Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников “Дорогою добра”

ФИО: Халезова А.А.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2698
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Программа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Дорогою добра"
Итоговая оценка: 1 место,  88 баллов(-а)



                                                              Содержание:

Введение.
1. Паспорт Программы развития.
2. Цели и задачи Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Новохопёрского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» (МКДОУ) по реализации Программы.
3. Теоретическое обоснование Программы.
4. Механизм реализации Программы.
5. Участники реализации Программы.
6. Основные направления Программы.
7. Перспективный план активных форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию.
8. Комплекс совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию.
9. Ресурсное обеспечение реализации Программы.
10. Кадровый потенциал.
11. Взаимодействие с социальными партнерами.
12. Основные мероприятия по реализации Программы развития .
13. Инновационная деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
14. Мониторинг.
15. Заключение.

 

  1. Паспорт Программы развития
Полное наименование 

Программы.

Программа развития духовно-нравственного образования и воспитания «Дорогою добра» на 2020-2023 годы (далее Программа). 
Тип программы Локальная.
Назначение Программы Программа развития предназначена для реализации духовно-нравственного направления воспитания и образования образовательного учреждения. В ней отражены ключевые аспекты, тенденции и содержание образования и организации воспитания по одному из главных направлений, на основе инновационных процессов, для интеграции и мобилизации коллектива МКДОУ и семей воспитанников на достижение целей ее развития.
Нормативно-правовая база для разработки Программы 1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – от 29.12.2012г. №273-ФЗ.;

2. Конституция Российской Федерации; 

3. Конвенция о правах ребенка; 

4. Семейный кодекс РФ;

5. Национальная доктрина образования в РФ на период до 2025г; 

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155; 

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

8. СанПиН 2.4.1.3049-13 “Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях», утвержден 

Постановлением Главного государственного санитарного врача 

Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26.

Цели реализации Программы Разработать и апробировать систему взаимодействия МКДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
Задачи реализации Программы 1. Сформировать уровень духовно-нравственной культуры всех участников образовательного процесса: «дети – родители – педагоги». 

2. Аккумулировать, систематизировать и обобщить опыт использования традиций семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 

3. Способствовать повышению уровня профессиональной компетенции педагогов МКДОУ по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания. 

4. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.

Принципы программы 1. Принцип открытости и понимания целей и задач воспитательно-образовательного процесса;

2. Принцип партнерской позиции педагогов по отношению к семье и ее членам;

3. Принцип установки на развитие позитивного воспитательного потенциала семьи;

4. Принцип доброжелательного и безоценочного отношения к каждому члену семьи, создание спокойной и комфортной обстановки во время совместных мероприятий;

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений;

6. Принцип научности;

7. Принцип конфиденциальности.

Ожидаемые результаты Для родителей:

1. Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей по духовно-нравственному воспитанию;

2. Повышение уровня родительской мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе;

3. Повышение педагогической компетенции родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;

4. Повышение уровня включения родителей в участии в различных мероприятиях МКДОУ.

Для педагогов:

1. Обобщение и распространение опыта работы с семьей;

2.Умение моделировать взаимодействие с семьей, через использование разнообразных форм и методов работы.

Разработчики Программы Воспитатель: Халезова Алина Александровна, руководитель физкультурно-спортивного клуба «Здоровячок»;

Музыкальный руководитель: Киселева Галина Юрьевна, руководитель кружка по духовно-нравственному воспитанию «Колокольчик», регент праздничного хора Воскресенского храма с. Елань-Колено, Новохопёрского района, Борисоглебской епархии, руководитель вокальной студии «Звонкие капельки», художественный руководитель народного ансамбля русской песни «Журавушка»;

Участники программы Старший воспитатель: Батищева Татьяна Викторовна;

Воспитатель: Папулова Ольга Владимировна, руководитель: кружка «Эколята-Дошколята», изостудии «Затейники», мини-музея «Русская изба»;

Воспитатель: Лычагина Наталья Ивановна, руководитель: театральной студии «Золотой ключик», мини-музея «Русская изба»;

инструктор по физической культуре: Тихонова Любовь Петровна;

учитель-логопед: Мишакова Лариса Евгеньевна, консультант-педагог «Консультационного центра»;

воспитанники, родители.

Сроки реализации Программы Программа реализуется в период 2020-2023 гг.
  1. Введение

За последние годы существенно деформировалась система духовного воспитания подрастающего поколения в результате кризиса социальных институтов культурной преемственности, важнейшим из которых является институт образования. Осмысление противоречивого опыта реформ в России приводит к необходимости постановки вопроса о духовной безопасности страны, так как без человека, его духовного здоровья, умственных и нравственных сил, само понятие « жизнь» теряет смысл.

