Ступеньки к мастерству

ФИО: Соломонова С.П.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2533
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Ступеньки к мастерству
Итоговая оценка: 1 место,  96 баллов(-а)



 

Персонализированная программа наставничества

«Ступеньки к мастерству»

Разработала:

воспитатель высшей категории

Соломонова Сардана Петровна

с. Улах-Ан, 2022 год

Содержание

1 Паспорт программы
2 Целевой раздел
2.1 Пояснительная записка
2.2 Цели и задачи Программы
2.3 Нормативные основы реализации Программы 
2.4 Ожидаемые результаты реализации Программы
3 Содержательный раздел
3.1 Этапы реализации Программы
3.2 Формы работы педагога-наставника
3.3 План мероприятий педагога наставника с молодым педагогом
4 Организационный раздел
4.1 Первый этап опроса для мониторинга Программы
4.2 Второй этап опроса для мониторинга Программы
4.3 Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) молодого педагога
4.4 Тест для молодого педагога на определение его стрессоустойчивости
4.5 Тест для опытного педагога на определение эффективности его работы
5 Приложение (1-8)

 

  1. Паспорт программы
Полное наименование программы Персонализированная программа наставничества «Ступеньки к мастерству»
Решение об утверждении программы Приказ от 13.09.2022 г. №04-07/77-3 «Об организации работы по наставничеству в МДОУ «Детский сад №30 «Кэскил» 
Автор-разработчик Программы Соломонова Сардана Петровна – воспитатель высшей квалификационной категории
Нормативно-правовая база Федеральный уровень

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской».
  • Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 года №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 года №399-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника».
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 
  • Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».

Региональный уровень

  • Приложение 1 к приказу МО и Н РС (Я) №01-10/1494 от 01.11.2019 г. «Методические рекомендации по наставничеству и шефству в работе с учащимися общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)».
  • Приказ МО и Н РС (Я) №01-03/859 от 26.04.2022 г. «О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Саха (Якутия)».

Муниципальный уровень

  • Приказ МУ «Хангаласское РУО» № 01-13/183 §1 от 16.03.2021 г. «Об утверждении Типового положения о наставничестве в муниципальных образовательных учреждениях Хангаласского улуса».
  • Приказ МУ «Хангаласского РУО» «О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Саха (Якутия)».
  • Приказ «О внедрении проекта «Молодой педагог».
  • Приказ «Об утверждении Совета наставников».
  • Положение о Совете наставников МУ «Хангаласское РУО».

Локальные акты

  • Положение о наставничестве.
  • Дорожная карта наставничества.
  • Программа работы с молодыми педагогами.
  • Приказ №04-07/77-1 от 13.09.2022 г.
  • Приказ №04-07/77-2 от 13.09.2022 г.
  • Приказ №04-07/77-3 от 13.09.2022 г.
  • Информационная база наставников и молодых педагогов.
Цель Программы Оказание практической методической помощи молодому педагогу в развитии профессионального роста, самореализации и закрепления в профессии.
Задачи Программы
  • помочь в личностной и социально-педагогической адаптации молодого педагога в ДОУ;
  • предупредить      наиболее       типичные       ошибки, противоречия и затруднения в организации образовательной деятельности и поиск возможных путей их преодоления;
  • способствовать      развитию      профессионального мышления и готовности к инновационной деятельности в ДОУ;
  • способствовать формированию уверенности у наставляемого в своем профессиональном росте;
  • подготовить молодого педагога к участию в различных профессиональных конкурсах;
  • раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал наставника и наставляемого через реализацию Программы.
Ожидаемые результаты: Для молодого педагога:

  • адаптация молодого педагога в ДОУ;
  • рост профессиональной и методической компетенции молодого педагога, повышение уровня готовности к педагогической деятельности, готовности к инновационной деятельности в ДОУ;
  • ускорение процесса профессионального становления молодого педагога.
  • успешное участие в различных профессиональных конкурсах.

Для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых педагогов;
  • повышение уровня профессионального мастерства молодых педагогов в ДОУ.
Форма наставничества «Педагог – педагог»
Модель взаимодействия Опытный педагог – молодой педагог
Участники программы Наставник – Соломонова Сардана Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории, стаж педагогической деятельности – 14 лет, образование высшее – СВФУ «Организатор-методист ДО», 2013 г.

Наставляемый – Кривошапкина Сахаяна Владимировна, воспитатель, соответствие занимаемой должности, стаж педагогической деятельности – 2 года, образование высшее – СВФУ «Дошкольное образование», 2020 г.

Система мониторинга Мониторинг персонализированной программы наставничества «Ступеньки к мастерству» построен на основе таблиц, приведенных в Приложении 2 Распоряжения Министерства просвещения Российской Федерации №Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

 

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Введение

В настоящее время условием развития и модернизации образовательной организации является обеспечение ее квалифицированными кадрами. Современному детскому саду нужен профессионально компетентный, творчески мыслящий и работающий педагог, способный к осмысленному включению в инновационные процессы, поэтому повышаются требования к личностным и профессиональным качествам педагога, к его активной социальной и профессиональной позиции. Особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться к новым для него условиям практической деятельности. От того, насколько успешно пройдет эта адаптация, зависит качество образования. По мнению В.А. Сластенина, профессиональная адаптация – это процесс вхождения человека в профессию, и гармонизация взаимодействия его с профессиональной средой: адаптация к профессиональной деятельности (ее содержанию, целям, средствам, технологии осуществления), режиму и интенсивности деятельности, к требованиям производственной, трудовой дисциплины, организационным нормам, правилам, к социально-профессиональному статусу.

