- Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Программа «Юный скульптор» разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Данная программа является модифицированной, имеет художественную направленность.
Скульптура — вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова — искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов.
Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке и скульптуре. Для создания лепного изделия используются различные материалы. Самым распространенными для детского творчества является пластилин, глина, соленое тесто. Существует ещё один прекрасный поделочный материал – пластика (полимерная глина). Доступный, пластичный, и достаточно прочный, из которого можно выполнить самые разнообразные по форме, величине и замыслу лепные изделия.
Образовательное и воспитательное значение лепки и скульптуры огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребёнка. Лепка и скульптура расширяет кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Нормативная база.
- Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп.. вступ. в силу с 01.08.2020);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской федерации от 22.09.2021г. № 4652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015г. №09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы0 разработанные Минобрнауки России совместно с ГАУО ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха детей и молодежи»;
- Закон Курской области от 09.12.2013г. № 121-ЗКО (ред. от 14.12.2020г. № 113-ЗКО) «Об образовании в Курской области»;
- Устав МБУ ДО «Суджанский детско-юношеский центр»;
- Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе МБУ ДО «Суджанский детско-юношеский центр»;
- Положение о текущем контроле освоения дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в МБУ ДО «Суджанский детско-юношеский центр»;
- Положение о комплектовании и наполняемости групп в МБУ ДО «Суджанский детско-юношеский центр»;
- Положение о порядке приема, зачисления, отчисления учащихся в МБУ ДО «Суджанский детско-юношеский центр».
Направленность программы
Программа «Юный скульптор» разрабатывалась в соответствии с методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки РФ и включает результаты осмысления собственного педагогического опыта.
Данная программа является модифицированной, имеет художественную направленность.
Уровень усвоения программы- ознакомительный (стартовый).
Актуальность
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Новые стандарты образования направлены на развитие и воспитание детей через традиционную народную культуру. Занятия в объединении «Юный скульптор» – это не только организация свободного времени с пользой для себя, но и развитие мелкой моторики рук, абстрактного и логического мышления, воображения и творческих способностей.
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности воспитанника, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Работа в объединении – средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса и мышления детей.
Одной из главных задач развития и воспитания обучающихся на занятиях является обогащение мировосприятия ребенка, т.е. развитие творческой культуры (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Работа в объединении организовывается с учётом опыта воспитанников и их возрастных особенностей. С воспитанниками, не имеющих навыков работы с соленым тестом начинать с более простых поделок. Занятия построены по принципу “от простого – к сложному”.
Педагогическая целесообразность Программы
Программа предусматривает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. Спиральный принцип построения программы предполагает усложнение заданий в соответствии с возрастными особенностями детей, степенью освоения ими основ изобразительной грамоты, сформированное практических умений и навыков. И хотя приоритет отдается творческой работе детей, программа обеспечивает связь истории и современности, знакомство с лучшими образцами классического и современного искусства. Работа с различными материалами (глина, соленое тесто, пластилин ). Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный скульптор» адресована как девочкам, так и мальчикам в возрасте 5-12 лет без специальной подготовки и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Главным условием приема в группу является своевременная запись при наличии свободных мест.
Разновозрастной состав группы основан на овладении знаниями, умениями и навыками, способами деятельности и отношениями в процессе взаимного влияния обучающихся друг на друга.
Старший дошкольный возраст ( 5- 7 лет).
Дошкольное обучение- первое структурированное образование, с которым ребенок сталкивается при вхождении во взрослую жизнь. Оно охватывает временной промежуток от рождения до 7 лет. Ответственным этапом в организации дополнительного образования является планирование деятельности.
Образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы не перегружать ребенка и оставить живой интерес. У детей активно развиваются крупные мышцы конечностей, но все еще слабыми являются мелкие мышцы. Именно поэтому нужно уделить особое внимание развитию мелкой моторики. В этом возрасте возрастают возможности памяти, более устойчивым становится внимание, продолжает совершенствоваться речь, развивается система межличностных отношений.
Младший школьный возраст (7-12 лет).
Признаком возраста является начало школьной жизни, появление социального статуса школьника. Социальная ситуация развития характеризуется переходом от свободного существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Ведущей становится учебная деятельность.
Кризисным моментом возраста является мотивационный кризис, связанный с отсутствием содержательных мотивов учения. Появляется произвольность, внутренний план действия, основы самоконтроля, рефлексии, чувства компетентности. Для мотивационной сферы характерна учебная мотивация, внутренняя позиция ребенка.
Возраст характеризуется теоретическим мышлением, анализирующим восприятием, произвольной смысловой памятью и произвольным вниманием. Осознаются и обобщаются переживания и чувства.
Объем и сроки усвоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и составляет 216 часов.
Формы обучения
Форма обучения – очная.
Занятия проводятся в разнообразных формах, с использованием различных методов:
-словесный метод: беседа, рассказ, обсуждение, игра;
-практическая работа является основной формой проведения занятия;
-наглядный метод – демонстрация иллюстраций, презентаций, образцов изделий и т.п.
В проведении занятий используются групповые, индивидуальные и коллективные формы работы:
-групповая (используется на практических занятиях, в самостоятельной работе обучающихся, в подготовке дискуссии и т.д.);
-индивидуальная (используется при подготовке и выполнении творческих работ);
-коллективная (используется на общих занятиях).
Каждое занятие состоит из теоретической и практической частей. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного и наглядного материалов и закрепляется практическим освоением темы. При проведении занятий строго соблюдаются санитарно-гигиенические нормы, проводятся физкультминутки и динамические паузы, обязательна перемена между занятиями.
В качестве основной формы организации учебных занятий используется выполнение обучающимися практических работ.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.
Организация обучения по программе осуществляется на базе Суджанского детско- юношеского центра.
