Мастер-класс “Чтобы утро добрым было”

ФИО: Захаров В.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2539
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Мастер-класс "Чтобы утро добрым было"
Итоговая оценка: 1 место,  94 баллов(-а)



Всероссийский грантовый конкурс педагогического мастерства «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»

«Чтобы утро добрым было»

Номинация: Творческий мастер-класс 

Автор:

Захаров Владимир Владиславович,

учитель физической культуры

МБОУ «СОШ № 35» г. Чебоксары

 Соавторы: учителя начальных классов

Чебоксары – 2023

  1. Введение.

Цель:  демонстрация возможностей творческого самовыражения учителя начальных классов и физической культуры в составлении комплекса школьной утренней зарядки на учебный год. 

Задачи:

  1. Создать условия для стимулирования роста творческого потенциала современного учителя, классного руководителя.
  2. Передать опыт командной работы.
  3. Обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу уникальных традиций в отношении школьной зарядки.

Актуальность представленного опыта.

     В настоящее время активно дискутируется вопрос о том, каким должен быть современный учитель, какими знаниями, навыками, качествами, компетенциями он должен обладать /2/. Среди разных характеристик, которые называются в качестве необходимых составляющих профессиональной деятельности современного педагога, часто называют творческий подход к педагогической деятельности. Учителю просто необходимо обладать гибким продуктивным мышлением для генерирования разнообразных оригинальных, нестандартных идей.

     В. А. Кан-Калик дал такое определение творческой сущности педагогической деятельности: «Своеобразие педагогического творчества заключается в том, что творческий характер носит не только акт решения педагогической задачи, но и сам процесс воплощения этого решения в общении с детьми».

     Да, конечно, существует много готовых продуктов в педагогической копилке, которая формировалась не один день. Но педагогу, как творцу, раз уж мы хотим своим примером воспитывать подрастающее поколение, должно быть интересно самому осваивать даже то, за что он ещё никогда не брался в своей педагогической деятельности.

 

Индивидуальный вклад авторского коллектива.

     Составление уникальных комплексов школьной утренней зарядки, на основе подбора музыкальных композиций, текстов песен (см. Приложение 1), пропитанных воспитательной тематикой (обращаем внимание, прежде всего, на культуру нравственного здоровья обучающихся), на основе выбора наиболее уместных применительно к данной музыкальной композиции шагов аэробики, элементов эстрадного и народного танцев. Включение в творческую команду учителей школы, обучающихся 1-5 классов и даже родителей учеников. Ежегодная презентация новой зарядки на линейке 1 сентября. Традиция введена в жизнь школы № 35 данным авторским коллективом и существует с 2018 года. То есть уже 6 лет. 

  1. Основная часть.

     Прежде всего, мы изучили требования к утренней зарядке, преимущества упражнений на основе аэробики. Прошли курсовую подготовку в Федерации  фитнес-аэробики Чувашской Республики. Познакомились с правильной методикой применения музыки. Акцентировали внимание на требованиях техники безопасности при разучивании нового комплекса упражнений. Со всем этим хотим вас ознакомить далее.

     Наша школа является активным участником всероссийского проекта «Массовая зарядка – залог здоровья для всех! Фитнес-аэробика – наш приоритет энергии жизни!». (Каждое утро 971 учащийся с 1-го по 11-ый классы выполняют утреннюю зарядку). 

     Цель данного проекта – формирование устойчивой потребности здорового образа жизни в детской и молодежной среде, укрепление мотивации к здоровому образу жизни, а также привлечение максимального числа детей школьного возраста к массовым утренним зарядкам в школах, к занятиям физической культурой и спортом. Идеальное решение найдено в нашей школе: каждый день начинается с обязательной утренней зарядки, которая длится 5 минут. Для основы идеальной зарядки мы выбираем аэробику.

