Тема: «Россия- Родина моя!»
Цель: воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам.
Задачи:
– Формирование у детей образа родной страны;
– Развитие у учащихся коммуникативных навыков;
– Сплочение детского коллектива;
– Расширение представления учащихся о родной стране.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма.
Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.
Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивает навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.
Оборудование урока: проектор, ноутбук, изображения герба, флага России, текст гимна России, аудиозапись гимна России, видеоклип «С чего начинается Родина?».
План классного часа.
1.Что такое Родина?
2.Что значит быть патриотом?
3.Россия – Родина моя.
4.Многонациональная страна.
5.Символика: герб, флаг, гимн России.
6.Москва – столица России.
7.Своя игра «Россия – Родина моя»
8.Подведение итогов.
9..Рефлексия.
Ход мероприятия.
1.Организационный момент
2.Вводная часть:
Учитель. Добрый день, дорогие ребята!
Добрый день, дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать на нашем занятии!
– Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие, но очень важное для каждого из нас. Посмотрите видеоклип и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”)
Сообщение темы и цели занятия.
О чем говорится в песне?
«Что такое Родина?» – скажите.
Как называется наша страна. Полное название.
Слайд № 1
И тема нашего занятия «Россия –Родина моя».
Сегодня на занятии мы поговорим о нашей Родине России, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Вспомним, что такое конституция, и какие права и обязанности есть у нас, как у граждан страны. Поговорим о символах страны и поиграем.
– Скажите, откуда пришло слово «Родина»?
(Ответы детей)
– В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.
-А какие слова вы знаете, которые произошли от слова род?
Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.
– А что для вас значит Родина? (Ответы детей)
Слайд № 2.
– Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.
–Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
А почему мы нашу страну зовем Родиной?
Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное.
А почему Отечеством?
Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
Поэтому мы должны с вами это помнить и быть патриотами своей Родины.
– В чем же, по вашему мнению, проявляется патриотизм?
(ответы детей: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа, в любви к своей малой родине, в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих предков)
Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.
-Что же такое патриотизм?
Патриотизм- это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных, тяжёлых дней.
Учитель. Научить патриотизму, как учат математике нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.
А какая же она, наша Родина Россия?
Слайд № 3
Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по своей территории. Россия больше Канады, Китая, США. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.
– Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.
Слайд № 4 – № 8
Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда (4) и знойные жаркие пустыни (5), вольные степи и холодную тундру (6), высокие горы и могучие реки (7), и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса (8).
Слайд № 9
Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата.
– Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные.
Россия – единое многонациональное демократическое государство.
Слайд № 10, № 11
Её населяют более 190 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью. Это русские, татары, башкиры, чуваши, якуты и многие другие.
Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.
Вот, какая большая и дружная у нас с Вами страна.
Учитель. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.
-А какие стихи о Родине знаете?
– Давайте, послушаем наших ребят.
Учащиеся читают стихи
1.Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым трижды камышом,
С великой Волгою – рекою,
С могучим быстрым Иртышем.
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
2.Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим – степной простор
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один – черкеску носит,
Другой надел халат.
Один – рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним – милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех – одна.
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
И только в единстве сила России.
- Я узнал, что у меня
Есть огромная семья –
И тропинка, и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое –
Это всё моё, родное!
Это Родина моя!
Всех люблю на свете я!
Учитель: Какие красивые стихи, спасибо ребята, присаживайтесь.
Учитель: Велика численность населения России (145 000 000). И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.
В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции Российской Федерации (слайд №12). В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.
-Конституция, по которой мы сейчас живём была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?
– А кто такой гражданин?
Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой.
А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее.
Званием гражданина России надо гордиться.
– Как граждане России, какие имеете права и обязанности? (Ответы детей)
Слайд № 13
Права:
-на жизнь
-на неприкосновенность
-на свободу мысли и слова
-на охрану здоровья и медицинскую помощь
-на образование
-на участие в культурной жизни
Обязанности:
-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках
-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам
-защищать
-хорошо учиться
-становиться достойным гражданином своей Родины)
Учитель: А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.
Слайд № 14
– Каждая страна имеет свой отличительный знак, свои символы.
Что такое символ? (Символ – это условные знаки или изображение. Они отражают историю государства и его народа, отражают национальный характер)
Какие государственные символы вы знаете?
слайд № 15 (Герб).
У нас очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.
Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества, и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, при едином теле – едином правлении.
Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.
Слайд № 16. (Флаг)
Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому
цвету придаётся своё значение.
Белый цвет – цвет чистоты, надежды.
Красный – цвет крови, жизни.
Синий – цвет безоблачного мирного неба.
слайд № 17 (Гимн).
– Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня».
Музыку к Российскому гимну сочинил композитор А.Александров. А слова гимна написал Сергей Михалков. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях. Его слушают и исполняют стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают.
Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства – Гимн России.
Слушают часть гимна России.
Каждое государство кроме символики имеет ещё и столицу. Какой город является столицей России? (Дети отвечают)
Слайд № 18
Москва – столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. Давайте найдем её на карте (слайд № 19) Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент. Он руководит жизнью страны. Как зовут президента России?
Дети: В. В. Путин.
– Молодцы!
– Вы, наверное, устали? Давайте разомнёмся.
Физминутка
– Про Родину много сложено пословиц.
Учитель: Предлагаю вам прочитать пословицы о Родине.
Дети читают пословицы:
1. Нет в мире краше Родины нашей.
2. Человек без Родины, что соловей без песни.
3. Береги землю родную, как мать любимую.
4. Тот герой, кто за Родину горой.
5. Одна у человека мать, и одна у него Родина.
Слайд № 20
Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Слайд № 21
Учитель: Сейчас, ребята приглашаем вас поиграть в игру. Тема игры «Россия- Родина моя!» (Презентация)
Послушайте правила игры: В игре принимают участие 2 команды. Вам необходимо придумать названия команда. Правила игры следующие. Командам будут предложены вопросы трех категорий «Символы России», «Народы России», «Загадки народов России». Каждая категория имеет 5 вопросов по 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. После жеребьевки команда выбирает категорию и стоимость вопроса, затем дают ответ на вопрос. Если команда отвечает неправильно, у соперников есть шанс заработать баллы, ответив правильно на вопрос. Вопросы выбираются командами поочередно.
1.Викторина
- Задание «Собрать символ России»
– Необходимо собрать пазл с изображением символа России.
– Ребята, вы молодцы, так быстро справились с заданием. Вы сможете мне объяснить, какое отношение имеют берёза и ромашка к символам?
В каждой стране кроме государственных символов, которые официально закреплены в законодательстве, есть также и неофициальные символы. Эти символы хоть и не закреплены нигде, но они представляют какую-либо страну. В каждой стране свои символы. Например, у каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, в Канаде –клён. Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь».
Да, ромашка, как и береза – символ русской природы. В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, любви и верности.
Учитель.
– Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.
Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания. Нам бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!
Подведение итогов.
По окончании игры подсчитываются результаты и награждаются победители.
Итог мероприятия:
-Что нового вы для себя узнали?
-Что понравилось вам больше всего?
Учитель: Спасибо, ребята за интересное занятие, с Вами было интересно работать. Сегодня, вы показали, что хорошо знаете свою Родину и что вы заслуживаете право носить звание граждане России. Молодцы.
Рефлексия:
– Сегодня каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Нам бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания, С какими чувствами вы покинете этот кабинет? С помощью смайликов вы нам покажете насколько вам понравилось наше занятие
Молодцы! Спасибо всем. Наше занятие закончено.