Для отстающих или наоборот наиболее ярко проявляющих себя, одаренных, творчески мыслящих ребят возможен индивидуальный маршрут с домашними заданиями с консультативной поддержкой в сети ВКонтакте или WhatsApp. |
Дистанционная работа:
Главной особенностью ДО выступает возможность получения образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, так как все обучение осуществляется путем взаимодействия педагога и учащихся.
С помощью ДО удается решать следующие задачи:
– формирование у учащихся познавательной самостоятельности и
эффективного активности;
– создание образовательного пространства;
– развитие у обучающихся критического мышления, способности конструктивно обсуждать различные точки зрения и мыслить.
При организации ДО выделяют следующие направления:
– возможность продолжения обучения при введении карантина;
– обеспечение возможности получения дополнительного образования;
– получение доступа к обширной базе данных;
– обеспечение доступности образования для детей, которые по каким-то причинам не могут посещать образовательные учреждения.
В зависимости от возраста, направленности тематики объединения, ИКТ компетентности ребенка педагог выбирает целесообразные формы обучения. Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат – занятия— учебные занятия, осуществляемые с использованием чат – технологий. Чат – занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Форум-занятия— дистанционные уроки и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для таких занятий могут использоваться специально разработанные образовательные форумы — форма работы учащихся по определённым темам внутри одного пространства.
От чат – занятий форумы отличаются возможностью многодневной работы и несинхронным взаимодействием учащихся и педагога
В работе можно использовать следующие платформы и серверы:
-социальные сети ВКонтакте
-мессенджер WhatsApp
Особенности организации образовательного процесса
Формы организации образовательного процесса:
-индивидуальные,
-фронтальные,
-групповые,
-коллективные.
Виды занятий:
-лекции,
-практические занятия,
-самостоятельные работы,
-творческие работы,
-творческие проекты,
-подготовка и проведение выставки.
Режим занятий
– для детей младшего дошкольного возраста- 2 часа 3 раза в неделю, по 30 мин. с перерывом на 10 мин,
– для детей младшего школьного возраста- 2 часа 3 раза в неделю по 45 минут с перерывом на 10 минут.
Boзpaст детей, yчacтвующиx в peaлизации дaннoй общеобpaзoвaтeльнoй общеразвивающей программы от 7 до 12 лет.
1.2. Цель и задачи программы:
Цель:
Создание условий для самореализации личности ребёнка, через изготовление скульптурных изделий.
Задачи:
Обучающие:
-Овладевать умениями скульптуры и лепки;
-Осваивать способы и методы овладения новыми инструментальными средствами;
-Знакомить о роли и назначении инструментов для лепки и скульптуры;
-Развивать основные приемы и принципы композиции, дизайна в скульптуре;
-Овладевать умениями использования стеков;
-Овладевать умениями при работе со скульптурным пластилином;
-Осваивать создания скульптур с использованием приемов композиции, дизайна в форме.
Развивающие:
-Развивать интерес к предмету и обучать основным приёмам и навыкам -работы в скульптуре (лепке);
-Развивать творческие способности, эстетический вкус, познавательный интерес учащихся;
-Формировать художественный вкус;
-Расширять художественный кругозор;
-Развивать интерес к предмету, навыки работы в скульптуре (лепке);
-Развивать эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание скульптурных материалов.
Воспитательные
-Воспитывать исполнительность;
-Воспитывать умение оценивать работы сверстников; самооценка;
-Воспитывать чувства ответственности за результаты своего труда;
-Формировать стремления к продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.
1.3. Содержание программы
Учебный план
Таблица 1
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. Знакомство с детьми- «Давай знакомиться». Инструктаж по ПТБ на занятиях по лепке. | 1 | 1 | 2 | беседа |
2 | Пластилиновый мир. | 2 | 58 | 60 | Опрос. Практикум |
3 | Соленое тесто | 4 | 50 | 54 | Опрос. Практикум |
4 | Глина | 9 | 55 | 64 | Опрос. Практикум |
5 | Экскурсии | 0 | 8 | 8 | Опрос. Беседа |
6 | Воспитательная работа | 8 | 2 | 10 | Беседы. |
7 | Позновательно- досуговая деятельность | 8 | 2 | 10 | Беседы. |
8 | Выставки | 0 | 6 | 6 | Выставки |
9 | Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Выставка |
ИТОГО | 34 | 182 | 216 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие. ТБ. «Давай знакомиться». (2 ч.)
Теория.
Знакомство с программой «Юный скульптор». Правила поведения на занятиях. Режим работы. Рабочие инструменты и материалы (пластилин, соленое тесто, глина, стеки, досточки для работы и многое другое). Техника безопасности при работе с инструментами. Организация рабочего места. Основы цветоведения. Цветовой круг. Холодные и теплые тона цветовой гаммы. Дополнительные цвета. Понятия «хроматический цвет», «ахроматический цвет». Аналогичные цвета. Оттенки цвета.
Практическая работа
Зарисовка цветового круга в тетради.
Выполнение заглавной буквы имени ребенка в технике пластилинографии.
Гимнастика для рук
2.Пластилиновый мир. (60 ч.)
Теория.
Знакомство с понятием- барельеф. Продолжать осваивать навыки мозаичной пластилинографии- скатывать шарики нужного цвета, располагать их по горизонтальной поверхности. Закреплять умения в скатывании колбасок, умение не выходить за контур изображения. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумывать детали в оформлении. Развивать познавательный интерес к природе.
Практическая работа
Художественное оформление работы.
Анализ и обсуждение качества выполненного изделия.
Пальчиковая гимнастика.
- Соленое тесто. (54 ч.)
3.1. Рецепты. Красители.
Теория. Знакомство с инструментами и приспособлениями для лепки. Рецепты соленого теста. Познакомить с основными инструментами.
