Статья “Проектные работы в начальной школе”

ФИО: Желдашева Л.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2691
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Обобщение педагогического опыта учителя в современных условиях: теория и практика», в рамках национального проекта «Образование»
Наименование конкурсной работы: Статья "Проектные работы в начальной школе"
Итоговая оценка: 2 место,  70 баллов(-а)



Статья

ПРОЕКТНЫЕ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Желдашева Лена Амдулчеримовна

учитель начальных классов

МКОУ «Прогимназия» с.п. Атажукино

Баксанского муниципального района

(Россия, Кабардино-Балкарской республика)

 

Рассматривается вопрос проектных работ в начальной школе, которые способствуют формированию таких навыков, как умение извлекать и применять знания. Среди множества инновационных и эффективных педагогических средств особое место занимают проектные работы. Указывается, что проектная деятельность – это часть самостоятельной творческой работы учащихся.Хорошо выполненный проект – это пошаговое планирование своих действий, отслеживание результатов работы. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – эти личностные качества перенимаются учащимися в процессе ознакомления с исследовательской работой.

Ключевые слова: проектные работы, начальная школа, успешное овладение новыми знаниями, интеллектуальные способности детей

PROJECT WORKS IN PRIMARY SCHOOL

Zheldasheva Lena Amdulcherimovna

primary school teacher

MKOU “Progymnasium” s.p. Atajukino

Baksan municipal district

(Russia, Kabardino-Balkarian Republic)

zheldasheva.l@yandex.ru

The issue of design work in elementary school, which contribute to the formation of such skills as the ability to extract and apply knowledge, is considered. Among the many innovative and effective pedagogical tools, design work occupies a special place. It is indicated that project activity is a part of students’ independent creative work. A well-executed project is a step-by-step planning of one’s actions, tracking the results of work. Diligence, responsibility, independence, enterprise – these personal qualities are adopted by students in the process of familiarization with research work.

Key words: design work, elementary school, successful acquisition of new knowledge, intellectual abilities of children

Современное общество ставит перед школой задачу подготовить выпускника начальной школы, который не только знает школьную программу, но и мыслителя, умеющего самостоятельно извлекать и применять знания. Работа над проектами способствует формированию таких навыков. Учитывая, что Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа и методов проектно-исследовательской деятельности, проектная деятельность в образовательном процессе и внеурочная деятельность особенно актуальны в настоящее время. Творческие методы обучения играют ведущую роль в этом вопросе. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность [3]. Работа со школьниками в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит добиться формирования самостоятельного мышления, навыков прогнозирования и достижения результатов, умения решать возникающие проблемы. Вовлечение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность в начальной школе позволяет им в полной мере выявить, а затем и развить интеллектуальные и творческие способности детей. Поддерживать исследовательскую деятельность, стимулировать любознательность и желание экспериментировать – главная задача учителя. Чтобы выяснить, какие навыки могут быть сформированы у учащихся с помощью проектной деятельности, необходимо рассмотреть само понятие проектной деятельности школьников, а также определить ее основные задачи. Проектная деятельность – это часть самостоятельной творческой работы учащихся. Хорошо выполненный проект – это пошаговое планирование своих действий, отслеживание результатов работы. Основными целями проектной деятельности в школе являются: – обучение планированию; – формирование навыков сбора и обработки информации, материалов; – умение анализировать; – умение составлять план работы, представлять информацию, проектировать работу; – формирование познавательной активности, проявление интереса к изучению темы, стараясь выполнять работу вовремя в соответствии с установленным планом.

Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не объединяет детский коллектив, как совместное дело. И если это подчинено одной цели и вызывает у детей интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Таким образом, проектная работа в начальной школе учит детей работать в группах, находить необходимую информацию, проводить исследования, пусть и с помощью взрослых, решать проблемные ситуации и вовлекать детей в проектно-исследовательскую деятельность.

В ходе реализации исследовательского метода на уроках и во внеурочной деятельности младшие школьники овладевают рядом практических навыков и умений, определяют природу и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно осваивают некоторые моральные нормы, усваивают моральные требования к себе, у них развиваются моральные чувства, устанавливаются правильные формы поведения. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – эти личностные качества перенимаются учащимися в процессе ознакомления с исследовательской работой[4].

Проводя занятия в группах или индивидуально, как сильные, так и слабые ученики имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и, таким образом, способствует успешному обучению. Следовательно, можно предположить, что проектная деятельность с помощью различных методик способствует формированию у учащегося способности успешно осваивать новые знания, навыки и компетенции, включая самостоятельную организацию этого процесса; полное овладение всеми компонентами учебной деятельности, которые включают когнитивные мотивы, цели обучения, задачи обучения, учебную деятельность и операции, может помочь учащимся успешно овладеть новыми знаниями, навыками и компетенциями[2]. Организация творческой, исследовательской и проектной деятельности учащихся может представлять собой способ реализации принципа, основанного на развитии у учащихся когнитивных способностей, умения самостоятельно извлекать информацию, ориентироваться в информационном пространстве и конструировать свои знания, видеть, формулировать и решать проблему, а также основывается на способности принимать субъективное решение.

Таким образом, подготовка ребенка к навыкам исследовательского поиска становится сегодня важнейшей задачей образования и современного учителя.   Выполняя проектные работы в начальной школе на уроках и внеклассных мероприятиях, учащиеся начальной школы осваивают ряд практических навыков и умений, определяют характер и особенности объектов окружающей среды по их характеристикам и свойствам. В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности, школьники овладевают некоторыми моральными нормами, усваивают моральные требования, развивают нравственные чувства, формируя так называемые “нравственные привычки”.Благодаря групповым исследованиям как сильные, так и слабые дети имеют возможность развивать лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и, таким образом, способствует успешному обучению.

Литература

  1. Иванова Н.В.Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная школа.-2014.-№2.-с.79
  2. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты/ Автор-составитель В.Ф. Феоктистова. – Волгоград: Учитель. – 2010. 
  3. Кулик Е.Н. Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе: https://открытыйурок.рф/статьи/565054/ 
  4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников.-М.: Вентана-Граф, 20121.-180с.

 

Желдашева Л.А., 2023