Профессиональная адаптация педагога, вопросы его вхождения в профессиональную среду освещены в работах В.Т. Ащепкова, В.А. Антропова, А.А. Баранова, Ю.В. Пискаревой и др.

Актуальность. Проблемы начинающих педагогов актуальны и реалистичны. Они заключаются в затруднении молодых специалистов перевести цели воспитания в область конкретных педагогических ситуаций и задач. Молодые педагоги с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление педагога происходит сложнее, труднее, чем у представителей других профессий. Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Здесь очень важную роль играют его личные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. Как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование?

Проблема. В начале своей профессиональной деятельности молодой воспитатель сталкивается с определенными трудностями. Неумение рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях.

Начинающий воспитатель должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, воспитанники, родители. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. И именно педагог-наставник может помочь молодому воспитателю преодолеть возникающие проблемы.

Настоящая программа наставничества «Ступеньки к мастерству» (Программа) направлена на становление молодого педагога с профессиональной позиции и с позиции развития личности.

  1. Цели и задачи Программы

Цель программы: оказание практической методической помощи молодому педагогу в развитии профессионального роста, самореализации и закрепления в профессии.

Задачи программы:

  • помочь в личностной и социально-педагогической адаптации молодого педагога в ДОУ;
  • предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации образовательной деятельности и поиск возможных путей их преодоления;
  • способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационной деятельности в ДОУ;
  • способствовать формированию уверенности у наставляемого в своем профессиональном росте;
  • подготовить молодого педагога к участию в различных профессиональных конкурсах;
  • раскрыть личностный, творческий, профессиональный потенциал наставника и наставляемого через реализацию Программы.

Применяемая форма наставничества

Основной формой наставничества данной программы является «педагог – педагог». Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста (при опыте работы от 0 до 3 лет) с опытным и располагающим ресурсами и навыками педагогом, оказывающим первому разностроннюю поддержку.

  1. Нормативные основы реализации Программы

Программа реализуется в целях поддержки формирования личности, саморазвития и раскрытия потенциала педагога или молодого специалиста. Программа разработана на основании следующих нормативных актов:

Федеральный уровень

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской».
  • Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 года №401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 18.02.2023 года №399-р «Об утверждении плана основных мероприятий по проведению в РФ Года педагога и наставника».
  • Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 №Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». 
  • Письмо Минпросвещения России от 23.01.2020 №МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций».
  • Региональный уровень
  • Приложение 1 к приказу МО и Н РС (Я) №01-10/1494 от 01.11.2019 г. «Методические рекомендации по наставничеству и шефству в работе с учащимися общеобразовательных школ Республики Саха (Якутия)».
  • Приказ МО и Н РС (Я) №01-03/859 от 26.04.2022 г. «О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Саха (Якутия)».

Муниципальный уровень

  • Приказ МУ «Хангаласское РУО» № 01-13/183 §1 от 16.03.2021 г. «Об утверждении Типового положения о наставничестве в муниципальных образовательных учреждениях Хангаласского улуса».
  • Приказ МУ «Хангаласского РУО» «О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях Республики Саха (Якутия)».
  • Приказ «О внедрении проекта «Молодой педагог».
  • Приказ «Об утверждении Совета наставников».
  • Положение о Совете наставников МУ «Хангаласское РУО».

Локальные акты

  • Положение о наставничестве.
  • Дорожная карта наставничества.
  • Программа работы с молодыми педагогами.
  • Приказ №04-07/77-1 от 13.09.2022 г.
  • Приказ №04-07/77-2 от 13.09.2022 г.
  • Приказ №04-07/77-3 от 13.09.2022 г.
  • Информационная база наставников и молодых педагогов.

Условия эффективности организации наставничества:

  • системность и непрерывность в организации всех форм взаимодействия педагога-наставника и наставляемого молодого педагога;
  • сочетание теоретических и практических форм работы, а также смешанного (онлайн и очный) режима работы;
  • своевременное обеспечение педагогов педагогической и учебно-методической информацией;
  • анализ результатов работы.
  1. Ожидаемые результаты реализации Программы

Для молодого педагога:

  • адаптация молодого педагога в ДОУ;
  • рост профессиональной и методической компетенции молодого педагога, повышение уровня готовности к педагогической деятельности, готовности к инновационной деятельности в ДОУ;
  • ускорение процесса профессионального становления молодого педагога.
  • успешное участие в различных профессиональных конкурсах.

Для наставника:

  • эффективный способ самореализации;
  • достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.

Для образовательной организации:

  • успешная адаптация молодых педагогов;
  • повышение уровня профессионального мастерства молодых педагогов в ДОУ.
  1. Содержательный раздел

Наставничество – это постоянный поиск ответов на вопросы, постоянное совершенствование самого себя. Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Наставнику важно иметь достаточно широкий кругозор, чтобы быть интересным молодому коллеге. Ему необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками).

План собственного саморазвития:

  • изучение методической литературы по организации работы с молодыми педагогами;
  • знакомство с опытом работы по наставничеству, который широко представлен педагогическим сообществом в сети интернет;
  • анализ информации о молодом педагоге (семейное положение, возраст, образование и т.д.)
  1. Этапы реализации Программы

Персонализированная программа «Ступеньки к мастерству» рассчитана на 2 года. Решение о продлении или досрочном прекращении реализации программы может быть принято с учетом потребности в данной программе. Содержание программы реализуется последовательно.

1 этап. Адаптационный (диагностический).

