«Я поведу тебя в музей…» Знакомим детей со значимыми историческими событиями, природными богатствами края, бытом народов, с их культурой, хозяйственной деятельностью.

ФИО: Деева Е.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2617
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Я поведу тебя в музей…» Знакомим детей со значимыми историческими событиями, природными богатствами края, бытом народов, с их культурой, хозяйственной деятельностью.
Итоговая оценка: 1 место,  82 баллов(-а)



Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа патриотической  направленности

«Я поведу тебя в музей…»

 

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Трудоемкость: 66 часов

Уровень сложности: стартовый

Форма организации: очная

Старший воспитатель. Деева Елена Владимировна

 

г.  2023 г.

 

  1. Комплекс основных характеристик

1.1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я поведу тебя в музей…» имеет патриотическую направленность и рассчитана на организацию занятий с обучающимися  5-7 лет.

Программа разработана на основе нормативно-правовых документов:

  • Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,3,5,11,42,44,55,59,79);
  • Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вступило в действие с 14.10.2014 г.);
  • Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые) Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09 – 3242;
  • Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196) (вступил в действие с 11.12.2018 г.);
  • образовательной программы образовательной организации и других нормативных документов.

Актуальность программы. В дошкольном детстве закладывается необходимый фундамент развития, ценностные установки и жизненные ориентиры будущего школьника, студента, профессионала своего дела. У ребенка формируются основы его идентичности, отношения к миру, стране, обществу, семье и самому себе. Сегодня мы повсеместно сталкивается с активной информационной пропагандой и трансляцией недостоверной информации, искажением фактов, культурных ценностей и исторического прошлого. Помочь ребенку не «потерять» в таком многообразии информации призваны родители, воспитатели и педагоги. Целенаправленная работа всех социальных институтов  по формированию разносторонне развитой и гармоничной личности будет способствовать воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину. Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой Родине.

Образовательной средой, объединяющей ресурсы различных институтов и позволяющей организовать взаимодействие детей, педагогов, воспитателей и родителей является музей. Особые возможности для этого дают интерактивные методики, призванные помочь ребенку проявить инициативу и самостоятельность. Последнее подразумевает самое непосредственное взаимодействие с музейным предметом (интерактивный фонд материалов, доступных для тактильного восприятия). 

Такой подход позволяет дошкольникам приобщаться к культурным ценностям, учиться понимать действительность, уважать историю человечество, своей малой родины. Музейная педагогика приобщает подрастающее поколение к историко-краеведческой, этнографической, военно-патриотической деятельности.

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что при ее разработке учтены возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста, используются современные технологии организации занятий, задействованы ресурсы различных социальных институтов. Все это способствует  не только нравственному, культурному и патриотическому воспитанию детей, но и формированию взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, всестороннему развитию личности ребенка.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей отмечаются в основных организационных формах, методах и приемах работы. В рамках программы предусмотрено очное посещение музеев, выставок, встречи с ветеранами и известными земляками, а также виртуальные экскурсии и прогулки по музеям России. На вводном занятии педагог знакомит дошкольников с тематикой и идеей программы: «Мы будем знакомиться с выставками и экспозициями различных музеев и создадим свой музей, в котором будут представлены наши собственные экспонаты». В конце каждого раздела предполагается создание обучающимися проекта на основе изученной темы. Тематика и форма представления выбирается обучающимися и родителями самостоятельно. В гонце года на итоговом занятии происходит осмотр экспонатов совместно с родителями и голосование за лучший экспонат в каждой категории, таким образом, каждый дошкольник получает грамоту.

Адресат программы – дошкольники в возрасте  5-7 лет.

Уровень сложности программного материала ознакомительный.

Объём программы составляет 66 учебных часов. Срок реализации программы – 1 год.

Режим занятий. Занятия по программе проводятся в следующем режиме: 2 раза в неделю по 1 часу (1 час – 30 минут). 

Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, а также дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребёнка. Продолжительность занятия – 30 минут (соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.4.3172-14 в части определения рекомендуемого режима занятий, а также требованиям к обеспечению безопасности учащихся согласно нормативно-инструктивным документам Министерства образования РФ, органов управления образования.

Формы проведения занятий. Форма обучения – очная). В обучении используются следующие формы проведения занятий: практическое занятие, мини-проекты, виртуальная экскурсия, встречи, музейный урок, экскурсия, занятие-игра, конкурс, викторина, выставка, беседа, защита проектов, занятие путешествие в прошлое,

Оптимальная наполняемость учебной группы–15 человек.

Форма организации деятельности обучающихсяиндивидуальная, групповая.

Особенности организации образовательного процесса. Занятия начинаются 15.09.2023 и заканчиваются 31.05.2024 Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным директором ГБОУ ОЦДОК. В каникулярное время (кроме летних каникул с 1.06 по 31.08) занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическими планами, допускается изменение форм занятий, проведение воспитательных мероприятий. Нерабочие и праздничные дни – в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.

Цель программы – воспитание высоконравственных, духовно богатых, обладающих разносторонними знаниями, любящих и созидающих свое Отечество граждан, неравнодушных к историчскому прошлому и настоящему своей страны и города.

Цель может быть достигнута при решении следующих задач:

Образовательные: 

  • Знакомить детей со значимыми историческими событиями, природными богатствами края, бытом народов, с их культурой, хозяйственной деятельностью, рассматривая их в неразрывном органическом единстве. 
  • Обогатить знания детей о городе и районе, истории, достопримечательностях, богатствах, людях-тружениках. 

Развивающие: 

  • Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края 
  • Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу. 
  • Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному.

Воспитательные: 

  • Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к родной природе 
  • Активизировать роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
  • Привить ценность здорового образа жизни. 

 

1.2. Учебный план

№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/

контроля

Всего Теория Практика
Вводное занятие  1 1 Устный опрос
Музейное дело  7 6 1 Входной контроль
Русская традиционная культура  13 11 2 Проект
Все начинается с семьи  8 6 2 Проект
Мой город  11 8 3 Промежуточный контроль
Наш край родной  4 2 2 Проект
Россия – Родина моя  12 7 5 Проект
Традиции русского народа  8 6 2 Проект
Итоговое занятие 3 1 2 Итоговый контроль
Итого: 66 47 19

 

1.3. Содержание учебного плана программы 

  1. Раздел: Вводное занятие (1 ч.)

Теория. Формирование группы, введение в программу. Правила поведения на занятии, в музее, на экскурсии. Микро-игра «Снежный ком».

  1. Раздел: Музейное дело (7 ч.)

Теория. Что такое музей? Что такое вещь? Вещь как портрет человека. Музейные профессии. Какие бывают музеи. Сегодня мы идем в музей. Итоговое занятие по разделу «Музейное дело».

Практика. Входная диагностика. 

  1. Раздел: Русская традиционная культура (13 ч.)

Теория. Как жили славяне. Богатыри земли русской. Какие народы живут в России. Русская изба. Подворье. Труд земледельцев. Ремесло и рукоделие. Русский народный костюм. Русские народные сказки. Русские народные песни. Итоговое занятие по разделу «Русская традиционная культура».

 Практика. Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела»

  1. Раздел: Все начинается с семьи (8 ч.)

Теория. Семья и семейные ценности. Роль отца и матери в семье. Семейные нравственные нормы. Домашний труд – забота всей семьи. Известные семьи в истории  страны, города. История моей семьи.

Практика. Виртуальная экскурсия «Музей семьи Степановых». Практика. Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела»

  1. Раздел: Мой город (11 ч.)

Теория. Природа нашего края. Удивительные деревья. Ребятам о зверятах. Как рождаются города. Наш любимый город. Улицы нашего города. Достопримечательности города (памятники). Достопримечательности города (парки, места отдыха). Достопримечательности города (церкви и храмы). Известные земляки. 

