Открытое воспитательное занятие “Россия – Родина моя!”

ФИО: Головина О.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2758
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: Открытое воспитательное занятие "Россия - Родина моя!"
Итоговая оценка: 2 место,  78 баллов(-а)



Тема: «Россия- Родина моя!»

 

Цель: воспитание уважения к своему народу, благодарности к предкам, любви к Родине, гордости за неё, уважительного отношения к государственным символам.

Задачи:

– Формирование у детей образа родной страны;

– Развитие у учащихся коммуникативных навыков;

– Сплочение детского коллектива;

–  Расширение представления учащихся о родной стране.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развитие доброжелательности, любознательности, чувства патриотизма.

Предметные УУД: учатся анализировать свои действия, формулируют ответы на поставленные вопросы, приобретают опыт работы в группах.

Метапредметные УУД: проявляют интерес к новой информации; развивает навыки сотрудничества с другими участниками коллектива.

Оборудование урока: проектор, ноутбук, изображения герба, флага России, текст гимна России, аудиозапись гимна России, видеоклип «С чего начинается Родина?».

План  классного часа.

1.Что такое Родина?

2.Что значит быть патриотом?

3.Россия – Родина моя.

4.Многонациональная страна.

5.Символика: герб, флаг, гимн России.

6.Москва – столица России.

7.Своя игра «Россия – Родина моя»

8.Подведение итогов.

9..Рефлексия.

Ход мероприятия.

 

1.Организационный момент

2.Вводная часть

Учитель. Добрый день, дорогие ребята!

Добрый день, дорогие гости! Мы рады Вас приветствовать на нашем занятии!

– Ребята, сегодня мы проведём необычное занятие, но очень важное для каждого из нас. Посмотрите видеоклип и скажите, о чём мы сегодня будем говорить. (Звучит песня В. Баснера на стихи М. Матусовского “С чего начинается Родина?”) 

Сообщение темы и цели занятия.

О чем говорится в песне?

«Что такое Родина?» – скажите. 

Как называется наша страна. Полное название.

Слайд № 1

И тема нашего занятия «Россия –Родина моя».

Сегодня на занятии мы поговорим о нашей Родине России, узнаем, что такое патриотизм и что нужно сделать, чтобы стать патриотом своей страны. Вспомним, что такое конституция, и какие права и обязанности есть у нас, как у граждан страны. Поговорим о символах страны и поиграем.

– Скажите, откуда пришло слово «Родина»?

(Ответы детей)

– В толковом словаре говорится, что слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» обозначает древнейшего бога славян Рода.

-А какие слова вы знаете, которые произошли от слова род?

 Родители, родня, родственники, родичи, Родина – слова с одним корнем, близкими по смыслу.

– А что для вас значит Родина? (Ответы детей)

Слайд № 2.

– Страна, в которой мы живём, дом, в котором родились, березка у родного порога, место, где жили наши предки – всё это и есть Родина, т.е. родное сердцу место.

Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

А почему мы нашу страну зовем Родиной?

Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное.

А почему Отечеством?

 Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили наши отцы и деды.

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

 Поэтому мы должны с вами это помнить и быть патриотами своей Родины.

– В чем же, по вашему мнению, проявляется патриотизм?

(ответы детей: в любви к своему Отечеству, в гордости за свой народ, в любви к культуре своего народа, в любви к своей малой родине, в желании процветания своей Родины, в деятельности на благо Родины, в готовности охранять и защищать свою страну, в уважении к ветеранам – защитникам Родины, героическим подвигам своих предков)

Любовь к Родине – важнейшее чувство для каждого человека.

-Что же такое патриотизм?

Патриотизм- это одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Это сознание своей целостности с Родиной и переживание вместе с ней её счастливых и трудных, тяжёлых дней.

Учитель. Научить патриотизму, как учат математике нельзя. Чувство Родины – не заучивание правил и теорем, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое видим. Чувство Родины пронизывает всю нашу жизнь.

А какая же она, наша Родина Россия? 

