Формирование финансовой грамотности на уроке математики в 4 классе.

ФИО: Никонорова Т.Г.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2690
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Формирование финансовой грамотности на уроке математики в 4 классе.
Итоговая оценка: 2 место,  80 баллов(-а)



Формирование финансовой грамотности на уроке математики в 4 классе.

(из опыта работы)

НиконороваТ.Г.,учитель начальных классов 

МБОУ “Средняя общеобразовательная школа№35 с углубленным изучением отдельных предметов”г.Чебоксары 

Тема урока: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».

 Урок повторения и закрепления изученного.

Цель урока: образовательные; продолжать учиться решать задачи, характеризующие процесс купли- продажи, с опорой на формулы.

Планируемые результаты.

   Личностные:

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

  Предметные:

-формирование представления о величинах «стоимость», «цена», «количество», выявление зависимости между ними

-закрепление умения решать задачи, содержащие денежные величины.

Метапредметные:

  Регулятивные результаты

-формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров 

  Познавательные результаты: 

– выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.

-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации,   Коммуникативные результаты:

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; 

  Форма обучения:индивидуальная; фронтальная; групповая.

  Оборудование: Компьютер, проектор,раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Деятельность обучающихся на уроке.
  3. Разминка:

– Отгадайте загадки:

На товаре быть должна Обязательна … (цена)

Коль трудился круглый год,

Будет кругленьким … (доход)

Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в … (банке)

Люди ходят на базар:

Там дешевле весь … (товар)

И врачу, и акробату

Выдают за труд … (зарплату)

Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК).

  1. Устный счёт. Мозговой штурм.

1) В ближнем магазине книга стоит 200 рублей, а в дальнем – 160 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на автобусе в дальний магазин стоит 30 рублей в один конец?

 (Ответ: в ближнем, так как 160+30*2= 220 руб. и затраты времени надо учесть)

2)Миша купил 6 наклеек по 30р и 5 календарей по  50р.  Сколько всего денег он заплатил?(6*30+5*50=430 р.)

3) За 4 книги заплатили 380 монет.   Какова цена одной книги?( 380: 4=95 монет)

4) Для школы  купили  мячи по 130р. За всю покупку заплатили 650 р. Сколько мячей купили? (5 мячей)

III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Посмотрите на слова и найдите лишнее среди них.

тонна

килограмм

рубль

грамм

– Какое слово лишнее и почему? 

На доске рядом со словом РУБЛЬ появляется   картинка Скруджа . Что объединяет их? Догадались?(Деньги)

Какие величины вы узнавали?( цена,количество,стоимость)

-Что такое цена? (Это стоимость одного товара)

-Что такое стоимость? (Это общая сумма уплаченная за весь купленный товар)

-Что такое  количество?( Количество – это множество товара.

–Давайте выстроим эталоны нахождения величин (Вывесить “карточку-помогайку” в кратком варианте: С = Ц×К ,  Ц = С:К , К = С:Ц)

— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о деньгах, покупках)

— Давайте сформулируем тему урока.(ответы детей)

  -Да, ребята. Мы сегодня поговорим о покупках, деньгах.

– Можно ли сказать, что для того, чтобы совершать покупки нужно быть финансово грамотными?

– Что это значит? Финансовая грамотность ребята –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и  тратами.

   -Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги?

-Правильно, они работают и за работу получают зарплату в виде денег.

-Знаете ли вы, для чего нам нужны деньги?Ответы детей:для покупки продуктов, для оплаты развлечений,для оплаты услуг,для оплаты проезда на транспорте, для покупки подарков…)

  1. Применение знаний и умений. Решение задач. 

1.Работа в парах .

-Работать будем парами. Но сначала вспомните, как правильно нужно работать в парах!

Слайд №

1.Выслушай мнение товарища и выскажи свою точку зрения.

2.Уважай мнение своего товарища. Оно может отличаться от твоего.

  1. Работай тихо. Помни! Рядом тоже работаеют твои одноклассники!

-Правила вспомнили, теперь выслушайте задание. Перед Вами задача(на парте). 1)Прочитайте условие и заполните числовые данные в таблицу.Решите задачу.

Для детского сада купили  7 машинок и 9 куколок. Стоимость машинок 175 рублей. Сколько заплатили за весь товар, если 1 куколка стоит на 5 рубля дороже, чем 1 машинка?

1)175:7=25(руб)-1 машинка

2)25+5=30(руб)-1 куколка

3)30*9=270(руб) ввсе куклы

4)175+270=445(руб) -вся покупка

Ответ: 445 рублей стоимость товара

Физминутка.Пальчиковая гимнастика.

Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)

Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)

Ряженка, сметана, сыр,(поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)

Яблоки и виноград.

Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» – запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)

Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)

Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)

Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).

2)Самостоятельная работа.

Продолжим нашу работу! Внимание на доску. Перед вами таблица с уже размещёнными в неё числовыми данными. Составьте условие задачи и решите их. 

Цена Количество Стоимость
15 руб. ? тетрадей 135 руб.
? руб. 40 карандашей 280 руб.
2 руб. 50 копеек 5 обложек ? руб.
  1. Итог урока

Ну, что ребята, мы сегодня на уроке решали задачи,связанные с деньгами.

-Что из того, что вы сегодня делали , что может пригодиться  в жизни ?

– Нарисуйте свою мечту, для которой вы хотите накопить деньги.

Оценки

Рефлексия.