Задачи этапа: адаптация молодого педагога, выявление профессиональных затруднений наставляемого, разработка основных направлений работы с молодым педагогом.

Содержание этапа:

Педагог-наставник анализирует профессиональную готовность молодого педагога по критериям:

  • педагогическое образование;
  • теоретическая подготовка (знание основ общей и возрастной психологии, педагогики, методики воспитания и обучения дошкольников);
  • наличие опыта практической работы с детьми дошкольного возраста;
  • ожидаемый результат педагогической деятельности;
  • выявление особенностей личности педагога.

Для получения необходимых сведений могут быть использованы методы:

  • опрос;
  • собеседование;
  • анкетирование;
  • наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе. 

По результатам диагностического этапа разработан план мероприятий с молодым педагогом в рамках наставничества. Результативность и эффективность реализации плана мероприятий с молодым педагогом анализируется педагогом-наставником и наставляемым не реже 1 раза в 3 месяца. На основании результатов анализа в индивидуальный план могут вноситься изменения и дополнения.

2 этап. Основной, развивающий.

Задача этапа: реализация профессионального становления молодого педагога. (реализация основных положений Программы).

Содержание этапа:

  • создание благоприятных условий для профессионального роста, наставляемого;
  • взаимоподдержка и взаимопомощь;
  • координация действий педагога в соответствии с задачами ДОУ и задачами воспитания и обучения детей;
  • разработка перспективного плана работы с детьми в соответствии с возрастными особенностями, требованиями ФГОС ДО и задачами реализуемых программ;
  • помощь по подбору и использованию педагогически целесообразных пособий, игрового и дидактического материала;
  • оказание позитивного влияния на рост профессиональной компетентности начинающего педагога;
  • советы, рекомендации, разъяснения, поправки в педагогические действия.

3 этап. Контрольно-оценочный (аналитический).

Задачи этапа: подведение итогов и анализ эффективности реализации этапов программы.

Содержание этапа:

  • анализ результатов работы молодого педагога с детьми;
  • динамика роста молодого педагога;
  • самоанализ своей деятельности;
  • подведение итогов, выводы.
  1. Формы работы педагога-наставника с молодым педагогом.

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодого педагога, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагога, от уровня профессиональной подготовки молодого педагога, от поставленных задач.

Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.

Этап Традиционные формы работы наставника с молодым педагогом Нетрадиционные формы работы наставника с молодым педагогом
1 Адаптационный
  • беседа;
  • опрос;
  • собеседование;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • наблюдение за организацией воспитательно-образовательного процесса в группе;
  • консультирование по изучению нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность ДОУ, по ведению документации.
  • разнообразные психологические тренинги (на снятие эмоционального напряжения, тревожности);
  • психологические и диагностические тесты;
  • тьюторство как основной ресурс наставничества: постоянное взаимодействие с педагогом при реализации индивидуального маршрута сопровождения с учетом индивидуальных особенностей личности наставляемого.
2 Основной
  • взаимопосещения НОД, режимных моментов;
  • личный пример;
  • информирование (инструктирование);
  • обучение на рабочем месте;
  • консультации, рекомендации.
  • мастер-классы;
  • создание методической копилки молодого педагога (картотеки игр, гимнастик, прогулок, стихов, методических разработок и др.);
  • создание чек-листов (контрольных списков важных дел) по различным рабочим вопросам;
  •  «кейс»-метод (решение набора различных профессиональных задач- проблем). Педагогический кейс поможет молодому коллеге приобрести навыки решения практических задач, соотнести теорию с практикой;
  •  «коуч»-метод («терапия успеха»). Образец того, как состояться в профессии. Оказание помощи в постановке и достижении цели;
  • «тайм-менеджмент» для мотивации, раскрытия потенциала молодого педагога, совместное создание условий для творчества. Это искусство правильно организовать свое время.
3 Контрольно- оценочный
  • подготовка и показ открытого НОД;
  • самостоятельная организация и проведение родительского собрания;
  • выступление с докладом (сообщением) на методических мероприятиях в ДОУ.
  • участие в конкурсном движении;
  • активное участие в инновационной деятельности ДОУ.

3.3 План мероприятий педагога-наставника с молодым педагогом

Тема  Рассматриваемые

вопросы

Практические

задания

Сроки 
1 год – 2022-2023 учебный год
Час общения «Расскажи о себе» Собеседование с молодым

специалистом

Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) молодого педагога (диагностическая карта Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой) Сентябрь 
Знакомство с учреждением Знакомство молодого педагога с традициями ДОУ, правилами внутреннего распорядка, уставом. Презентация методического кабинета ДОУ. Составление заповедей молодого педагога. Сентябрь 
Изучение нормативно- правовой базы.

Ведение документации.

Изучение «Закона об образовании РФ», документов Министерства образования, локальных актов ДОУ, составление календарно- тематического планирования. Найти основные определения из «Закона об образовании РФ», приемлемые для дошкольного образования; Разработать памятку для родителей о правах ребенка дошкольного возраста;

Познакомиться с пунктами 2.6 и 2.7 ФГОС

Октябрь 
Знакомство с учебными программами Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса Изготовить карточку: выбрать и выписать плюсы и минусы любой комплексной и «парциальной» программы, выделить и подчеркнуть главные мысли.

Практикум: посещение НОД молодого педагога наставником с целью оказания ему методической помощи.

Октябрь
Разработка индивидуального плана

профессионального становления

Педагогическое самообразование,

участие в мероприятиях, проводимых в ДОУ, занятия молодого педагога.