 

Слайд № 3

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия объединяет в своем составе: республики, края, области, автономные округа. Она занимает первое место среди всех стран в мире по своей территории. Россия больше Канады, Китая, США. Россию омывают моря Тихого, Атлантического, Северного Ледовитого океанов.

– Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце.

Слайд № 4 – № 8

Если сесть в самолёт и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда (4) и знойные жаркие пустыни (5), вольные степи и холодную тундру (6), высокие горы и могучие реки (7), и гордость нашего государства – её зеленый наряд – леса (8).

Слайд № 9

Наша страна раскинулась на тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. 

Россия – самая большая страна на свете. 

Границы России проходят и по суше, и по морю.

Наша страна очень красива и богата. 

– Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. 

Россия – единое многонациональное демократическое государство. 

Слайд № 10, № 11

Её населяют более 190 национальностей и народностей. И все они составляют дружную семью. Это русские, татары, башкиры, чуваши, якуты и многие другие.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи и свою культуру. И мы вправе гордиться тем, что создавал наш народ на протяжении многих веков.

Вот, какая большая и дружная у нас с Вами страна.

Учитель. Гости из разных стран мира восхищаются красотой российских городов. В России живут умные, талантливые, добрые люди. Издавна красота русской природы воспевалась поэтами, художниками, писателями, музыкантами.

-А какие стихи о Родине знаете?

– Давайте, послушаем наших ребят.

 

Учащиеся читают стихи

 

1.Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы,

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым трижды камышом,

С великой Волгою – рекою,

С могучим быстрым Иртышем.

Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

 

2.Живут в России разные

Народы с  давних пор.

Одним – тайга по нраву,

Другим – степной простор

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один – черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовется общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нём.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России.

 

  1. Я узнал, что у меня 

Есть огромная семья – 

И тропинка, и лесок, 

В поле каждый колосок!

Речка, небо голубое – 

Это всё моё, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!

 

Учитель: Какие красивые стихи, спасибо ребята, присаживайтесь.

 

Учитель: Велика численность населения России (145 000 000). И все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, молодежь и старики, люди любой национальности и вероисповедания.  

В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции Российской Федерации (слайд №12). В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы.

 -Конституция, по которой мы сейчас живём была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.

-Ребята, а вы являетесь гражданами страны?

– А кто такой гражданин?

Гражданин – это житель страны, который признаёт её законы, правила поведения, он любит свою страну, старается сделать её сильной и богатой.

А вы ученики – маленькие граждане большой страны, её будущее.

Званием гражданина России надо гордиться.

– Как граждане России, какие имеете права и обязанности?  (Ответы детей)

Слайд № 13

Права:

-на жизнь

-на неприкосновенность

-на свободу мысли и слова

-на охрану здоровья и медицинскую помощь

-на образование

-на участие в культурной жизни

Обязанности:

-сохранять и заботиться об исторических, культурных памятниках

-охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам

-защищать

-хорошо учиться

-становиться достойным гражданином  своей  Родины)

Учитель: А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны.

Слайд № 14

– Каждая страна имеет свой отличительный знак, свои символы.

Что такое символ?  (Символ – это условные знаки или изображение. Они отражают историю государства и его народа, отражают национальный характер)

Какие государственные символы вы знаете?

слайд № 15 (Герб).

   У нас очень красивый герб. На нём изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Внутри Российского герба – герб Москвы. На нем, на красном фоне изображен Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах.

   Российская эмблема воспринималась однозначно: орел – царь птиц, его сила и зоркость служили непререкаемым символом мужества, и проницательности. Необъятная Россия расположена и в Европе, и в Азии. Поэтому одна голова орла обращена на восток, другая – на запад, при едином теле – едином правлении.

   Скипетр и держава в лапах орла – царские регалии, которые служат воплощением государственного порядка, верности закона.

 

  Слайд № 16. (Флаг)

Наш российский флаг – трёхцветный. Каждому

цвету придаётся своё значение.

Белый цвет – цвет чистоты, надежды.

Красный – цвет крови, жизни.

Синий – цвет безоблачного мирного неба.

слайд № 17 (Гимн).

 – Слово «гимн» греческого происхождения, оно означает «торжественная, хвалебная песня». 

