МБДОУ «Детский сад №11 комбинированного вида»
Из опыта работы
«Воспитание начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Яшина Ирина Владимировна.
Проблема воспитания начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста определяется возросшим в последнее время значением правовой культуры.
Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социальная зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.
Начиная с 2020 г. я углубленно работаю по реализации технологии педагогического мониторинга «Воспитание начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста».
Я тщательным образом постаралась продумать каждый шаг в рамках образовательного процесса. Педагогическую деятельность я организовала в трех направлениях:
1.Повышение правовой культуры педагогов;
2.Разработка и организация системы мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников;
3.Реализация технологии педагогического мониторинга, как системы в процессе воспитания начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, в воспитании начальных форм правосознания мной были определены следующие задачи:
1.Ознакомление детей с их правами и обязанностями (в доступной форме);
- Воспитание начальных форм правосознания, как сложной системы осознанного отношения дошкольников к правовому поведению в рамках ближайшей к ним социальной общности;
3.Организация и регулирование поведения детей по отношению к себе и другим.
Моя работа по данной проблеме включает следующие этапы:
1.Организационно – подготовительный;
2.Исходно – диагностический;
3.Информационно – просветительный;
4.Содержательно – технологический;
5.Итогово – диагностический;
6.Коррекционный.
Сейчас постараюсь раскрыть каждый из этих этапов.
Организационно – подготовительный;
Включает подбор художественно и юридической литературы по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, разработка компонентов, показателей, критериев и уровней оценки состояния правового сознания у детей старшего возраста.
Исходно – диагностический;
Дети не имели полного представления о том, что такое права и обязанности. Так же наблюдалась недостаточно четкая дифференциация понятий «права и желания», «обязанность». С этой целью я использовала ряд диагностических методик: «Незаконченные предложения» (Г.А.Абрамова, В.А.Степанович), «Изучение нравственных качеств» (И.Д.Чечель, Т.Г.Новикова, В.Д.Симоненко), решение педагогических ситуаций, беседа с детьми.
Информационно – просветительный;
Поставлена цель конкретизировать знания детей о правах и обязанностях, умение выходить из проблемной ситуации, реализовать свои права и обязанности в деятельности. Для этого я использовала художественную литературу.
Содержательно – технологический;
На этом этапе совершенствовала организацию систем занятий с детьми, на которых дети должны усвоить доступные им права и обязанности. Это такие занятия, как:
1.Рассказ о Декларации прав человека, Конвенция о правах ребенка;
2.Что такое право?
3.Каждый имеет право на жизнь и сохранение здоровья;
4.Каждый имеет право на имя. Что означает наши имена?
5.Каждый имеет право на семью, любовь и защиту.
6.Право на образование.
7.Право на труд и отдых.
8.Все люди разные, но права у них одинаковые.
9.Право на особую защиту.
10.Право и обязанности и др.
На этом же этапе дети должны усвоить следующие права:
-на имя и семью;
-на любовь и понимание со стороны взрослого;
-на игры и получения образования;
-на защиту и помощь;
-на отдых и др.
Также дети должны усвоить следующие обязанности:
-в области труда;
-общественного поведения;
-бережное отношения к собственности;
-охране природы.
Еще в своей работе я использовала и другие формы работы:
-продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем);
-придумывание начала и конца истории;
-сочинение рассказов: «Каким был твой друг…..». «Какого друга бы ты хотел иметь…..» и т.д.
Для более эффективного воспитания начальных форм правосознания я создала развивающую среду.
Итогово – диагностический
Этот этап позволил получить характеристику уровня форсированности начальных форм присвоения у каждого ребенка. Были получены следующие результаты:
В/у – 45%
С/у – 50%
Н/у – 5%
Анализ опытно – педагогической деятельности показывает, что у детей сформировались первоначальные представления о правах, осознание необходимости этих знаний, а так же представление о своих обязанностях. Дети научились осваивать свои поступки, поведение людей с точки зрения норм права в деятельности, стали внимательнее друг к другу, появилось сочувствие, сопереживание.
Коррекционный
В этом последнем этапе предлагаю систему дополнительных занятий с детьми, показавших низкий и средний уровени сформированности начальных форм правосознания детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, упражнений, педагогических ситуаций.
Осуществление полного цикла педагогического мониторинга в процессе воспитания начальных форм правосознания, на мой взгляд, будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса дошкольных учреждений, позволит внедрить научную организацию труда в педагогическую практику педагогам дошкольных учреждений.