопознания.

А наша жизнь в ее развитии, непрерывном и все более убыстряющемся изменении, становится все более и более непредсказуемой. Поэтому развитие исследовательских навыков должно стать необходимостью для каждого учащегося.

Для чего простому российскому школьнику нужно овладевать исследовательскими навыками? Думается, что вовсе не для того, чтобы быть ученым. Ведение исследования – способ развития личности, его субъектной позиции. Способность вести исследование – самое главное качество, которое позволяет человеку обрести собственную миссию в жизни, сознание того, зачем он явился в этот мир.

Вовлечение в исследование повышает способность анализировать ситуацию, выявлять проблемные точки, ставить адекватные задачи, прогнозировать возможные последствия собственных действий.

Всем нам знаком расхожий образ чиновника, который руководствуется исключительно нормативными документами и не видит за ними конкретных судеб людей, не вникает в ситуацию отдельных личностей, не относится с участием к человеку. Такой чиновник является не субъектом своей управленческой деятельности, а лишь звеном, винтиком административной машины. Как же изменить ситуацию? Возможно, наиболее верный путь заключается в том, чтобы привить ему способность мыслить с исследовательской позиции. Поскольку главная проблема здесь — то, что чиновник действует по запрограммированному алгоритму, не анализируя последствия его применения и не вникая в особенности каждой конкретной ситуации. Он не выходит и не хочет выходить в исследовательскую позицию, которая позволила бы ему зафиксировать специфические особенности каждого случая, каждой ситуации, что предполагает прежде всего способность к наблюдению, позволяющую выявить и зафиксировать конкретные факты и тенденции в развитии ситуации. И потом на основе установленных особенностей произвести анализ нормативов на предмет их наиболее адекватного применения к конкретной ситуации исходя из интересов человека.

 

Все это доказывает необходимость специальной работы, реализации особых программ, позволяющих целенаправленно развивать исследовательский тип мышления у молодого поколения, причем развивать в обязательном порядке, в большей или меньшей мере у всех учащихся, в рамках обязательного компонента общего образования.

Технология классно – урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений, навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Исследовательская деятельность позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с учащимися вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Я думаю, что этот опыт перспективен и в дальнейшем, т.к. данный опыт способствует решению задач, поставленных перед образовательным учреждением. А именно речь идёт о социальном  заказе.

 

 

 

  1. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея заключается в том, что исследовательская деятельность способствует формированию духовно-нравственной личности, помогает учащемуся осознать своё «Я».

Целью моей педагогической деятельности является создание условий для формирования и развития духовно-нравственных качеств личности в ходе исследовательской деятельности учащихся.

Для достижения этой цели я определила следующие задачи:

  1. Изучить литературу и другие источники по теме « Исследовательская деятельность как фактор формирования и развития духовно-нравственной личности».
  2. Разработать и включить в тематическое планирование исследовательские и творческие задания для формирования и развития индивидуальных способностей каждого учащегося, на применение имеющихся знаний и приобретение новых.
  3. Разработать программу факультативных занятий с учётом формирования и развития духовно-нравственных качеств личности в ходе  исследовательской деятельности учащихся.
  4. Скомплектовать инструментарий для отслеживания динамики формирования и развития духовно-нравственных качеств учащихся,  в ходе исследовательской деятельности, сделать соответствующие выводы.

 

 

 

  1. Теоретическая база опыта

 

Рассматривая школу как производное от латинского слова — Scale (скалистая лестница трудного духовного, нравственного восхождения), утверждая, что носителем Scale является учитель (то есть учитель и есть школа, школа в нем, а не вне его), мы рассматриваем Учителя как человека творящего, излучающего, дарящего Свет, Жизнь, смысл Жизни, Любовь, Знания, Мудрость. Мы рассматриваем учителя как Человека несущего свою Миссию: способствовать духовному нравственному, восхождению Человека, выживанию и спасению Жизни на земле.

Основой мировоззрения такого Учителя призвано стать гуманное педагогическое мышление, уходящее корнями в глубины философского, классического педагогического наследия.

Гуманное педагогическое мышление имеет исконно русские (российские) истоки: оно основано на духовно-нравственных ценностях православия, на русской философии, (Соловьев В.С., Флоренский П.А., Ильин И.А., Булгаков С.Н., Бердяев Н.А., Вернадский В.И., Лосев А.Ф., Бахтин М.М.), психологии (Рубинштейн С.Л., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Лурия А.Р.), педагогики (Ломоносов М.В., Добролюбов Н.А., Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Каптеров П.Ф., Вентцель К.Н., Зеньковский В.В.).