Музыку к Российскому гимну сочинил композитор А.Александров. А слова гимна написал Сергей Михалков. Гимн исполняется в особых, наиболее важных случаях.  Его слушают и исполняют стоя, мужчины снимают головные уборы, и никогда при этом не разговаривают. 
Давайте и мы с вами встанем и послушаем песню нашего Государства – Гимн России. 
Слушают часть гимна России. 

 

Каждое государство кроме символики имеет ещё и столицу. Какой город является столицей России? (Дети отвечают)

Слайд № 18

Москва – столица нашей Родины, это один из самых красивых городов страны. Давайте найдем её на карте (слайд № 19) Она отличается от других городов тем, что там работает Российское правительство, президент. Он руководит жизнью страны. Как зовут президента России? 

Дети: В. В. Путин. 

– Молодцы!

– Вы, наверное, устали? Давайте разомнёмся.

 

Физминутка

 

Про Родину много сложено пословиц.

Учитель: Предлагаю вам прочитать пословицы о Родине. 
Дети читают пословицы:
1. Нет в мире краше Родины нашей. 
2. Человек без Родины, что соловей без песни. 
3. Береги землю родную, как мать любимую. 
4. Тот герой, кто за Родину горой. 
5. Одна у человека мать, и одна у него Родина. 

 

Слайд № 20

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!

 

Слайд № 21

 

Учитель: Сейчас, ребята приглашаем вас поиграть в игру. Тема игры «Россия- Родина моя!» (Презентация)

    Послушайте правила игры: В игре принимают участие 2 команды. Вам необходимо придумать названия команда. Правила игры следующие. Командам будут предложены вопросы трех категорий «Символы России», «Народы России», «Загадки народов России». Каждая категория имеет 5 вопросов по 10, 20, 30, 40 и 50 баллов. После жеребьевки команда выбирает категорию и стоимость вопроса, затем дают ответ на вопрос. Если команда отвечает неправильно, у соперников есть шанс заработать баллы, ответив правильно на вопрос. Вопросы выбираются командами поочередно. 

1.Викторина

  1. Задание «Собрать символ России»

– Необходимо собрать пазл с изображением символа России.

– Ребята, вы молодцы, так быстро справились с заданием. Вы сможете мне объяснить, какое отношение имеют берёза и ромашка к символам?

В каждой стране кроме государственных символов, которые официально закреплены в законодательстве, есть также и неофициальные символы. Эти символы хоть и не закреплены нигде, но они представляют какую-либо страну. В каждой стране свои символы. Например, у каждой страны есть свой символ среди деревьев. Так, символом Греции с древних веков является олива, в Японии священное дерево – сакура, в Канаде –клён. Россия – край белоствольных берёз и бескрайних полей, поэтому её еще называют «белоствольная Россия и берёзовая Русь». 

Да, ромашка, как и береза – символ русской природы. В России этот цветок даже является символом русского праздника, который отмечается летом. Это праздник семьи, любви и верности.

Учитель

– Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ, свою землю и её историю.

Россия объединила людей разных национальностей, и все они любят её и гордятся своей страной, желают её процветания. Нам бы хотелось, чтобы вы всегда помнили, что вы – граждане великой страны, имеющие богатую и славную историю, чтили её символы, гордились своей страной. Вы – граждане многонациональной страны, но все вы – Россияне. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках!

Подведение итогов.

 По окончании игры подсчитываются результаты и награждаются победители.

Итог мероприятия:

-Что нового вы для себя узнали?

-Что понравилось вам больше всего?

Учитель: Спасибо, ребята за интересное занятие, с Вами было интересно работать. Сегодня, вы показали, что хорошо знаете свою Родину и что вы заслуживаете право носить звание  граждане России. Молодцы.

Рефлексия:

– Сегодня каждый из нас шёл на эту встречу с определёнными ожиданиями. Нам бы хотелось, чтобы вы сейчас озвучили, оправдались ли ваши ожидания, С какими чувствами вы покинете этот кабинет? С помощью смайликов вы нам покажете насколько вам понравилось наше занятие

Молодцы! Спасибо всем. Наше занятие закончено.