Практическая работа
Познакомить с приёмами, которые используются в процессе лепки. Учить пользоваться стекой, формочками, скалкой.
3.2- 3.5. Способы создания простых деталей.
Теория.
Учить использовать дополнительные материалы. Учить сочетать между собой различные заготовки. Базовые формы для лепки- «колбаски, жгутики, колобки» и т.д.
Практическая работа.
Учить делать шарик из теста, лепёшку, колбаску, конус. Познакомить с базовой формой вазы. Учить декорировать заготовку. Учить вырезать цветы из раскатанных кусков теста, используя формочки или ножичек. Учить скреплять простые детали. Учить лепить ствол дерева жгутом и по шаблону. Закреплять умение скреплять детали.
3.6- 3.9. Фигурки и игрушки.
Теория. Уточнить знание формы – диск, шар. Учить лепить предметы конусообразной формы. Учить соединять детали «примазыванием». Учить создавать полые формы «оттягиванием» и «защипом». Учить украшать работу с помощью стеки и путём «налепа».
Практическая работа.
Закреплять полученные знания на практике, посредством выполнения работ по программе этого раздела.
3.10. Лепка по замыслу.
Практическая работа. Закреплять полученные навыки лепки из солёного теста.
4.Глина. (64 ч.)
4.1 Видеофильмы о первых навыках работы на гончарном круге и народных умельцах гончарного искусства
Теория. Просмотр видео
4.2 Игрушки своими руками.
Практика. Лепка игрушек по замыслу детей.
4.3 Дымковские игрушки.
Теория. Историческая справка об игрушке. Знакомство и освоение конструктивного способа лепки. Выявление характерных особенностей формы и росписи игрушки. Составление таблицы элементов росписи.
Практическая работа: Лепка фигуры «барыни». Роспись.
4.4 Филимоновские игрушки
Теория. Выявление характерных особенностей формы и росписи филимоновских игрушек. Сравнительный анализ формы дымковских и филимоновских игрушек, манера росписи.
Практическое занятие: лепка фигуры «коровы». Соблюдая пропорции и стиль игрушек. Роспись
4.5 Русская матрешка
Теория. История русской матрешки Практическое занятие: Лепка и раскрашивание матрешки. 4.6 Бусы, ожерелье Теория. Историческая справка о декоре. Древние и современные украшения из глины. Практическое занятие: лепка заданного количества бусин различной формы с мелким декором. Роспись 4.7 Серьги, браслеты, амулеты Практическое занятие: лепка комплекта. Роспись. 4.8 Настенное украшение – подвеска Практическое занятие: лепка подвески знака зодиака. Роспись. 4.9. Суджанская керамика Теория. История посуды и игрушки, выполненные в( суджанском) стиле. Практическое занятие: лепка и роспись в народном характере. 4.10 Формообразование сосудов Теория. Взаимосвязь формы и назначения. Историческая справка о керамических сосудах. Основные способы лепки сосудов – жгутиковый, ленточный, смешанный. Практическое занятие: лепка сосудов различным способом. Роспись. |
4.11 Рельефы
Теория. Скульптура на плоскости. Барельеф, горельеф. Практическое занятие: Лепка декоративной плитки «цветы». Роспись. |
- Экскурсии (8 ч.)
- Воспитательная работа. (10 ч.)
Теория. Развитие универсальных учебных действий детей.
Практика. Беседы, обсуждения, час общения, информационно-правовые лектории, беседы с элементами ситуативного практикума, чаепитие.
- Познавательно-досуговая деятельность. (10 ч.)
Теория. Праздничные мероприятия в рамках образовательного учреждения и города.
- Выставки. (6 ч.)
В образовательном учреждении, а так же городские, районные, областные, всероссийские и международные.
- Итоговое занятие. (2 ч.)
Подведение и обсуждение итогов деятельности учащихся за прошедший учебный год.
Принципы содержания программы:
– Принципы природосообразности – учёт возрастных возможностей и задатков, учащихся при включении их в разные виды деятельности (рисование, конструирование, лепка);
– Принцип дифференцированности и последовательности – в программе чередуются различные виды и формы занятий, в то же время идёт усложнение приёмов работы, разумно чередуется нагрузка;
– Принцип гумманизации – ребёнок является основой ценностей общекультурного человеческого социума, предполагает уважительное отношение к личности обучающегося.
– Принцип деятельностного обучения – важным моментом является то, что учебные занятия взаимодополняемы и имеют практическую направленность. Успешное усвоение знаний происходит, если учащийся проявляет познавательную активность.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы скульптуры, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
1.4. Планируемые результаты
Личностные
– Развитие интереса к изучению скульптуры и лепки;
– Понимание и следование в деятельности нормам эстетики;
– Выражение своих эмоций;
– Соблюдение этических норм;
– Понимание эмоций других людей, сочувствие, сопереживание;
– Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.
Метапредметные
– Анализировать, понимать объем и форму (для скульптуры и лепки: объем, форму и пластику) на плоскости;
– Выявить и развить творческую индивидуальность;
– Учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– Уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
– Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные
-Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
-Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
-Понимание образной природы искусства;
Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
-Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
-Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
-Освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ сульптурной грамоты;
-Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру.
После завершения курса обучающиеся
Таблица 2
Могут знать | Могут уметь |
– Правила техники безопасности при работе с основным материалом, пластмассовыми ножами, стеками; – Основы изготовления лепных изделий из различных материалов; – Способы украшения и росписи лепных изделий;– Порядок оформления изделия; – Порядок получения отливки; – Знать виды и жанры скульптуры; – Знать и применять в своих работах основные приемы лепки. |
– Уметь работать над композицией в рельефе; – Обладать навыками работы с натуры; – Использовать полученные знания при выполнении творческих заданий; – Обобщать, стилизовать животные и растительные формы; – Трансформировать объемное изделие плоское и наоборот; – Изготавливать скульптурные композиции разными способами украшения лепных изделий; – Анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело, используя приемы и изобразительные формы. |
2.Комплекс организационно-педагогических условий:
2.1. Календарный учебный график
Составной частью программы является календарный учебный график, содержащий комплекс основных характеристик образования и определяющий даты и окончания учебных периодов (этапов), количество учебных недель, сроки контрольных процедур.