Гуманно-личностный подход к воспитанию в современной российской школе опирается на глубинную мудрость российского менталитета от Сергия Радонежского до В.И. Вернадского; он питается жизненным источником мировой педагогической мысли от Конфуция и Сократа до Дж. Дьюи и М. де Монтеня, он несет в себе чистоту идей современных мыслителей от Л.С. Выготского и Д.Н. Узнадзе до Я. Корчака и В.А. Сухомлинского.

 

«Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нем духовность его инстинкта. Если дух в глубине бессознательного будет пробужден и если инстинкт будет обрадован и осчастливлен этим пробуждением, то в жизни ребенка свершится важнейшее событие и дитя справится со всеми затруднениями и соблазнами предстоящей жизни: ибо «ангел» будет бодрствовать в его душе и человек никогда не станет «волком» (Ильин И.А.).

Н.Н. Моисеев, размышляя о трудной роли учителя в духовном воспитании, говорит:

«Учитель не может передать ученикам свой духовный мир — это не арифметика! Люди очень разные, и то, что для одного может составить смысл жизни, стать целью, во имя которой человеку хочется жить, для другого не стоит ничего! Но учитель обязан показать детям, и не только детям, но всем, кого он так или иначе учит, такие грани бытия, о существовании которых они даже не догадываются».

Система образования пока еще не вышла из полосы реформ. Остаются не только нерешенные, но вовсе еще и непоставленные проблемы. К таким проблемам, в первую очередь, относится духовно-нравственное воспитание подрастающих поколений. Постановка этой проблемы связано с резким падением духовного здоровья российского общества. Причины духовной стагнации заключаются в смене идеологических ориентаций, в появлении духовного вакуума (проникновение западной коммерческой культуры, культа насилия, эгоизма, обмана, порнографии и т.д.). Бездуховность, низкая нравственность, а также грубость, преступность, наркомания, алкоголизм и многие другие пороки нашего времени – все они разрушают человека, общество и государство.

Ключевым понятием для поиска новых идей в духовно-нравственном воспитании является понятие «духовность». Под «духовностью» мы понимаем состояние человеческого самосознания, которое находит свое выражение в мыслях, словах и действиях.

Духовность также тесно связана с национальной идеей процветания и защиты современной России, без нее невозможно добиться серьезного результата ни в политике, ни в экономике, ни в системе образования.

Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова, то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Как видим, в этом определении понятия «духовность» и «нравственность» во многом перекликаются.

Какие же технологии нужно применить для воспитания высоконравственной личности?

В своей работе я использую теоретическую базу нескольких известных педагогических технологий:

  • Педагогика сотрудничества и гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили, в центре внимания которой – личность учащегося, стремящаяся к реализации своих возможностей, творчеству. Содержание образования представляет собой среду, в которой происходит становление и развитие личности учащегося. Ей свойственна гуманистическая направленность, гуманистические нормы и идеалы. Подход к учащимся идёт через атмосферу любви, заботы, сотрудничества.
  • Технология проблемного обучения Дж.Дьюи, в котором основное внимание уделяется условиям успешности обучения. Цель такого образования состоит в том, чтобы учащийся самостоятельно и с интересом приобретал недостающие знания из разных источников.
  • Личностно-ориентированное обучение (И.С.Якиманская),реализация которого позволяет личность познать себя, самореализоваться, развивать свои индивидуальные способности.
  • Технология ТРИЗ С.Альтшуллера, которая нацелена на творческую деятельность. Это педагогика сотрудничества учителя и учащегося. Учитель стремится организовать деятельность так, чтобы побуждать учащихся учиться мыслить, рассуждать, творить. Именно в данной ситуации большое значение отводится организации самостоятельной работе учащихся.

