Музыкальная лаборатория как средство развивающей среды на уроках музыки.

ФИО: Михайличенко М.Д.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2638
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Педагогические достижения», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Музыкальная лаборатория как средство развивающей среды на уроках музыки.
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



Добрый день, уважаемое жюри!

слайд 1:

Я учитель музыки школы №7 г. Сальска Маргарита Дмитриевна Михайличенко.

Мой стаж работы в школе 30 лет. И все эти годы я пыталась найти самую короткую дорогу к сердцу ребенка, сделать так, чтобы урок музыки стал для него не уроком отдыха, а временем творческого труда, преодолением страхов и постижением нравственных истин.

слайд 2: 

Маленькими шагами я шла к своей системе работы. Сегодня я поделюсь своим опытом, который я обозначила так:

слайд 3: «Музыкальная лаборатория как средство создания развивающей среды  на уроке музыки»

слайд 4 .

Уверена успех урока и вместе с тем мастерство учителя именно в создании развивающей среды, под которым я понимаю «определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение». Считаю необходимым, особым образом провоцировать  учеников на творчество, не давать им возможности  оставаться пассивным слушателем, каждый раз доказываю, что  ученик  в процессе урока сможет стать участником музыкального оркестра, а значит, может узнавать ноты, учитывать ритм и темп музыкального произведения, а вместе с тем , учиться работать в коллективе, быть дисциплинированным, развивать эмоциональное восприятие произведения, оздоравливаться. 

слайд 5:

Развивающая образовательная среда – это целенаправленное ресурсообеспеченное взаимодействие педагога и обучающихся по достижению планируемых результатов.

Возникают вопросы: какие результаты я планирую достичь? И какие ресурсы я использую? Расскажу о собственном опыте.

слайд 6:

С первых дней своей работы школе несмотря на разнообразие видов деятельности на уроке музыки, я заметила детей, которые совершено не хотели петь. Я  поняла, что у этих детей, просто душа не поёт, проблемы психического состояния, тревожность, которая не позволяет ребёнку получать удовольствие от пения. Затем в своей практике я столкнулась с детьми, у которых были нарушения речевого аппарата, другие по физическим данным не могли петь, другие не хотели выполнять музыкально-ритмические движения. Мечтала обучить детей нотной грамоте. Казалось, урок музыки- пой, слушай, двигайся. Как интересно!

слайд 7: Обозначила для себя во такие проблемы в работе с детьми:

-низкая мотивация к обучению 

-высокий уровень тревожности

-отсутствие стремлении к социализации
-снижение концентрации внимания

-ухудшение состояния здоровья детей за период обучения в школе

слайд 8:

И я стала искать пути, чтобы вовлечь всех детей в музыкальную деятельность, применить здоровьесберегающие технологии, дать возможность убрать свои страхи.

И я нашла этот путь – обучение детей игре на уроке музыки на музыкальных инструментах. Давайте познакомимся с ними.

слайд 9  Блокфлейта

Не стоит думать, что блокфлейта даёт только музыкальное развитие. Спектр её облагораживающих воздействий гораздо шире. Обучение игре на блокфлейте отлично развивает память и внимание, что так необходимо школьникам. Также прекрасно развивается артикуляция, что способствует устранению логопедических затруднений. Ребёнок постоянно будет заниматься дыхательными упражнениями, а, значит, будет крепнуть и его голос.  Не забывайте про мелкую моторику. Да, да, координация пальцев чрезвычайно эффективно развивает мелкую моторику ребёнка. А ведь всем известно, как мелкая моторика помогает развить интеллектуальные способности ребенка, следовательно, можно смело заявить, что игра на блокфлейте сделает ребенка умнее.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока, где все дети играют на блокфлейте.

слайд 10   (ВИДЕО УРОКА) 


слайд 11: Как я говорила ранее меня также волновало  психоэмоциональное состояние некоторых детей.  Ведь одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоциональный энергетический тонус обучающихся.

слайд 12:

В наше время психическое здоровье является большой проблемой, и большинство людей даже не подозревают об этом! Приняв такую простую инициативу, как ежедневное занятие игрой на укулеле в течение нескольких минут, мы можем позаботиться о своем разуме. Планирование занятий с укулеле помогает улучшить работу и функционирование нашего мозга, что, в свою очередь, полезно для кровообращения и душевного счастья.

слайд 13:

Также для формирования положительных эмоций на уроке, снятие  на помощь мне пришёл метод «Цветная музыка». 

 слайд 14: Диатонические колокольчики.  ВИДЕО

Диатонические колокольчики  способствуют развитию чувства ритма, музыкальной памяти и внимания. Эти красивые колокольчики формируют готовность и умение действовать в коллективе, развивают навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные и тактильные способности к восприятию. Совместное музицирование детей активизирует внимательность, дисциплинированность, целеустремлённость, ответственность за правильное исполнение своей партии и формирует творческое отношение к процессу обучения на этих музыкальных инструментах. 

слайд 15: Бумвокерсы- ударный самозвучащий музыкальный инструмент из семейства ударных. Это лёгкие полые пластиковые трубки с цветовой кодировкой, настроенные на музыкальную высоту звука по длине.  ВИДЕО

слайд  16: Система музицирования “Цветные музыки» открывает большую свободу в самовыражении, новое интересное общение с помощью музыки. Здесь каждый ребёнок становится активным участником ансамбля, не зависимо от его способностей, что способствует психологической раскованности, формирует на уроке музыки дружелюбную атмосферу. 

слайд 17: Русские народные шумовые инструменты  

слайд 18:      видео

Игра на русских народных шумовых инструментах (ложки, коробочки, трещотки, рубеля, пастуший барабан) помогают мне поддерживать интерес к русскому фольклору, воспитывать любовь к своей Родине, чтить и уважать традиции своего народа.

И конечно немного моих исследований по итогам применения данных форм музыкальной деятельности школьников.

слайд 19:

На блокфлейтах  играют  100% обучающихся в каждом классе.

На бумвокерсах  100%  обучающихся в каждом классе.

С данным проектом, я вышла в финал конкурса СОТ и была приглашена г. Серпухов для участия в мероприятиях. Стала Лауреатом конкурса «Учитель года Дона -2023».

С помощью использования данных инструментов, я:

обучаю, развиваю, воспитываю,  дарю здоровье и гармонию.

Профессиональные успехи и успехи учеников.

 

развитие

 

воспитание

 

обучение

 

Имея схожий объект воспитания и единый заданный результат, думающий учитель обязательно найдет, как создать развивающую среду и какими ресурсами ее наполнить. Думаю, наш конкурс именно об этом. Верно?