- Начало учебного года – 01.09.2023г.
- Окончание учебного года – 31.05.2024 г.
- Учебный год составляет 36 учебных недель.
- Праздничные дни: 4 ноября, 1-10 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая.
- В каникулярный период на протяжении учебного года программа реализуется в полном объеме.
- Режим учебных занятий определяется расписанием, утвержденным директором.
- Срок проверки результатов освоения программы учащимися устанавливаются согласно учебного плана.
Календарный учебный график Таблица 3
№ | № Группы | Год обуч-я | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Кол-во уч-ых недель | Кол-во уч-х дней | Кол-во уч-ых часов | Режим занятий | Нерабочие праздничные дни | Сроки проведения промежуточной аттестации |
1 | 1 | 1 | 11.09.23 | 30.05.24 | 36 | 108 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа | 4 ноября, 1-7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая | 28.12.2023 |
2 | 2 | 1 | 11.09.23 | 31.05.24 | 36 | 108 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа | 4 ноября, 1-7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая | 29.12.2023 |
3 | 3 | 1 | 11.09.23 | 31.05.24 | 36 | 108 | 216 | 3 раза в неделю по 2 часа | 4 ноября, 1-7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая | 29.12.2023 |
2.2. Условия реализации программы
Кабинет выполнен как психологически и гигиенически комфортная среда при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда обучающихся и педагога. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и искусственным освещением.
Материал для лепки: пластилин разного качества, соль, мука, пищевые красители, клей ПВА, глина полимерная, глина природная, фольга, бисер, плотный картон.
Инструменты и приспособления: стеки, дощечки, ножницы, кисти, нож канцелярский, баночки для воды, линейка, зубочистки, посуда для глины.
Материально- техническое обеспечение
-Хорошо освещенный кабинет;
– Наличие магнитно-маркерной доски;
-Необходимое количество стульев;
– Столы для теоретических и практических занятий;
– Шкафы и полки для изделий , для хранения материалов, для литературы;
– Осветительное оборудование;
-Ноутбук;
-Проектор;
-Экран.
-Приложения 5,6, 7, 8, 9.
Дидактический материал:
– тренировочные упражнения;
– индивидуальные карточки;
–разноуровневые задания;
–занимательные задания;
–игровые задания;
-таблицы;
– схемы;
-система упражнений для глаз.
Инструменты и материалы:
Каждому учащемуся необходимы следующие материалы:
-пластилин разного качества;
-Соль;
-Мука;
-Клей ПВА
-Глина полимерная и природная;
-Доски для лепки;
-Фартук;
-Тряпочка;
-Салфетки влажные;
-Стеки;
-Краски;
-Кисти;
-Канцелярский нож;
-Линейка;
-Плотный картон;
-Бисер;
-Фольга;
-Нитки;
-Подручные материалы.
Кадровое обеспечение
Реализацию программы «Юный скульптор» осуществляет педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации / контроля:
– Текущий контроль, опрос, осмотр творческих работ,
– Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием тестовых -заданий по темам изучаемого курса.
– Фронтальная и индивидуальная беседа.
– Творческая работа,
– Защита проекта;
– Приложения 1, 2, 3, 4, 11
Промежуточная аттестация (проведение в середине учебного года).
Итоговая аттестация (по итогам реализации программы «Юный скульптор»)
Итоговый контроль предусматривает выполнение комплексного творческого проекта по собственным эскизам с последующей защитой.
Оценочные материалы
Для реализации программы используются следующие диагностические методики:
– Входная диагностика;
– Наблюдение;
– Опрос;
– Тестирование;
-Промежуточная аттестация;
-Итоговая аттестация;
– Защита проекта.
Приемы и методы обучения:
–Наглядный показ приемов скульптуры;
– Групповое обсуждение работ;
– Проверка знаний итоговыми контрольными заданиями;
– Выставки и просмотры.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Диагностика прогнозируемых результатов производится в соответствии с листом оценки.
Оценка производится в соответствии со следующими уровнями развития ребѐнка:
– высокий уровень (качество ярко выражено)
– средний уровень
– низкий уровень – нулевой уровень (качество не проявляется)
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Высокий уровень освоения Программы
Учащийся демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Знает название материалов, их свойства, особенности обработки и применения. Знает русские народные промыслы, в частности региональные и местные.
Использует различные приёмы при работе с пластилином, солёным тестом, глиной, правильно обращается с инструментами; следует устным инструкциям, создаёт изделия как по образцу, так и по собственному замыслу; умеет работать в коллективе.
Средний уровень освоения Программы
Учащийся демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. В названии материалов и их свойствах допускает ошибки, путает инструменты для работы с пластилином, солёным тестом, глиной, знает лишь основные приёмы работы; может следовать письменным инструкциям; для успешной работы в коллективе необходима помощь педагога.
Низкий уровень освоения Программы
Учащийся не заинтересован в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы, не может принимать участие в коллективной работе.
2.5 Методические материалы
В процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Освоение материала происходит по «восходящей спирали», то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности возрасту обучающихся.
На занятиях используются следующие наглядно-иллюстративные и дидактические материалы: образцы готовых изделий; народные глиняные игрушки; пакет заданий для самостоятельных и групповых мини-исследований; комплекты описаний и схем для различных видов лепки; иллюстрации с работами мастеров и художников; технологические карты; карточки тестирования; перечень вопросов для тематических опросов, бесед, конкурсов, игр-викторин; специализированная учебная литература по лепке; аудио- и видеоматериалы.
