Педагогические достижения: Экологический проект “Дендрарий-парк”

ФИО: Гучапшева К.Б.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2593
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Педагогические достижения: Экологический проект "Дендрарий-парк"
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



                         Паспорт проекта:

Тема: «Дендрарий парк».

Тип проекта: познавательно исследовательский, творческий.

База для реализации проекта: педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2022-2023гг.

Авторы разработчики:

Воспитатели 

Гучапшева К.Б

Тлимахова И.Х

                                Аннотация к проекту.

                                                     

                                                          Все хорошее в людях из детства!

                                                          Как истоки добра пробудить?

                                                              Прикоснуться к природе всем сердцем:

                                                          Удивиться, узнать, полюбить!

Проект «Дендрарий парк» направлен на экологическое воспитание детей дошкольного возраста.   Дендрарий-это пространство, предназначенное для сохранения и изучения редких видов растений.

Новизна нашего проекта заключается в его универсальности и  многозначности .Многочисленные экологические катастрофы ставят вопрос о необходимости новой системы взаимоотношений человечества с природой. Изучив  по этой теме много материалов, мы решили   разработать свою концепцию по созданию своего дендрологического парка.

Срок реализации: долгосрочный(сентябрь-май).

Участники проекта: дети ,педагоги, родители воспитанников. 

Цель проекта: способствовать воспитанию и развитию экологического мировоззрения, творческих и   исследовательских способностей детей через создание проекта-инновационного дендрологического парка; проектирование  познавательного, эстетически и экологически привлекательного пространства на территории детского сада; внести вклад в ее озеленение.

Направление работы: создание экологической тропы, зеленого кабинета как часть учебной зоны, мини метеостанции на территории дендрария.

Дендрарий должен способствовать росту экологической культуры дошкольников посредством проведения регулярных занятий, досугов, наблюдений, трудовой и творческой деятельности детей.

Необходимые ресурсы: приобретение редких , декоративных деревьев и кустарников, закупка семян цветов и лекарственных трав, оборудование мобильной лаборатории, метеостанции , изготовление демонстрационного стенда дендрологического парка.

Методический инструментарий: (картотека дидактических игр, конспекты занятий ,сценарий, развлечений и т. д.)Библиотека юного эколога.

Новизна проекта еще заключается в том, что реализация проекта осуществляется через интеграцию различных видов деятельности: познавательной, экспериментальной, экологической, речевой, продуктивной и игровой ,объединенных одной темой. Это позволяет детям познать целостную картину окружающего мира и дает возможность развитию творческих способностей и самореализации каждого участника проекта.

Проектом предусмотрено не только экологическое просвещение детей, но и мотивация развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе, развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников, огорода, детского сада.

                                      

 

                 Актуальность проекта. Постановка проблемы.   

«Любовь к  Родине начинается с любви к природе».

А.Герцен тонко выразил словами : светлые дни детских впечатлений, полученные от общения с родной природой, провожают далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы «служению Родине».

Эту же мысль великий русский педагог К.Ушинский выразил так: « А воля, а простор, а природа, а розовая весна и золотая осень-разве они не были нашими воспитателями”. В воспитании чувств патриотизма он придавал большое значение общению с родной природой. Изучение ее воспитания, чувств ребенка с первых лет жизни является педагогической задачей. Ведь ребенок не рождается злым или добрым, с нравственным или безнравственным отношением к природе. Какие нравственные качества у ребенка разовьются, зависит прежде всего от родителя и педагогов.

Взаимоотношение человека с природой –актуальный проблемный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. 

Деревья  это легкие земли. Деревья, кустарники и цветы украшают нашу жизнь, радуют, делают нас более воспитанными к  красотам природы, музыки, стихам, живописи, очищают воздух, обогащают его кислородом.  Вот почему  мы должны не только охранять природу, но и обогащать ее, научиться приумножать ее богатства. Наш проект « Дендрарий парк» с экологической тропой призван воспитывать эти ценнейшие качества. Для воспитания гармонично развитого человека необходимо, чтобы он умел не только воспринимать красоту, но и создавать ее своими руками.

 Созидание красоты является сильнейшим методом воспитания. Дендрарий  с экологической тропой, метеостанцией- это учебно-воспитательное пространство на открытом воздухе.

Такой комплекс позволит детям ощутить  единение с природой, сделать занятия, прогулки более эмоциональными и яркими, наладить связь между ребенком и природой.

Благодаря научным исследованиям дошкольного воспитания Н.А.Рыжовой, С.Н.Николаевой, Т.И.Поповой,  Н.А.Кондратьевой,  О.А.Соломенниковой и др. мы имеем возможность воспитывать экологическую культуру детей, начиная с раннего возраста.

Дендрологическая площадка является не только местом отдыха, но и местом проведения исследований, наблюдений, экспериментов.

Озеленение изучаемой территории очень важно с точки зрения:

  • Эстетической ( излюбленное место детей)
  • Улучшения микроклимата ( благодатная тень в летнюю жару)
  • Снижения ветра
  • Увлажнения и очищения воздуха
  • Снижение уровня шума
  • Регуляция температуры воздуха
  • Лечебного фактора (большинство деревьев выделяет фитонциды)

 

                                 Цели и задачи проекта.

Цель: способствовать воспитанию и развитию экологического мировоззрения, творческих и исследовательских способностей детей через создание проекта-инновационного дендрологического парка посредством сказочных героев «Эколят» и хозяином экологической тропы; проектирование познавательного эстетически и экологически привлекательного пространства на  территории Дендропарка; включить родителей в процесс экологического воспитания .

