Проект
духовно-нравственного развития и социализации детей дошкольного возраста
«Куклы из бабушкиного сундучка»
Воспитатель высшей
квалификационной категории:
Сафонкина Ю.П.
Кудрово, 2023г
Содержание
- Пояснительная записка
- Цели и задачи проекта
- Формы и методы работы
- Этапы реализации проекта
- Перспективный план
- Список литературы
- Приложение
Пояснительная записка
В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, всерьёз задумываешься о том, какими вырастут наши воспитанники, ставшие уже такими родными и близкими? Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение»?
Современная педагогика знает ответ на этот вопрос. Чтобы с раннего возраста научить детей доброте, терпению, милосердию, и состраданию, мы должны им передать не просто знания, а знания, имеющие нравственную основу. А для этого нет лучшего пути, чем знакомство детей с русскими культурными традициями, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну.
Никакой другой вид народного творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребёнке национальных черт, эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребёнок любит, с которой охотно играет. С игрушками в мир детей приходит особое богатство. И складывается оно из любви и заботы, выдумки и таланта, красоты и трудолюбия. Мячик и кубики, пирамидка и неваляшка, птичка-свистулька и матрёшка с дюжиной сестриц “мал мала меньше”… И все-таки самая распространенная в мире игрушка – это кукла – знак человека, его игровой образ и символ. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда.
У наших предков тряпичные куклы бытовали как обрядовые куклы и как игрушки, через которые дети знакомились с укладом жизни, бытом и получали первые уроки нравственности.
Куклы – обереги использовались для семейных и общественных обрядов. Ритуальную куклу, на которую заговорено заклинание тщательно берегли. Ей отводили сокровенное специальное место, ставили в красный угол. По народным поверьям оберегающие куклы несли в себе доброе начало, охраняли от темных сил, ссор, болезней.
Народная тряпичная кукла радует, развивает, учит понимать окружающий мир, будит мысль и фантазию ребёнка. Именно в тряпичной кукле так много теплоты и любви к ребёнку. На первый взгляд покажется, что это примитивный сверточек из ткани. Но в этом и есть обманчивость простоты. В этом и суть народная. При внешней скромности – глубокое внутреннее содержание.
Знание истоков, нравов и обычаев родного народа помогает понять, объяснить и избежать многих ошибок воспитания. Поэтому одной из важных задач в дошкольном возрасте можно считать – приобретение дошкольниками элементарных знаний об истории и культуре своего народа.
Цели и задачи проекта
Цель – приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством ознакомления с тряпичной куклой. Создание мини – музея «Русская кукла» (изготовление традиционной народной куклы).
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с традициями русского народа;
- познакомить детей с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
- познакомить с приёмами шитья.
Развивающие:
- способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- побуждать к самостоятельному созданию кукол, дать возможность экспериментировать с тканью;
- предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.
Воспитательные:
- содействовать патриотическому воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
- прививать основы культуры труда;
- способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе.
Формы и методы работы
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.
Методы и приемы:
- одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми силуэта куклы с использование различных инструментов и материалов для изготовления);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
Обогащение предметно – развивающей среды в группе:
- подбор наглядного материала;
- создание дидактических игр;
- выставки произведений декоративно – прикладного искусства;
- книжные выставки;
- внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей;
- создание мини-музея.
Работа с родителями:
- участие в создании мини-выставок;
- выставки передвижки для родителей;
- совместные праздники и развлечения;
- колонка «Читаем детям» (в родительском уголке);
- конкурсы – задания.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный.
Изучение и анализ литературы по теме, определение объема материала, сроков и направлений по проекту. Составление каоендарно0тематического плана по теме. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы, конспекты занятий, разработка технологических карт), с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях. Проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей».
2 этап – основной.
Цель: формировать: устойчивый интерес к народной культуре; умение детей создавать народные куклы используя, различные материалы; подвести к пониманию назначения народных кукол, к истории их создания; развитие воображения и творчества, художественного восприятия в процессе рассматривания куклы; воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Второй этап включает в себя цикл НОД, совместной деятельности воспитателя с детьми, в ходе которых дети знакомятся с народными куклами и получат новые знания о народной культуре и истории своего народа. На протяжении всего путешествия детей сопровождает мудрая сказительница, хранительница знаний, умелица на все руки. Именно она рассказывает детям все новые и новые сказки, интересные истории, приносит детям народные игрушки и различный материал для продуктивной деятельности.
3этап-творческий.
Цель: создание условий для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую, продуктивную деятельность связанною с народной культурой; стимулировать творческое использование детьми полученных знаний, умение применять их самостоятельно; создание радостной обстановки способствующей проявлению творческих способностей детей с условием их дальнейшего развития.
Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного. А помогало в этом мудрость русского народа, опыт, накопленный веками и конечно, то, что близко и понятно всем детям – кукла.