Практика. Экскурсия в краеведческий музей.(Вертуальная) Пешая экскурсия по городу, совместно с родителями. Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела»

  1. Раздел: Наш край родной (4 ч.)

Теория. Наша область на карте России. Символика области. Полезные ископаемые нашего края. 

Практика. Виртуальная обзорная экскурсия по городам области. Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела»

  1. Раздел: Россия – Родина моя (12 ч.)

Теория. Наша страна Россия. Государственные символы  России – флаг. Государственные символы  России – герб. Государственные символы  России – гимн. Главный город нашей страны. История Московского Кремля. Защитники земли русской. Праздник  Победы.

Практика. Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю. Виртуальная экскурсия Музей-панораму «Сталинградская битва». Виртуальная экскурсия на Мамаев курган. Тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны.  Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела»

  1. Раздел: Традиции русского народа (8 ч.)

Теория. Встречают по одежке «Народный костюм». Народная кукла: «Куклы обереги», «Обрядовая кукла», «Игровые куклы». Русский сувенир «Матрешка». Дымковская сказочная страна. Чудо филимоновских свистулек. Щепная птица счастья. История деревянной ложки. Подведение итогов.

Практика. Виртуальная экскурсия в музей куклы. Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела».

  1. Раздел: Итоговое занятие (3 ч.)

Теория. Подведение итогов.

Практика. Экскурсия, осмотр проектных работ обучающихся, голосование за лучший проект в каждом направлении. Анкетирование родителей.

 

