МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТЕПНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РОДИНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
659786 с. Степное Алтайский край Родинский район
Наставничество. С чего начать?
Персонализированная программа наставничества
на период с 01.09.2023 до 01.06.2024
Наставляемый:
Марченко Т Н. учитель музыки «Степнокучукская СОШ» филиал МБОУ Степновская СОШ
Наставник:
Матина М А. учитель географии и биологии, И.О. по учебной работе «Степнокучукская СОШ» филиал МБОУ Степновская СОШ
С. Степной Кучук
Наставничество. С чего начать? Конечно с Персонализированной программы наставничества!
Актуальность программы
В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.
Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена введением обновленных ФГОС ООО, организацией адаптации молодого специалиста.
Как учитель с многолетним стажем и могу смело утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего учителя может протекать длительно и сложно. Причины этого кроются в том, что начинающий учитель ещё слаб как профессионал: сдавая в институте экзамены, он усваивал внешние в отношении себя факты, которые и сложились в его сознании в некую сумму знаний. Кроме того, начинающий педагог недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Можно предположить, что и в методике преподавания предмета, в планировании и организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности встретятся некоторые затруднения. И в этой связи важны качественные характеристики начала профессионального пути учителя.
Представленная программа направлена на создание адекватных условий поддержки профессионального становления учителя с учетом его актуального уровня и перспектив развития профессионализма. Следует отметить, что процесс профессионального становления педагога рассматриваем как систему его развития в интегративном процессе, включающем внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом со стороны самого учителя и школы. Это предполагает определение целей профессиональной деятельности на каждом этапе профессионального становления и соответствующих им содержания, технологий, средств профессионального совершенствования.
Основными направлениями работы педагога-наставника будут следующие:
– адаптационная работа;
– психологическая поддержка;
– мотивация самообразования;
– организация профессиональной коммуникации.
Адаптационная работа будет включать :
– знакомство со школой, представление начинающего учителя коллективу школы на педагогическом совете;
– организация шефской пары и закрепление учителя-наставника;
– разработка адаптационной программы профессионального становления начинающего учителя;
– контроль и оценка профессиональной адаптации начинающего учителя.
Мотивация самообразования предполагает включение начинающего учителя в различные формы повышения квалификации:
– педагогическое проектирование;
– решение педагогических ситуаций;
– активно-игровые методы;
– индивидуальное и микрогрупповое исследование;
– профессиональные конкурсы;
– документальный анализ;
– часы заинтересованного информационного обмена;
– посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;
– совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;
Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя следующие направления:
– с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;
– коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;
– администрацией;
– учениками и их родителями;
Планирование работы на 2023-2024 учебный год
Цели работы:
⮚ оказать методическое сопровождение деятельности начинающего педагога;
⮚ содействовать повышению его профессионального роста;
⮚ помочь раскрытию индивидуальных педагогических способностей.
Задачи работы:
- планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
- повышение профессионального уровня молодого педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
- развитие творческого потенциала начинающего педагога, мотивирование участия в инновационной деятельности;
- наблюдение за динамикой результативности обучения учащихся класса, в котором работает молодой специалист;
- совместное планирование работы с молодым педагогом по включению его в профессиональную деятельность
Участники программы:
Начинающий педагог | Наставник | |||
ФИО | Образование | ФИО | Образование | Квалификационная категория |
Марченко Татьяна Николаевна | Высшее Профессиональная переподготовка ООО «Институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки», Квалификация «Учитель музыки» | Матина Марина Александровна | высшее | первая |
- Программа наставничества:
№ | Выявленные профессиональные затруднения | Мероприятия | Сроки | Ответственный | Планируемый результат |
|
|||||
Разработка
Технологических карт к урокам. |
Беседа | сентябрь | Матина М А | Повышение уровня профессиональной
компетенции педагога в проведении уроков |
|
Проведение уроков музыки | Посещение и анализ уроков
по теме |
Сентябрь – октябрь | Матина М А | ||
|
|||||
Формирование банка данных наставников, обеспечение согласий на сбор и обработку
персональных данных. |
Оформление соответствующей документации | август | Матина М А | Самостоятельное планирование
педагогической деятельности наставляемым педагогом |
|
Помощь в изучении положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации, | Изучение Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации | Август | Матина М А | ||
Помощь в
составлении рабочих программ по предметам НОО и ООО. Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru |
Изучение и анализ ООП НОО и ООП ООО школы, Положение о составлении рабочих программ по предметам | август | Матина М А | ||
Методика проведения уроков музыки в 1-4 классах | Совместное проектирование уроков развития речи | Сентябрь | Матина М А | ||
Методика проведения уроков музыки в 5-8 классах | Посещение и анализ уроков наставника | сентябрь | Матина М А | ||
Методика проведения уроков музыки в 5-8 классах | Проведение занятий совместно с наставником | октябрь | Матина М А | ||
Трудности в проведении уроков учащихся с ОВЗ в 1, 4 классах | Организация стажировки, повышение квалификации | Сентябрь-октябрь | Матина М А | ||
|
|||||
Документация педагога: рабочие программы, тех. карты уроков | Анализ документов | май | Матина М А | Анализ выполнения персонализированной
программы наставничества. Планирование работы на следующий год |
|
Общие трудности в
профессиональной деятельности |
Анкетирование | Апрель-май | Матина М А | ||
Организация и
проведение уроков |
Посещение урока | Апрель – май | Матина М А |
ПЛАН РАБОТЫ
по организации наставничества на 2023-2024 учебный год
Месяц | Содержание работы |
Август | Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом
Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса Составление рабочих программ по предмету НОО и ООО, используя Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru |
Сентябрь
|
Ознакомление с требованиями оформления журнала, журналов факультативных и кружковых занятий
Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы Посещение уроков у молодого специалиста |
Октябрь
|
Час общения “Основные проблемы молодого учителя”
Практическое занятие “Особенности преподавания уроков музыки в начальной и основной школе в связи с переходом на ФГОС НОО и ФГОС ООО третьего поколения” Час общения “Как быстрее адаптироваться в школе” Мастер- класс “Использование современных образовательных технологий в учебном процессе” Участие в Концерте, посвящённом Дню Учителя «Гордое звание – Учитель» |
Ноябрь
|
Консультация “Деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы”
Мастер-класс “Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников” Посещение уроков у молодого специалиста |
Декабрь
|
Консультация “Современный урок: структура и конструирование”
Практическое занятие “Анализ урока. Виды анализа”. |
Январь | “Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся”
Посещение уроков у молодого специалиста |
Февраль | Практикум “Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока” |
Март | Практическое занятие “Организация индивидуальной работы с учащимися” (посещение уроков, самоанализ уроков)
Участие в муниципальном профессиональном конкурсе для молодых педагогов и наставников «Молодой педагог + наставник» |
Апрель | Практикум “Содержание, формы и методы работы педагога с родителями”
Участие в муниципальном Методическом дне «Реализация современных подходов к организации учебной, внеурочной и воспитательной деятельности учащихся как фактор повышения качества образования», проведение наставнической пара пары мастер – класса «Интегрированный урок: Биология /Музыка». |
Май | Посещение уроков у молодого специалиста
Проведение совместных мероприятий: Мероприятие Встреча за круглым столом «Наставник в нашей жизни!» |
Июнь | Беседа: Анализ работы за 2023-2024 учебный год. Трудности и пути решения.
Сбор материала для участия в краевом конкурсе «Лучший шеф-наставник», который проводит управление Алтайского края по труду и занятости населения. |