Проект “Маленький Россиянин”

ФИО: Федотова Г.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2530
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Проект "Маленький Россиянин"
Итоговая оценка: 1 место,  96 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

“ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №58”

Проект «Маленький Россиянин»

Северск – 2021г.

Оглавление.

Актуальность 3
Гипотеза, цель и задачи деятельности, ожидаемый результат. 4
Принципы организации деятельности 5
Обеспечение проектной деятельности. 7
Мониторинг эффективности работы по проекту 10
Этапы деятельности по проекту  12
Результативность деятельности по проекту «Маленький Россиянин» 18
Литература. 20

Разработчики проекта: заведующий Андрунь Софья Владимировна, заместители заведующего по ВМР: Ненашкина Светлана Васильевна, Федотова Галина Владимировна.

Творческая группа: воспитатели 

Анкудинова Екатерина Валерьевна,

Гребенщикова Лариса Михайловна, 

Ерошевская Галина Геннадьевна,

Жилинская Елена Александровна, 

Сухова Антонина Константиновна, 

Фролова Людмила Алексеевна, 

Юрьева Елена Михайловна,

Кузнецова Ольга Валерьевна,

Пермякова Ольга Владимировна

педагог-психолог Конькова Ольга Саматовна, 

музыкальный руководитель Килеева Наталья Владимировна, 

инструктора  по физическому воспитанию Пашковская Галина Валерьевна

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательский, творческий, игровой.

По содержанию: естественно-научный, психолого-педагогический.

По числу участников проекта: педагогический коллектив, дети дошкольного возраста, родители.

По времени проведения: долгосрочный.

По характеру контактов: ДОУ,  социум города и области.

Актуальность проблемы.

 Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества, к его государственной символике. («Концепция патриотического воспитания граждан РФ»). Одной из основных задач ФГОС ДО является: «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». Поэтому нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в детском саду. Основные задачи патриотического воспитания в детском саду:

– формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, городу, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа;

– воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;

– воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей. 

Особенностью системы работы по  патриотическому воспитанию старших  дошкольников  является интеграция различных видов детской деятельности: речевой, художественно-эстетической, познавательной, конструктивной, игровой. Это связано с потребностью создать у ребенка целостную картину окружающего мира, где находятся в единстве природа, общество и человек. 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. О важности  гражданско-патриотического воспитания  говорят педагоги и родители. Доказательством выше сказанного является социологический опрос среди педагогов нашего ДОУ и родителей 99,5 % всех опрошенных родителей считают необходимым воспитывать патриотические и гражданские чувства  у детей с дошкольного возраста; 99,6% считают, что работа по воспитанию у  детей чувства патриотизма и гражданственности должна проводиться в детском саду и дома; 98,5% согласны  принять участие в реализации проекта по воспитанию у  детей чувства патриотизма и гражданственности.

Таким образом, формирование патриотизма, гражданственности – это важный момент в воспитании подрастающего поколения. Реализация проекта по формирования гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста позволит  решить данную проблему. 

Цель проекта: формирование основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста на народных традициях с учетом регионального компонента.

Задачи проекта:

  1. развивать у детей дошкольного возраста нравственно-патриотические качества: гордость за свою великую Родину, гуманизм, толерантность, желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
  2. формировать представления воспитанников о самобытности русского народа в прошлом и настоящим.
  3. повысить профессиональную компетентность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.
  4. повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах формирования у детей основ патриотизма и гражданственности, расширение продуктивного общения с семьями воспитанников в разных формах сотрудничества. 

 Гипотеза. Формирование у детей основ гражданственности и патриотизма  будет наиболее успешной в том случае, если она  построена системно,  на основе эффективных методов и технологий, многообразна и реализуется во всех видах деятельности дошкольника. 

Ожидаемые результаты: 

  1. Сформированность гражданско-патриотических чувств в процессе реализации  задач проекта. Воспитанники будут иметь достаточно высокий уровень знаний и умений по гражданско-патриотическому воспитанию (высокий уровень – 55%, средний – 45%), а самое главное, наши выпускники будут иметь представления о «малой» и «большой» Родине, об обычаях и культуре своего народа, проявлять экологическую культуру.
  2. Повысится профессиональная компетентность педагогов по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников через самообразование, проведение семинаров, практикумов, мастер-классов и консультаций. Высокий уровень педагогической компетентности будут иметь 70% педагогов, остальные – средний.
  3. Активно будет внедряться метод проектной деятельности в гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. 
  4. Повысится педагогическая компетентность родителей в вопросах формирования гражданских и патриотических чувств у детей, увеличится количество семей, участвующих в мероприятиях ДОУ и города. 
  5. В результате работы над проектом будут выработаны методические рекомендации, разработаны конспекты, проекты разной направленности для педагогов ДОУ  по использованию опыта в гражданско-патриотическом  воспитании детей, опубликованы наработанные материалы.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБДОУ «ЦРР – детский сад № 58». В  проекте примут участие дошкольные группы детского сада – 8 групп  дошкольного возраста (с 3 до 7 лет). 