1.4. Учебно-тематический план

№ п/п Раздел, тема Количество часов Дата Формы контроля
Планируе-

мая

Фактическая
Вводное занятие (1 ч.)
1 Формирование группы, введение в программу. Правила поведения на занятии, в музее, на экскурсии. Микро-игра «Снежный ком». 1 Устный опрос
Музейное дело (7 ч.)
2 Что такое музей? Что такое вещь? Вещь как портрет человека. 1 Беседа
3 Музейные профессии. 1 Беседа
4 Какие бывают музеи. 1 Беседа
5 Сегодня мы идем в музей. 1 Беседа
6 Итоговое занятие по разделу «Музейное дело». 1 Устный опрос
7 Входная диагностика. 1 Диагностика
Русская традиционная культура (13 ч.)
8 Как жили славяне. 1 Устный опрос
9 Богатыри земли русской. 1 Беседа
10 Какие народы живут в России 1 Беседа
11 Какие народы живут в России 1 Беседа
12 Русская изба. 1 Беседа
13 Подворье. 1 Беседа
14 Труд земледельцев. 1 Беседа
15 Ремесло и рукоделие. 1 Беседа
16 Русский народный костюм. 1 Беседа
17 Русские народные сказки 1 Беседа
18 Русские народные песни. 1 Беседа
19 Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела» 1 Проект
20 Итоговое занятие по разделу «Русская традиционная культура». 1 Педагогическое наблюдение
Все начинается с семьи (8 ч.)
21 Семья и семейные ценности. 1 Устный опрос
22 Роль отца и матери в семье. 1 Беседа
23 Семейные нравственные нормы. 1 Беседа
24 Домашний труд – забота всей семьи. 1 Беседа
25 Известные семьи в истории  страны, города. 1 Беседа
26 История моей семьи. 1 Беседа
27 Виртуальная экскурсия «Музей семьи Степановых». 1 Педагогическое наблюдение
28 Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела» 1 Проект
Мой город (11 ч.)
29 Природа нашего края. Удивительные деревья. 1 Беседа
30 Ребятам о зверятах. 1 Беседа
31 Как рождаются города. Наш любимый город. 1 Беседа
32 Улицы нашего города. 1 Беседа
33 Достопримечательности города (памятники). 1 Устный опрос
34 Достопримечательности города (парки, места отдыха). 1 Устный опрос
35 Достопримечательности города (церкви и храмы). 1 Устный опрос
36 Известные земляки. 1 Устный опрос
37 Экскурсия в краеведческий музей. 1 Педагогическое наблюдение
38 Пешая экскурсия по городу. 1 Педагогическое наблюдение
39 Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела» 1 Проект
Наш край родной (4 ч.)
40 Наша область на карте России. Символика области. 1 Устный опрос
41 Полезные ископаемые нашего края. 1 Беседа
42 Виртуальная обзорная экскурсия по городам области. 1 Педагогическое наблюдение
43 Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела» 1 Проект
Россия – Родина моя (12 ч.)
44 Наша страна Россия. 1 Беседа
45 Государственные символы  России – флаг,  герб. 1 Беседа
46 Государственные символы  России – гимн. 1 Беседа
47 Главный город нашей страны. 1 Беседа
48 История Московского Кремля. 1 Беседа
49 Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю. 1 Педагогическое наблюдение
50 Защитники земли русской. 1 Беседа
51 Праздник  Победы. 1 Беседа
52 Виртуальная экскурсия в Музей-панораму «Сталинградская битва». 1 Педагогическое наблюдение
53 Виртуальная экскурсия на Мамаев курган. 1 Педагогическое наблюдение
54 Виртуальный тур по залам Центрального музея Великой Отечественной войны. 1 Педагогическое наблюдение
55 Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела» 1 Проект
Традиции русского народа (8 ч.)
56 Встречают по одежке «Народный костюм». 1 Беседа
57 Народная кукла: «Куклы обереги», «Обрядовая кукла», «Игровые куклы». Русский сувенир «Матрешка». 1 Беседа
58 Дымковская сказочная страна 1 Беседа
59 Чудо филимоновских свистулек. 1 Беседа
60 Щепная птица счастья. 1 Беседа
61 История деревянной ложки. 1 Беседа
62 Виртуальная экскурсия в музей куклы. 1 Педагогическое наблюдение
63 Проект «Создание музейного экспоната по теме раздела» 1 Проект
Итоговое занятие (3 ч.)
64 Подведение итогов. Итоговый контроль. 1 Дигностика
65 Экскурсия, осмотр проектных работ обучающихся, голосование за лучший проект в каждом направлении. 1 Экскурсия
66 Экскурсия, осмотр проектных работ обучающихся. Анкетирование родителей. 1 Анкетирование

1.5. Планируемые результаты

 (на основе целевых ориентиров ФГОС ДО)

Обучающиеся дошкольного возраста по итогам освоения содержания программы продемонстрируют следующие умения и личностные качества:

Универсальные умения  Образовательный результат
Личностные  Способен: 

– к конструктивному сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, 

– проявляет активность и ценностное отношение к процессу изучения исторического и культурного наследия родного края 

Регулятивные  Способен: 

– удерживать цель деятельности до получения ее результата; 

– приводить доказательства и рассуждать; 

– осуществлять итоговый контроль своей деятельности («что сделано»); 

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). 

Познавательные  Способен: 

– высказывать предположения; 

– выбирать решение из нескольких предложенных; 

– демонстрирует умение работать с информацией, при проведении элементарного анализа, через ее классификацию, систематизацию и структурирование. 

Коммуникативные  Способен: 

– описывать объекты, события: передавать их характеристики, используя выразительные средства языка;

– активно участвовать в диалоге; 

– проявляет готовность работать в команде 

  1. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1.Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Способами проверки ожидаемых результатов являются:

– мониторинг предметных компетенций по каждому разделу (Приложение № 1);

– диагностика результатов реализации программы (Приложение №2).

Предусмотрены и другие формы подведения итогов реализации программы: тестовые задания по разделам; индивидуальные задания; выполнение обучающимся мини-проектов.