Выбрать тему самообразования и составить план работы по выбранной теме. Ноябрь 
Организация развивающей предметно-

пространственной среды в группе

Составление плана оснащения РППС группы, предметная среда по ФГОС. Составить чек-лист «6 требований к РППС в ДОУ» Ноябрь 
Консультация для молодого педагога Возможные проблемы на разных возрастных этапах развития детей. Основные требования к личностно-ориентированному

подходу на занятиях.

Составить памятку для родителей «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Декабрь
Организация

прогулки и режимных моментов в ДОУ

Просмотр и обсуждение режимных моментов. Составить картотеку подвижных игр на прогулке для подготовительной группы. Декабрь 
Посещение НОД молодого педагога Анализ и оценка результативности проведения НОД. Структура НОД. Самоанализ НОД. Классификация типов занятия. Виды нетрадиционных НОД. Разработать конспект по любому разделу программы.

Практикум: составление самоанализа НОД.

Январь 
Театральные этюды Интонационно-выразительная речь. Чтение четверостиший с разными эмоциями. Подготовить на выбор чтение 2-3-х четверостиший.

Составить картотеку четверостиший для выразительного чтения.

Февраль 
Мастер-класс по

конструированию

«Развиваемся играя»

Структура занятия по дополнительной общеразвивающей программе в ДОУ с использованием

разных видов конструктора

Создать альбом со схемами для конструирования. Февраль 
Современные образовательные технологии в

учебном процессе (проектная

деятельность)

Педагогическая технология проектирования. Виды проектной деятельности. Структура проекта, его основные требования. Разработать план взаимодействия с родителями по реализации проекта в подготовительной группе «Часы и

время».

Март 
Практикум

«Подготовка к смотрам-конкурсам в ДОУ»

Анализ положения к смотру-конкурсу, определение основных направлений в подготовке к конкурсу, составление списка необходимого оборудования. Предложить сюжетную линию для «Огорода на подоконнике».

Разработать и сделать персонажей для сюжета «Огорода на подоконнике».

Март 
Педагогическая диагностика в ДОУ Задачи и направления педагогической диагностики. Этапы педагогической диагностики. Требования ФГОС. Выявить уровень культурно-гигиенических навыков у детей своей возрастной группы. 

Заполнение табличных форм по разделу программы «Социально-коммуникативное развитие. Самообслуживание, самостоятельность, КГН».

Апрель 
Консультация

«Взаимодействие с семьей»

Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей.

Роль педагога в организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Практикум: разработка тестов и анкет для родителей воспитанников, обработка результатов анкетирования.

Алгоритм разработки рекомендаций для родителей.

Апрель 
«Копилка

педагогических идей»

Подборка и систематизация накопленного материла молодого педагога. Начать формировать электронное портфолио. Май 
2 год – 2023-2024 учебный год
Проблемы

адаптации детей в ДОУ

Понятие «адаптация», степени адаптации.

Формы и методы, облегчающие адаптивность детей в ДОУ

Разработать «День легкой адаптации» для детей своей группы Сентябрь 
Организация и проведение родительских

собраний в ДОУ

Структура родительских собраний; нетрадиционные формы проведения родительских собраний Подготовить презентацию

«Формы работы с родителями»

Октябрь 
«Моя работа – любовь с заботой!» Направление деятельности педагога.

Способствование созданию положительного эмоционального фона

Тест для молодого педагога на определение его педагогической

стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева) Практикум: «Способы преодоления стресса» (совместно с педагогом-психологом ДОУ)

Ноябрь 
Секреты мастерства «Как провести эффективно НОД» Педагог-наставник совместно с молодым педагогом готовят открытое занятие в рамках «Школы молодого педагога» ДОУ Разработать конспект НОД по ОО

«Художественно-эстетическое

развитие» в младшей группе

Декабрь 
Принципы организации

сюжетной игры в ДОУ

Актуальность сюжетной игры в дошкольном возрасте; принципы и особенности организации

сюжетной игры с дошкольниками

Разработать памятку для воспитателя по особенностям

организации сюжетной игры

Январь 
Систематизация

«Копилки педагогических

Приведение в систему материалов молодого педагога, использованных в

работе

Формирование электронного портфолио Февраль 
Подготовка материалов к выступлениям Анализ выступлений на различных уровнях. Выявление ошибок и недочетов. Составить алгоритм подготовки материалов к выступлениям Март 
Аттестация. Требования к квалификации Изучение нормативных документов по аттестации

педагогических работников

Совместная подготовка документов к аттестации на первую квалификационную категорию Апрель 
Прогнозирование результатов

педагогической деятельности воспитателя

Подведение итогов работы

методической пары «педагог – педагог»

Май 
  1. Организационный раздел

Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности. Организация систематического мониторинга наставнической деятельности дает четкое представление, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также, какова динамика развития, наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг персонализированной программы наставничества «Ступеньки к мастерству» построен на основе таблиц, приведенных в Приложении 2 Распоряжения Минпросвещения Российской Федерации № Р-145 от 25 декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

Мониторинг программы состоит из двух основных этапов:

  1. оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  2. оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников.
  1. Первый этап опроса для мониторинга программы (до начала работы).

Форма наставничества «педагог–педагог» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Анкета наставляемого

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет)
  2. Если да, то где?  