Таблица 4
№ п\п | Название раздела, темы | Материально-техническое оснащение, дидактико-методический материал | Формы учебного занятия | Формы контроля, аттестации |
1 | Вводное занятие. Знакомство с детьми «Давай знакомиться». Инструктаж по ПТБ на занятиях по лепке.. | Презентация | Лекция, беседа | Опрос |
2 | Пластилиновый мир | Образцы изделий, задания, | Беседа, мастер-класс, практическое занятие | Опрос,готовая работа, грамоты, дипломы |
3 | Соленое тесто | Образцы изделий, задания, | Творческая мастерская, практическое занятие | Опрос, готовая работа, грамоты, дипломы |
4 | Глина | Образцы изделий, задания, | Творческая мастерская, практическое занятие | Готовая работа, опрос, грамоты, дипломы |
5 | Экскурсии | экскурсия | Опрос, беседа | |
6 | Воспитательная работа | Презентация, | открытое занятие | опрос, беседы |
7 | Позновательно- досуговая деятельность | Презентация, | Конкурс, игра, посиделки | беседа |
8 | Выставки | Выставка | ||
9 | Итоговое занятие | Выставка, беседа |
Алгоритм учебного занятия
- Организационный этап
- Организация учащихся на начало занятия.
- Повторение техники безопасности.
- Подготовка учебного места к занятию.
- Основной этап
- Повторение учебного материала предыдущих занятий. Тематические беседы.
- Освоение теории и практики нового учебного материала.
- Выполнение практических заданий, упражнений по тематике разделов.
- Дифференцированная самостоятельная работа.
- Анализ самостоятельных работ. Коррекция возможных ошибок.
- Регулярные физкультминутки и упражнения для глаз.
III. Завершающий этап
- Рефлексия, самоанализ результатов.
- Общее подведение итогов занятия.
- Тематические мини-выставки.
- Мотивация учащихся на последующие занятия
На каждом занятии материал излагается следующим образом:
– что будем делать (введение новых понятий и методов работы с ними);
– как будем работать (выполнение заданий для получения основных навыков работы);
– самостоятельное выполнение заданий, практические занятия.
Деление учебного занятия на этапы не является жестким, варьируется в соответствии с учебным материалом и возрастными особенностями восприятия учебного материала.
2.5. Рабочая программа воспитания.
Цель воспитательной работы — создание условий для воспитания свободной, интеллектуально развитой, духовно богатой, физически здоровой личности, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной к самореализации и самоопределению в современном обществе, склонной к овладению различными профессиями, с гибкой и быстрой ориентацией в решении сложных жизненных проблем.
Задачи:
-формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
-формирование грамотной, самостоятельной, ответственной и разносторонне развитой личности.
Основные принципы воспитательной работы:
-воспитание с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта;
-гуманистической направленности воспитания;
-личностной самоценности, личностно-значимой деятельности;
-коллективного воспитания;
-создания дополнительных условий для социализации детей с особенными образовательными потребностями;
-демократизма;
-толерантности;
-применения воспитывающего обучения.
Воспитательная работа с учащимися ведется в течение всего периода обучения, и отражена в (Приложении № 11 «План воспитательных мероприятий»).
2.6. Список литературы
Список литературы для педагога
- Буйлова Л.Н. Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ [Текст] / Л. Н. Буйлова // Молодой ученый. – 2015. – №15. – С. 567-572.
- Возрастная психология. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: Академический Проект: АльмаМатер, 2005. -256 с.
- Выготский Л.С. Проблема возраста//Собр.соч.: в 6 т. Т.4. М., 1984 г.
- Каргина З.А. Примерные педагогические требования к содержанию дополнительного образования детей. Бюллетень (Приложение к журналу «Внешкольник» -2014, №2 (32). – С. 2-23.
- Развитие исследовательских умений младших школьников (Н.Б.Шумако-ва, Н.И.Авдеева, Е.В.Климанова); под ред. Н.Б.Шумаковой – М.: Просвещение, 2011. – 157 с. – (работаем по новым стандартам).
6.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М.: Мозаика-Синтез,2007.
- Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. М.: Эксмо, 2006.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. М.: Гном, 2005.
- Гаврина С. Е., Кутявина Н. П. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать – Ярославль: Академия развития, 1997.
- Бетякова, О. Российский этнографический музей – детям [Текст]: метод, пособие для педагогов ДОУ / О. Бетякова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.-192 с.
- Грибовская, А. А. Народное искусство и детское творчество [Текст]: методическое пособие для воспитателей / А. А. Грибовская. – М.: Просвещение, 2004.
- Мелик-Пашаев, А. А. Ребёнок любит рисовать. Как способствовать художественному развитию детей [Текст] / А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская. – М.: Чистые пруды, 2007. – (Серия: Библиотечка «Первое сентября»).
- Паверин А.И. Гончарное искусство. – М., 2006.
Список литературы для обучающихся
1.Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
2.. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» – Ярославль: «Академия развития», 1998г.
3.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
- Дьяченко, О. М. Чего на свете не бывает [Текст] / О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. – М.: Просвещение, 1991.
- Лесовская С. А. «Герои сказок из пластилина». М.: Эксмо, 2013.
- Орен Н. «Секреты пластилина». М.: Махаон, 2011. Азбука дошколят.
- Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». М.: АСТ, 2006.
- Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс.2002
Список литературы для родителей
- Новиковская О. А. Ум на кончиках пальцев. -М.:АСТ;СПб:Сова, 2006
- Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов/ Художники М. В. Душин, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия и К°», 1998.
Электронные образовательные ресурсы
-Страна мастеров (творчество для детей и взрослых): [Электронный ресурс]. URL: http://stranamasterov.ru/ (Дата обращения: 28.08.2018).