2.2.Календарный учебный график

Год обучения Дата начала занятий Дата окончания занятий Кол-во учебных недель Кол-во учебных дней Кол-во учебных часов Режим занятий
1 год 15.09.2023 г. 31.05.2024 г. 34 68 68 2 раза в неделю по 1 часу (1 час равен 30 минутам)

2.3.Методическое обеспечение и методические материалы

Особенности организации образовательного процесса. Для реализации программы необходим хорошо освещенный учебный кабинет, рассчитанный на 15 человек со звуковой и видео аппаратурой, стульями, столами, наглядными пособиями.

Техническое оснащение занятий включает всю материально- техническую базу, необходимую для реализации образовательной программы.

Необходимое оборудование: компьютер, принтер, мультимедиа-проектор, экран.

Информационное обеспечение: интернет-ресурсы, видео материал.

Принципы построения программы:

  • постепенность;
  • возврат к пройденному ранее содержанию, с тем, чтобы применить его в качестве основы или формирования содержания других разделов;
  • «от простого к сложному».

Для успешной реализации программы используются различные формы проведения занятий, методы и приемы организации образовательной деятельности, формы подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной программы.

В обучении используются следующие формы проведения занятий: практическое занятие, занятие-викторина, занятие-проект, занятие-игра, занятие-конкурс, мини-проект, виртуальная экскурсия.

Практическое занятие –это одна из форм учебной деятельности, которая направлена на закрепление изученных теоретических знаний. Во время практического занятия обучающиеся под руководством педагога выполняют практическую работу, упражнения.

Занятие-проект – занятие, активизирующее познавательную деятельность, развивающее креативность и одновременно формирующее определенные личностные качества.

Игра – занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия, характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

Мини-проект – самостоятельная поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность обучающегося, совместная или индивидуальная.

Виртуальная экскурсия – это форма организации образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов.

Методы и приемы обучения. По источнику передачи и восприятия учебной деятельности методы делятся на словесные, наглядные и практические.

К словесным методам обучения относятся объяснение, рассказ, беседа, чтение, диалог. В процессе их разъяснения педагог посредством слова излагает, объясняет учебный материал, а обучаемые посредством слушания, запоминания и осмысливания активно его воспринимают и усваивают.

Объяснение – это истолкование закономерностей, причин, его вызвавших, существенных свойств изучаемого объекта. Прием используется для раскрытия внутренних связей и явлений, отдельных понятий.

Беседа – диалогический метод обучения, при котором педагог путемпостановки системы вопросов подводит обучающихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ранее изученного. Беседа организуется с помощью тщательно продуманной системы вопросов, постепенно подводящих учеников к усвоению системы фактов, нового понятия или закономерности.

Наглядные методы обучения важны для обучающихся, так как позволяют достичь большего образовательного, воспитательного и развивающего абстрактное мышление эффекта. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предлагаются в сочетании со словесными методами.

Демонстрация – показ наглядности, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой обучающихся.

Образец работы  – оригинал творческой работы для показа при изготовлении какого-либо изделия или композиции.

К наглядным материалам относятся: тематические рисунки и фотографии, муляжи, гербарии и др.

Практические методы обучения охватывают широкий диапазон различных видов деятельности обучающихся. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.

Практическая работа – учебная деятельность, направленная на формирование у детей практических навыков для изучения содержания данной темы.

Упражнение – это многократное выполнение специально подобранных учебных действий с целью отработки способов принятия и переработки информации, освоения различных приемов организации труда.

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, можно назвать прием создания на занятии ситуаций занимательности, введения в учебный процесс занимательных примеров.

В методе формирования интереса к обучению используются приемы художественности, образности, яркости, занимательности, удивления.

Ценным методом стимулирования интереса к обучению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к обучению.

Одним из действенных приемов стимулирования интереса к обучению является создание ситуации успеха у обучаемых. Ситуация успеха создается в доступных заданиях, благоприятном темпе выполнения заданий, в создании комфортного психологического микроклимата для каждого обучающегося на занятиях.