На протяжении всего путешествия по новому неизведанному миру прекрасного дети узнают историю возникновения и при желании научатся делать следующих народных кукол:
- Покосница.
- Стригушка
- Кукла Счастье
- Кукла Ангел
- Крестец.
- Кубышка-травница
- Кукла на ложке
- Кукла Масленица
- Колокольчик
- Кукла Пеленашка.
Ожидаемые результаты:
- будет более развит интерес детей к народной кукле и народным традициям;
- расширятся знания детей о народной кукле;
- сформируется интерес к способам изготовления народных кукол;
- у детей сформируются навыки бережного отношения к результатам своего и чужого труда.
- укрепиться творческое взаимодействие с семьями воспитанников
- в ходе реализации проекта, будет создана апробируемая система мероприятий по формированию интереса у детей к народной кукле.
Вывод.
Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами. Но в наше время, когда многое утрачено, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, именно на нас педагогов дошкольников ложится важнейшая задача приобщения детей к ценностям народной культуры.
Девизом своей работы мы выбрали замечательные слова В. Высоцкого:
Красоту, чистоту мы у старших берем,
Саги, сказки из прошлого тащим,
Потому, что добро остается добром
В прошлом, будущем и настоящим
Мы надеемся, что зернышко, посеянное нами в огромное еще не распаханное поле «Детской души» прорастет и принесет свои плоды.
Перспективный план
Месяц | Мероприятия | Цель | Краткое содержание | Материал
|
Сентябрь | «Что мы знаем о куклах?» | Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением. | Виртуальная экскурсия в музей, компьютерная презентация «Русская народная кукла». | Раскраски и разрезные картинки по теме занятия |
Знакомство детей с куклой Покосница | Познакомить детей с народной куклой Покосница, ее происхождением и предназначением воспитывать внимание, наблюдательность | Беседа с детьми о лете. Рассматривание картины Кустодиева «Сенокос» |
Кукла Покосница, картина Кустодиева «Сенокос»
|
|
Рисование «Сенокос» | Закрепить знание детей о времени года – лето, о труде взрослых. Развивать творчество | Рассматривание иллюстраций на тему «Лето» | Краски, альбомы, кисти. |
|
Изготовление народной куклы Покосница | Учить детей изготовлять куклу из ткани и ваты, развивать навыки работы с нитками. | Совместная творческая деятельность детей и родителей в процессе изготовления куклы | Народная кукла Покосница, схема изготовления куклы. Лоскут белой ткани 10х20, цветная ткань 10х20, красные нитки, вата, треугольный лоскут ткани для платка, полоска ткани 1х7 см | |
Октябрь | Беседа «От семени до льняного полотна» | Познакомить детей с процессом изготовления народного костюма | Беседа | Картины «Лен цветет», «Пряха», иллюстрации прялки и льна.
|
Рассказ Ушинского
«Как рубашка в поле выросла» |
Знакомство детей с рассказом, слушать внимательно и отвечать на вопросы по содержанию. | Чтение художествен-ной литературы. | Иллюстрации к рассказу
|
|
Ноябрь | Знакомство с народной куколкой Счастье | Познакомить детей с куколкой Счастье, ее назначением | Беседа | Картина Ф. Булкина «Девушка перед зеркалом»
|
Беседа «По одежке встречают» | Объяснить детям значение наряда, прически куклы и ее статуса в игре | Рассматривание кукол, игровая деятельность | Куколка Счастье, куколка Стригушка. | |
Чтение народной сказки «Куколка в траве» | Познакомить детей со сказкой | беседа по содержанию | Литература: сказка «Куколка в траве» | |
Изготовление народной куколки Счастье – в подарок мамам на День матери. | Учить детей изготовлять куклу счастье, воспитывать любовь к близким, желание о них заботиться. | Творческая деятельность детей | Вата, белый материал, нитки для волос, материал для юбки, красные нитки.
|
|
Декабрь | Рисование
« Кукла в национальном костюме» |
Познакомить детей с народным костюмом и орнаментом | Рассматривание куклы в национальном костюме | Альбом, гуашь, кисти, баночки с водой, образец для рисования.
|
Изготовление куклы Ангела | Познакомить детей с народной куклой Ангел, технологией изготовления. | Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы. | Образец куклы Ангел, вата, белые квадратные лоскуточки, красные нитки.
|
|
Экскурсия в музей русского быта (в д/с)(виртуальная экскурсия) | Познакомить детей со старинными предметами утвари, развивать у детей интерес к родному краю.
