Наставничество. С чего начать?

ФИО: Матина М.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2551
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Лучшие практики наставничества», в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Наставничество. С чего начать?
Итоговая оценка: 1 место,  87 баллов(-а)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ 

«СТЕПНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РОДИНСКОГО РАЙОНА   АЛТАЙСКОГО КРАЯ

659786    с. Степное      Алтайский    край      Родинский район

Наставничество. С чего начать?

Персонализированная программа наставничества

на период с 01.09.2023 до 01.06.2024

Наставляемый: 

Марченко Т Н. учитель музыки «Степнокучукская СОШ» филиал  МБОУ Степновская СОШ

      Наставник:

Матина М А. учитель географии и биологии, И.О. по учебной работе «Степнокучукская СОШ» филиал  МБОУ Степновская СОШ

 

С. Степной Кучук

Наставничество. С чего начать? Конечно с Персонализированной программы наставничества!

Актуальность программы

В условиях модернизации системы образования в России значительно возрастает роль педагога, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции.

Актуальность персонализированной программы наставничества обусловлена введением обновленных ФГОС ООО,  организацией адаптации молодого специалиста.

Как учитель с многолетним стажем и  могу смело утверждать, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация начинающего учителя может протекать длительно и сложно. Причины этого кроются в том, что начинающий учитель ещё слаб как профессионал: сдавая в институте экзамены, он усваивал внешние в отношении себя факты, которые и сложились в его сознании в некую сумму знаний. Кроме того, начинающий педагог недостаточно подготовлен в нормативно-правовых вопросах. Можно предположить, что и  в методике преподавания предмета, в планировании и организации учебной, внеурочной и внеклассной деятельности встретятся некоторые затруднения. И в этой связи важны качественные характеристики начала профессионального пути учителя.

Представленная программа направлена на создание адекватных условий поддержки профессионального становления учителя с учетом его актуального уровня и перспектив развития профессионализма. Следует отметить, что процесс профессионального становления педагога  рассматриваем как систему его развития в интегративном процессе, включающем внутреннее социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом со стороны самого учителя и школы. Это предполагает определение целей профессиональной деятельности на каждом этапе профессионального становления и соответствующих им содержания, технологий, средств профессионального совершенствования.

 

 Основными направлениями работы педагога-наставника будут следующие:

– адаптационная работа;

– психологическая поддержка;

– мотивация самообразования;

– организация профессиональной коммуникации.

 

Адаптационная работа будет включать :

– знакомство со школой, представление начинающего учителя коллективу школы на педагогическом совете;

– организация шефской пары и закрепление учителя-наставника;

– разработка адаптационной программы профессионального становления начинающего учителя;

– контроль и оценка профессиональной адаптации начинающего учителя.

Мотивация самообразования предполагает включение начинающего учителя в различные формы повышения квалификации:

– педагогическое проектирование;

– решение педагогических ситуаций;

– активно-игровые методы;

– индивидуальное и микрогрупповое исследование;

– профессиональные конкурсы;

– документальный анализ;

– часы заинтересованного информационного обмена;

– посещение уроков и мероприятий, проводимых коллегами, с последующим анализом;

– совместная с наставником работа по подготовке уроков и педагогических мероприятий;

Работа по организации профессиональной коммуникации включает в себя следующие направления:

– с наставниками – оказание помощи при составлении тематических и поурочных планов, взаимопосещение уроков, совместная подготовка материалов для контрольных работ, анализ и коррекция результатов;

– коллегами по методическому объединению и в учреждении образования;

– администрацией;

– учениками и их родителями;

Планирование работы на 2023-2024 учебный год

 

Цели работы:

  оказать методическое сопровождение деятельности начинающего  педагога;

  содействовать повышению его профессионального роста;

  помочь раскрытию индивидуальных педагогических способностей.

Задачи работы:

  • планирование методической работы на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя;
  • повышение профессионального уровня молодого педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений;
  • развитие творческого потенциала начинающего  педагога, мотивирование  участия в инновационной деятельности;
  • наблюдение за динамикой  результативности обучения учащихся класса, в котором работает молодой специалист;
  • совместное планирование работы с молодым педагогом по включению его в профессиональную деятельность

Участники программы:

Начинающий педагог Наставник
ФИО Образование ФИО Образование Квалификационная категория
Марченко Татьяна Николаевна Высшее Профессиональная переподготовка  ООО «Институт развития  образования, повышения квалификации  и переподготовки», Квалификация «Учитель музыки» Матина Марина Александровна высшее первая

 

  • Программа наставничества:
Выявленные профессиональные затруднения Мероприятия Сроки Ответственный Планируемый результат
  1. Выявление профессиональных затруднений педагогических работников
Разработка

Технологических карт к

урокам.