Самый распространенный метод контроля – это устный контроль. Устный контроль осуществляется путем индивидуального и фронтального опроса на занятиях. При индивидуальном опросе педагог ставит перед обучающимся несколько вопросов, отвечая на которые он показывает уровень освоения учебного материала. При фронтальном опросе педагог подбирает серию логически связанных между собой вопросов и ставит их перед всеми обучающимися, вызывая для краткого ответа тех или иных обучаемых.

Научно-педагогической основой организации образовательной деятельности по программе «Я поведу тебя в музей…» являются личностно-ориентированные технологии обучения, которые предполагают признание обучающегося основным субъектом процесса обучения, а в качестве основополагающей цели – развитие индивидуальных способностей обучающейся. Гуманно-личностный подход (Ш. Амонашвили), который лежит в основе педагогики сотрудничества, является одной из наиболее эффективных технологий, на которые опирается содержание программы. Используются и другие технологии:

  • технология интенсификации процесса обучения на основе знаковых моделей и опорных схем (В.Ф.Шаталов);
  • технология проектного обучения на основе индивидуального опыта продуктивной деятельности обучающегося (Д. Дьюи);
  • технология  развивающего  обучения  для  формирования  теоретического

сознания и мышления на уровне научных понятий (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов);

  • технология развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков);
  • информационные и коммуникативные технологии (включая дистанционные образовательные технологии) и другие.

В ходе реализации программы «Я поведу тебя в музей…» целесообразно использование методик организации воспитательной деятельности:

  • методика педагогической поддержки ребёнка О.С. Газманова;
  • методика воспитательной деятельности (Н.Е. Щуркова).

2.4.Условия реализации программы

Формы аттестации. Формы и методы отслеживания эффективности обучения по программе:

  • педагогическое наблюдение;
  • опросы;
  • коллективное обсуждение;
  • творческие задания;
  • игровая деятельность;
  • презентация проектов.

Отслеживание результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы «Я поведу тебя в музей…» осуществляется с помощью мониторинга освоения детьми программы и диагностики результатов реализации программы в процессе решения тематических задач, тестовых заданий; демонстрации практических знаний и умений на занятиях; индивидуальных бесед, опросов; выполнении проектных работ.

Проект оценивается  по следующим критериям: 

  1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий. 
  2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы. 
  3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей. 
  4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы. 

Результаты освоения программы определяются по трем уровням: высокий, средний, низкий.

Формой отслеживания и фиксации образовательных результатов является проектная работа.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:

  • непосредственное размещение готовых проектных работ в кабинете;
  • голосование за лучший проект.

В дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Я поведу тебя в музей…» предусмотрены следующие методы организаций занятий:

  1. объяснительно-иллюстративный; 
  2. репродуктивный; 
  3. частично-поисковый; 
  4. исследовательский; 
  5. проектный 

Формы организации проектной деятельности учащихся: 

  1. Проблематизация.
  2. Модерация.
  3. Схематизация.

Образовательные технологии: интерактивные лекции, проектная деятельность, тестирование, командные соревнования, информационные технологии. 

Задания проектного характера, выполняемые в рамах программы 

  1. Групповое и индивидуальное решение задач по формулированию и реализации проектов. 
  2. Разработка материалов и презентация индивидуальных проектов. 

Для успешной социализации необходимо учить дошкольников вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни, поэтому актуальным является вопрос о возможности управления данным процессом в условиях дополнительного образования с использованием проектных технологий. 

Задачами применения проектной деятельности являются:

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;
  • развитие познавательных, творческих навыков учащихся;
  • умение ориентироваться в информационном пространстве;
  • развитие критического мышления.

Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

  • происходит развитие творческого мышления как обязательного условия реализации проектной деятельности;
  • качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку, учиться, направлять его познавательную деятельность;
  • вводятся элементы исследовательской деятельности;
  • формируются личностные качества у учащихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе его совместной деятельности появляется совместный продукт, развивается умение работать в коллективе, анализировать результаты деятельности, способность ощущать себя членом команды;
  • происходит включение детей в «добывание знаний» и их логическое применение (формируются личностные качества — способность к рефлексии и самооценке, умение делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности).