Работа проекта проводится:

– с детьми в непосредственно образовательной деятельности, разных видов совместной деятельности педагога и ребенка: наблюдения, экскурсии, туристические походы,  разные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные), практическая деятельность и  экспериментирование, продуктивная деятельность, творческая  речевая деятельность, деятельность по индивидуальным и групповым проектам, театрализованная деятельность, праздники и развлечения и самостоятельной детской деятельности:

– с педагогами — в условиях проведения активной методической работы;

– с родителями в разных формах взаимодействий; 

– взаимосвязь с социумом (школы, библиотека, музей, музыкальная школа, театры, ГПДД, КООСиПР, зоопарк);

Проводится психолого-педагогическая диагностика,  осуществляется контроль,  за реализацией проекта и проводится  анализ деятельности.

Принципы организации работы.

а). Приоритетность регионального культурного наследия. В соответствии с этим в методическом кабинете подобран материал о городах Северск и Томск, Томской области, и, включающие как сведения об историческом прошлом, так и о современной культуре края: фотографии, макеты, альбомы, литература (художественная, справочная, детская). Помимо этого имеются карты, буклеты, аудио и видеозаписи, знакомящие детей с родным краем, Красная книга Томской области. 

б). В соответствии с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), программный материал проекта структурирован по образовательным областям для каждой возрастной группы, начиная со второй младшей. При решении программных образовательных и воспитательных задач нами учтены принципы интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В предлагаемом проекте рассмотрено введение  содержания работы патриотической направленности в каждую образовательную область.

Нами предложено следующее проектирование процесса интеграции воспитательно-образовательного процесса: 

Направление развития  Образовательная область и виды деятельности
Физическое развитие Образовательная область «Физическое развитие» (развитие выносливости и физических качеств)

– организация туристической деятельности (сезонные эколого-оздоровительные походы в природу) 

– подвижные игры (в том числе – народные, музыкально-хороводные), направленные на воспитание положительных черт характера,  толерантности, дружеских взаимоотношений

– спортивные праздники, соревнования, досуги  с участием родителей

формирование основ здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности воспитанников 

– беседы о влиянии окружающего мира и деятельности людей на здоровье человека

– чтение познавательной литературы, работа с иллюстративным материалом

Познавательно-речевое развитие Образовательная область «Речевое развитие » 

– игры-путешествия по родной стране, краю, городу;  рассматривание картин, иллюстраций и видеоматериалов; рассказывание о впечатлениях по наблюдениям, речевое творчество, словесные и настольно-печатные игры на гражданские и социальные темы

– игры (творческие и  дидактические игры, сюжетно-ролевые)

Образовательная область «Познавательное развитие»:

– «Кругосветка» и другие организованные формы работы по развитию представлений об окружающем мире, социальных отношениях, по формированию патриотических чувств и правового сознания

– проектная и исследовательская детская деятельность

– использование схем, символов, знаков, моделей, иллюстративного материала

–   КВН и викторины с гражданской и духовной  направленностью

– работа в мини-музее, экскурсии в Музее одного образа 

– целевые прогулки и экскурсии по городу: памятные места, строительные объекты, др. 

– знакомство с народной культурой, с народными промыслами, обрядами, традициями жителей – сибиряков

Художественно-эстетическое развитие Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

– чтение  художественной литературы, заучивание наизусть, беседы и рассказывание взрослых из личного опыта, прослушивание художественных произведений и сказок,  

работа в книжном уголке с детской книгой, в том числе с сибирским фольклором (сказки, мифы, легенды, былины ) и энциклопедиями, 

– тематические книжные выставки духовно-патриотической и правовой направленности 

– вечера литературных произведений, праздники, посиделки и театрализованные представления

– слушание музыкальных произведений   известных композиторов 

– пение и песенное творчество, хороводные игры

– государственные праздники (День Победы, День защитника Отечества, День 8 марта)

– вечера развлечений (День матери,  День старшего поколения), гостевые посиделки, народные праздники (Осенины,  Рождество, Масленица,  Троица, День семьи, и др.), 

– фестивали детского творчества (приобщение к изобразительному искусству, развитие творческих способностей):

 рассматривание альбомов с репродукциями картин на разные темы социального окружения ребенка

– продуктивные виды деятельности (рисование на социальные темы – семья, город, труд людей, знаменательные события и праздники)

– знакомство с народными промыслами, в том числе с умельцами Сибирского края

Социально-личностное развитие Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

сюжетные игры всех видов, режиссерские игры, дидактические и развивающие игры, игры-путешествия

– проблемно-игровые ситуации

– этические беседы

– детские  индивидуальные  проекты, совместные с родителями проекты и акции

– видео презентации

– целевые прогулки, прогулки и экскурсии для ознакомления с профессиями взрослых

– беседы, проблемные обсуждения, встречи с взрослыми разных профессий

– дидактические игры, схемы, модели, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представления о мире профессий, их взаимосвязях 

– изобразительная деятельность, отражающая в рисунках реальные трудовые процессы

беседы, чтение, работа с иллюстративным материалом, решение проблемных и практических ситуаций с целью формирования безопасного поведения в социуме и правильных способов обращения с инструментами, бытовой техникой 

– встречи с людьми, профессии которых связаны с безопасностью 

в). Развивающий характер, основанный на детской активности

г). Деятельностный подход в обучении.

  1. Обеспечение проектной деятельности.

7.1 Нормативно-правовое обеспечение.