Проблема духовно-нравственного оздоровления общества: восстановление ценностей традиционной культуры является настолько трудной, что эффективность её решения может быть обеспечена только масштабными действиями при условии системного подхода в рамках муниципальной программы и программы МКДОУ.

Масштаб МКДОУ является оптимальным в осуществлении всего комплекса мер по духовно-нравственному воспитанию и просвещению. Именно на уровне МУДОУ сочетаются организационные и средовые факторы и возможности, благодаря которым решаются социальные, социально-просветительские и социально-педагогические задачи.

В связи с этим работа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию включает в себя: совершенствование дошкольного образования, систему мер, адресованных семье, детям дошкольного возраста.

Учитывая же особую роль Русской Православной Церкви в процессе историко-культурного развития и становления духовно-нравственного потенциала России, реализация процесса духовно-нравственного воспитания предполагает соблюдение принципа разделения светского и религиозного образования, а также объединение усилий представителей Благочиния в восстановлении духовно-нравственного потенциала общества. Этот фактор объясняет необходимость тесного сотрудничества МКДОУ с представителями Церкви в решении программных задач духовного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В сложившейся ситуации, ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка и повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Важно знать, что полноценное воспитание дошкольника происходит только в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. 

Духовно-нравственное воспитание уже устоявшийся термин для многих. Но часто можно наблюдать, что произнося эти слова люди, вкладывают разное содержание. Духовность то, что чаще всего, сокрыто от внешнего взора, внутренняя мотивация. Духовность напрямую связана с совестью. Чем же понятие духовности отличается от понятия нравственности? Нравственность – это правильное отношение к окружающему миру, это способ поведения, это сфера внешней деятельности. Нравственность без духовности – это дом, построенный на песке. Подуют сильные ветры, налягут воды, и этот дом разрушится – говорится в известном месте Евангелия. 

Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо с самых первых шагов ребёнка, именно дошкольный возраст самый чувствительный и отзывчивый на всё доброе. Нельзя добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, если не будет создано единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение. Именно поэтому надо уделять большое внимание работе с родителями, укреплять статус семьи в духовном становлении детей. 

Одной из эффективных форм взаимодействия ДОУ и семьи является организация семейного клуба в ДОУ. Данная форма интересна тем, что тематика заседаний клуба может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей. «Филиалы» клуба открыты в каждой группе детского сада. В работе клуба принимают участие специалисты ДОУ (музыкальный руководитель, учитель-логопед, медицинская сестра, педаог-психолог), родители воспитанников и дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых. 

Программа «Дорогою добра» направлена на создание благоприятного климата взаимодействия с родителями и достижение максимального взаимодействия детского сада и семьи. Очень важен переход родителей от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с педагогами и специалистами детского сада. 

Наш детский сад, в своей работе с семьёй, опирается на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников и союзников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь педагогического коллектива, детей и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким вырастет ребенок. Только при этом условии возможно воспитание цельной личности.

Для успешной реализации программы «Дорогою добра» детский сад располагает необходимыми ресурсами, такими как:

– квалифицированные воспитатели и специалисты;

– оборудованные группы;

– музыкальный и спортивный залы;

– методические и дидактические материалы для организации совместной деятельности;

– современное техническое обеспечение (компьютеры, ЖК-Телевизор 42 диагональ (107 см), ноутбуки, мультимедийные установки, интерактивная доска).

Ценность программы состоит в наличии теоретического и практического материала, направленного на повышение педагогической культуры родителей и установление доверительных контактов между семьей и детским садом через внедрение нетрадиционных форм организации общения по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

  1. Цели и задачи МКДОУ по реализации Программы

Цель: Разработать и апробировать систему взаимодействия МКДОУ и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.

Задачи: 

  1. Сформировать уровень духовно-нравственной культуры всех участников образовательного процесса: «дети – родители – педагоги». 
  2. Аккумулировать, систематизировать и обобщить опыт использования традиций семьи и детского сада в духовно-нравственном воспитании дошкольников. 

3.Способствовать повышению уровня профессиональной компетенции педагогов МКДОУ по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников в рамках духовно-нравственного воспитания. 