|
Рассматривание предметов обихода избы, объяснить детям как их использовали. | Старинные предметы утвари, мебели
|
|
Январь | Беседа с детьми о празднике Рождество | Познакомить детей с праздником, его значением и обычаями. | Беседа. Рассматривание рождественских открыток. |
Иллюстрации |
Знакомство куклой Крестец. | Познакомить детей с куклой, ее назначением, технологией изготовления. | Творческая деятельность детей | Образец куклы Крестец, лоскуточки, нитки, ленточки, деревянные палочки, для крестовины.
|
|
Знакомство детей с куклой на ложке. | Познакомить детей с народной куклой на ложке, ее происхождением и предназначением. | Рассматривание различных ложек и куклы на ложке. | Кукла на ложке, ложки, сделанные из различных материалов.
|
|
В гостях у бабушки Арины. | Расширять представления о русских народных, семейных обычаях. Развивать внимание, память, образное мышление, мелкую моторику | Рассматривание предметов старины. | Деревянная посуда
|
|
Изготовление народной куклы на ложке. | Научить детей изготовлять куклу на ложке. | Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы | Образец куклы на ложке, деревянная ложка, квадратный лоскуток, вата, красные нитки.
|
|
Февраль | Знакомство детей с народной куклой Кубышка-травница | Познакомить детей с народной куклой Кубышка- травница, ее предназначением и технологией изготовления. | Беседа
|
Кукла Кубышка- травница. |
Д/и « Кто ты куколка моя?» | Воспитывать у детей внимание, наблюдательность
|
Игровая деятельность | Народные куклы | |
«Растения, которые нас лечат» | Познакомить детей с лекарственными растениями нашей местности, их внешним видом, местом произрастания. | Беседа. Рассматривание иллюстраций с лекарственными растениями. |
Иллюстрации
|
|
Март | Досуг «Посиделки в деревенской избе» (масленичная неделя) | Развитие детской познавательной активности, знакомство с народными обрядами. | Пение народных песенок, закличек, народные игры. | Старинные предметы утвари, мебели |
Знакомство детей с народной куклой «Масленица» | Познакомить детей с народной куклой Масленица, ее происхождением, предназначением и технологией изготовления. | Беседа
|
Кукла Масленица. | |
«Широкая масленица».
Открытое мероприятие мастер-класс по изготовлению куклы Масленицы (проводят дети) |
Расширить представление детей о народном обрядовом празднике. | Игровая программа, мастер-класс. | Материал для изготовления куклы (см.технологическую карту) Народные костюмы, блины., атрибуты для родных игр. | |
Апрель | Знакомство с народной куклой Колокольчик | Познакомить детей с народными костюмами, на примере куклы колокольчик, показать многослойность народного костюма. | Рассказ о русском наряде, в который обряжается кукла. | Детали русского наряда и их значение. Народная кукла Колокольчик |
Чтение сказки «Василиса прекрасная» | Познакомить детей со сказкой, учить внимательно ее слушать. Беседа по содержанию. | Чтение художественной литературы. | Иллюстрации к сказке. | |
Изготовление народной куклы Колокольчик совместно с родителями. | Научить детей изготавливать куклу Колокольчик, развивать творчество. | Совместная творческая деятельность детей и родителей по изготовлению куклы | Образец кукла колокольчик, три круглых лоскутка ткани разного цвета. Один меньше другого, вата, нитки, треугольный лоскуток на платок | |
Рисование
«Моя любимая куколка»- выставка работ. |
Учить детей рисовать понравившуюся куклу, развивать творчество | Рассматривание кукол, художественное творчество.
|
Народные куклы, краски. Кисти, альбомные листы. | |
Май | Досуг Приключение куклы Пеленашки | Расширить представления детей о куклах разных народов, народной игрушке. | Рассказ, с/р. игра | Кукла Пеленашка. |
Изготовление куклы -Пеленашки в подарок малышам. | Научить детей изготавливать куклу Пеленашку, развивать творчество. | Совместная творческая деятельность педагога и детей по изготовлению куклы | Кукла Пеленашка. Материал для изготовления куклы (см.технологическую карту) | |
Досуг «Веселая ярмарка» (итоговое мероприятие» | Закрепление знаний о народной игрушке
Формирование эстетического отношения к народному творчеству. |
Заклички, считалки, пословицы,
народные игры |
Народные обрядовые куклы, изготовленные детьми совместно с родителями. |
Литература
- М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
- О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
- И.Г. Гаврилова. Истоки русской народной культуры в детском саду. СПб «Детство Пресс» 2008г.
4.И.Н. Котова, А.С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. -СПб: «Паритет» 2008.
5.Е. В.Берестнёва Н. В.Догаева. Кукольный сундучок. – Москва «Белый город»
6.Т.Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г.
- Журнал Цветной мир. №1 2009 г. Народная игрушка. Москва.
8.Т.А. Бударина. О.Н. Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. СПб «Детство Пресс» 2008г.
9.Журнал. Читаем, учимся, играем. №1,2,3,8,6- 2007г. «Либерия библиопринт»