-Проснякова Т. Н. Программа «Художественное творчество»: [Электронный ресурс]. URL: http://www.soido.ru/Pr_HudTvor.pdf (Дата обращения: 28.08.2018).
– Интернет ресурсы: http://raskras-ka.com/
Приложение 1
Диагностика
Анкета «Моя мотивация»
Цель диагностики: выявить отношение обучающихся к занятиям и эмоциональное реагирование на процесс обучения.
Тебе нравится заниматься лепкой?
Нравится □ Не нравится □ Ещё не определился(ась)
Тебе нравится ходить в объединение?
Да □ Нет
3.Что тебе нравится на занятиях?
Атмосфера и уют □ Много интересных людей □ Ничего не нравится □ Заниматься любимым делом – лепкой. Другой ответ
Если бы педагог сказал, что завтра у вас есть возможность не прийти на занятия. Что бы вы сделали?
□ Сидел бы дома □ Всё равно пришёл(а) бы на занятия
Не знаю □ Другой ответ
Ты рассказываешь, как прошли занятия в студии? И кому?
Родителям □ Бабушке и дедушке
Друзьям □ Другой ответ
Ты хочешь чтобы домашнего задания не было?
□ Да □ Нет
Хотел(а) бы ты проводить больше времени на занятиях?
□ Да □ Нет
Как ты относишься к групповым занятиям?
Не очень □ Это хороший опыт
□ Без разницы □ Хочу, но мне страшно
9.Много ли ты нашёл(ла) друзей?
□ Да □ Нет
Приложение 2
«Диагностика цветового восприятия»
Цель: Определение способности к различным видам цветоразличения у детей. И выявить их характер.
Выполнение: Перед детьми на столе раскалывают, картинки с цветами в горшке. После нужно выбрать самое приятное сочетание цветов для себя
Оценка результатов: Покажет какое цветовое восприятие у каждого ребёнка *Данная методика позволяет вести не только педагогические наблюдения, но и эффективно активизировать на занятии творческую деятельность обучающихся дошкольников.
Ответ:
- Этот человек любит посидеть в тишине и спокойно почитать книгу. Возможно, вы считаете, что вы интроверт. Когда у ваших друзей проблемы, они идут к вам, потому что уверены в том, что получит поддержку и сострадание. Окружающие воспринимают вас как творческую и даже в чём- то экстравагантную личность.
- Вы – общительный и весёлый человек. Рядом с вами приятно находиться, вы живёте в ожидании счастья. У вас в голове миллион идей, вы вдохновляете
окружающих своим оптимизмом. Ваша независимость и простота в общении подкупают с первой встречи.
- 3. Вы тепло относитесь ко всем знакомым и доверяете людям, потому что не ожидаете подвоха, так как и сами искренни. Однако, на кажущуюся наивность и романтичность, вы очень решительный, верящий в себя человек. Во имя идеи вы можете свернуть горы.
4.Вы очень противоречивая личность. Желание подчинить всё своей воле и стремление к победе уживаются в вас с тягой к спокойной, лишённой волнений жизни. Вы уважаете традиции и у вас отличный аппетит.
Приложение 3
Тестирование по программе.
- Декорировать это:
А) Играть
Б) Украшать
В) Рассказывать
2 Прикладное это:
А) То, что можно положить на стол
Б) То, чем можно прижать
В) То, чем можно пользоваться в жизни
- Каким инструментом нарезают пластилин при лепке?
А )Стек
Б) Нож-помощник
В) Скальпель
- Для лепки, что лишнее :
А) Телефон
Б) Стек
В) Скалка
5 Эскиз это:
А) Пробный рисунок
Б) Пирог
В) Танец
- Композиция это:
А) Правильное по смыслу и красивое расположение деталей в
поделке
Б) Песня
В) Инструмент для работы
7.Мастер, занимающийся лепкой изделий из глины – это
А) Гончар
Б) Глиномес
В) Глинопек
- “Вытягивание” – это составной элемент этапа работы с глиной, пластилином под названием…
А) придание формы
Б) деление на части
В) соединение деталей
- Для соединения деталей изделий из пластилина, глины художник использует прием
А) Процарапывание,
Б) Откручивание
В) Примазывание
10.Характер поверхности материалов, ее обработки называется
А) Цвет
Б) Форма
В) Фактура
- Приспособление для изготовления керамических изделий, называется
А) глиняным станком
Б) керамическим столом
В) гончарным кругом
- Глиняные изделия обжигают для придания им в основном:
А) блеска
Б) водонепроницаемости и прочности
В) цвета
- Сграффито это техника
А) Многослойного процарапывания
Б) Пластилиновая живопись
В) Отпечатывание
- Сувенир это:
А) Одежда
Б) Подарок на память
В) Праздничный танец
Приложение 4
Контрольные вопросы
1.С какими материалами работает художник?
2.Какие приѐмы работы с глиной ты знаешь?
3.Какие способы лепки игрушки ты знаешь?
- Какие средства выразительности ты знаешь?
- Назови известные тебе виды глиняных игрушек?
6.Какие мастера глиняной игрушки тебе известны?
7.Какие инструменты и материалы используются при изготовлении глиняной игрушки?
Приложение 5
Методические материалы
Беседа в рамках темы “История глиняной игрушки, технология её выполнения”
Очень давно, тысячи лет назад, жил в пещере первобытный человек. Не было у него ружья, топора и даже ножа для охоты. И выходил он на схватку с хищным зверем с дубинкой и камнем в руке.
Не было у него ткани, чтобы сшить себе одежду. И разгуливал он по лесу, накинув на себя звериную шкуру. Посуды тоже не было. Не в чес было хранить свежую воду, мясо, плоды.