  1. Ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.
  2. Теоретическое обоснование Программы

Программа развития духовно-нравственного образования и воспитания «Дорогою добра» является стратегической основой действий и выступает в качестве перспективного плана. С её помощью воспитатели, специалисты ДОУ и коллектив детского сада в целом, реализуют свою специфическую модель развития, учитывающую реальную обстановку и условия, выполняющие определённый социальный заказ, обеспечивающие конкретную результативность. Данное направление деятельности образовательной организации закреплены локальными актами и договорами:

  • Программа семейного клуба «Мы вместе». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2018 г.
  • Положение об организации семейного клуба по духовно-нравственному воспитанию «Мы вместе». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2018г.
  • Положение о деятельности кружка по духовно-нравственному воспитанию «Колокольчик». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2015г.
  • Программа работы кружка по духовно-нравственному воспитанию «Колокольчик». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2015г.
  • Программа работы мини-музея «Русская изба» по духовно-нравственному воспитанию. Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2018г.
  • Программа работы физкултурно-оздоровительного клуба «Здоровячок». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2015г.
  • Программа по экологическому воспитанию «ЭкоСад». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2018г.
  • Программа работы кружка «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию. Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2018г.
  • Программа работы изостудии «Затейники». Принято на заседании педагогического совета №1 от 31.08.2015г.
  • Программа работы «Консультационного центра». Принято на заседании педагогического совета № 1 от 30.18.2019г.
  • Договор о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности, духовно-нравственного и патриотического воспитания. (От 29.08.2016г. с Приходом Воскресенского храма с. Елань – Колено Борисоглебской епархии русской православной церкви.).

Работа нашего детского сада, совместно с родителями, направлена на приобщение детей к православным традициям и духовным ценностям русского народа через изучение исторических событий, отечественной культуры, своеобразие родного края и страны в целом. Воспитание на основе православных традиций осуществляется на конкретных примерах и событиях, народных обычаях. Большую роль в приобщении детей к истокам народной культуры играют совместные семейные досуги, православные и народные праздники. Они создают особый ритм духовной жизни человека, обращая его к культурно-историческим традициям нашего народа. Поэтому, в детском саду стало традицией празднование «Рождества Христова», «Православной масленицы» и «Пасхи». В своей работе большое внимание уделяем художественно-эстетическому воспитанию детей и родителей. Искусство является уникальным средством развития не только у ребёнка, но и взрослого эмоциональной сферы, образного мышления, положительного отношения к миру. В литературной, музыкальной, изобразительной, танцевальной, театральной деятельности происходит развитие художественно-творческих способностей, формируются эстетическое сознание и  художественная культура. Большое внимание уделяем обогащению музыкального, песенного опыта воспитанников и их родителей посредством народной, православной и  классической музыки.

Осуществляя совместную с семьей работу по духовно-нравственному воспитанию, следует отметить сотрудничество с настоятелем храма в честь Воскресения Господня с. Елань – Колено Новохопёрского района Воронежской области иереем Константином (Буравлевым). Через тематические беседы, встречи с батюшкой и комплексом совместных мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях детского сада сложилась воспитательная система по духовно-нравственному развитию личности дошкольника, через взаимодействие с семьей, которая содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка. Закладывая основы духовно-нравственной личности, мы воспитываем детей с активной жизненной позицией и творческим потенциалом. Это найдет своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственное воспитание ребёнка. 

  1. Механизм реализации Программы

Механизм реализации программы учитывает формы и методы духовно- нравственного просвещения и воспитания в дошкольном учреждении. Для достижения цели программы необходимо выполнение поставленных задач через реализацию основных программных мероприятий за период 2019-2022 годы.

  1. Участники реализации Программы

 Участниками являются воспитанники в возрасте от 5 до 7 лет, педагоги и специалисты детского сада, музыкальный руководитель, родители. В нашем детском саду создан положительный микроклимат, обстановка доброжелательного отношения между взрослыми и детьми. Дети коммуникабельны, эмоциональны, с удовольствием и желанием ходят в детский сад. Регулярно анализируя свою работу, мы пришли к выводу: чтобы добиться больших успехов в духовно-нравственном воспитании детей, важно создать единое духовно-нравственное образовательное пространство: семья и дошкольное учреждение.

  1. Основные направления Программы

Система духовно-нравственного образования и воспитания включает следующие направления: 

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • формирование духовности дошкольников через эстетическое развитие детей и взрослых; 
  • сотрудничество семьи и МКДОУ;
  • формирование потребности в здоровом образе жизни;
  • экологическое воспитание.
  1. Перспективный план активных форм работы с родителями по духовно-нравственному воспитанию

План включает в себя восемь тематических блоков на основе сотрудничества, сотворчества и совместного поиска ДОУ и семьи. 

Блок Основные темы Задачи Формы работы вместе с детьми и родителями
I.

Ты да я

«Мой детский сад – моя семья».

«Все на белом свете солнышкины дети».

«Вглядись в себя – сравни с другими».

«Я и моё имя».

«Чем мы похожи, чем отличаемся».

Итоговое мероприятие

Играем всей семьей – Народные игры

Развлечение вместе с родителями на улице.

– Помочь ребёнку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость.