Беседа сентябрь Матина М А Повышение уровня профессиональной

компетенции педагога в проведении уроков

Проведение уроков музыки  Посещение и анализ уроков

 по теме

Сентябрь – октябрь Матина М А
  1. Организационно-методическая работа по развитию профессиональных компетенций педагогических работников
Формирование банка данных наставников,  обеспечение согласий на сбор и обработку  

персональных данных.

Оформление соответствующей документации август  Матина М А Самостоятельное планирование

педагогической деятельности

наставляемым педагогом

Помощь в изучении положения о системе наставничества педагогических  работников в образовательной организации, Изучение Положения о системе наставничества педагогических  работников в образовательной организации Август  Матина М А
Помощь в 

составлении

рабочих программ по предметам НОО и ООО.

Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru

Изучение и анализ ООП НОО и ООП ООО школы, Положение о составлении рабочих программ по предметам август Матина М А
Методика проведения уроков музыки в 1-4 классах Совместное проектирование уроков развития речи Сентябрь  Матина М А
Методика проведения уроков музыки в 5-8 классах Посещение и анализ уроков наставника сентябрь Матина М А
Методика проведения уроков музыки в 5-8 классах Проведение занятий совместно с наставником октябрь Матина М А
Трудности в проведении уроков учащихся с ОВЗ в 1, 4 классах Организация стажировки, повышение квалификации Сентябрь-октябрь Матина М А
  1. Мониторинг эффективности качества реализации персонализированной программы наставничества
Документация педагога: рабочие программы, тех. карты уроков Анализ документов май Матина М А Анализ выполнения персонализированной

программы наставничества. Планирование

работы на следующий год

Общие трудности в

профессиональной

деятельности

Анкетирование Апрель-май Матина М А
Организация и

проведение уроков

Посещение урока Апрель – май Матина М А

ПЛАН РАБОТЫ

по организации наставничества на 2023-2024 учебный год

Месяц Содержание работы
Август  Знакомство молодого специалиста с традициями школы, правилами внутреннего распорядка, уставом

Изучение содержания учебных программ, нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса

Составление рабочих программ по предмету НОО и ООО, используя

Конструктор рабочих программ https://edsoo.ru

Сентябрь

 

Ознакомление с требованиями оформления журнала, журналов факультативных и кружковых занятий

Практикум по разработке тематических поурочных планов и планов воспитательной работы

Посещение уроков у молодого специалиста

Октябрь

 

Час общения “Основные проблемы молодого учителя”

Практическое занятие “Особенности преподавания уроков музыки в начальной и основной школе в связи с переходом на ФГОС НОО и ФГОС ООО третьего поколения”

Час общения “Как быстрее адаптироваться в школе”

Мастер- класс “Использование современных образовательных технологий в учебном процессе”

Участие в Концерте, посвящённом Дню Учителя  «Гордое звание – Учитель»

Ноябрь

 

Консультация “Деятельность классного руководителя и планирование воспитательной работы”

Мастер-класс “Методика проведения внеклассных мероприятий и праздников”

Посещение уроков у молодого специалиста

Декабрь

 

Консультация “Современный урок: структура и конструирование”

Практическое занятие “Анализ урока. Виды анализа”.

Январь “Эффективность урока – результат организации активной деятельности учащихся”

Посещение уроков у молодого специалиста

Февраль Практикум “Оптимизация выбора методов и средств обучения при организации различных видов урока”
Март Практическое занятие “Организация индивидуальной работы с учащимися” (посещение уроков, самоанализ уроков)

Участие в муниципальном профессиональном конкурсе для молодых педагогов и наставников  «Молодой педагог + наставник»

Апрель Практикум “Содержание, формы и методы работы педагога с родителями” 

Участие в  муниципальном Методическом дне «Реализация современных подходов к организации учебной, внеурочной и воспитательной деятельности учащихся как  фактор повышения качества образования», проведение наставнической пара пары мастер – класса  «Интегрированный урок: Биология /Музыка».

Май  Посещение уроков у молодого специалиста

Проведение совместных мероприятий: Мероприятие Встреча за круглым столом «Наставник в нашей жизни!»

Июнь  Беседа: Анализ работы за 2023-2024 учебный год. Трудности и пути решения.

Сбор материала для участия в   краевом конкурсе «Лучший шеф-наставник», который проводит управление Алтайского края по труду и занятости населения.