Инструкция: Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Ожидаемая эффективность программы наставничества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Оцените ожидаемый уровень комфорта при участии в программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Ожидаемое качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Ожидаемая полезность программы профессиональной и должностной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Ожидаемая польза организованных для Вас мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых теоретических знаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Ожидаемое качество передачи Вам необходимых практических навыков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Ожидаемое качество программы профессиональной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Насколько Вам важно ощущение поддержки от наставника? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Насколько Вам важно, чтобы Вы остались довольны совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
  2. Что особенно ценно для Вас в программе?
15. Как часто Вы ожидаете проведение мероприятий по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых НОД, семинары, вебинары, участие в конкурсах)? Очень часто Часто Редко 1-2

раза

Никогда
  1. Рады ли Вы участвовать в программе? (да/нет)

Анкета наставника

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет)
  2. Если да, то где?  

Инструкция: Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

  1. Ожидаемая эффективность программы наставничества
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Ожидаемый комфорт от работы в программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Насколько эффективно Вы сможете организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Ожидаемая эффективность программы профессиональной и должностной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми теоретическими знаниями? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Как Вы думаете, как хорошо с Вашей помощью наставляемый овладеет необходимыми практическими навыками? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Ожидаемое качество разработанной Вами программы профессиональной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Ожидаемая включенность наставляемого в процесс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Ожидаемый уровень удовлетворения совместной работой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
  2. Что особенно ценно для Вас в программе?
14. Как часто Вы собираетесь проводить мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) Очень часто Часто Редко 1-2

раза

Никогда
  1. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? (да/нет)

4.2. Второй этап опроса для мониторинга программы (по завершении работы)

Форма наставничества «педагог – педагог» предполагает взаимодействие молодого педагога (при опыте работы от 0 до 3 лет) или нового специалиста (при смене места работы) с опытным и располагающим ресурсами и навыками специалистом, оказывающим первому разностороннюю поддержку.

Анкета наставляемого

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет)
  2. Если да, то где?  

Инструкция: Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Качество организационных мероприятий (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Полезность программы профессиональной и должностной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Организованные для Вас мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Качество передачи Вам необходимых теоретических знаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Качество передачи Вам необходимых практических навыков 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Качество программы профессиональной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Ощущение поддержки от наставника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
12. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
14. Насколько оправдались Ваши ожидания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?
  2. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
17. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых уроков, семинары, вебинары, участие в конкурсах) Очень часто Часто Редко 1-2

раза

Никогда
  1. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? (да/нет)
  2. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? (да/нет)
  3. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет? (да/нет)
  4. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации? (да/нет)
  5. После общения с наставником почувствовали ли Вы прилив уверенности в собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала? (да/нет)
  6. Заметили ли Вы рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных Вам классах? (да/нет)
  7. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества? (да/нет)
  8. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования? (да/нет)

Анкета наставника

  1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? (да/нет)
  2. Если да, то где?  

Инструкция: Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.

3. Эффективность программы наставничества 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
4. Насколько комфортно было работать в программе наставничества? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Насколько эффективно удалось организовать мероприятия (знакомство с коллективом, рабочим местом, должностными обязанностями и квалификационными требованиями) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Эффективность программы профессиональной и должностной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
7. Насколько наставляемый овладел необходимыми теоретическими знаниями 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
8. Насколько наставляемый овладел необходимыми практическими навыками 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
9. Качество программы профессиональной адаптации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
10. Включенность наставляемого в процесс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Насколько Вы довольны вашей совместной работой? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
13. Насколько оправдались Ваши ожидания? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
  1. Что особенно ценно для Вас было в программе?
  2. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
16. Как часто проводились мероприятия по развитию конкретных профессиональных навыков (посещение и ведение открытых НОД, семинары, вебинары, участие в конкурсах) Очень  часто Часто Редко 1-2

раза

Никогда
  1. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? (да/нет)
  2. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? (да/нет)
  3. Видите ли Вы свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5 лет? (да/нет)
  4. Появилось ли у Вас желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации? (да/нет)
  5. Заметили ли Вы сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества? (да/нет)
  6. Появилось ли у Вас желание и/или силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования? (да/нет)

4.3. Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) молодого педагога

Для оценки уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) молодого педагога в процессе взаимодействия с наставником в дошкольном образовательном учреждении разработана адаптированная диагностическая карта Н.В. Микляевой, Ю.В. Микляевой.

Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) молодого педагога в процессе взаимодействия с наставником:

  • 4 балла – высокий уровень развития умения;
  • 3 балла – средний уровень;
  • 2 балла – развитие ниже среднего уровня;
  • 1 балл – уровень развития умений совсем не проявляется.
Прогностические умения Оценка
1. Молодой специалист осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДОУ 1 2 3 4
2. Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образвоательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, обозначенным в ООП ДОУ
3. Умеет отбирать в соответствии с условиями деятельности и способов их объединения в процессе непосредственно образовательной, совместной и самостоятельной деятельности наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДОУ
4. Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду соответственно интересам и возрасту воспитанников
5. Умеет планировать деятельность воспитанников как в непосредственно образовательной деятельности, так и вне ее, не нарушая свободы выбора ребенка
Организаторские и коммуникативные умения Оценка
1 2 3 4
1 Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана, связанного с усвоением содержания ООП ДОУ
2. Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия на обеспечение эффективных условий развития, воспитания и обучения детей
3. Умеет развивать познавательную активность и способности воспитанников в процессе усвоения ООП ДОУ
4. Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность в процессе непосредственно образовательной деятельности и вне ее, формировать мотивацию воспитанников к общению с педагогом и сверстниками
5. Может устанавливать конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, обозначенными в ООП ДОУ
6. Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества независимо от его успехов в процессе реализации ООП ДОУ
7. Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним
Аналитические умения Оценка
1 2 3 4
1. Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями, а также с целями и задачами развития, воспитания и обучения, обозначенными в ООП ДОУ
2. Умеет комплексно анализировать деятельность воспитанников и процесс ее формирования, развития психологических новообразований, интегративных качеств личности, способностей, умений и навыков
3 Умеет анализировать процесс формирования коллектива воспитанников и уровень их психолого- педагогической подготовленности к общению в условиях школы
4 Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами

Оценка уровня сформированности профессионально значимых умений (компетенций) используется и как анкета самооценки, которая выявляет умения молодого педагога самостоятельно оценить уровень сформированности своих профессиональных умений (компетенций).