– Повысить педагогическую культуру родителей

– Гармонизовать детско-родительские отношения, достичь оптимального уровня взаимодействия детского сад и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства духовно-нравственной направленности.

– Привлечь родителей к воспитанию детей, научить управлять детским коллективом, выполнять с ними задания, доводить дело до конца, воспитывать уверенность в себе.

– Изучение семей, семейных традиций;

– Создание альбомов о семье;

– Тестирование;

– Анкетирование;

– Опрос;

– Творческие работы;

– Педагогические наблюдения;

– Беседы;

– Составление генеалогических древ;

– Проведение совместных вечеров, праздников, музыкальных гостиных;

– Проведение совместных репетиций песенного исполнительства для подготовки православных праздников.

II.

Мой любимый поселок

«История родного поселка».

«Достопримечательности родного поселка».

«Тепло родного дома».

Итоговое мероприятие

Коллаж «Вот мой дом родной», используя фотографии, рисунки. (Коллаж по образцу генеалогического древа).

– Формировать у детей понятие о принадлежности к своему поселку, сознание себя как личности-гражданина своей «малой» родины, уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного  поселка;

Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном труде,  положительные эмоции, чувство   коллективности, познакомить детей со своей родословной.

– Чтение художественной литературы;

– Совместные экскурсии;

– Творческие работы;

– Проекты;

– Выставки;

– Семейные чтения;

– Создание фотоальбомов «Путешествие по родному поселку»;

– Участие в акциях;

– Участие в концертах;

– Разучивание стихотворений.

III.

Обучение и труд рядом идут

«Профессии».

«В труде человек хорошеет».

Итоговое мероприятие

Рисуем вместе «Мир чувств» –  оформление приемной.

Нарисовать страну «Добра и счастья».

– Воспитание положительного отношения к труду как важной ценности, развитие потребности в творческом труде;

– Воспитание бережного отношение к результатам своего труда, труда других людей.

– Продолжать привлекать родителей к совместному выполнению творческих заданий.

– Чтение художественной литературы;

– Участие в субботниках;

– Создание фотоальбома «Профессия моих родителей»;

– Сюжетно-ролевые игры;

– Продуктивная деятельность: рисование, ручной труд, аппликация, лепка;

– Самообслуживание, дежурство

– Участие в смотрах-конкурсах различного уровня (внутрисадовские, окружные, муниципальные, региональные).

IV.

Край мой Новохоперский

«История возникновения г. Новохоперска».

«Природа родного края».

«Достопримечательности Новохоперского района».

Итоговое мероприятие

По святым местам Новохоперского района.

– Формировать представления о родном крае;

– Расширять знания о природе родного края;

– Воспитывать уважительное, бережное отношение к достопримечательностям, культуре и истории родного края;

– Расширять знания детей о святынях, воспитывать любовь и уважение к святым местам;

– Создать условия для общения детей с родителями, объединить их общим делом; Содействовать семейному духовно-нравственному воспитанию;

– Активизировать духовное и культурное сознание родителей.

– Создание фотоальбома;

– Беседы;

– Выставки сотворчества;

– Проведение консультаций, родительских собраний;

– Чтение художественных произведений;

– Проведение досугов;

– Виртуальные экскурсии, презентации.

V.

Дорога добра

«Доброе слово, что ясный день».

«Дружим с добрыми словами».

«Подари другому радость».

«Добрым жить на белом свете веселей».

«Чего в других не любишь, того не делай сам».

«Хорошие песни к добру ведут».

«День добрых дел».

Итоговое мероприятие

Создание мини-музея старых вещей

«Из бабушкиного сундука».

– Воспитывать уважение, доброжелательность к близким и окружающим людям;

– Расширять словарный запас детей за счёт добрых и вежливых слов, автоматизировать их в повседневной речи;

 – Способствовать формированию эмоционально-положительных интонаций в речевом общении;

– Умение разрешать конфликтные ситуации мирным путём;

– Воспитывать желание совершать хорошие поступки.
– Формирование у родителей и детей коммуникабельности, получение положительных  эмоций, воспитание желания активно участвовать в совместной деятельности.

 -Воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов.

– Беседы;

– Чтение художественной литературы;

– Театрализация по мотивам сказок;

– Игры;

– Проведение акций;

– Создание видеописем для отсутствующих детей «Мы скучаем без тебя»;

– Проведение тематических праздников «День матери», «День пожилого человека»;

– Анкетирование;

– Разучивание стихотворений, песен.

VI.

Я – Россиянин

«Обойди весь свет, краше Родины нет!» (знакомство с символами, флагом, гербом).

«Сохраним и приумножим растительный и животный мир России».

«Мы соберем дружный хоровод».