– Закон РФ «Об образовании» 

– Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

– Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года;

7.2 Программное:

– комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», авторы О.А. Акулова, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2014 г.; 

– методический материал, способствующий повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-патриотического воспитания дошкольников (педагогические советы, круглый стол, семинары-практикумы, консультации, рекомендации);

– методический материал для оказания помощи педагогам в организации деятельности с детьми (рекомендации, перспективные планы, конспекты разных видов деятельности)

– обобщенный опыт педагогов ДОУ по данной теме: 

«Приобщение ребенка-дошкольника к общечеловеческим ценностям через знакомство с мифологическими образами народной культуры», 

«Устное народное творчество как средство знакомства детей с родной природой»,

 «Земледельческий календарь – вариативность использование регионального компонента в ознакомлении детей дошкольного возраста с народной культурой»,

 – Педагогический проект «Знакомство старших дошкольников с народными праздниками и традициями», (ознакомление воспитанников с народными праздниками «Оспожинки», «Рождество», «Масленица», «Троица» и др.)

 – Педагогический проект «Слава и гордость земли русской», (ознакомление старших дошкольников с героическим прошлым нашего народа) 

 – «Народная педагогика в организации работы с родителями», 

 – Экологический проект «Маленький островок Сибири» (ознакомление детей с природой родного края) 

 – Проект по правовому воспитанию «Ребёнок имеет  право» 

 -Эколого-оздоровительный проект «Юные туристы», (ознакомление детей с окружающим миром через организацию туристической деятельности с детьми), 

– Педагогический проект «Моя страна – Россия», (знакомство детей с историей России, символикой страны), 

– Педагогический проект «Семейные традиции», (знакомство воспитанников с семейными традициями). 

программы дополнительного образования дошкольников:

 «Куделюшка» (развитие у детей дошкольного возраста вокально-хоровых способностей на основе фольклора), автор музыкальный руководитель Килеева Н.В., 

«Степ-аэробика для дошколят» (формирование устойчивого равновесия, развитие уверенности, ориентировки в пространстве, общей выносливости, совершенствование точности движений, ловкости), автор инструктор по ФК Пашковская Г.В., 

«Песочная фантазия» (развитие эмоционально-волевой сферы), автор педагог-психолог Конькова О.С., 

 «Разноцветный лоскуток», (развитие творческих способностей в процессе работы с тканью), автор воспитатель Ерошевская Галина Геннадьевна 

«Рисуем вместе», (развитие творческих способностей в процессе рисования), автор Федотова Г.В.

 «Волшебные нити» (оптимизация детско-родительских отношений,  взаимный обмен и обогащение чувствами, эмоциями через совместное творчество; развитие творческих способностей и мелкой моторики пальцев рук детей 4-5 лет методом «ниткографии», развитие сотрудничества детского сада с семьёй.), автор воспитатель Фролова Л.А.

7.3 Материально-техническое: 

– размещение предметов народного быта в уголках сюжетно-ролевых игр;

– уголки народного творчества, патриотического и правового воспитания в группах старшего возраста; 

– уголок музыкальных инструментов;

– уголок театральной деятельности;

– уголок ряженья;

– макеты русской избы, скотного двора, природных зон и пр.;

– дидактические игры разной направленности (знакомство с государственной символикой, профессиями людей, декоративно-прикладным народным искусством, мифологическими персонажами, бытом русского народа),

– схемы, плакаты, фотографии, гербы городов;

– картотеки устного народного творчества, народных подвижных игр; 

– библиотека художественной и методической литературы для педагогов, художественная литература для детей; 

– иллюстративный материал, схемы, модели и пр.

Демонстрационный материал в методическом кабинете для проведения непосредственно – образовательной, совместной деятельности  в группах  и в «Музее одного образа» – предметы декоративно-прикладного искусства (гжель, хохлома, городец, дымковская и филимоновская игрушка); куклы в народных костюмах разных национальностей; куклы-мифологические герои. Для проведения праздников, тематических дней имеются костюмы русских богатырей, скоморохов, персонажей русских народных сказок, детские и взрослые народные костюмы для проведения посиделок, развлечений и обрядовых праздников.

Методический кабинет ДОУ постоянно пополняется большим количеством методической и художественной литературой, энциклопедиями, развивающими играми и другим необходимым материалом, который используют в своей работе воспитатели всех возрастных групп. Цветной принтер, цифровой фотоаппарат, видеокамера, проектор, компьютерные слайдовые презентации позволяет не только  проводить мероприятия на высокотехническом уровне, но и отражать жизнь ДОУ. Позитивные изменения материально–технической среды позволяют разнообразить содержание и методику проведения народных праздников¸ утренников и совместную деятельность с детьми по гражданско-патриотическому  воспитанию.

7.4 Кадровое обеспечение. 

В дошкольном учреждении воспитательно-образовательный процесс осуществляют 33 педагога: 27 воспитателей,  2 инструктора по физическому воспитанию, 2 музыкальных руководителя, учитель-логопед,  педагог-психолог. 

Кадровый потенциал ДОУ (в %):

Кадры Педагогический стаж  Образование Квалификационные категории
Воспи

татели

Специа-листы До 3-х лет До 10 лет Свыше 10 Пенсионеры по старости Высшее Среднее Непро-

фильное

Высшая Первая Без категории
27 6 27,1  11,5 49,9 11,5 63  37  39 29  12
  1. Выполнение проекта будет направлено на следующие субъекты. 

Работа с педагогами.  Уровень педагогического мастерства вновь прибывших педагогов в вопросах патриотического воспитания детей будет повышаться через систему методического сопровождения, самообразование. Методическую помощь в форме семинаров, методических объединений, практикумов и консультаций, мастер – классов и других форм работы им смогут оказать более опытные педагоги. Изучение и внедрение ранее обобщенного опыта работы по разным направлениям будет способствовать развитию профессиональной компетентности всех участников проекта.

