Формирование финансовой грамотности на уроке математики в 4 классе.
(из опыта работы)
НиконороваТ.Г.,учитель начальных классов
МБОУ “Средняя общеобразовательная школа№35 с углубленным изучением отдельных предметов”г.Чебоксары
Тема урока: «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Урок повторения и закрепления изученного.
Цель урока: образовательные; продолжать учиться решать задачи, характеризующие процесс купли- продажи, с опорой на формулы.
Планируемые результаты.
Личностные:
-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
-развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Предметные:
-формирование представления о величинах «стоимость», «цена», «количество», выявление зависимости между ними
-закрепление умения решать задачи, содержащие денежные величины.
Метапредметные:
Регулятивные результаты
-формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров
Познавательные результаты:
– выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
-использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, Коммуникативные результаты:
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
Форма обучения:индивидуальная; фронтальная; групповая.
Оборудование: Компьютер, проектор,раздаточный материал.
Ход урока.
- Организационный момент
- Деятельность обучающихся на уроке.
- Разминка:
– Отгадайте загадки:
На товаре быть должна Обязательна … (цена)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким … (доход)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в … (банке)
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь … (товар)
И врачу, и акробату
Выдают за труд … (зарплату)
Учреждение, в котором можно хранить деньги – это (БАНК).
- Устный счёт. Мозговой штурм.
1) В ближнем магазине книга стоит 200 рублей, а в дальнем – 160 рублей. В каком магазине выгоднее купить книгу, если поездка на автобусе в дальний магазин стоит 30 рублей в один конец?
(Ответ: в ближнем, так как 160+30*2= 220 руб. и затраты времени надо учесть)
2)Миша купил 6 наклеек по 30р и 5 календарей по 50р. Сколько всего денег он заплатил?(6*30+5*50=430 р.)
3) За 4 книги заплатили 380 монет. Какова цена одной книги?( 380: 4=95 монет)
4) Для школы купили мячи по 130р. За всю покупку заплатили 650 р. Сколько мячей купили? (5 мячей)
III. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Посмотрите на слова и найдите лишнее среди них.
тонна
килограмм
рубль
грамм
– Какое слово лишнее и почему?
На доске рядом со словом РУБЛЬ появляется картинка Скруджа . Что объединяет их? Догадались?(Деньги)
Какие величины вы узнавали?( цена,количество,стоимость)
-Что такое цена? (Это стоимость одного товара)
-Что такое стоимость? (Это общая сумма уплаченная за весь купленный товар)
–-Что такое количество?( Количество – это множество товара.
–Давайте выстроим эталоны нахождения величин (Вывесить “карточку-помогайку” в кратком варианте: С = Ц×К , Ц = С:К , К = С:Ц)
— Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке? (о деньгах, покупках)
— Давайте сформулируем тему урока.(ответы детей)
-Да, ребята. Мы сегодня поговорим о покупках, деньгах.
– Можно ли сказать, что для того, чтобы совершать покупки нужно быть финансово грамотными?
– Что это значит? Финансовая грамотность ребята –это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
-Ребята, а кто знает, откуда у ваших родителей берутся деньги?
-Правильно, они работают и за работу получают зарплату в виде денег.
-Знаете ли вы, для чего нам нужны деньги?Ответы детей:для покупки продуктов, для оплаты развлечений,для оплаты услуг,для оплаты проезда на транспорте, для покупки подарков…)
- Применение знаний и умений. Решение задач.
1.Работа в парах .
-Работать будем парами. Но сначала вспомните, как правильно нужно работать в парах!
Слайд №
1.Выслушай мнение товарища и выскажи свою точку зрения.
2.Уважай мнение своего товарища. Оно может отличаться от твоего.
- Работай тихо. Помни! Рядом тоже работаеют твои одноклассники!
-Правила вспомнили, теперь выслушайте задание. Перед Вами задача(на парте). 1)Прочитайте условие и заполните числовые данные в таблицу.Решите задачу.
Для детского сада купили 7 машинок и 9 куколок. Стоимость машинок 175 рублей. Сколько заплатили за весь товар, если 1 куколка стоит на 5 рубля дороже, чем 1 машинка?
1)175:7=25(руб)-1 машинка
2)25+5=30(руб)-1 куколка
3)30*9=270(руб) ввсе куклы
4)175+270=445(руб) -вся покупка
Ответ: 445 рублей стоимость товара
Физминутка.Пальчиковая гимнастика.
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр,(поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» – запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
2)Самостоятельная работа.
Продолжим нашу работу! Внимание на доску. Перед вами таблица с уже размещёнными в неё числовыми данными. Составьте условие задачи и решите их.
Цена | Количество | Стоимость |
15 руб. | ? тетрадей | 135 руб. |
? руб. | 40 карандашей | 280 руб. |
2 руб. 50 копеек | 5 обложек | ? руб. |
- Итог урока
Ну, что ребята, мы сегодня на уроке решали задачи,связанные с деньгами.
-Что из того, что вы сегодня делали , что может пригодиться в жизни ?
– Нарисуйте свою мечту, для которой вы хотите накопить деньги.
Оценки
Рефлексия.