     Аэробика – это упражнения, которые выполняются под музыку. Аэробика является техникой, позволяющей укрепить организм и сделать его выносливым. Легкость занятиям придает музыкальное сопровождение. Музыка бодрит, фитнес-аэробика приносит удовольствие, поэтому никакого дискомфорта  дети не испытывают. Одним из основных правил фитнес-аэробики является то, что комплекс упражнений, который мы используем, должен нравиться. Правило номер два – регулярность. Детская аэробика  рассчитана как на подростковый возраст, так и на детей поменьше. Какие есть у детской аэробики преимущества относительно других видов спорта /2/? Посмотрим на некоторые из них:

  • Развивает и повышает детскую активность и жизнерадостность.
  • Помогает развить речевые способности ребёнка.
  • Повышает иммунитет.
  • Укрепляет костную структуру тела ребёнка.
  • Детская аэробика позволяет предотвратить развитие некоторых детских патологий, которые угрожают детскому организму при малоподвижном образе жизни.
  • Комплексные упражнения улучшают координацию движений.
  • Формирует правильную осанку у детей.
  • Способствует оздоровлению важных функций в организме, а также улучшает функционирование опорно-двигательного аппарата.
  • Улучшает процесс обмена веществ в организме. Способствует похудению.
  • Увеличивает выносливость и силу.
  • Уменьшает вероятность развития сердечных патологий.
  • Способствует нормальному пищеварению.
  • Предупреждает появление и развитие плоскостопия.
  • Улучшает работу суставов.
  • Укрепляет дыхательную систему.

Правильная методика применения музыки способствует успешному усвоению двигательного навыка. Учитывая построение музыкальных произведений, продолжительность отдельных упражнений и учебных комбинаций можно составлять на 8, 16, 32 счета, а при большей длительности – число, кратное 64 (в отдельных случаях – кратное 16). Продолжительность упражнений, исполняемых под музыку трехдольного размера, может быть 3, 6, 12, 24, 48 счетов; при большей длительности – число, кратное 48. Для учителя  важно не только красиво двигаться самому, но и уметь четко и ясно, в доступной форме объяснить занимающимся технику выполнения движений. Изучение новых движений должно быть строго последовательным, систематическим и слагаться в комбинации из ранее достаточно хорошо усвоенных элементов. При этом внимание надо уделять не только тому, что выполнять, но и тому, как. Занимающиеся должны контролировать не только последовательность движений, но и работу мышц, осознанно выполнять элементы и их соединения. Очень большое значение в проведении занятий имеет использование зеркала. Занимающиеся могут контролировать свои движения и сличать их с действиями учителя.

      В связи с обучением возникает еще одна важная проблема – как показывать упражнения? Всегда ли нужно это делать лицом к занимающимся, в зеркальном отображении? Простые по координации движения можно показывать именно так, с левой руки и ноги, сложные – спиной к ребятам. Огромную помощь при этом оказывают зеркала, наличие которых в зале для проведения аэробики не только улучшает дизайн, но и важно для обучения, технически правильного выполнения упражнений, лучшего контакта с обучающимися. Однако длительное выполнение преподавателем упражнений спиной к ним может вызвать у некоторых из ребят отрицательную реакцию. Поэтому, когда отдельные движения или комбинация освоены достаточно хорошо, учитель поворачивается лицом к занимающимся и выполняет движения в зеркальном отображении. 

            Работая в школе с детьми и подростками обязательно нужно соблюдать следующие основные принципы фитнеса – аэробики.

Основные принципы фитнес – аэробики:

  • Принцип доступности;
  • Принцип «не навреди»;
  • Принцип биологической целесообразности;
  • Программно-целевой принцип;
  • Принцип индивидуализации;
  • Принцип половых различий;
  • Принцип возрастных изменений;
  • Принцип гармонии человека.

А также, соблюдать основные правила техники выполнения упражнений.