Работа с детьми. Работа с детьми будет  активизирована использованием таких форм и методов как: 

– интегрированные занятия, 

– выставки в мини-музее, 

– совместная деятельность,

– исследовательская деятельность, 

– проектная деятельность

– наблюдения 

– экскурсии, 

– туристические походы, 

– государственные и обрядовые праздники и развлечения,  

– спортивные праздники и физкультурные досуги,

 – «Встречи с интересными людьми», 

– совместная деятельность в  «Музее одного образа»,

– викторины, 

– КВН,

– конкурсы, 

– игровые обучающие ситуации,

– дидактические игры, 

– кружковая работа (дополнительное образование).

Взаимодействие с родителями. Вовлечение родителей будет осуществляться через такие формы, как:

– родительские собрания в разных формах, 

– семинар – практикумы,

– конкурсы,

– дни открытых дверей,

– семейные клубы

–  участие в выпусках садовской газеты «Родничковая мозаика»,

– участие  в акциях, направленных на бережное отношение к родной    

природе

– участие в праздниках и развлечениях. 

– участие в спортивных досугах  и соревнованиях,  

– участие в выставках совместного творчества 

– участие в викторинах, 

– «Встречи с интересными людьми», 

– участие в туристических походах,

– участие в проектной деятельности 

  1. Мониторинг эффективности работы по проекту.

Диагностика усвоения материала проекта  проводится два раза в год (сентябрь и май), данные заносятся в таблицу, обработанные результаты озвучиваются на промежуточном и итоговом  педагогических советах. 

Диагностика осуществляется в соответствии с параметрами, рекомендованными в программах «Детство» и «Живой родник». При оценке результатов принимается во внимание способность воспринимать и анализировать, выражать собственное мнение по предлагаемым вопросам, на основе выработанных ценностей, умение сопереживать, оказывать посильную помощь.

  1. Диагностика: усвоение  материалов проекта  дошкольниками (по программе «Детство», авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др. Мониторинг профессиональной компетентности педагогов.
  2. Анализ удовлетворенности родителями деятельностью ДОУ.
  1. Реализация проекта: 
  1. Подготовительный этап 

Цель: организация работы по повышению  образовательного уровня участников проекта. 

Задачи:

  1. Провести вводную диагностику знаний детей.
  2. Провести анкетирование  педагогов по выявлению затруднений в реализации задач по формированию гражданско-патриотических чувств у детей.
  3. Провести анализ развития профессиональной компетентности педагогов.
  4. Провести анкетирование родителей о необходимости формирования чувств патриотизма и гражданственности у детей-дошкольников.
  5. Разработать и внедрить систему обучающих методических мероприятий для участников проекта.
  6. Сформировать творческие группы участников проекта, разработать проекты разной направленности по воспитания дошкольников по данной теме. 

На подготовительном этапе будут проведены организационные мероприятия: диагностика детей, анкетирование родителей и педагогов; организация работы творческих групп в ДОУ, информационные мероприятия по введению в проблему родителей и педагогов, издание нормативных документов, приобретение необходимой литературы и т.д. Проведение мониторинга выявит проблемы и поможет  определить пути её решения.  Педагоги приобретут знания о современных технологиях работы с дошкольниками и родителями. Работа будет осуществляться через обучающие семинары, семинары-практикумы, мастер – классы, консультации и другие виды деятельности. Организация творческих групп поможет сплотить коллектив единомышленников, более опытные педагоги будут наставниками у начинающих воспитателей. Проект предполагает активное участие родителей в совместной деятельности с детьми.

  1. Основной этап: 

Цель: внедрение системы по гражданско-патриотическому воспитанию в работу с детьми.

Задачи:

  1. Организовать разнообразную деятельность с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию. 
  2. Вовлечь родителей в работу по проекту.

На основном этапе педагоги повысят свою профессиональную компетентность по гражданско-патриотическому воспитанию через различные формы работы, что будет способствовать формированию у воспитанников  представлений о своей национальной идентичности, развитию начала гражданско-патриотической позиции, повышению социально-коммуникативной компетентности. В течение всего периода работы по проекту родители активно вовлекаются в разнообразные мероприятия, проводимые в ДОУ. Создаются продукты проекта – статьи, брошюры, цикл проектов, презентация по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

  1. Заключительный этап:

Цель: обобщение  и транслирование опыта педагогов ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников.

Задачи: 

  1.  Провести итоговую диагностику: усвоение материалов проекта у дошкольников
  2.  Провести мониторинг профессиональной компетентности педагогов.
  3.  Провести анкетирование родителей по итогам работы по проекту.
  4.  Обобщить опыт работы педагогов и представить его на методических мероприятиях разного уровня.

На заключительном этапе работы  педагоги повысят свою компетентность благодаря участию в презентациях, пропаганде своего опыта среди педагогов ДОУ, родителей. Благодаря указанным мероприятиям,  воспитанники будут иметь представления о «малой» и «большой» Родине, об обычаях и традициях своего народа. Продукт проекта – статьи, брошюры, цикл проектов, проведение презентаций по гражданско-патриотическому  воспитанию дошкольников на  мероприятиях разного уровня, напечатаны статьи в журналах.