«С русским задором по русским просторам».

«Мы помним и гордимся».

«Традиции народных праздников».

«Любимые сказки».

«Я имею право…!».

«Наши соседи».

Итоговое мероприятие

Праздничный досуг

«Я – Россиянин».

– Познакомить детей с символами государства: гимном, флагом, гербом;

– Воспитывать бережное отношение к природе;

– Приобщать детей к духовному наследию русского народа;

– Воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку;

– Формировать уважительное, бережное отношение к культурным ценностям;

– Развивать способность к индивидуальному творческому самовыражению в различных  видах творчества;

– Помочь осознать принадлежность к своему народу, государству, дать понятие о правах и обязанностях;

– Доставить радость детям и родителям; объединить родителей, педагогов и детей для участия в совместных мероприятиях.

– Беседы;

– Чтение художественной литературы;

– Рассматривание альбомов, карт, репродукций;

– Участие в конкурсах;

– Педагогические проекты;

– Продуктивная деятельность;

– Проведение тематических праздников;

– ООД;

– Познавательные праздники, досуги;

– Ярмарки;

– Сюжетно-ролевые игры;

– Встречи с интересными людьми;

– Народные игры.

VII.

Братья наши меньшие

«Домашний любимец».

«Дружок».

«Мы с тобой одной крови».

«Не проходите мимо».

«Села птичка на окошко».

«Дверь откройте поскорей – кот мяучит у дверей».

«Мы в ответе за тех, кого приручили».

Итоговое мероприятие

День добрых дел Акция «Дружок» – покормим

бездомных животных.

– Воспитывать чувство милосердия к блудным животным;

– Формировать основы поведения в обращении с животными;

– Учить оказывать помощь животным;

– Доставить радость общения между детьми и взрослыми;

– Оказать содействие духовно-нравственному воспитанию в семье.

– Создание книги «Наши питомцы»;

– Беседы о бездомных животных;

– Проведение акций;

– Чтение художественных произведений о животных;

– Организованная образовательная деятельность(ООД);

– Создание презентаций;

– Показ спектаклей;

-Выставки рисунков;

– Составление рассказов;

– Решение проблемных ситуаций.

VIII.

Природа – наш дом

«Природа родного края».

«Солнце, воздух и вода».

«Давай пройдёмся медленно по лугу…».

«Не навреди».

«Дорогою добра».

Итоговое мероприятие

День добрых дел. Совместное изготовление родителями с детьми кормушек для птиц.

 

– Воспитывать гуманное отношение к природе;

– Воспитывать элементы экологического сознания, ценностные ориентации в поведении и деятельности, обеспечивающие ответственное отношение к социальной и природной среде.

– Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. Совместные с родителями экологические досуги и театрализованные представления.

– Показ презентаций;

– Беседы;

– Чтение художественной литературы;

– ООД;

– Театрализация по мотивам сказок;

– Игры;

– Проведение акций;

– Разучивание стихотворений, песен;

– Педагогические проекты;

– Продуктивная деятельность.

  1. Комплекс совместных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию

9.1. Коллективные творческие дела.

–  Игра «Нарисуй портрет мамы»;

–   Тематические выставки детского и семейного творчества;

– Праздничные Рождественские выступления и Пасхальные праздники в детском саду и Воскресенском храме с. Елань – Колено, Новохопёрского района, Борисоглебской епархии; 

– Ежемесячный выпуск стенгазеты «Во Славу Божью» для прихожан Воскресенского храма с. Елань – Колено, Новохопёрского района, Борисоглебской епархии; 

– Ролевая игра-путешествие «Театр»;

– Заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам и бабушек;

– Театрализация и драматизация;

– Изготовление декораций, костюмов, атрибутов для проведения праздников и выступлений, концертов.

9.2. Мультклуб.

– «Сказание о Петре и Февронии»;

– «Щенок»;

– «Музыкальный магазинчик»;

– «Продается сивая лошадь»;

– «Пудя»;

– «Метель»; 

– «Приключения двух братьев»;

– «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;

– «Волк и семеро козлят»;

– «Ангел» по сказке Г. Х. Андерсен;

– «Илья Муромец и Соловей – разбойник»;

«История Ветхого Завета»;

– «Сказание о Крещение Руси»;

– «Путеводительница»;

– «Твой крест».

9.3. Конкурсы.

– Конкурс семейных работ «Волшебница Осень».

– Конкурс совместных работ « День защитников Отечества».

– Конкурс поделок «Мамин день».

– Конкурс чтецов, посвященный « Дню матери».

– Конкурс групповых творческих работ «Рождественские фантазии».

– Конкурс рисунков к «75-летию Победы».