Основные правила техники выполнения упражнений в фитнес –  аэробике:

  • В положении «Стоя»- ноги находятся на расстоянии тазобедренных суставов, макушкой тянемся вверх;
  • Плечи расслаблены и опущены вниз;
  • Подбородок в центре, параллельно полу;
  • Лопатки сведены вместе и опущены вниз;
  • Соблюдаем нейтральное положение таза, т.е. живот втянут, таз направлен вперед;
  • Колени расслаблены и слегка согнуты. Во время движения не допускаются пружинящие движения и зависание пятки;
  • При движении использовать естественный наклон корпуса вперед;
  • Руки на поясе до тех пор, пока ученики не овладели в совершенстве движениями ног;
  • Движение рук – от линии подбородка вниз, рисуя треугольник. При этом рычаг сохраняется удлиненным.

     Обязательно во время занятий аэробикой с детьми и взрослыми нужно соблюдать технику безопасности и исключить упражнения, которые могут нанести вред.

Требования по техники безопасности во время занятий. Запрещенные упражнения в фитнес –  аэробике:

  • быстрые круговые движения головой и излишние наклоны головы вперед и назад;
  • упражнения (махи ногами) в стойке на коленях с опорой на кисти;
  • прогиб туловища в положении лёжа на животе с упором на кисти;
  • подъём двух прямых ног из положения лёжа на спине;
  • переход из положения лёжа в положение сидя с прямыми ногами;
  • «глубокие приседания», где угол в коленном суставе менее 90 градусов;
  • наклоны вперёд, стоя на прямых ногах;
  • прогиб туловища назад в положении стоя;
  • вращательные движения коленями;
  • работа с отягощениями на выпрямленных руках;
  • резкие скручивания туловища («мельница»);
  • движения с чрезмерной амплитудой;
  • максимальные нагрузки и продолжительное изометрическое напряжение;
  • шаг на платформу спиной вперёд;
  • спуск с платформы прыжком.

Анализ проведённой работы. 

     На данном этапе, когда нашей традиции исполнилось 6 лет, можно подвести уже некоторые итоги. И решили мы это сделать с помощью наших учеников, которые ответили на 7 вопросов составленной нами анкеты. Выдержки из ответов детей приведены ниже (см. Приложение 3).

  1. Заключение.

Ежедневные упражнения  подарят вам и вашим ученикам здоровье и бодрость духа, а с ними и уверенность в собственных силах, повысят умственную работоспособность. Ежедневные физические упражнения обострят умственные способности за счет поступления в кровь большего количества кислорода. 

Очень надеемся, что комплексы утренней зарядки (см. Приложение 2), составленные учителями школы № 35, вам понравятся, и ВАШЕ ШКОЛЬНОЕ УТРО БУДЕТ ЗДОРОВЫМ И ДОБРЫМ!!!

 

  1. Список использованных ресурсов:
  1. Щербакова, Т. Н. Творчество в деятельности современного педагога / Т. Н. Щербакова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.).
  2. https://zaryadka.guru/fitnes/programma-detskoy-aerobiki?ysclid=lmp39guv4s382917838

 

  1. Приложения.

Приложение 1. Тексты песен для школьной утренней зарядки.

Танцуй со мной (утренняя зарядка в СОШ 35, 2018 год)

Стихи и музыка Л.В.Чернышовой

  1. Едва услышу ритма стук,

Едва коснётся сердца звук,

Простая музыка опять

Нас приглашает танцевать.

Припев:

Танцуй со мной, танцуй со мной

Под ярким солнцем и луной.

Ты сможешь всё, но не робей!

Танцуй смелей, танцуй смелей!

2 . Будь весел ты, танцуй со мной

Зимой и летом и весной.

В движении – жизнь, не унывай!

Мир танца ты скорей узнай!

Припев:

Танцуй со мной, танцуй со мной

Под ярким солнцем и луной.

Ты сможешь всё, но не робей!

Танцуй смелей, танцуй смелей!

Наша перемена (утренняя зарядка в СОШ 35, 2019 год)

Слова и музыка: Елена Плотникова

Вот утро настает – идем с тобой мы в школу –
Поскорей, поскорей!
Ведь школа – это мир, и шумный, и веселый –
Он открыт для друзей!

Вот звонок на урок, –
Но не пройдет и часа – снова
Зазвенит звонок!
Ты слышишь

Припев:
Это перемена!
Снова перемена!
Это перемена –
Наша перемена!