Для реализации проекта в ДОУ будут созданы следующие условия:

№  Условия Содержание деятельности Ответственные
1. Организационные Организация работы творческих групп Заместители заведующего по ВМР
2. Информационные Подбор необходимой методической литературы для изучения

Оформление выставок в методическом кабинете

Работа над материалами мониторинга деятельности по проекту 

Заместители заведующего по ВМР,

 воспитатели, специалисты

3. Кадровые Работа с педагогами по повышению профессиональной компетентности через использование интерактивных форм работы

Обучение педагогов на курсах повышения квалификации

Заместители заведующего по ВМР 
4. Мотивационные Материальные поощрения Заведующий ДОУ
Моральное поощрение: Доска почета,

премии, дипломы, грамоты, сертификаты

Заведующий ДОУ, заместители заведующего по ВМР
5. Научно-методические Анкетирование:

– педагогов

– родителей

Заместители заведующего по ВМР
Разработка индивидуальных и коллективных  проектов Заместители заведующего по ВМР, воспитатели, специалисты
Разработка конспектов занятий, праздников, развлечений, туристических походов и пр.  Воспитатели, специалисты
6. Материально 

– технические

Создание условий для творческой деятельности Заместители заведующего по ВМР
Приобретение методических пособий, литературы, игр, игрушек, дидактического материала Заместители заведующего по ВМР, по АХР
7. Нормативно-правовые Издание приказов Заведующий 
Издание положения работы творческих групп Заместители заведующего по ВМР
8. Финансовые Создание условий для инновационной деятельности:

– пополнение и расширение материально-технической базы

Заведующий ДОУ,

Заместители заведующего по АХР

 

ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОЕКТУ

№  Виды работ Ответственные Сроки
1. Подготовительный этап
Диагностика детей

 анкетирование родителей  

 анкетирование педагогов

Воспитатели

Заместители заведующего по ВМР 

Сентябрь  
Издание приказов, локальных актов по инновационной деятельности Заведующий ДОУ
Создание творческих групп. Планирование деятельности творческих групп Заместители заведующего по ВМР, воспитатели
Просветительская работа среди родителей:

– проведение родительских собраний, консультаций

 – подготовка материалов педагогической пропаганды (статьи, ширмы)

– заседания родительского комитета

Заведующий ДОУ, Заместители заведующего по ВМР, 

воспитатели

Приобретение методических пособий, литературы по патриотическому воспитанию Заместители заведующего по ВМР. Постоянно
Оформление в группах уголков патриотического воспитания:

– дидактические игры по профессиям, по государственной символике, по правам ребенка, по экологическому воспитанию.

 – размещение предметов народного быта в уголках сюжетно-ролевых игр;

– уголки народного творчества в группах;

– уголки патриотического воспитания в группах старшего возраста; 

– уголок музыкальных инструментов;

– уголок театральной деятельности;

– уголок ряжения;

– макеты русской избы, скотного двора, природных зон;

– дидактические игры разной направленности (знакомство с государственной символикой, профессиями людей, декоративно-прикладным народным искусством, мифологическими персонажами, бытом русского народа), схемы, плакаты, гербы городов);

-картотеки устного народного творчества, народных подвижных игр; 

– библиотека художественной литературы для детей; 

– иллюстративный материал.

Воспитатели  В течение года
7. Повышение квалификации педагогов: 

* обучение педагогов на курсах РЦРО, 

ТОИПКРО

* обучение в ДОУ

-Педагогический совет в форме круглого стола «Формирование гражданско-патриотической позиции у детей дошкольного возраста»

-Теоретический семинар 

 «Система патриотического воспитания на современном этапе».

– Семинары-практикумы: «Использование инновационных методов и приемов в процессе ознакомления детей с народной культурой», «Сибиреведение в системе дошкольного образования: возможности и методика реализации регионального компонента».

– Консультация «Педагогические возможности мини-музея по краеведению в патриотическом воспитании детей».

-Консультация «Проектный метод в патриотическом воспитании дошкольников» 

-Консультация «Психолого-педагогические условия формирования гражданской позиции ребенка».

-Рекомендации воспитателям «Советы родителям по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».

-Мастер – классы «Золотая соломка», «Народная кукла»

-Конкурс «Каждому мила родная сторона» (обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников)

 

Заведующий ДОУ

Заведующий ДОУ

Зам. зав по ВМР

Зам. зав по ВМР

Педагоги

Зам. зав по ВМР

Педагог-психолог

Зам. зав по ВМР

Воспитатели

Администрация ДОУ, комиссия

По планув  течение года
8. Организация работы творческих групп:

– разработка проектов

* «Маленький островок Сибири»

* «Хотим жить и работать в родном городе» (профориентация дошкольников)

* «Туристическая деятельность с детьми»

* «Мои права и обязанности» (правовое воспитание дошкольников)

* «Это важное слово семья» (знакомство с семейными традициями»)

* проект «Зёрна добра» (взаимодействие с родителями)

* программа «Живой родник» (знакомство с народной культурой)

* программы дополнительного образования «Куделюшка» (развитие певческих навыков на основе фольклора),

 «Петрушка» (театрализованная деятельность через использование народного театра), «Золотая соломка» (развитие творческих способностей в процессе работы с соломкой)

– разработка перспективных планов по гражданско-патриотическому воспитанию для возрастных групп

– разработка конспектов занятий, совместной деятельности, праздников, развлечений, физкультурных досугов

Зам. зав. по ВМР,

воспитатели

В  течение основного этапа
2 Основной этап
1 Организация работы с детьми:

-проведение  занятий интегрированного, комплексного  и игрового характера

-организация исследовательской деятельности детей

-проведение праздников, развлечений, посиделок и народных праздников в соответствии с датами земледельческого календаря, спортивных праздников и физкультурных досугов (активное участие родителей)

-организация совместной деятельности (игровой, театрализованной, работа с художественной литературой и фольклором, изодеятельность)

-организация самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры на патриотические темы, использование дидактических игр, концерты, соревнования между детьми и группами)

-организация деятельности в мини-музеях на группах 

-проведение тематических дней, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы День символики России, День Земли, День здоровья

-занятия в Музее одного образа: «Помним, гордимся», «Мир народной культуры» (цикл)

– встречи в творческой гостиной с интересными людьми (по знакомству с профессиями взрослых, с участниками войны и людьми, жившими в годы войны, с офицерами и кадетами Северского кадетского корпуса)

-организация совместных с родителями творческих выставок в Холле искусств в ДОУ, посвященных знаменательным датам 

-проведение совместных с родителями акций по защите родной природы «Защитим первоцветы», «Елочка-иголочка», «Радуга лета»

-туристическая деятельность по памятным местам города, эколого-оздоровительные походы в лес (с участием родителей)

– традиционное возложение цветов у памятника Защитников Отечества и встречи с ветеранами

-концерты в воинских частях города, для ветеранов труда 

– участие в городском параде, посвящённому дню Победы

воспитатели, музыкальный руководитель, инструктора физического воспитания, педагог-психолог постоянно
3. Заключительный этап
1 Диагностика усвоения детьми материала проекта Воспитатели, специалисты май 

 май 

2 Мониторинг профессиональной компетентности педагогов Зам. зав по ВМР Июнь 
3 Анкетирование родителей «Удовлетворенность деятельностью по проекту «Маленький россиянин» Зам. зав по ВМР, Июнь 
Проблемно-информационный анализ деятельности по проекту на педагогическом совете, определение дальнейших перспектив работы Заведующий ДОУ Июль 
4 Издание брошюр, цикла проектов, методических рекомендаций, размещение  статей в журналах и материалах мероприятий разного уровня Заведующий ДОУ, зам. зав по ВМР,  Постоянно
5 Распространение опыта среди педагогов города и области. Участие:

– в конференциях и семинарах РЦО, РЦРО, 

ТОИПКРО

– в  научно-практической конференции по экологическому воспитанию

– в  семинарах для воспитателей разных уровней

– в конкурсах методических разработок и проектов разного уровня

– проведение семинара-практикума на базе ДОУ

Педагогический коллектив В течение работы по проекту
6 Презентации проектов в ДОУ на Неделе творческих идей Воспитатели, специалисты Апрель 
7 Информирование родителей о работе с детьми и результатах внедрения проекта, на итоговом родительском собрании Воспитатели Постоянно

 

 «Система гражданско-патриотического воспитания дошкольников»

В нашем дошкольном учреждении система и последовательность работы по гражданско-патриотическому воспитания построена на принципе от простого к сложному и представлена следующим образом: семья – детский сад – родная улица, родной город – страна, государственная символика – народная культура – правовое воспитание.

Вся работа объединена в единый проект «Маленький россиянин». Внутри проекта  реализуются 4 педагогических проекта: «Живой родник» (знакомство с народной культурой),  «Сибирь – мой край родной» (знакомство с природой родного края на основе регионального компонента), проект по профориентации дошкольников «Хочу жить и работать в Северске», и проект «Этих дней не смолкнет слава» (ознакомление детей с героическим прошлом нашего народа).  Работа направлена на расширение представлений детей о родной стране, о родном городе, об обычаях и культуре своего народа, семьи, о защитниках нашей великой страны. Мы знакомим воспитанников с многообразием природы родного края,  профессиями взрослых, дети получают первые знания по истории России, знакомятся с российской символикой.  При этом делается акцент на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.  

В основу всей этой работы  мы положили процесс интенсификации, т.е. осознание ребенком своей принадлежности к нации, ее культуре и традициям. Этот процесс очень сложный. И понимая это, мы так построили систему работы, что она органично пронизывает весь педагогический процесс, логично наполняя все виды детской деятельности развивающим содержанием. В этом контексте патриотическое воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы с детьми по формированию чувств  гражданственности и патриотизма.

Для эффективной реализации  системы работы необходимо создание предметно-развивающей среды,  побуждающей ребенка к деятельности, стимулирующей  поиск и любознательность. В группах оформлены уголки патриотического воспитания, мини -музеи. Фотографии, макеты природных зон Сибири и ближайшего окружения ребенка, альбомы, карты, художественная литература способствуют развитию личности в духе патриотизма.  Особое внимание уделяется проекту «Живой родник»:  в основу организации ознакомления детей с народной культурой положен метод «погружения» детей в атмосферу русской традиционной культуры, который предполагает создание предметной среды, приближенной к бытовой народной атмосфере. В  группах игровые кукольные уголки оформлены в народном духе: там размещены настоящие предметы народного быта; воспитателями совместно с детьми выполнены макеты  крестьянских изб с миниатюрными люльками, печками и кухонной утварью.  В центрах «Искусства» красуются изделия народного искусства, а так же одежда – сарафаны, рубашки-косоворотки, кокошники, лапти – все то , что сохранилось в наших семьях или  создано руками педагогов и родителей.