9.4. Фотовыставки:

– «Волшебный мир детства»;

– «Загляните в мамины глаза»;

– «Мир, в котором мы живем»;

– «Моя семья»;

– галерея «Дорога памяти».

– «75-летие Великой Победы»

9.5. Музыкальная гостиная.

– Вечера классической музыки;

– Слушание колокольной и духовной музыки;

– Песенная гостиная.

Традиционных форм работы для реализации задач духовно-нравственной направленности недостаточно. Поэтому, реализуя Программу развития, мы обратились к инновационной технологии педагогического и социального проектирования.

9.6. Реализуемые проекты

Направление 

проектной работы

Тема Аннотация
Православные праздники «Рождество Христово»,

«Праздников праздник».

Данные проекты направлены на приобщение детей к православным традициям, нравственным и духовным ценностям. Проект реализуется совместно с Приходом Воскресенского храма с. Елань – Колено. 
Патриотическое воспитание «Торжественные марши Победы»;

«Мое Отечество – Россия»;

«К 75-летию Победы».

Проекты данной направленности воспитывают чувство любви и привязанности к историческим и культурным ценностям Родины и родного края.  
Здоровьесбережение «Здоровый образ жизни семьи»;

«Больше петь, меньше болеть».

Создание атмосферы психологического комфорта, с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей, обеспечение безопасности жизни и здоровья детей.
Экологическое воспитание «Сохраним биологическое разнообразие»;

«Я не сорву тебя, одуванчик»;

«Вода-это жизнь».

Направлены на формирование представлений об окружающем мире, воспитывают чувство любви к родной природе. 

Реализуется проект совместно с Муниципальным казенным учреждением дополнительного образования Станцией юных натуралистов (МКУ ДО СЮН) района.

Семья «Расскажу я вам друзья, как живет моя семья»;

«Детский сад наш хорош, лучше сада не найдешь»;

«Как мы отмечали праздники в детском саду».

Формирует чувство любви и уважения к своему дому, семье, приобщения с ранних лет к лучшим традициям семейного воспитания. Содержание  проекта опирается на семейные православные ценности. Совместный проект детского сада и родителей воспитанников.
Классическая музыка в детском саду «Времена года в творчестве композиторов»;

«Музыкальная гостиная».

Ознакомление детей с творчеством русских, советских и зарубежных композиторов. Совместный проект детского сада и школы искусств.
  1. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Учебно-методическое обеспечение Материально- техническое обеспечение Предметно – развивающая среда
1. Общеобразовательная программа (ООП) МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида «Светлячок», разработанная на основе ООП ДО «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы

2. Дополнительная образовательная программа (ДОП) семейного клуба 

« Мы вместе»

3. ДОП духовно-нравственной направленности «Живой родник», разработанная на основе парциальной программы «Добрый мир» под редакцией Л.Л. Шевченко

4. Сценарии праздников, досугов развлечений по духовно-нравственному воспитанию.

-библиотека научно-методической, периодической литературы;

-нотный материал.

– Музыкальный зал;

– цифровое фортепиано; 

– компьютеры;

– музыкальный центр; 

– Телевизор с диагональю «42дм» (107 см);

– видео-плеер;

– ноутбук;

– сканер;

– принтеры;

– цифровой фотоаппарат;

– имеется выход в Интернет;

– мультимедийные установки;

– интерактивная доска;

– беспроводной микрофон;

– акустическая система.

– Аудиовизуальные пособия;

– атрибуты для музыкального и театрального творчества;

– тематические наборы игрушек;

– информационные средства воспитания и обучения;

-индивидуализированные ресурсы.

  1. Кадровый потенциал.
Кадровое обеспечение Повышение квалификации 
– Старший воспитатель;

– музыкальный руководитель;

– педагог-психолог;

– учитель-логопед;

– инструктор по физической культуре;

– воспитатели.

«Духовно-нравственное воспитание в соответствии ФГОС» (72 ч) ООО «Издательство «Учитель», 2016г.
  1. Взаимодействие с социальными партнерами.
Социальные партнеры Совместная деятельность.
Приход Воскресенского храма с. Елань – Колено Борисоглебской епархии русской православной церкви. 1. Проведения православных праздников и выступлений в детском саду и храме.

2. Молебны.

3. Тематические беседы и встречи. 

4. Клиросное пение.

МКУ «Новохоперский ресурсный Центр развития образования» 1. Участие в интернет – конференциях. 

2. Научно-методическая поддержка. 

3. Консультирование.

4. Рецензирование.

МКУ Новохоперского муниципального района Воронежской области «Новохоперский Центр развития культуры, туризма и библиотечно-информационной деятельности» Взаимные услуги по проведению:

1. Конкурсов; 

2. Фестивалей; 

3. Досуговых мероприятий;

4. Выступление воспитанников на районных мероприятиях на сцене КДЦ.