Трудно жилось нашему предку, да выручила его обыкновенная глина. Её было много, разной – белой и черной, красной и синей, желтой и зеленой. Попадалась тощая и жирная, чистая и с камушками и веточками, даже съедобная иногда встречалась…
Как же глина помогла человеку? А вот как. Из глины слепил человек себе посуду: чашки, миски, горшки. Из глины сделал себе жилище и из сырой пещеры перебрался и уютный глинобитный домик.
В те древние времена глина и от болезней лечила? Наложит бабушка вечером на больные, ноющие косточки горячий глиняный пластик – утром уже снова полна сил.
Из глины мастерили люди замечательные украшения: бусы, серьги, брошки для красавиц, игрушки-забавы для детей.
Прошло немало времени. И вот мы с вами сегодня пьем чай из пластмассовой кружки, варим борщ в эмалированной кастрюле, играем с резиновым зайчиком. Так что же, нет глине больше места в нашей жизни.
Конечно же, есть. По-прежнему глина лечит, её добавляют в разные лекарства, косметику. По-прежнему у хорошей хозяйки на кухонной полке стоит горшочек для каши, крынка для молока, солоночка, припасенная веселая звонкая свистулька для сына или дочки. И все это – из глины. И цветы дома такая хозяйка не посадит в пластиковые горшочки, а только в керамические, где корни “дышат”.
По-другому и быть не может. Ведь глина – природный материал, и каждое изделие из нее хранит тепло рук мастера, создающего красоту. Если вы постараетесь, ребята, то и ваши изделия, сделанные с любовью и желанием, будут долгие годы приносить радость людям. Хотите научиться лепить из глины? Тогда принимаемся за работу!
Приложение 6
Конкурсно-игровая программа «Веселое путешествие»
Цель: повторить и закрепить знания, полученные на занятиях.
Задачи: повторить и закрепить изученные термины, последовательность изготовления глиняной игрушки;
– правила поведения на занятиях и технике безопасности при работе с глиной;
– воспитывать дружелюбие, взаимопомощь, умение работать в коллективе, обращать внимание на культуру общения;
– развивать память, логическое мышление, речь, внимание, интерес к занятиям в мастерской.
Оборудование: доска с названиями станций, посадочные места для обучающихся, музыкальное сопровождение, реквизиты к конкурсам, медальки для награждения.
Ход занятия:
Здравствуйте ребята.
Сегодня у нас будет необычное занятие “Веселое путешествие”. Будем путешествовать по станциям Глиняного города.
В ходе путешествия мы повторим все, что изучили, отдохнем.
Вы любите путешествовать?
– Да.
– А на чем можно путешествовать? (на автобусе, самолете, поезде, на корабле и т.п.)
На доске – листочки, которые мы будем переворачивать, и читать название станции, на которую мы прибудем.
Давайте не будем терять время и отправимся в путешествие. Предлагаю – на машине. (дети встают друг за другом, у первого в руках руль, звучит музыка, поехали).
Кто желает перевернуть первый листок и прочитать название первой станции (выходит один ученик)
Станция правил
Скажите, какие правила мы должны знать и соблюдать?
(правила поведения на занятиях)
Давайте их вспомним. (Ответы детей).
Молодцы. Поехали дальше. Предлагайте, на чем?
Станция безопасности
Кроме правил поведения на занятиях мы должны соблюдать и правила работы и техники безопасности при работе с глиной, стеками, красками и кистью, муфельной печатью и т.п..
Я вам предлагаю выбрать лепесток ромашки. На каждом лепестке написано начало предложения. Вам нужно его продолжить.
(Ответы детей)
На чем поедем на следующую станцию? (на лыжах)
Станция угадайка
Предлагаю вам отгадать кроссворд. (кроссворд дается один на 2-3 человека затем проверяется). Молодцы. Дальше отправимся вплавь.
Станция “Путаница”
– Посмотрите на доску. Здесь написана последовательность изготовления глиняной игрушки. Но, по-моему, здесь все перепутано.
Давайте все исправим. (Дети по одному выходят и переставляют листочки с надписью).
– Вот и подошло к концу наше путешествие. Сейчас каждый из вас возьмет кружок и приклеит на юбку дымковской барыни (красный – если занятие понравилось, синий, если что-то не понравилось, черный, если совсем не понравилось.).
Приложение 7
Конкурсное мероприятие.
Цель: Повторить и закрепить знания, умение и навыки.
Задачи:
1.Вспомнить изученные понятия, термина, последовательность изготовления глиняной игрушки, правила работы с глиной, красками.
1. Воспитывать интерес к древнему художественному промыслу – лепке из глины, взаимопомощь.
2. Развивать память, логическое мышление, речь, фантазию, умение работать в группах.
Оборудование:
Доска, места для двух команд, раздаточный материал, грамоты для награждения.
Конкурсы:
1. Придумать название командам.
2. Игра “Нужное- ненужное” (разложить слова, написанные на отдельных листочках в 2 столбца или конверта в один – то, что нужно для лепки, в другой – то, что не нужно для лепки)
Слова: Глина, стека, вода, клей, нитки, краски, белила, ткань, цветная бумага, кисть, подкладная доска, телефон, фартук, перчатки, ручка, лак, ластик, линейка, муфельная печь, стул, стол, веник, конфеты, баночка для воды, сапоги, полотенце, бисер, спицы. Книга, тетрадь, мел, чайник, машина, портфель, гвозди, кнопки, скрепки, руки, магнитофон, удочка, часы, учитель бабушка, ремень.
3. Игра “Мозговой штурм” (из слова МАСТЕРСКАЯ составить как можно больше слов в единственном числе, именительном падеже).
- Игра “Все по порядку” (Разложить по порядку листочки и с последовательностью изготовления глиняной игрушки).
Подготовка глины к работе
Лепка
Сушка
Обжиг
Побелка
Роспись
Лакировка.
- Отгадать кроссворд.