В организационном плане она предполагает следующее:

  • Включает каждого учащегося в процесс самостоятельной деятельности(с учётом их индивидуальных способностей)
  • Осуществляется переход от простых знаний к более сложным
  • Постоянное обеспечение консультаций и контроль

 

Источниками знаний при организации самостоятельной работы являются:

  • Учебники
  • Периодические издания
  • Энциклопедии
  • Словари
  • Справочники
  • Интернет

 

 

 

 

 

 

  1. Новизна опыта

Для создания условий формирования и развития духовно-нравственных качеств учащихся, выявления влияния исследовательской деятельности  на их развитие было выполнено следующее:

  1. Определена структура и содержание среднего базового литературного образования для воспитания личностных качеств учащихся.
  2. Подобраны методики отслеживания динамики становления и развития духовно-нравственных качеств учащихся.
  3. Выделены приоритетные направления выбора форм и методов деятельности учащихся во внеурочное время, способствующих развитию их духовности.
  4. Разработаны внеклассные мероприятия.
  5. Подобраны темы творческих индивидуальных работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Технология опыта

 

Исследовательская деятельность – одно из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета. Она может использоваться как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) и как самостоятельная деятельность. Исследовательская деятельность позволяет многого достичь:

– во-первых, она изменяет суть преподавания (в соответствии с процессами модернизации образования). Ученик становится в позицию равную учителю. Он не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам (учитель руководствует, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося).

– во-вторых, увеличивающаяся доля самостоятельности ученика в учебной деятельности повышает качество обучения.

– в-третьих, знания, приобретенные в результате исследовательской деятельности, более прочные знания, которые становятся личным достоянием учащегося.

– в-четвертых, результатом исследовательской деятельности становится исследовательская работа, позволяющая учащемуся заявить о себе, представить свою работу на конкурс. Участие в подобных мероприятиях позволяет школьникам реализоваться, успешно социализироваться в группе, обществе.

Исследование может быть самостоятельной творческой деятельностью учащегося. Здесь под исследовательской деятельностью понимается такая форма работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным ранее решением.

Главная цель – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления. Конечный продукт такой деятельности (реферат, собственное исследование, доклад) выносятся на презентацию. Такой презентацией может стать урок, участие в общероссийских конкурсах.

 

Становление и развитие духовно-нравственного потенциала при использовании рационального фактора реализуется несколькими путями:

  1. Через приобщение учащихся к искусству, живописи, музыке, театру, а также к различным видам творческой деятельности.
  2. Через развитие образно-эмоциональной сферы молодых людей в повседневной жизни. Гармония человека с внешней средой при этом достигается через развитие потребностей, интеллектуальной, чувственно-волевой и мотивационной сферы, через стимулирование ускоренного развития социально значимых качеств личности, коммуникативных свойств и через создание внутриличностного, межличностного психологического комфорта.
  3. Через оценку и самооценку уровня развития знаний, навыков и умений, которые учащийся получает при витагенном опыте (процесс накопления жизненного опыта, который стал лично значимым для индивида) и при овладении учебными предметами.

Русская же литература XIX и XX вв., ее лучшие произведения помогают человеку обрести духовные ценности.

Именно поэтому на уроках литературы сегодня так важно рассматривать не только особенности стиля писателя, но настойчиво говорить о духовности, о воздействии литературы на становление личности. И здесь первостепенной задачей  видится создание на уроке особого духовного пространства.

Как же это происходит на моих уроках литературы?

Первое – создано адаптированное календарно-тематическое планирование, где на первый план выносятся темы, связанные с воспитанием духовности.

Второе – введены  в уроки своеобразные «нравственные погружения», связанные с тематикой предстоящего на уроке разговора «долг», «честь», «совесть», «счастье», «память», «любовь».

Третье– спланирована внеурочная деятельность в сотрудничестве с классными руководителями (Проведение совместных классных часов на морально-этические темы, поэтические вечера).

Четвёртое– подготовка научно-исследовательских работ по духовно-нравственным проблемам русской литературы, литературному краеведению.

Для успешного достижения своей цели в области самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся я веду работу поэтапно.

Любой процесс, организованный системно, должен содержать три обязательных элемента:

  • Подготовительный этап (в моей системе эту роль выполняют посещения библиотек, выставок, театральных постановок в областном театре драмы им Луначарского, посещение кинолектория, музейные экскурсии)
  • Основной этап (в моей системе это исследовательский процесс, выстроенный в методике анализа литературных произведений писателей)
  • Заключительный этап (в моей системе это ситуация успеха, которая должна привести юного исследователя к новым проектам)

 

Подготовительный этап:

Особое внимание в подготовке  к исследовательской деятельности я уделяю именно этому этапу. У учащихся должно быть развита именно эмоциональная сторона жизни, у них должен быть расширен кругозор для того, чтобы смогли возникнуть вопросы на уроках литературы и русского языка.

Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, врачи, философы, педагоги использовали разные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, театра, движений, музыки, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. Видные древнегреческие философы Пифагор, Аристотель, Платон, Демокрит указывали на профилактическую и лечебную силу воздействия искусства на человека.