Задачи для детей:

1) Образовательные:

  • Формировать систему элементарных экологических знаний , доступных пониманию ребенка младшего дошкольного возраста.
  • Дать элементарные понятия о «Дендропарке» (добиться, чтобы у детей осталось как можно больше разнообразных впечатлений и знаний о деревьях в разное время года и ее разновидностей.
  • Формировать представление детей о растительном (в т.ч. и лекарственных) и животном мире.
  • Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями.
  • Формировать умения и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей посильную помощь.

2) Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к миру природы, к исследовательской деятельности, желание познать новое.
  • Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

3) Воспитательные:

  • Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес и эстетическое отношение к природе.
  • Воспитывать чувство прекрасного.

Задачи для педагогов:

  • Изучить материалы в литературных и интернет-источниках, отражающих общие сведения о дендрарии, порядок создания дендропарка, который включает создание экологической тропы и метеостанции на территории дендропарка.
  • Определить целевое назначение, основные направления работы, стиль и принцип организации дендропарка и экологической тропы.
  • Разработать схему парка и экологической тропы.
  • Разработать экскурсионную программу по каждой видовой точке экологической тропы.
  • Укрепление детско-взрослого сотрудничества.

Задачи для родителей:

  • Привлечение родителей к сотрудничеству, активное вовлечение их в общую деятельность по реализации проекта.

 

               Стратегия достижения поставленных целей и задач.

                                   График работы над проектом.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

2 этап: Основной

3 этап: Заключительный

Сроки реализации :Сентябрь-май  2022-2023гг.

Подготовительный этап.

  • Изучить материалы в литературных и интернет-источниках, отражающие общие сведения о дендропарке.
  • Определить целевое назначение, основные направления работы, стиль и принципы организации дендропарка и экологической тропы исходя из интересов и потребностей детей.
  • Планирование предстоящей деятельности,направленной на реализацию проекта: разработать схему парка и экологической тропы, экскурсионную программу по каждой видовой точке.

Основной (практический) этап.

  • Чтение художественной литературы на экологическую тему.
  • Проведение подвижных, дидактических игр.
  • Продуктивная деятельность детей ( рисование, аппликация, лепка) (отображение в творчестве общение с природой).
  • Целевые прогулки по экологической тропе.
  • Опытно-экспериментальная деятельность. Уход за растениями, наблюдение за посадкой и ростом растений.
  • Наблюдение за объектами, явлениями погоды на метеостанции.
  • Театрализованная деятельность, экологические досуги, развлечения, конкурсы стихов на экологическую тему.
  • Изготовление поделок из бросового материала.

Заключительный этап.

  • Презентация проекта.
  • Обобщение результатов работы , закрепление полученных знаний через игру, викторины.

                               Принципы реализации проекта.

Принцип дифференциации и индивидуализации  предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной  воспитательно-образовательной работы.

Принцип природосообразности  заключается в том, что дети получают и усваивают информацию в естественном состоянии ритмичности, игры, свободы движений. Через движения и эмоции мы будим в ребенке волю и мысли.

Принцип диалогического общения как часть неотъемлемого условия взаимодействия , взаимопонимания воспитателя и ребенка, что дает установку на разумное усвоение темы.

Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.

Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач: оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.

Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.

 

Ожидаемые результаты .(Предполагаемые продукты проекта).

Дети:

Проект « Дендропарк» должен способствовать росту экологической культуры дошкольников. Посредством проведения регулярных целевых прогулок, занятий, игр, развлечений, в нем возможно решение таких задач, как: развитие нравственных качеств у детей; побуждение детей к освоению экологического материала  через нетрадиционные формы работы.

Кроме этого, дендрарий создает условия для реализации творческого потенциала детей, возникновение атмосферы психологического комфорта; развития чувства причастности к решению проблем через включение детей в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки; сформирование навыков наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной  деятельности; дети будут различать живую природу и неживую.

Родители:

Активное включение в совместные с детьми мероприятия экспериментально-познавательного трудового характера.

Педагоги:

Обогащение методической базы ДОУ дидактическими материалами экологического направления. Повышение педагогической компетентности воспитателей по расширению экологических знаний у детей. Улучшение эстетического вида участка детского сада.

Продуктивность совместной работы воспитанников, педагогов и родителей.

  • Стенды, фотодневник проекта, рисунки.
  • Экологические творческие конкурсы из бросового материала (совместная работа детей и их родителей).
  • Создание мини музея (экологического).
  • Экологические акции: листовки, новые деревца на участке-создание дендропарка, экологической тропы, мини-метеостанции, птичья столовая, огород на подоконнике, «Зеленый островок памяти».

 

Вывод:

  • Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.
  • Повысился уровень экологических знаний , познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
  • Улучшилось состояние психического здоровья детей.
  • Взаимодействие ребенка с природой позитивно повлияло на эмоциональное состояние детей.
  • Повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы.

Исходя из этого можно сказать, что экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

 

Методическое обеспечение:

Литература:

  • Т.М.Бондаренко «Конспекты занятий во второй младшей группе», Воронеж,2007г.
  • С.Н.Николаева. «Экологическое воспитание младших дошкольников».
  • « Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду».
  • О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» Санкт-Петербург,2007г
  • Н.Рыжова «Деревья-наши друзья»
  • Т.Н.Нуждина «Энциклопедия для малышей Чудо-всюду»
  • Наглядно-демонстрационный материал «Деревья и листья».
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию».
  • Маханева М.Д. «Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Методическое пособие для воспитателей ДОУ и педагогов начальной школы.