«Воспитание начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста»

ФИО: Яшина И.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2764
Конкурс: Всероссийский конкурс педагогических работников «Духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся», в рамках реализации приоритетного национального проекта Образование
Наименование конкурсной работы: «Воспитание начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста»
Итоговая оценка: 1 место,  84 баллов(-а)



МБДОУ  «Детский сад №11 комбинированного вида»

Из опыта работы

«Воспитание начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста»

Воспитатель: Яшина Ирина Владимировна.

Проблема воспитания начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста определяется возросшим в последнее время значением правовой культуры. 

Сегодня стало очевидным, что обществу нужна социальная зрелая, свободная личность, обладающая правовыми знаниями.

Начиная с 2020 г. я углубленно работаю по реализации технологии педагогического мониторинга «Воспитание начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста».

 

Я тщательным образом постаралась продумать каждый шаг в рамках образовательного процесса. Педагогическую деятельность я организовала в трех направлениях:

1.Повышение правовой культуры педагогов;

2.Разработка и организация системы мероприятий по взаимодействию ДОУ и семьи по проблеме правового воспитания дошкольников;

3.Реализация технологии педагогического мониторинга, как системы в процессе воспитания начальных форм правосознания у детей старшего дошкольного возраста.

 

Таким образом, в воспитании начальных форм правосознания мной были определены следующие задачи:

1.Ознакомление детей с их правами и обязанностями (в доступной форме);

  1. Воспитание начальных форм правосознания, как сложной системы осознанного отношения дошкольников к правовому поведению в рамках ближайшей к ним социальной общности;

3.Организация и регулирование поведения детей по отношению к себе и другим.

Моя работа по данной проблеме включает следующие этапы:

1.Организационно – подготовительный;

2.Исходно – диагностический;

3.Информационно – просветительный;

4.Содержательно – технологический;

5.Итогово – диагностический;

6.Коррекционный.

 

Сейчас постараюсь раскрыть каждый из этих этапов.

Организационно – подготовительный;

 

Включает подбор художественно и юридической литературы по нравственно – правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста, разработка компонентов, показателей, критериев и уровней оценки состояния правового сознания у детей старшего возраста.

 

Исходно – диагностический;

 

Дети не имели полного представления о том, что такое права и обязанности. Так же наблюдалась недостаточно четкая дифференциация понятий «права и желания», «обязанность». С этой целью я использовала ряд диагностических методик: «Незаконченные предложения» (Г.А.Абрамова, В.А.Степанович), «Изучение нравственных качеств» (И.Д.Чечель, Т.Г.Новикова, В.Д.Симоненко), решение педагогических ситуаций, беседа с детьми.

 

Информационно – просветительный;

 

Поставлена цель конкретизировать знания детей о правах и обязанностях, умение выходить из проблемной ситуации, реализовать свои права и обязанности в деятельности. Для этого я использовала художественную литературу.

 

Содержательно – технологический;

На этом этапе совершенствовала организацию систем занятий с детьми, на которых дети должны усвоить доступные им права и обязанности. Это такие занятия, как:

1.Рассказ о Декларации прав человека, Конвенция о правах ребенка;

2.Что такое право?

3.Каждый имеет право на жизнь и сохранение здоровья;

4.Каждый имеет право на имя. Что означает наши имена?

5.Каждый имеет право на семью, любовь и защиту.

6.Право на образование.

7.Право на труд и отдых.

8.Все люди разные, но права у них одинаковые.

9.Право на особую защиту.

10.Право и обязанности и др.

 

На этом же этапе дети должны усвоить следующие права:

-на имя и семью;

-на любовь и понимание со стороны взрослого;

-на игры и получения образования;

-на защиту и помощь;

-на отдых и др.

 

Также дети должны усвоить следующие обязанности:

-в области труда;

-общественного поведения;

-бережное отношения к собственности;

-охране природы.

 

Еще в своей работе я использовала и другие формы работы:

-продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем);

-придумывание начала и конца истории;

-сочинение рассказов: «Каким был твой друг…..». «Какого друга бы ты хотел иметь…..» и т.д.

Для более эффективного воспитания начальных форм правосознания я создала развивающую среду.

 

Итогово – диагностический

Этот этап позволил получить характеристику уровня форсированности начальных форм присвоения у каждого ребенка. Были получены следующие результаты:

В/у – 45%

С/у – 50%

Н/у – 5%

Анализ опытно – педагогической деятельности показывает, что у детей сформировались первоначальные представления о правах, осознание необходимости этих знаний, а так же представление о своих обязанностях. Дети научились осваивать свои поступки, поведение людей с точки зрения норм права в деятельности, стали внимательнее друг к другу, появилось сочувствие, сопереживание. 

 

Коррекционный 

В этом последнем этапе предлагаю систему дополнительных занятий с детьми, показавших низкий и средний уровени сформированности начальных форм правосознания детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр, упражнений, педагогических ситуаций.

 

Осуществление полного цикла педагогического мониторинга в процессе воспитания начальных форм правосознания, на мой взгляд, будет способствовать повышению эффективности педагогического процесса дошкольных учреждений, позволит внедрить научную организацию труда в педагогическую практику педагогам дошкольных учреждений.