Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие».
Возрастная группа: Вторая младшая группа (3 – 4 года).
Тема: «Наши помощники – органы чувств».
Интеграции образовательных областей: речевая, игровая, коммуникативная.
Цель: знакомство детей с органами чувств и их назначением.
Задачи: продолжить знакомить детей с органами чувств (нос, глаза, уши, язык), дать представление об их функциональном назначении для жизни и здоровья человека. Развивать речеслуховое внимание, развивать зрительные, слуховые, вкусовые ощущения. Развивать речь, пополнять словарный запас, закрепить умение детей отгадывать загадки. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, бережное отношение к себе.
Оборудование: игрушка Колобок, органы чувств для него(глаза, уши, нос, рот), 3 любые игрушки, музыкальные инструменты (барабан и колокольчик) для определения звуков, музыкальная композиция «Барабан и колокольчик», фрукты и овощи для определения запаха.
Предварительная работа: Изучение частей тела (НОД по частям тела, рассматривание картинок», игра «У жирафа пятна-пятна…», игра «Чего не стало?».
Ход НОД:
№ | Этапы, их длительность | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 | Организационный (сюрпризный) момент. Проблемная ситуация. | -Ребята, а давайте поздороваемся с нашими частями тела!
-Здравствуйте, ладошки! – Хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопаем в ладоши) Здравствуйте, ножки! – Топ-Топ-топ. (Топаем ногами) Здравствуйте, щечки! – Плюх-плюх-плюх. (Хлопаем щеки) Пухлые щечки! – Плюх-плюх-плюх. (Надуваем щеки и хлопаем по ним). Здравствуйте, губки! – Чмок-чмок-чмок. (Целуем палец). Здравствуй, наш носик! – Бип-бип-бип. (Дотрагиваемся до носа) Звучит плачь. Ребята, вы слышите звук? Кажется, кто-то плачет. Давайте посмотрим глазками, откуда доносится плач! -Ребята, кто это? Да, ребята, но обратите внимание, что колобок какой-то странный. Ноги у Колобка есть, руки тоже есть, но чего не хватает у него? Ребята, все, что вы назвали, это органы чувств! А для чего они нам нужны? Все верно. А вот наш друг, Колобок, не слышит и не видит этой красоты и не может нам ничего сказать Ребята, а давайте поможем нашему Колобку и отыщем для него органы чувств. Тогда в путь! На чем поедем? |
Предположительный ответ: «Да»
Дети повторяют движения за воспитателем. Дети повторяют движения за воспитателем. Да Ребята указывают направление, откуда идет звук. Это Колобок Дети рассматривают колобка и называют отсутствующие органы чувств: глаза, уши, рот и нос. Глаза – чтобы видеть, уши – чтобы слышать, рот – чтобы говорить, а нос – чтобы дышать. Дети с радостью соглашаются помочь Колобку. Дети сами выбирают транспорт. |
2 | Основная часть | Приехали! Вы, наверно, устали! Давайте немножко отдохнем. Присаживайтесь, пожалуйста, на ковер.
Ой, тут загадка: Оля смотрит на кота, На картинки-сказки А для этого нужны нашей Оле … Правильно, это – глаза. Глаза – это наши помощники, они нужны нам для того, чтобы видеть все, что нас окружает. А у Колобка их нет. Давайте встанем на место Колобка и узнаем, что он чувствует, не имея глаз. А для этого крепко-крепко закроем свои глаза! Что вы видите сейчас?Как вы думаете, это удобно ничего не видеть?А теперь давайте поиграем. Игра «Угадай, чего не стало». На столе стоят игрушки. По команде: -Раз- два – три – не смотри! Воспитатель прячет какую-нибудь игрушку. Воспитатель даёт команду: -Раз-два – три- смотри! Игра повторяется. Воспитатель: Молодцы, дети. Давайте еще раз скажем, какие помощники нам помогали? Верно, глазки! А вот и глаза для нашего Колобка (Прицепляем глаза Колобку). Отправляемся дальше. Воспитатель: Слушайте внимательно и отгадайте обязательно. Маша слушает в лесу, как кричат кукушки, А для этого нужны нашей Маше: (ушки) Правильно, это уши. Зачем нам нужны ушки? Ну, дети, слушайте внимательно: Игра «Что звучит?» Воспитатель играет на инструментах так, чтобы дети их не видели, только слышали. (барабан, колокольчик) Воспитатель: Ребята, а что вам напоминает звучание барабана? А Колокольчик? А сейчас давайте послушаем музыкальное произведение, которое включает в себя звучание и барабана, и колокольчика. Воспитатель включает музыкальную композицию «Барабан и колокольчик» Ребята, вы постарались и заработали уши для Колобка. Поехали дальше. Воспитатель: Слушайте внимательно и отгадайте обязательно. Запах пирожков от роз Отличить умеет… Правильно, это нос. Носики тоже наши помощники. Зачем нам нужны носики? Воспитатель: Встаньте все вокруг, а я загадаю вам загадку: «Носик, носик, угадай! Чем же пахнет, ты узнай?» Игра «Угадай по запаху». Дети закрывают глаза, а воспитатель подносит им душистые предметы: (лимон и чеснок) Ребята, вы молодцы! Вы справились с заданием и за это получаете нос для Колобка. Поехали дальше! Воспитатель: Слушайте внимательно и отгадайте обязательно. Он полон зубов и забот. Конечно же – это … Воспитатель: Правильно, ребята. Это рот. Зачем нам нужен рот? Что есть у нас во рту? Игра «Угадай на вкус» Сейчас я загадаю вам «вкусную» загадку, а для этого вам нужно будет закрыть глаза и открыть рот. Дети закрывают глаза. Воспитатель кладет детям в рот маленькие кусочки фруктов и овощей. (яблоко и огурец. Воспитатель: И здесь вы справились!!! И заработали для колобка рот! |
Дети отгадывают загадку: Глаза
Дети закрывают глаза и рассказывают свои ощущения. Дети закрывают глаза Дети открывают глаза и называют, какой игрушки не стало. Дети отвечают: «Ушки» Ответы детей Дети отгадывают инструменты. В идеале, ребята вспомнят «Марш». Ответы детей Дети двигаются под музыку характерно звучанию. Прицепляем с детьми уши Колобку. Дети отгадывают «Нос» Ответы детей Дети отгадывают «Нос» Дети угадывают, что находится в баночке по запаху Прицепляем Колобку нос. Дети отгадывают «Рот» Ответы детей Дети называют, что они ели, определяют вкус. Приклеиваем последнюю деталь к Колобку |
3 | Заключительная часть | Воспитатель: Ребята, что мы с вами сегодня делали?
Колобок: Ребята, вы настоящие друзья – не оставили меня в беде, помогли. Теперь я слышу, для этого у меня есть… Теперь я вижу как здесь красиво и для этого у меня есть… Я чувствую запахи и для этого мне был нужен… Я могу теперь говорить и чувствовать вкус любимых яблочек и для этого вы вернули мне… Огромное спасибо, ребята!!! А за помощь я хочу угостить вас сладкими яблочками! Воспитатель: «Спасибо колобок! Ребята, давайте помоем наши руки и угостимся яблоками, которые подарил нам Колобок!». |
Предположительный ответ: «Помогали Колобку»
…уши! …глаза! …нос! …рот! Ребята идут мыть руки. |