Дидактический материал включает: памятки, научную и специальную литературу, раздаточный материал, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, принтер и др. 

Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, конкурс видеороликов. 

Важными условиями творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора темы проекта и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий в рамках изученного содержания. 

Формы проведения занятий:  устный опрос, беседа, экскурсия, презентация проекта.

Учебные и методические пособия:

– специальная, методическая литература (см. список литературы).

Информационно-техническое и материально-техническое обеспечение:

– помещение,

– звуковое оборудование: аудиотехника, видеотехника, компьютерные системы.

Кадровое обеспечение программы. Педагог дополнительного образования, имеющий образование по направлению деятельности.

Список литературы

Список литературы для педагогов:

    1. Бойчук И. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Старшая группа. Перспективное планирование, конспекты бесед. / И. А. Бойчук — СПб.: Детство – Пресс, 2018. — 432 с. 
    2. Ботякова О. A. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор: наглядно-методическое пособие для родителей и воспитателей ДОУ. / О. A. Ботякова — СПб.: Детство – Пресс, 2021. — 24 с. 
    3. Ботякова О.А.Детский народный календарь. Солнечный круг: В помощь педагогам дошкольных образовательных учреждений. 5-7 лет. ФГОС/ О.А. Ботякова. СПб.: Детство – Пресс, 2021. – 56 с. 
    4. Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста/ А.Я.Ветохина. – СПб.:Детство-Пресс, 2019. – 192 с. 
    5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие / Князева О.Л., Маханева М.Д. – 3-е изд.–СПб.:Детство-Пресс, 2020.– 304 с. 
    6. Матова В. Н. Краеведение в детском саду. /В. Н. Матова — СПб.: ООО «Издательство Детство – Пресс,2015. — 176 с. 
    7. Пантелеева Н. Г. Народная культура в эстетическом развитии дошкольников : учеб.-метод. пособие. /Н. Г. Пантелеева.Детство – Пресс, — СПб.: 2021. — 176 с. 
    8. Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Старшая группа (5-6 лет). ФГОС. / Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. / М. В. Тихонова, Н. С. Смирнова. — СПб.: Детство – Пресс, 2017. — 176 с. 

Список литературы для обучающихся и родителей: 

  1. Величкина Г. ФГОС Народное искусство – детям. Дымковская игрушка. Альбом для творчества/ Г. Величкина. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. –24 с. 21. Евсеева М.В.Как жили на Руси. Куделино лето/М.В.Евсеева. – СПб.:Антология, 2017. – 24 с.
  2. Максимова Е. Глина. Путешествие в комнатных тапочках/ Е.Максимова. – М.: Настя и Никита, 2015. – 25 с. 
  3. Мамонт и другие древние животные Сибири. Энциклопедия/ А. Протопопов [и др.] –Якутск:Бичик, 2018. – 108 с. 
  4. Осхиль Ю. Полеш открывает музей. – Издательство: Пешком в историю. – 2014 . – 32 с. 
  5. Середа Е.В. Одежда мира /Е.В.Середа. – М.: Настя и Никита, 2020.– 24 с. Евсеева М.В.Матрешки. Внучки бабушки Матрѐны/М.В.Евсеева. – СПб.:Антология, 2017. – 24 с.
  6. Улыбышева М.А. Русская изба. От печки до лавочки/М.А. Улыбышева.– М.: Настя и Никита, 2021. – 24 с. 

Приложение 1

Мониторинг освоения детьми программы (по разделам)

Цель: определение уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к родному краю, к прекрасному, к миру природы и труду, воспитание гражданственности и патриотизма.