Результаты оценки и самооценки молодого педагога определяют пути совершенствования, направления развития, профессионального роста молодого специалиста в процессе профессиональной деятельности т позволяют оценить уровень эффективности взаимодействия с наставником в процессе профессиональной адаптации

4.4. Тест для начинающего воспитателя на определение его педагогической стрессоустойчивости (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Из приведенных пословиц и поговорок выберите те, которые в наибольшей степени отражают особенности Вашей жизни в качестве молодого специалиста:

1 Поступление на работу в детский сад А. Не ищи зайца в бору – на опушке сидит. 

Б. Ехал к вам, да заехал к нам.

В. Попался, как ворона в суп.

2 Посвящение в должность воспитателя А. Посла не секут, не рубят, а только жалуют. 

Б. Летать летаю, а сесть не дают.

В. Напишешь пером, что не вывезешь волом.

3 Первый самостоятельный опыт А. Прежде веку не помрешь.

Б. Его пошли, да сам за ним иди. 

В. Как ступил, так и по уши в воду.

4 Отношение к наставничеству А. Наука учит только умного.

Б. Болящий ожидает здравия даже до смерти.

В. Кабы знать, где упасть, так и соломки подостлал.

5 Проведение занятий с детьми А. Не бьет стрела татарина.

Б. Учи других – и сам поймешь.

 В. Ехала кума неведомо куда.

6 Проведение режимных моментов А. День в день, топор в день.

 Б. Жив, жив Курилка.

В. Что ни хвать, то ерш, да еж.

7 Родительские собрания А. Не трудно сделать, да трудно задумать. 

Б. Первый блин комом.

В. Жаловался всем, да никто не слушает.

8 Участие в педагогических советах в ДОУ А. Живет и эта песня для почину.

Б. Стрелял в воробья, да попал в журавля. 

В. Фасон дороже приклада.

9 Конец учебного года: А. Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

Б. За ученого (битого) двух неученых (небитых) дают .

В. Вечер плач, а заутре радость.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

«А» – у Вас сформированы устойчивые представления о себе как «идеальном педагоге» (каким бы Вы хотели стать), «потенциальном педагоге» (каким бы Вы могли стать) и «реальном педагоге» (как Вы себя оцениваете). Это позволяет Вам уже учиться у более опытных педагогов и успешно работать по выбранной специальности.

«Б» – у Вас недостаточно дифференцированы представления о себе как о реальном и потенциальном педагоге. Вы привыкли учиться и работать, не задумываясь над тем, что меняетесь в ходе этого процесса. Попробуйте посмотреть на себя со стороны – и увидите, что у Вас уже вырабатывается свой собственный, присущий только Вам, стиль педагогической деятельности.

«В2 – у Вас занижена самооценка как самообразовательной, так и профессиональной деятельности. Это приводит к неуверенности в своих силах и пассивности. Попробуйте придумать себе идеальный образ себя – педагога и Вы убедитесь, что разница между Вашими возможностями и желаниями намного меньше, чем Вам кажется!

Стрессоустойчивость:

  • для ответов типа «А» – нормальная.
  • для ответов типа «Б» – неустойчивая.
  • для ответов типа «В» – свидетельствует о необходимости оказания психологической помощи в процессе адаптации к требованиям педагогической профессии.

4.5. Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы (Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева)

Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности:

1 Воспитатель детского сада – это А. Добрая лошадка все свезет.

Б. Без матки пчелки – пропащие детки.

В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены.

2 Педагогический коллектив – это А. В мире, что в море.

Б. У одной овечки да семь пастухов. 

В. Склеенная посуда два века живет.

3 Обучать детей – значит А. Что посеешь – то и пожнешь.

Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка.

В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести

4 Воспитывать детей – значит А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет. 

Б. Перемелется – все мука будет.

В. Наказом воевода крепок.

5 Развивать детей – значит А. Сей день не без завтра.

Б. Высоко летаешь, да низко садишься. 

В. Палка о двух концах.

6 Работа с родителями – это А. Бумага некупленная, письмо домашнее.

Б. В добрый час молвить, в худой промолчать. 

В. По способу пешего хождения.

Ключ к тесту

Если у Вас преобладают ответы:

«А» – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, «поучающего» стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее!

«Б» – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно- методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях.

«В» – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством юмора объяснить, что Вы начинали точно так же:

  • возможность экспериментирования;
  • пример и влияние коллег и руководителя;
  • организация труда;
  • доверие;
  • возможность профессионального роста.

 Что Вам хотелось бы изменить?