Ах, сколько нужно нам решить задач нелегких,
Сколько книг прочитать!
Ах, как же долго длятся сложные уроки –
Некогда помечтать!

Вот звонок на урок, –
Но не пройдет и часа – снова
Зазвенит звонок –
Ты слышишь

Нарисуй (утренняя зарядка в СОШ 35, 2020 год)

Слова и музыка: Игорь Крутой

Бывает, что время уснуло на ходу,

И нет настроения вообще на что-нибудь.

Но мы можем сами придумать этот мир,

Ведь солнце – это я, а небо – это ты.

Ведь солнце – это я, а небо – это ты.

Нарисуй этот мир, как захочешь сам.

Нарисуй этот мир, подари друзьям.

Нарисуй, научись сочинять мечты.

Видишь, солнце – это я, а небо – это ты!

Если видишь, солнце – это я, а небо – это ты!

И если когда – то к тебе вернется грусть,

Ей верить не надо, ты только не забудь!

Мы все в этом мире рисуем для себя.

Звезды – это ты, а небо – это я.

Звезды – это ты, а небо – это я.

Открой глаза, взгляни, этот мир  – лист белой и чистой бумаги.

Ты можешь все, в руках твоих палитра и кисть, ведь ты пишешь жизни знаки.

Солнце, луна, река и дорога, рисуй простые вещи, значащие много.

Мама, улыбка, друзья и песня, любовь и мир нарисуем вместе.

Школа, привет! (утренняя зарядка в СОШ 35, 2021 год)

Автор слов и музыки: Риша Марк

Почему на глобусе нет школьной страны?

Почему на карте она не видна?

Проживают здесь миллионы детворы!

Проживают здесь все учителя.

Припев:

Школа, привет! Привет школьные дни!

В каждом сердце ребенка зажгутся знаний огни.

Школа, привет! Впереди столько дней

Будешь главным звеном ты в жизни моей.

С букварем каждый взрослый знаком.

День за днем нужен нам алфавит.

С ним за ручку приходит школа в наш дом,

Чтобы книжки читать, петь и говорить.

Бумеранг добра (утренняя зарядка в СОШ 35, 2022 год)

Авторы слов и музыки: Н. и И. Нужины

Оглянись, посмотри вокруг себя,
Вдруг кому-то очень нужен рядом 
Твой совет или добрые слова – 
Поделись своим лучистым взглядом. 

Пускай летит счастье по свету
Мечтай! И мечту не отпускай.

Припев:
Запустим мы бумеранг добра
И станет мир ярче навсегда.
Вернётся всё – легко к тебе.


Соткан мир из любви, и доброта
Обязательно к тебе вернётся.  
Подари даже капельку тепла –
В твоём сердце это отзовётся. 

Пускай ла-ла-ла-ла
Летит счастье по свету
Мечтай! Ла-ла-ла-ла
И мечту не отпускай.

Всегда нужны учителя (утренняя зарядка в СОШ 35, 2023 год)

Музыка: Анна Дерябина. Слова: Валерий Тихомиров

Умники и умницы 
Не бегают по улице. 
Без дела не тусуются. 
Не тратят время зря. 
У них одно желание – 
Набрать побольше знания. 
И к ним всегда на помощь 
Придут учителя. 
  
Припев: 
Пока вращается земля,  
Пока вращается земля,  
Пока вращается земля, 
Всегда нужны учителя! 
   
А если вы не умницы, 
Гуляете по улице, 
И на себя любуетесь,  
Теряя время зря.  
И если вы бездельники,  
Не любите учебники,  
Тогда вам без сомнения,  
Нужны учителя.  
   
Припев тот же. 
  
И сколько б мы не прожили. 
Учиться нам положено. 
Науки очень сложные 
Всегда для нас друзья. 
Чтоб вырасти умелыми. 
России быть полезными, 
Всем детям очень, очень 
Нужны учителя. 

Приложение 3. Анкетирование учащихся школы № 35 (3-4 кл.)

