ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ТЕХНИКУМА – ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
Янова Полина Вадимовна
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»
В настоящее время мы являемся свидетелями изменения общества, перехода постиндустриального общества в виртуальное. В нашу повседневную жизнь прочно вошли информационные технологии (ИТ). Данные технологии оказывают влияние на все сферы жизни общества, изменяется экономика, производство товаров, изменяется поведение и культура людей.
В современном мире, информация престает быть главной целью. Сеть Интернет позволяет любому желающему взять огромное количество информации. Но не все умеют грамотно сортировать материал, часто это приводит к бесцельному хождению по сети, неудовлетворенностью полученной информации. Все это, потому что информационная система еще в стадии развития и роста, у населения нет навыка работы, нет умения выстраивания алгоритма действия. И одна из перспективных и важных задач педагогического сообщества научить структурированному и качественному отбору, анализу информационного контента.
Педагогическому сообществу выпала возможность изменить информационное поле, направить его на решение образовательных задач способом воспитания информационной культуры всех участников образовательного процесса. Образовательная система средних профессиональных учреждений может справиться с этой задачей. Именно в настоящее время необходимо проводить работу в этом направлении, чтобы цифровизация привела к эффективному и результативному прогрессу развития человека.
Широкие возможности современной информационной образовательной среды (ИОС), комплекс методов, приемов, рекомендаций, направленных на достижение конечного результата базирующихся на использовании информационных и образовательных технологиях, обеспечивают педагогов оперативным качественным подборам технологий и методов обучения студентов среднего профессионального образования (СПО).
Рассмотрим этапы формирования и функциональные возможности ИОС на примере Государственного профессионального образовательного учреждения «Кузнецкий индустриальный техникум» (ГПОУ НТТТ) г.Новокузнецк, являющимся участником в реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда».
Цель, которую поставил техникум в этом направлении, это – формирование целостной информационной образовательной среды; – развитие единого цифрового образовательного пространства; – создание условий для предоставления дистанционных образовательных услуг и внедрения электронных учебных материалов и информационных систем, обеспечивающих эффективное управление процессом освоения образовательных программ.
Создание и развитие ИОС техникума осуществлялось стремительно и охватывало все большее количество участников. В ГПОУ НТТТ в настоящее время функционирует 10 компьютерных класса. Приоритетом данного этапа развития было техническое оснащение образовательного учреждения необходимыми средствами и приобщение к информационной культуре административных работников. В ГПОУ НТТТ все студенты и педагоги пользуются широкополосным доступом к ресурсам Интернета. Библиотека техникума обеспечивает связь с Электронно-библиотечной системой Znanium.com, ЭБС «Юрайт».
В ГПОУ НТТТ осуществляется обучение навыкам владения персональными компьютерами (ПК) и ИТ всего педагогического персонала, для того чтобы преподаватель любого предмета мог самостоятельно разрабатывать, создавать свои цифровые образовательные ресурсы для проведения уроков с использованием компьютерных технологий. Сегодня наиболее важным является работа по анализу, эффективности и оптимизации использования электронных образовательных ресурсов в педагогической практике как показатель результата интеграции профессиональной и информационной компетентностей педагога. Необходима работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности педагогического работника на четырех уровнях: методологическом, теоретическом, методическом и технологическом.
Следующим этапом в продвижении ИТ было создание, приобретения и внедрение в образовательных процесс техникума электронных изданий учебного предназначения. В ГПОУ НТТТ достаточно большое количество электронных изданий. Педагогами техникума были созданы электронные учебно-методические комплексы по общеобразовательным дисциплинам, электронные конспекты лекций по всем дисциплинам профессионального цикла (специальные дисциплины), обучающие и тестовые программы, электронные пособия по практическим работам, электронные пособия по написанию курсовых проектов.
Далее преподаватели техникума внедрили в свою образовательную деятельность элементы дистанционного обучения по всем дисциплинам, преподающим в ГПОУ НТТТ, используя Веб-платформу дистанционного обучения Moodle.
Преподаватели понимают в этой работе важно научить студентов – целеполаганию. Обучающий должен анализировать, осмысливать и разумно применять получаемые знания, а не просто наполнять свой мозг разрозненной информацией об отдельных предметах и явлениях. Это дает возможность снизить время беспорядочного и бесполезного нахождения во всемирной паутине и работы на электронном устройстве, призывая предварительно обдумать логическую цепочку действий для поиска решения, реализации различных творческих идей, способствующих развитию воображения, творческих, умственных способностей, познавательных потребностей, самоактуализации полученной информации.
В настоящее время техникум использует современные цифровые технологии:
интерактивные технологии направлены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, развитие коммуникативных навыков, повышение учебной и производственной мотивации, лучшему усвоению и закреплению знаний и навыков; проектную технологию, которая направлена на развитие творческих исследовательских умений и навыков; здоровьесберегающие образовательные технологии направлены на формирование здорового образа жизни, формирование навыков сохранения и укрепления здоровья; обеспечивают сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Важно изначально определить и привить нормы работы с электронными устройствами, поясняя первостепенную роль сохранения здоровья и дозированного воздействия компьютеров на организм человека.
Ключевой особенностью развития информационной культуры нашего образовательного учреждения является то, что основным инициатором, мотиватором интеграции различного рода знаний, видов деятельности, медиатехнологий являются сами студенты, преподаватель, учитывая интересы, знания, возможности обучающихся разрабатывает образовательные траектории, наполняет учебный материал.
Привлекательными для обучающихся и разноплановыми по характеру изложения материала являются проекты, презентации, видеоряды, видеоролики, интерактивные мастер классы созданные преподавателем с участием студентов.
Опыт последних лет показывает значительную разницу в усвоении учебного материала изученного по средствам разработанных интерактивных информационных ресурсов.
Сегодня каждый человек, пользователь ПК, не будучи программистом, может создавать свой электронный цифровой продукт, в том числе образовательный, который будет результатом его личного опыта в профессии.
Таким образом, человечество переходит в новое качество передачи знаний, технологий будущим поколениям, что представляется своего рода квинтэссенцией опыта (интегрированных знаний, технологий использования знаний, направленных на конкретный результат). Все это поменяет психологию и практику деятельности людей: научной, педагогической и производственной. Значит, информационная культура сегодня требует от нашего современника нового отношения к информации и знаниям, нового инструментария в процессе поиска информации и приобретения знаний, способностей и возможностей ориентироваться в информационном пространстве и нового взгляда на мир, обеспечивающего необходимую социальную адаптацию к переменам и гарантирующего достойное место в информационном обществе. Это необходимо для социализации в новом виртуальном мире с цифровыми технологиями и умными вещами. Качественное изменение образовательного процесса в большей степени возможно через развитие и формирование высокого уровня информационной культуры всех участников образовательного процесса. Информационная культура должна в самом ближайшем будущем стать таким же качеством, как умение писать, считать, превратиться в универсальное действие, позволяющее развивать профессиональные качества на более высоком, качественно другом уровне.