 

Приложение 1

Вводная анкета для молодого педагога

  1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?
  • да
  • нет
  • частично
  1. Каких знаний, умений, навыков вам не хватает в настоящее время?
  2. В каких направлениях организации воспитательно-образовательного процесса вы испытываете трудности?
  • в календарно-тематическом планировании 
  • в составлении рабочей программы 
  • в составлении перспективного планирования 
  • в составлении индивидуальных образовательных маршрутов 
  • в ведении другой документации воспитателя (укажите, какой) 
  • в проведении организованной образовательной деятельности
  • в проведении педагогической диагностики
  • в проведении культурно-досуговых мероприятий 
  • в проведении совместных мероприятий с родителями воспитанников
  • в проведении других мероприятий (укажите, каких)
  • в общении с коллегами, администрацией
  • в общении с воспитанниками
  • в общении с родителями воспитанников
  • другое (допишите) 
  1. Что представляет для вас наибольшую трудность?
  • целесообразно организовать рабочее пространство 
  • формулировать цели, задачи 
  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей непосредственно образовательной деятельности (НОД) 
  • мотивировать деятельность воспитанников 
  • формулировать вопросы проблемного характера
  • создавать проблемно-поисковые ситуации 
  • подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности 
  • активизировать деятельность воспитанников в ходе НОД 
  • организовывать сотрудничество между воспитанниками 
  • организовывать само и взаимоконтроль воспитанников 
  • реализовать индивидуальный и дифференцированный подход в обучении
  • развивать способности воспитанников 
  • другое (допишите)
  1. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • cамообразование;
  • практико-ориентированный семинар; курсы повышения квалификации; мастер-класс;
  • творческая лаборатория;
  • индивидуальная помощь со стороны наставника; школа молодого педагога
  • другое (допишите)
  1. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • типы занятий, методика их подготовки и проведения
  • методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
  • приемы активизации познавательной деятельности воспитанников
  • оценка достижений воспитанников, динамики развития
  • психолого-педагогические особенности воспитанников разных возрастов
  • урегулирование конфликтных ситуаций
  • формы работы с родителями формы и методы педагогического сотрудничества с воспитанниками

Приложение 2

Личностная оценка наставляемых

Всего участников –

Из них:

  • довольны совместной работой –
  • довольны результатом – 
Характеристика Количество участников, отметивших ее у себя
Понравилось участвовать в программе
Хотели продолжить работу в программе наставничества
Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной

организации в течение следующих 5-ти лет

Появилось желание более активно участвовать в культурной

жизни образовательной организации

После общения с наставником почувствовали прилив уверенности в   собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала
Заметили ли рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных группах
Заметили сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества
Появилось желание/силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования
Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5-ти лет
Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации
После общения с наставником почувствовали прилив уверенности в   собственных силах для развития личного, творческого и педагогического потенциала

Личностная оценка наставников

Всего участников –

Из них:

  • довольны совместной работой –
  • довольны результатом – 
Характеристика Количество участников,

отметивших ее у себя

Достаточность и понятность обучения наставников
Понравилось участвовать в программе
Хотели бы продолжить работу в программе наставничества
Видит свое профессиональное развитие в данной образовательной организации в течение следующих 5-ти лет
Появилось желание более активно участвовать в культурной жизни образовательной организации
Заметили сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами благодаря программе наставничества
Появилось желание/силы реализовывать собственные профессиональные работы: статьи, исследования

Приложение 3

Дополнительные тестирования для оценки личностных результатов участников программы наставничества

Анкета молодого педагога

  1. Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для вас привлекательна? 
  2. Удовлетворяет ли Вас уровень Вашей профессиональной подготовки?
  • да
  • нет
  • частично
  1. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса Вы испытываете трудности?
  • в календарно-тематическом планировании;
  • в проведении НОД;
  • в проведении мероприятий;
  • в общении с коллегами, администрацией;
  • в общении с воспитанниками, их родителями;
  • другое 
  1. Что представляет для Вас наибольшую трудность?
  • формулировать цели занятия;
  • выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей НОД;
  • мотивировать деятельность воспитанников;
  • формулировать вопросы проблемного характера;
  • создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении;
  • подготавливать для воспитанников задания различной степени трудности;
  • активизировать деятельность воспитанников на НОД;
  • организовывать сотрудничество между воспитанниками;
  • развивать творческие способности воспитанников
  • другое 
  1. Каким формам ПК своей профессиональной компетентности отдали бы Вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
  • самообразованию;
  • практико-ориентированному семинару;
  • курсам повышения квалификации;
  • мастер-классам;
  • творческим лабораториям;
  • индивидуальной помощи со стороны наставника;
  • другое 
  1. Как часто Вам в процессе работы нужна помощь?
  • часто
  • иногда
  • редко
  1. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
  2. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
  3. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
  4. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
  5. Что Вас привлекает в работе коллектива:
  • новизна деятельности;
  • условия работы;
  • свой вариант.  

Приложение 4

Показатели системы оценки профессиональной деятельности молодого педагога

  1. Выполнение требований законодательных актов, нормативных документов в сфере образования.
  2. Культура ведения документации.
  3. Удовлетворение образовательных потребностей детей, родителей, общества.
  4. Реализация современных образовательных программ, методик и технологий обучения и воспитания.
  5. Использование в профессиональной деятельности информационных технологий.
  6. Комплексная система планирования образовательной деятельности, индивидуальное сопровождение воспитанника.
  7. Использование инновационных форм, методов образования.
  8. Создание современной развивающей предметно-пространственной среды, информационно-образовательной среды.
  9. Обеспечение благоприятного микроклимата, психологического комфорта в детском коллективе.
  10. Участие в инновационной работе.
  11. Осуществление самообразования.
  12. Профессиональная компетентность в вопросах воспитания и обучения детей.
  13. Дисциплинированность и ответственность.
  14. Достижения воспитанников.