МКУ КСК «Кристалл» 

р.п. Елань-Коленовский.

Выступление воспитанников на различных поселковых мероприятиях: День матери, 9 мая, День посёлка, День пожилых людей, 8 марта, 23 февраля.
Творческая студия «Амплуа» МКУ КСК «Кристалл», р.п. Елань-Коленовский. Приобщение детей  к театральному искусству и творчеству. Посещение спектаклей и театрализованных представлений. Встречи с маленькими актёрами в театральной мастерской.
Филиал МКУДО НДШИ р.п. Елань-Коленовский. В условиях образовательного пространства обогащаем впечатления и общения детей с окружающим  социумом. Приобщение детей к культуре и творчеству.

1. Концерты детей школы искусств в музыкальном зале детского сада.

2. Посещение воспитанниками детского сада выставок работ детей, обучающихся в школе искусств.

МКУДО «Станция юных натуралистов». 1. Участие воспитанников в эколого-художественных конкурсах: «Марш парков», «Свирель», «Совенок»;

2. Совместные выставки и театрализованные представления.

Партнеры по сетевому взаимодействию. – Создание пространства для размещения материалов с целью распространения опыта успешной деятельности (новостные ленты, тематические разделы, индивидуальные страницы).

– Предоставление возможности открытого обращения участников проекта к экспертам и другим авторитетным лицам (онлайн-консультации).

– Создание интерактивных сред для удовлетворения запроса пользователей на обучение инновационным образовательным технологиям в режиме реального общения с автором.

  1. Основные мероприятия по реализации Программы развития. 
Направления развития Мероприятия по реализации Программы Сроки
Создание условий для дальнейшего развития. 1. Укрепление материально – технического и программного обеспечения;

2. Продолжение работы по внедрению новых форм дошкольного образования детей;

3. Создание ресурсного мини-центра художественно-эстетической направленности на основе расширения спектра дополнительных образовательных услуг.

2019-2020г.г.
Формирование единого образовательного пространства. Продолжить сотрудничество с учреждениями:

– МКУ КСК «Кристалл»;

– МКУ КДЦ г. Новохоперск;

– МКУ ДО НДШИ;

– МКУ ДО СЮН;

– Приходом Воскресенского храма с. Елань-Колено Борисоглебской епархии РПЦ.

2019-2022г.г.
Повышение качества дошкольного 

образования.

1. Изучение учебной, методической литературы, а также опытов работ по проблемам духовно-нравственного и патриотического воспитания 

детей дошкольного возраста;

2. Проведение семинаров для педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, цикл лекций по обзору православной литературы;

3. Осуществление творческого подхода к использованию программ, разработке занятий, дидактических и сюжетных игр, бесед, праздников, развлечений; подбор и адаптация методик по дошкольному воспитанию и 

образованию духовно-нравственной направленности;

4. Разработка образовательных и социальных проектов по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

2019-2022г.г.
Осуществление целостного подхода к оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников. 1. Внедрение новых здоровьесберегающих технологий;

2. Контроль за проведением оздоровительных лечебных мероприятий.

3. Развитие общей и мелкой моторики:

– утренняя гигиеническая разминка;

– гигиеническая разминка после сна.

Регулярно
Осуществление тесного взаимодействия с родителями 

воспитанников для повышения психолого-педагогической культуры, компетентности и 

участия семьи в жизни детского сада.

1. Проведение систематической работы по выявлению запросов родителей о содержании и качестве дошкольного образования по вопросам духовно-нравственного воспитания

2. Привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях.

3. Внедрение нетрадиционных форм работы с родителями: «Семейная гостиная», «Семейный театр».

4. Регулярное проведение Дней открытых дверей.

5. Совершенствование информационного поля МКДОУ с ориентиром на родителей и детей. 

Регулярное оформление стендов и папок – передвижек по темам «Культура семейного воспитания», «Нравственное воспитание. Опыт и проблемы». 

7. Педагогическое сопровождение родителей через развитие проектной деятельности.