Работа с детьми предполагает проведение непосредственно образовательной деятельности.  Педагоги  эффективно используют интегрированные и комплексные занятия, занятия-путешествия.  Мы предпочли термин «интегрированные» занятия и внесли несколько иной смысл в его содержание. В чем же новизна этих занятий? Мы понимаем интеграцию как объединение разных задач и разных видов детской деятельности, где ведущим является игровой подход к организации этих занятий. В таких занятиях решаются познавательные, речевые и художественно – эстетические задачи в едином комплексе. Включение продуктивных музыкально – ритмических видов деятельности зависит от того, какие познавательные, речевые и другие задачи решаются воспитателем.

В занятия вводятся инновационные методы и приемы обучения: моделирование, зарисовки, схемы, «Круги Луллия» и «Круги Эйлера», классификационной древо, карты Проппа, элементы ТРИЗ, нетрадиционные приемы рисования. Такие приемы, как, игровые обучающие ситуации, дидактические игры, решение проблемных ситуаций, позволяют повышать детскую мыслительную активность, учат самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения и выводы. Уточнение и расширение знаний детей происходит  в КВН и викторинах с гражданской направленностью.

Между тем, наш опыт показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь при условии включения разнообразного материала в  совместную деятельность воспитателя с детьми. Для того, чтобы совместная работа проводилась в системе, последовательно, от возраста к возрасту – воспитателями активно используется проектная деятельность.   

Воспитатели понимают, что формирование интереса к труду, уважения к трудящемуся  человеку, накопление представлений о том,  где и кем работают взрослые,  служит  источником понимания важности труда с общественной направленностью и постепенно становится одной из составляющих гражданских чувств. Педагогами совместно с детьми и родителями (законными представителями), разработаны и функционируют проекты «Хотим жить и работать в городе Северске», «Строим город атомщиков», «Профессии моего города». Результатом работы является детские презентации  проектов, что повышает его личную самооценку и осознание собственной  индивидуальности.  Проект «Юные туристы», разработанный инструктором по физической культуре,  знакомит воспитанников с природой родного края, учит поведению в природе, развивает физические качества.

«Музей одного образа» –  специально организованное мероприятие,  посвящённые разной  тематике: «Русские богатыри», «Защитники Отечества», «День победы»,  «Песни и танцы русского народа», «Народный театр», «Рукоделие из лоскутков», «Берёза – символ России»,  и т.д.,  где активно используется ИКТ,  позволяет ребёнку с малых лет ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества.

 Взрослые, люди разных профессий (военные и учащиеся северского кадетского корпуса, артисты северского театра детей и юношества, медицинские работники и работники банка, пожарные и строители, труженики тыла), участвуя в работе  творческой гостиной «Встречи с интересными людьми», на доступных примерах своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество. 

Патриотическое воспитание связано с физическим развитием. Такие качества, как сила, смелость, ловкость, необходимы будущим труженикам и защитникам Родины. Традиционными стали  совместные с детьми и родителями спортивные праздники  «Сильные руки отца», «Ай да, папы», «Папа, мама, я – здоровая семья», детские соревнования «Выше, дальше, сильнее».

И еще один аспект работы – знакомство детей с народной культурой. К.Д. Ушинский  подчеркивал: «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Развитие интереса к русским традициям, устное народное творчество, фольклорные праздники, знакомство с декоративно-прикладным искусством – все это не только знакомит с прошлым своего народа и показывает его самобытность, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Содержание работы с детьми выстраивается в соответствии с традиционным земледельческим календарем. Это позволяет ощутить движение времени и смены времен года, которому подчинялись быт и жизнь людей в прошлом, соблюсти народную календарную обрядность праздников, зрелищ и игр. Движение по годовому кругу позволяет наполнить жизнь детей важными и радостными событиями. С целью равномерного распределения всего объема материала в годовом цикле год делится на  четыре квартала. Каждому времени года соответствуют свои дни, связанные с земледельческой деятельностью, обрядовая поэзия, народные промыслы, включая и местные, при распределении которых учитываются краски, их сочетание и создаваемый ими колорит.

Формирование гражданско-патриотических качеств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй: построение генеалогического древа семьи, оформление портфолио ребёнка, участие в выставках совместных рисунков и поделок, общие походы в природу, создание проектов. При этом работа построена так, чтобы родители (законными представители) являлись активными участниками всех детских дел.

 Деятельность педагогов поддержана родителями активным участием в организации  совместных творческих выставках, проведение совместно с детьми викторин, организуются выпуски стенгазет, проводятся акции разных направлений, родители поддерживают педагогов  в групповых проектах. В группах функционируют семейные клубы «Растём вместе», «Волшебные нити».  Продолжается работа уже ставших традиционными формы взаимодействия с родителями: фестиваль «Родничок  зажигает звезды». И, конечно, красочные, яркие совместные праздники и развлечения – особые  моменты в жизни наших детей. Наряду с государственными праздниками  дети принимают участие в народных праздниках, которые мы определили по датам земледельческого календаря. В результате у детей создается не только представление о малой и большой Родине, в которой они живут, но и возникает чувство личной сопричастности к важным  событиям, происходящих в детском саду, городе, стране.

Сегодняшние дети – это будущие руководители, рабочие, чиновники, депутаты… 

От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться  о ее процветании. А гордиться нам есть чем, и для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит еще много трудиться. А начинать нужно с детского сада. 

Результативность деятельности

по проекту «Маленький Россиянин»

В процессе деятельности по проекту получены следующие результаты:

  1. Повысился уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах гражданско-правового воспитания дошкольников. 

