Проблема мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятию музыкой в детских школах искусства

ФИО: Садыкова Т.Н.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2619
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогического мастерства работников дошкольных образовательных учреждений «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми», в рамках реализации ФГОС дошкольного образования
Наименование конкурсной работы: Проблема мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятию музыкой в детских школах искусства
Итоговая оценка: 2 место,  77 баллов(-а)



Т.Н. Садыкова, 

музыкальный руководитель 

МАДОУ «ДС «Непоседы» (г. Муравленко, ЯНАО)

 

Проблема мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятию музыкой в детских школах искусства

 

Аннотация: в статье описывается современное состояние проблемы музыкального обучения детей в детских школах искусства. Перечислены негативные факторы, обусловливающие снижение контингента обучающихся. Доказывается, что одним из способов решения сложившихся в ДШИ противоречий в рамках организации занятий музыкой является комплексная работа в формировании мотивации старших дошкольников.

Ключевые слова: старший дошкольный возраст, специфика мотивации дошкольников, детская школа искусства, занятие музыкой.

Значимость эстетического развития обучающихся, стимулирования у них становления творческих способностей, приобщения к разным видам искусства, формирования устойчивой потребности в творческой деятельности подчеркиваются содержанием нормативных документов, регулирующих образовательную систему Российской Федерации. Среди них: ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», «Концепция развития дополнительного образования» и пр.

В решении перечисленных задач и в оптимизации процесса раскрытия человеческого потенциала в современном социуме важное место занимает деятельность детских школ искусства. Однако, по мнению Н.А. Долгой [3], Н.З. Мунгиевой [3], А.В. Тороповой [6] и др., их положение соответствует кризисному, что обусловлено комплексом негативных факторов, связанных как с противоречивостью и деградацией массовой культуры, так и непростым в социально-политическом плане периодом существования российского общества.

Г.А. Гайсин и Е.В. Козырева отмечают, что среди всех направлений образовательной деятельности ДШИ в последние годы особенно стремительно теряет популярность музыкальное направление, что проявляется в весомом сокращении количества обучающихся, овладевающих навыками игры на музыкальных инструментах и вокалом, несмотря на то, что общая численность воспитанников ДШИ, даже в условиях негативных процессов в демографии, растет [2]. Схожая тенденция проявляется и в более профессиональном образовании: так, по данным И.В. Адамян, число детских музыкальных школ за последние двадцать лет сократилось почти на 1000 [1]. 

Исследователи [1, 2, 3, 4, 5, 6] считают, что основными причинами данного явления являются: приоритизация других видов развивающих занятий над музыкальными (например, ментальная арифметика, английский язык, спорт, скорочтение); слабая осведомленность родителей о потенциале музыки как средства познавательного и личностного развития детей; восприятие ДШИ как формы досуга и социализации; низкий уровень престижа профессиональной музыкальной деятельности; отставание образовательных средств и программ ДШИ от образовательных запросов общества; исчезновение культуры «семейного музицирования»; низкая оплата труда у педагогов и в результате – несменяемость кадров, инертность методов преподавания и проявление профессиональной деформации; обедненная музыкальная среда и недоступность посещения культурных мероприятий; увеличение числа детей с моторными и эмоционально-волевыми нарушениями; недостаточное качество профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования; конкурирующие предложения ДОО в области платных услуг; общая учебная загруженность обучающихся; финансовая недоступность интерактивных технологий и ТСО; недостаточная поддержка государством и др.

И.В. Адамян указывает, что одним из способов преодоления сложившихся в системе музыкального образования в детских школах искусства противоречий, по мнению большинства исследователей, является вовлечение в занятия искусством обучающихся уже на этапе дошкольного возраста и организация систематической деятельности по укреплению их мотивации к занятию музыкой [1].