Регулярно
  1. Инновационная деятельность по духовно-нравственному воспитанию.
Название мероприятия Номинация Работа Награда
1 V районный эколого-художественный фестиваль «Свирель». Театрализованное представление. Экологическая сказка «Птицы, помогите». Диплом Победителя. Грамота отдела по образованию, молодежной, политике, опеке и попечительству администрации Новохоперского муниципального района, 2017г.
2 Муниципальный фестиваль –конкурс «По дороге сказки». Театрализованное представление. Пасхальная сказка «Корзина яичек». Грамота отдела по образованию, молодежной, политике, опеке и попечительству администрации Новохоперского муниципального района. Диплом Победителя I место, 2017г.
3 VI районный эколого-художественный фестиваль «Свирель». Театрализованное представление. Экологическая сказка «Природы жалобная книга». Грамота отдела по образованию, молодежной, политике, опеке и попечительству администрации Новохоперского муниципального района. Диплом Победителя III место, 2018г.
4. Фестиваль – конкурс

«Хоперская звездочка»

Вокал Песенная композиция «Оладушки для бабушки» Диплом участника Фестиваля 2017 г.
5. Фестиваль детского творчества «Радуга талантов» Вокал. Танец. Театрализованное представление. Декоративно – прикладное творчество. Песенная композиция,

танцевальная композиция.

Мини-спектакль

Дипломы лауреатов Фестиваля. 2018 г.
6. Районный эколого-художественный конкурс «Моя Елочка» «Елочка-дюймовочка» Поделка Грамота победителя Администрации 

Новохоперского муниципального района Воронежской области. 2019г.

7. Районный эколого-художественный конкурс «Моя Елочка» «Елочка в окошке» Поделка Грамота призера МКУ ДО Новохоперского муниципального района «Станция юных натуралистов» 2019 г
8 Районный эколого-художественный  конкурс  Игрушка для украшения Новогодней елочки Поделка  Сертификат участника МПРЭ РФ ФГБУ «Хоперский государственный 

заповедник» 2018г.

9. Районный заочный эколого-художественный  фотоконкурс «Пушистый фотокадр – 2019г.» «Мой лучший друг»

«Доброта спасет мир»

«Самые породистые»

Фотография Победитель в номинации. Приказ МКУ «Новохоперский ресурсный центр развития образования» 2019г
10 Районный конкурс вокального и хореографического исполнительства «Я частица твоя, Прихоперье!» Вокальное исполнительство Песенные композиции Грамоты Лауреатов I и III степени Администрации 

Новохоперского муниципального района Воронежской области. 2018г.

  1. Мониторинг

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по основным образовательным областям

Образовательные 

области

2018-2019

учебный год

2019-2020

учебный год

Высокий Средний Ниже среднего Высокий Средний Ниже среднего
Социально-коммуникативное 69,5% 25,5% 5% 69,7 26,3 4%
Познавательное 67% 30,5% 2,5% 68,5% 30% 1,5%
Речевое 60% 31,5% 8,5% 62% 32,5% 5,5%
Художественно-эстетическое 65,5% 32% 2,5% 68,7% 30,2% 1,1%
Физическое 70% 26,7% 3,3% 71,5% 25,3% 3,2%

 

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов по видам деятельности

Виды деятельности 2021-2022

учебный год

2022-2023

учебный год

Высокий Средний Ниже среднего Высокий Средний Ниже среднего
Двигательная 70% 26,7% 3,3% 70,5% 27% 2,5%
Познавательно-

исследовательская

70% 26,80% 3,2% 72% 25% 3%
Коммуникативная 61% 32,5% 6% 67,3% 30% 3%
Восприятие художественной литературы 55% 33,5% 11,5% 58,7% 33% 8,3%
Изобразительная 62,5% 35,7% 1,8% 70% 28,5% 1,5%
Самообслуживание и элементарный бытовой труд 67,5% 25% 7,5% 69,8% 24% 6,2%
Самообслуживание и элементарный бытовой труд 58% 31% 11% 65,8% 31% 3,2%

 

  1. Заключение

Данная Программа развития духовно-нравственного образования и воспитания «Дорогою добра» представляет собой модель взаимодействия с семьей через использование разнообразных форм и методов работы. Приобщение к духовно – нравственным  ценностям в нашем детском саду проходит через организацию совместной продуктивной деятельности. Наш опыт показывает, что обращение к Православной педагогической традиции, при общей заинтересованности всех субъектов педагогического процесса, приносит положительные результаты. Проанализировав сложившийся в детском саду кадровый, родительский потенциал, материальные условия для организации духовно-нравственного воспитания дошкольников, мы пришли к выводу, что реализовать цели и задачи по данному направлению представляется возможным только через включение в образовательный процесс всех его участников. 

Активизация традиционных и внедрение новых форм взаимодействия с семьей, при реализации Программы «Дорогою добра», повышает уровень родительской мотивации в участии в воспитательно-образовательном процессе и повышает педагогическую компетенцию родителей в  вопросах духовно-нравственного воспитания, через включение родителей в участии в различных мероприятиях МКДОУ. Работа в этом направлении представлена комплексом мероприятий, направленных на реализацию задач духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях структурного взаимодействия «педагог – ребенок – семья».