Искусство своей образностью активно воздействует на сознание, чувства, волю людей. Искусство воздействует  на духовно – нравственное становление личностиТеатральное искусство представляет собой богатейший материал для вовлечения подростков в процесс познания, духовного и социального развития.

Киноискусство – мощное воспитательное средство, расширяющее познавательный диапазон зрителя, формирующее его социальное воззрение, эстетическое представление, вкус, этические идеалы. Основной целью просмотра должна стать их подготовка к восприятию проблемной информации представленных кинокартин, формирование отношения к киноискусству как к средству познания мира.

После каждого мероприятия обязательно проводится обсуждение (что вызвало интерес у учащихся, какие возникли вопросы, какие идеи, мысли).

После очередного просмотра кинолектория на тему «Пить или не пить? Наркотикам-стоп!» учащиеся на обсуждении стали активно спорить о вреде алкоголя и в результате пришли к вопросу о смысле жизни. Одни учащиеся осуждали, а другие защищали спившихся людей, мотивируя это тем, что больные алкоголизмом люди не видят в жизни смысла. Алкоголь и наркомания  освобождает этих людей от накопившихся проблем. Выпивая, человек чувствует себя свободным и независимым. Мнения ребят разделились. Возникла проблема, которая требовала своего разрешения.

Итак, определилась проблема. В чём же заключается смысл слова «свобода»?

Решить эту проблему нам помогло изучение творчества А.С.Пушкина.

Прекрасно, если в результате спора ребят самостоятельно возникает проблема, но иногда нужно привлечь ребят к научно-исследовательской работе. Надо построить работу так, чтобы учащийся  сам захотел принимать в ней участие. Начинаю работу с того, что предлагаю ребятам сделать сообщение к той или иной теме на уроках. Рекомендую им следующее: сообщение должно быть кратким и интересным, не повторять содержание учебника. Затем слушаем это сообщение и анализируем, содержит ли оно реальные факты, как преподносится материал. Постепенно подвожу их к мысли, как и зачем пишется научная работа. Объясняю, что такое реферат, курсовая, научная работа. Предлагаю ребятам экскурсию в библиотеку. Там ребята знакомятся с разнообразной литературой: справочники, энциклопедии, научно-познавательная литература.

Ответственным этапом в научно-исследовательской работе с учащимися является подбор литературы. Здесь приходят на помощь библиотечные уроки. Учитель и библиотекарь должны помочь в подборе литературы. Учим ребят работать с картотекой, каталогом. Учащийся вместе с учителем и библиотекарем подбирает необходимую литературу, изучает её и конспектирует.

Основной этап

На этом этапе определяется проблема, которую предстоит сформулировать, аргументировано доказать её решение. Обращение к литературоведению, основным трактовкам произведений, обязательно, как это принято для научно-исследовательской деятельности, первоначальное представление о которой и даёт ученическая исследовательская работа.

Учитель консультирует учащегося, помогает ему выделить главное, составить план, в соответствии с которым пишется черновик, затем работа полностью оформляется, все цитаты сопровождаются соответствующими сносками.

 

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе я разделяю на следующие виды:

 

  1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например: “Судьба женщины-матери в произведениях В.Г.Распутина”, “Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого “Война и мир””.

 

  1. Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, “Образ “маленького человека” в русской литературе”, “Мотив сна в русской литературе ХІХ века”.

 

  1. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: “Конфликт поколений в произведениях русских писателей ХІХ-ХХ веков”, “Особенности моды в литературном быте пушкинской поры”.

 

  1. Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка. Например: “В.М.Шукшин – писатель, актёр, режиссёр”.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.

Заключительный этап

Большую трудность учащиеся обычно испытывают при оформлении результатов проведенной работы и подготовке доклада. На этом этапе научный руководитель оказывает помощь в структурировании материала, в формулировании основных положений, в выборе формы выступления. Оригинальная композиция доклада, эмоциональность и убежденность, умение выразительно прочитать отрывок из анализируемого произведения, свободное владение необходимыми понятиями и готовность ответить на заданные вопросы — все это несомненные достоинства, которые нужно учитывать, оценивая исследовательскую работу учащегося.

Структура работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.

Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста произведения, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно выделить параграфы).

Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведенного исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений.