«____» ___________ 20___г.

 

Приложение 5

Анкета для педагога наставника для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации. К Вам прикреплен молодой педагог. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат. 

Вопрос Оценка (по шкале от 1 до 5)
1 Достаточно ли было времени, проведенного Вами с молодым педагогом, для получения им необходимых знаний и навыков?
2 Насколько точно следовал Вашим рекомендациям молодой педагог?
3 В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний?
4 В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков?
5 Насколько, по Вашему мнению, молодой педагог готов к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря пройденному наставничеству?
6 Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма молодого педагога?
7 Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для молодого педагога при прохождении наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

  • помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения
  • освоение практических навыков работы
  • изучение теории, выявление пробелов в знаниях
  • освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства
8 Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из методов:

  • самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте
  • самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте
  • в основном самостоятельное изучение молодым педагогом материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по телефону
  • личные консультации в заранее определенное время
  • личные консультации по мере возникновения необходимости
  • поэтапный совместный разбор практических заданий

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации: _____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

«____» ___________ 20___г.

 

Приложение 6

Анкета для молодого педагога для анализа промежуточных результатов работы

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником.

Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.

  1. Как Вы можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой:
  • каждый день
  • один раз в неделю
  • 2–3 раза в месяц
  • вообще не встречались
  • другое
  1. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
  • 3,5–2,5 часа в неделю
  • 2–1,5 часа в неделю
  • полчаса в неделю
  • другое
  1. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы – наставник»:
  • 30–70 процентов
  • 60–40 процентов
  • 70–30 процентов
  • 80–20 процентов
  • другое
  1. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
  • да, всегда
  • нет, не всегда
  • нет, никогда
  • другое
  1. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?
  • да, каждый раз после окончания задания;
  • да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
  • да, раз в месяц;
  • нет
  • другое
  1. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее эффективными?
  2. Какие формы совместной работы с наставником были для Вас наиболее неэффективными?
  3. Ваши предложения по организации работы с педагогом наставником на следующий период

 

Приложение 7

Диагностическая карта оценки навыков молодого педагога

Молодой воспитатель:

Наставник:

Инструкция: Оцените навыки молодого воспитателя по шкале:

3 – высокий уровень развития навыка; 

2 – средний уровень развития навыка; 

1 – развитие навыка не проявляется.

1 Осознает цель своей деятельности в виде программы личностных качеств, которые должны быть сформированы в каждом ребенке в процессе усвоения содержания ООП ДО
2 Умеет проектировать и планировать развитие личных качеств ребенка в соответствии с периодами воспитательно-образовательного процесса по основным направлениям воспитания и обучения, которые прописаны в ООП ДО
3 Умеет отбирать наиболее важный материал по усвоению каждой образовательной области ООП ДО
4 Умеет отбирать дидактический материал и организовывать развивающую предметно-пространственную среду по интересам и возрасту детей
5 Умеет планировать деятельность детей и не нарушать свободу выбора ребенка 
Организаторские и коммуникативные навыки
6 Умеет организовывать собственную деятельность по выполнению годового плана
7 Умеет находить себе помощников среди коллег и направлять их усилия
8 Умеет развивать познавательную активность и способности детей в процессе усвоения ООП ДО
9 Умеет формировать коллектив детей и организовывать его деятельность, мотивировать детей общаться с педагогом и сверстниками
10 Устанавливает конструктивные отношения с родителями воспитанников для достижения целей развития и воспитания, которые прописаны в ООП ДО
11 Умеет подходить к воспитаннику с верой в его лучшие качества
12 Умеет сочетать требования к детям и родителям с глубоким уважением к ним
Аналитические навыки
13 Умеет анализировать свою работу и соотносить результаты с поставленными целями по ООП ДО 
14 Умеет комплексно анализировать деятельность детей и уровень их навыков
15 Может оценить уровень психолого-педагогической подготовленности ребенка к школе
16 Умеет перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями и задачами

Вывод: ____________________________________ обладает достаточной (недостаточной) компетенцией, чтобы полностью выполнять все обязанности воспитателя. Ее профессиональные навыки по окончании периода наставничества развиты на __________________ уровне.

Рекомендации: В дальнейшем необходимо продолжать развивать _____________________________

 

Приложение 8

Форма отчета о проделанной работе по организации наставничества

Ф.И.О. наставника _______________________________________________

Должность ________________________

№ приказа, дата назначения наставника _____________________________

Педагогический стаж работы наставника ____________________________

Ф.И.О. педагога, в отношении которого осуществляется наставничество _______________________

Дата начала и окончания работы наставника с молодым педагогом ___________________________

Шкала оценок
1 2 3 4
Не соответствует требованиям (знания и

владение навыками отсутствует)

частично соответствует (знания и навыки недостаточные, отрывочные и несистематизированные, неуверенно

применяются на практике)

соответствует требованиям (знания достаточно полные, но имеются вопросы, требующие

дополнительной консультации,

владение навыками достаточно уверенное)

превосходит требования (знания исчерпывающие, умения уверенно применяются на практике)
Профессиональные знания и умения
Наименование выполненных мероприятий по осуществлению

наставничества

Дата начала Дата окончания Оценка наставника Оценка руководителя Комментарии
1
2
3
4
5
6

Предварительная оценка (на основании выставленных наставником оценок) 

Итоговая оценка (с учетом корректировок руководителя)

Руководитель: _____________________

Наставник: ________________________