1 вопрос. Как ты относишься к традиции нашей школы :новый учебный год – новая зарядка?

Это очень хорошая традиция!

Всегда всё новое и с удовольствием!

К этой традиции отношусь с уважением.

Мне нравится начинать год с новой зарядки.

Узнаёшь новые детские песни.

Интересно каждый год разучивать новую зарядку.

Я обожаю эту традицию.

Для меня важно разнообразие.

2 вопрос. Нравятся ли тебе выбранные для зарядки тексты песен?

Да, мне нравятся тексты песен, ведь они очень поучительные.

Тексты наших песен отучают лениться.

Песни призывают учиться.

Крутые тексты. Каждый год новая песня с новым смыслом.

Да, под них хочется танцевать.

Песни хорошие, добрые, учат творить добро.

Запоминающиеся рифмы, и можно подпевать.

3 вопрос. Нравятся ли тебе выбранные для зарядки танцевальные движения?

По моему мнению, они лёгкие, энергичные и красивые.

Да. Спокойные движения чередуются с активными.

Они развивают гибкость.

Да. Движения всегда разные. Есть очень даже забавные.

Да, особенно в этом году.

Движения даются мне легко.

Нравятся, потому что учителя всегда придумывают красивые движения.

Движения каждый раз всё лучше и лучше.

Очень нравятся, я сам от этого кайфую.

Движения – то, что надо!

Движение – это жизнь!

Движения как будто созданы для этой песни.

4 вопрос. Помогает ли тебе зарядка в школьном обучении?

Она заряжает энергией, и её хватает на весь день.

Зарядка меня взбадривает, и я начинаю лучше думать.

После такой зарядки мы готовы к работе.

Удивительно, но она развивает память.

Мозг лучше начинает работать.

Мотивирует к учёбе.

Школьная зарядка приводит меня в форму.

Настраивает всех на труд.

Утром ты встаёшь без всяких мыслей, а после нашей зарядки у тебя уже появляются мысли.

Зарядка помогает добавить радости в школьную жизнь.

Она мне помогает, я заряжаюсь, как телефон!

5 вопрос. Какие черты характера реально в себе воспитать, выполняя зарядку до уроков в нашей школе?

Внимательное и доброе отношение к окружающим.

Я становлюсь позитивным.

Я превращаюсь в активного человека.

Аккуратность, дисциплинированность.

Воспитываем хорошие привычки.

Зарядка учит уважать, ценить, любить, такими мы и становимся.

Уверенность в своих силах.

Выносливость и силу духа.

Я воспитываю в себе успех в моём дне.

Вежливость, доверительное отношение к людям.

Не останавливаться на пол пути, не унывать по жизни.

Быть добрее, тогда и мир будет к тебе добрее.

У меня появляются цели.

Делать всё качественно.

6 вопрос. Согласен ли ты с названием зарядки 2023 г. «Всегда нужны учителя»?

Без учителей не могу представить школу!

Кто поможет детям стать образованными, если не учителя…

Да, потому что этот год педагогов.

Мы понимаем, что надо уважать учителей.

Без учителей мы даже о Родине ничего бы не знали.

Название соответствует реальности.

Согласен, потому что они в любой ситуации придут и выручат.

7 вопрос. Поддерживаешь ли ты идею, что вместе с детьми на презентации новой зарядки на линейке 1 сентября танцуют учителя?

Это очень круто! Мы чувствуем себя увереннее! Я поддерживаю эту идею!

Да, потому что детям нужна поддержка.

Мы берём пример с наших учителей!

Это очень правильно! Поддержка учителей для нас очень важна.

Конечно, поддерживаю. Хочу, чтобы и дальше мы танцевали вместе.

Да, поддерживаю эту идею, потому что учителя тоже должны знать движения новой зарядки.

Так танцевать веселее и не страшно.

Учителя заряжают окружающих хорошим настроением.

Уверена, что это правильное решение!

Думаю, что учителям тоже весело и интересно.

Да, учителя тоже должны двигаться.

Да! После этого хочется идти в школу.