Очевидно, что характер решения исследовательских задач зависит не только от качества знаний, умений и навыков по литературе, имеющихся у учащегося, но и от уровня его общего развития. Чем глубже и шире жизненный и читательский опыт, тем больше сторон открывается учащемуся в художественном тексте. Чем лучше развито эмоциональное восприятие, языковое чутье, творческое мышление, тем интереснее интерпретации прочитанного. Поэтому, сотрудничая с учащимся в процессе выполнения работы по литературе, необходимо уделять самое пристальное внимание развитию этих качеств, помня о том, что в литературоведении равно важны и уверенное владение знаниями, и богатство личности исследователя. Таким образом, руководство самостоятельной деятельностью учащегося— сложная, педагогически продуманная система творческого общения, в процессе которого обсуждается прочитанное, формулируется тема работы, цели и основные проблемы, требующие рассмотрения, пути анализа текста. Руководитель помогает найти нужную литературу, консультирует, организует предварительное обсуждение доклада в группе.

Такая серьёзная работа на уроках русского языка и литературы воспринимается учащимися не только как средство подготовки к поступлению в вуз, но и как внутренняя потребность, как важнейшее условие саморазвития и самоутверждения. Важнейшее значение придается формированию коммуникативных умений, без которых осуществление исследования и его последующая защита на конференции невозможны. Ценно то, что и вне уроков ученики включаются в формы общения, способствующие развитию речевой активности, вербального интеллекта, необходимого будущему студенту.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Результативность

Критериями уровня оценки и самооценки духовно-нравственной воспитанностимогут быть:

– наличие у молодого человека научного мировоззрения;

– наличие чувства внутренней свободы у учащихся, которое представляет собой гармонию со своим внутренним миром, природой и социумом;

– стремление к самореализации;

– успешность ведущей, в нашем случае, образовательной деятельности;

– адекватность самооценки;

– сформированность мотивов поведения в согласии с высшими принципами нравственности и религиозными ценностями.

Среди учащихся было проведено анкетирование. О вполне осознанном выборе при определении важнейших ориентиров своей исследовательской деятельности и ее значении для собственного личностного развития свидетельствуют следующие ответы учащихся: на вопрос «что я ожидал и что получил от научно-исследовательской деятельности» ребята ответили:

  • «полученные знания и умения помогут мне сориентироваться в дальнейшей жизни»
  • «работа над исследованием помогла моей самореализации»
  • «в процессе научного исследования я понял, как важно много знать, как много надо читать»
  • «в процессе исследовательской деятельности я общался с интересными людьми, приобрел много друзей»

 

Учащиеся стали меньше сквернословить, употреблять спиртные напитки, курить, драться. На переменах общение учащихся протекает в спокойной атмосфере.

Учебно-методическая база кабинета литературы пополняется лучшими работами учащихся (исследовательские работы, доклады, рефераты)

Критериями результативности является степень духовно-нравственного воспитания учащихся.  Для проведения диагностики использовалась методика В.М.Медведева.

Основу изучения составили уровни сформированности духовно-нравственных качеств личности, а именно:

Ценностный (высший) уровень – «прорыв» из внешней моральной необходимости во внутреннее царство ответственности.

Сознательный уровень – учащийся знает основы духовно-нравственных ценностей, признаёт их значимость для личности и общества. В то же время, общественные ценности же не приобрели статуса личностных, учащийся умеет соотносить с ними свои поступки, но его нравственное поведение ситуативно, зависит от обстоятельств, настроения и др.

Индифферентный уровень – (безразличный, безучастный). Слабые знания учащихся о том, что «такое хорошо, что такое плохо».Усвоенные нравственные знания не всегда становятся основой убеждений, мотивы деятельности рассогласованы с нормами общественной морали.

На начальном этапе диагностики (2007-2008 год) было выявлено: в училище 70% учащихся  находились на индифферентном уровне сформированности духовно-нравственных качеств, 25% – на сознательном, 5% – на ценностном. Такие показатели отразили недостаточную степень сформированности духовно-нравственных качеств учащихся и подтвердили актуализацию рассматриваемой темы.

 

 

 

 

 

  1. Используемая литература

Лебедева С.А., Тарасов С.В., Викторов Ю.В. Экспериментальная и инновационная деятельность // Завуч. – 2017. – № 2.

 

Леонтович А.В. В чём отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. – 2001. – № 1.

 

Савенков А.И. Маленький исследователь. – Ярославль: Академия развития, 2002.

 

Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М., 2018.

 

Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы.— М., 2020.

Терентьева Р.П. Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе. // Русская словесность. – 2002. – №2.