Н.В. Морозова [4], Ю.С. Соболькова [5] и И.Г. Растопина [4] отмечают, что аспектами проблемы мотивации обучающихся выступают низкая приверженность дошкольников к посещению ДШИ и легкомысленность родителей в отношении выполнения домашних заданий и в поддержке музыкальных занятий в целом. Если профессиональной компетентности педагога оказывается недостаточно для поддержания мотивации ребенка к занятию музыкой, воспитанник, осознав необходимость длительной отработки музыкальных навыков и/или устав от рутины в условиях консервативных, традиционных методов преподавания в урочной форме, меняет вид искусства на более «легкий» в овладении или совсем прекращает посещение ДШИ.

Г.А. Гайсин и Е.В. Козырева уточняют, что старший дошкольный возраст рассматривается в возрастной психологии как сензитивный как в формировании музыкальных способностей, так и становлении мотивационно-потребностной сферы. Авторы подчеркивают, что основным средством обучения детей музыке должна выступать игра, так как она соответствует возрастным особенностям данного периода онтогенеза и позволяет обеспечить необходимую с точки зрения возрастных потребностей сменяемость деятельности. Следовательно, при методически верном выстраивании музыкальных занятий для дошкольников результативное формирование у них устойчивой и адекватной мотивации к занятию музыкой возможно [2].

Н.А. Долгая и Н.З. Мунгиева подчеркивают необходимость выстраивания педагогами ДШИ конструктивного взаимодействия с родителями, так как мотивы деятельности старших дошкольников в значительной степени зависят от оценивания родителями результатов. Кроме того, часто именно родители принимают решение приобщить ребенка к занятию музыкой, тогда как сами воспитанники еще практически не способны осознать собственные интересы, следовательно, формирование внутренних познавательных мотивов у дошкольников возможно при интеграции усилий семьи и педагогов ДШИ, особенно, при создании для ребенка «ситуаций успеха» [3]. Н.В. Морозова, и И.Г. Растопина добавляют, что родители могут эффективно реализовывать функцию обратной связи, поддерживая ребенка в периоды «падения» мотивации, вдохновляя его и укрепляя уверенность в своих способностях [4].

Таким образом, основными условиями мотивации детей старшего дошкольного возраста к занятию музыкой в детских школах искусства могут быть названы высокая степень вовлеченности родителей в организацию музыкального развития ребенка и компетентность педагогов в понимании возрастных особенностей старших дошкольников, а значит – и выборе эффективных средств обучения с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей.

Список литературы:

  1. Адамян, И.В. Мотивация обучения детей в музыкальной школе и влияние музыки на развитие ребёнка [Текст] / И.В. Адамян // Мотивация профессиональной деятельности через партнёрство в сфере образования : сборник работ по материалам Региональной научно-практической конференции, Губкин, 17 февраля 2016 года. Том 1. – Губкин : БГИИК, 2016. – С. 29-31. 
  2. Гайсин, Г.А. К проблеме мотивации на начальном этапе обучения музыке [Текст]/ Г.А. Гайсин, Е.В. Козырева // Дошкольное и начальное образование: расширение образовательной среды : Материалы международной конференции педагогического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, Ярославль, 01–03 марта 2017 года. – Ярославль : ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2017. – С. 188-196. 
  3. Долгая, Н. А. Мотивация обучения детей в системе дополнительного образования [Текст] / Н.А. Долгая, Н.З. Мунгиева //ЦИТИСЭ. – 2019. – №. 5. – С. 316-323.
  4. Морозова, Н.В. Изучение и развитие музыкально-образовательных потребностей участников педагогического процесса в детской школе искусств [Текст] / Н.В. Морозова, И.Г. Растопина // Музыкальное искусство и образование. – 2019. – № 2. – С. 155-176.
  5. Соболькова, Ю.С. Теоретико-методологические основы формирования мотивации детей к музыкальной деятельности в ДОУ [Текст] / Ю.С. Соболькова // Вестник МГУКИ. – 2016. – № 3 (71). – С.251-256.
  6. Торопова, А.В. Мотивация к занятиям искусством и проблема ее развития [Текст] / А.В. Торопова // Развитие личности. – 2011. – № 2. – С. 116-126.