 Мониторинг профессиональной компетентности демонстрирует положительную динамику развития ППК:

Учебный год 2021-2022 2022 – 2023 Уровень повышения ППК
ППК 6,9 8,7 ↑1,8

С 2019 года значительно повысилась активность коллектива: педагоги  участвовали в мероприятиях всероссийского уровня (85%), регионального уровня (39%), областного уровня (30%), городского (40%) – то есть, 85% педагогического коллектива (сравнить – 55,2% в 2017-2018).

 

Отмечается рост квалификационных категорий педагогов:

Учебный год Высшая квалификационная категория Первая квалификационная категория Без категории
2018-2019 39% 49% 12% 

 Значительно возрос интерес родителей к воспитательно-образовательному процессу, активнее стали участвовать в мероприятиях, проводимых в ДОУ, в том числе и групповых и садовских проектах: 32%  (2016-2017), 53% (2017-2018), 78% (2018-2019): участие в подготовке индивидуальных детских проектах по профориентации, в оформлении детских портфолио, в природоохранительных акциях, в летнем проекте по оздоровлению детей, в конкурсе «Каждому мила родная сторона» (оснащение предметно-развивающей среды по реализации проекта «Маленький россиянин»).

Мониторинг участия педагогов в мероприятиях разного уровня

(с материалами по гражданско-патриотическому и правовому  воспитанию дошкольников)

В 201721-2022 учебном году:

– Диплом за 1 место в Международном конкурсе «Твори! Участвуй! Побеждай!» номинация «Педагогический проект»;

– Серебряная медаль Международного конкурса «MAGISTER» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА);

– Диплом за 3 место во III Всероссийском конкурсе «Воспитатели России»;

– Диплом за 1 место во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации: организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия;

– Диплом Всероссийского конкурса «Элита Российского Образования»;

– Диплом II степени Всероссийского конкурса «Лучшая методическая разработка» ВИМЦ им. Ломоносова М.В.;

– Золотая медаль Всероссийского конкурса «ТЕРРИТОРИЯ ФГОС» под эгидой Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры (МСА);

– Диплом Областного конкурса-выставки «Инновация – 2018».

В 2022-2023 учебном году дипломами за 1 место:

– в международном педагогическом конкурсе «Педагогика XXI века: опыт, достижения, методика»;

–  международный педагогический конкурс «Калейдоскоп средств, методов и форм»;

– всероссийский конкурс для дошкольников, школьников и педагогов «Медалинград»;

– VIII Всероссийский педагогический конкурс «Высокий результат»;

– всероссийский творческий конкурс «Горизонты педагогики»;

– муниципальный конкурс «Воспитатель года России -2019».

Сравнительный анализ показал, что благодаря комплексной и интегрированной работе по проекту «Маленький россиянин» заметно улучшились показатели усвоения детьми программного материала по разделу «Социально-нравственное воспитание» и программы «Живой родник», т.е. наблюдается положительная динамика.  

 

2021-2022 2022-2023
Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий
Раздел «Социально-нравственное воспитание» 43% 53% 4% 75% 25% 0%
«Живой родник» 35% 59% 6% 64% 36% 0%

Развитие способностей детей увеличило количество  участия дошкольников ДОУ в конкурсах и творческих выставках разного уровня: 93 воспитанника (2021-2022), 125 детей (2022-2023).

Участие детей в мероприятиях разного уровня

В 2021-2022 учебном году:

– Диплом I,II степени Международного конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»;

– Диплом за 1 место Всероссийского конкурса «Библиотека русских сказок»;

– Диплом за 1 место во III Всероссийском творческом конкурсе «Милая мама»;

– Диплом III степени во Всероссийском конкурсе-викторине «Мир вокруг нас»;

– Диплом I степени в Открытом региональном Фестивале – конкурсе для детей дошкольного возраста «Солнечный город»;

– Диплом за 1 место в Открытом муниципальном конкурсе чтецов «Литературная снежинка»;

– Диплом за 1,2,3 место в муниципальном конкурсе чтецов «Северские поэты – детям»;

В 2022-2023 учебном году:

– диплом за 1 место в международном конкурсе «Осень, осень в гости просим»

– диплом за 2 место в международном творческом конкурсе «Талантливые люди. Весна»

– диплом за 1 место в международном конкурсе ко Дню Земли «Берегите Планету»

– диплом за 2,3 место во Всероссийском конкурсе «Мой успех»

– диплом 1 степени Всероссийского конкурса декоративно – прикладного творчества

– диплом 1 степени IV Всероссийского конкурса «Гордость России»

– диплом за 1 место во Всероссийском творческом конкурсе с Международным участием «Служу России».

 

Литература

  1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  2. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель – дети. – М.: 1985. – 204с.
  3. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. А.М. Виноградовой. – М.: 1999. – 215с.
  4. Воспитательная система «Маленькие россияне» / Под ред. Т.И. Оверчук. – М.: 2004.- 56с.
  5. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 1
  6. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. – М.: Аргос, 1990. – 213с. 
  7. И.А. Зимняя Воспитательная деятельность образовательного учреждения как объект комплексной критериальной оценки (к постановке проблемы исследования) М.; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,2002.34с.
  8. Знакомим детей с малой Родиной. [Электронный ресурс] // режим доступа: http://ap2004.alledu.ru/document/380/839.
  9. Князев А.М. Воспитание гражданственности. Монография., М.изд. РАГС 2007г.71с.