Оценивание по бальной системе:

Сформирован – 3 балла;

В стадии формирования – 2 балла;

Не сформирован – 1 балл

Ф.И. ребенка/Раздел
Раздел 2
Раздел 3
Раздел 4
Раздел 5
Раздел 6
Раздел 7
Раздел 8
СРЕДНИЙ БАЛЛ
СФОРМИРОВАНО
В СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
НЕ СФОРМИРОВАНО

Приложение 2 

Диагностика результатов реализации программы

Чтобы выявить уровень знаний детей, мы определили основные критерии нравственно – патриотической воспитанности, разработанные в исследованиях Р.С. Буре, М.Д. Маханевой, А.А. Остапца, С.А. Козловой: 

  1. Отношение к окружающим: сверстникам, друзьям, членам семьи и ближайшим родственникам, к взрослым в детском саду. 
  2. Знания о родном доме (улица, двор, квартира); детском саде (особенности здания детского сада, его помещений, их элементарное назначение). 
  3. Знания о родном городе: название некоторых улиц, основные предприятия и учреждения, транспорт, знаменитые земляки. 
  4. Отношение к природе родного края. 
  5. Знание государственных символов города, области, страны. 
  6. Отношение к культуре, традициям, народному творчеству. 

Уровни усвоения Программы.

Высокий. Ребенок знает, в каком городе, в какой стране он живет; знает, как называется улица, на которой он живет, улица, на которой находится детский сад, объясняет, почему она так называется. Знает и называет животных родного края. Имеет представления о предметах материальной культуры, достопримечательностях города, района, о предметах местного производства. Знает и различает государственную символику (флаг, герб) города, района, области и России, объясняет значение цвета на флаге, изображений на гербе. Знает гимн России (музыкальное сопровождение гимна), песни о родном крае. 

Средний. Ребенок имеет представление о родном крае, его природе, растительном и животном мире, достопримечательностях, чем богат родной край. Узнает и называет достопримечательности города. Имеет достаточное представление о стране, столице нашей Родины, узнает символику своей страны (флаг, герб) и своей малой Родины. Знает название улицы, на которой он живет. 

Низкий. Ребенок имеет примитивное представление о родном крае, о его природе, растительном и животном мире. Неохотно рассказывает о городе, его достопримечательностях, не проявляет интереса к беседе. Отвечает на вопросы педагога с затруднением, не может аргументировать свои высказывания, не имеет  представления о стране, столице нашей Родины, не знает государственные символы (флаг, герб) России. 

Способы проверки результата – отзывы детей и родителей, наблюдения педагога, творческая деятельность детей, выполнение проектов с родителями, анкетирование, тестирование фотоотчеты и т.д. 

Вопросы для обследования детей. 

  1. .В какой стране мы живем? 
  2. В каком городе мы живем? Почему он так называется? 
  3. Какие государственные символы России ты знаешь? Почему они нужны? 
  4. Какие цвета на флаге России? Что они обозначают? 
  5. Узнай гимн России (по магнитофонной записи). Что делают люди, когда слушают государственный гимн? 
  6. Назови герб (по картинкам) России, района, города. Что на них изображено и почему? 
  7. Назови достопримечательности города и района? Какие музеи, памятники, учебные заведения родного города ты знаешь? 
  8. Как называют жителей города нашего города, как называются люди, живущие в одном месте? 
  9. Каких известных земляков ты знаешь? Как они прославили себя, наш край? Есть ли города, села, улицы, названные их именами? Перечисли, какие памятники им воздвигнуты? 
  10. Что ты знаешь о природных богатствах нашего края? 

11.Выбери (по картинкам) животных и растения нашего края, назови их. 

12.Какие ты знаешь народные обычаи, которые выражают уважение к взрослым, показывают признаки гостеприимства? 

  1. Какие праздники ты знаешь? 

14.Как называется народный промысел нашего города (роспись) нарисуй элемент этой росписи.

Анкета для родителей. 

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? 
  2. Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста? 
  3. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители? 
  4. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, родного края, традициями, памятными датами? 
  5. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?