- Подведение итогов игры (подсчет очков у каждой команды, награждение.
Приложение 8
Викторина о Филимоновской игрушке:
- Где появилась Филимоновская игрушка? (в деревне Филимоново, Одоевского района, Тульской области)
- Каких вы знаете мастеров-умельцев Филимоновской игрушки? (А.И.Дербенева, П.П.Илюхина, А.И.Лукьянова)
- Из предложенных глиняных игрушек найти Филимоновские,
- Особенности лепки Филимоновской игрушки. (Филимоновские игрушки вытянутые, худенькие, имеют мало деталей)
5. Назовите три главный цвета, используемых в Филимоновской росписи. (малиново-красный, желтый, зеленый, иногда применяют синий или фиолетовый)
6. Назовите основные элементы росписи Филимоновской игрушки (сочетание цветовых полосок, точек, кругов, овалов, звездочек, треугольников).
7. Из образцов росписи выберите Филимоновскую роспись.
8. Символику каких элементов Филимоновской росписи вы запомнили? (круг- это солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни).
Приложение 9
Мониторинг результатов обучения
по программе «Юный скульптор»
Группа ___
Таблица 5
№
п/п |
Результаты
Учащиеся |
Теория | Практика | УУД | Личностные | ||||||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 – Входная диагностика
2 – Промежуточная диагностика (I полугодие)
3 – Итоговыя диагностика (II полугодие)
Низкий уровень
Недостаточно проявлены
Средний уровень
Достаточно проявлены
Высокий уровень
Уверенно проявлены
Приложение 10
План воспитательных мероприятий
Таблица 6
№ п/п | Дела, события, мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
Тематические мероприятия | |||
1. | 1 сентября – День знаний | сентябрь | Педагог дополнительного образования,
методисты |
2. | День пожилого человека,
День учителя |
Октябрь | Педагог дополнительного образования |
3. | День Белых Журавлей | Октябрь | Педагог дополнительного образования |
4. | День народного единства | Ноябрь | Педагог дополнительного образования |
5. | Новогодний праздник | Декабрь | Педагоги дополнительного образования,
методисты |
6. | Мероприятия патриотического воспитания | Январь – февраль | Педагог дополнительного образования,
методисты |
7. | Международный женский день | Март | Педагог дополнительного
образования |
8. | День воссоединения Крыма с Россией. | Март | Педагог дополнительного
образования |
9. | День освобождения Суджи от фашистсих захватчиков | Апрель | Педагог дополнительного
образования |
10. | 9 Мая | Май | Педагог дополнительного
образования |
Тематика инструктажей | |||
1. | Правила поведения в ЦДТ: до занятий, на переменах, на занятиях, по окончании
занятий. |
Сентябрь, Декабрь, Март | Педагог дополнительного образования |
2. | Терроризм. Правила | Сентябрь, | Педагог |
безопасного поведения в экстремальной ситуации. | Декабрь, Март | дополнительного образования | ||
3. | Правила дорожного движения | Сентябрь,
Декабрь, Март |
Педагог
дополнительного образования |
|
4. | Правила противопожарной
безопасности |
Сентябрь,
Декабрь, Март |
Педагог
дополнительного образования |
|
5. | Правила поведения у водоёмов
(у воды, в воде, на льду осенью, зимой, весной и в летний период) |
Осень, зима,
весна по мере необходимости |
Педагог
дополнительного образования |
|
6. | Инструктаж по ТБ в период проведенияновогодних
праздников |
Декабрь | Педагог дополнительного
образования |
|
7. | Профилактика инфекционных заболеваний (кишечные инфекции, все формы гриппа,
COVID-19 и т.п.) |
Осень, зима, весна по мере необходимости | Педагог дополнительного образования | |
8. | Правила поведения при
стихийных бедствиях (ураганный ветер, низкие температуры, резкое потепление и т.п.) |
По мере
необходимости |
Педагог
дополнительного образования |
|
«Безопасность жизнедеятельности» | ||||
1. | Безопасность в сети Интернет | Сентябрь,
Декабрь, Март |
Педагог
дополнительного образования |
|
2. | Беседы о здоровом образе
жизни, вредные привычки, правильное питание |
Сентябрь,
Декабрь, Март |
Педагог
дополнительного образования |
|
3. | Всемирный день отказа от
курения. |
Ноябрь | Педагог
дополнительного образования |
|
4. | День красной ленточки.
Всемирный день борьбы со СПИДом. |
Ноябрь, декабрь | Педагог
дополнительного образования |
|
5. | Всемирный День прав человека
«Конституция – основной закон страны». |
Декабрь | Педагог
дополнительного образования |
|
Работа с родителями | ||||
1. | «Организационное
родительское собрание» |
Сентябрь | Педагог
дополнительного образования |
|
2. | Индивидуальные консультации (беседы) | По мере необходимости | Педагог дополнительного
образования |
|
3. | Привлечение родителей к совместной организации образовательного процесса, участию в мероприятиях и
воспитательной работе |
По мере необходимости | Педагог дополнительного образования |
Приложение 11 Учебно- тематический план
Таблица №6
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма
занятия |
Кол-во часов | Тема занятия | Место
проведения |
Форма
контроля |
1 | сент | Мастер класс | 2 | Вводное занятие. Знакомство с детьми- «Давай знакомиться». Инструктаж по ПТБ на занятиях по лепке. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | Беседа | ||
60 | Пластилиновый мир. | |||||||
2 | Мастер класс | 2 | Мимоза; (катание шариков) | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
3 | Творческая мастерская | 2 | Рыбка; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
4 | Творческая мастерская | 2 | Яблоня; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
5 | Творческая мастерская | 2 | Я родился! (цыпленок в яйце); | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
6 | Творческая мастерская | 2 | Львенок | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
7 | Творческая мастерская | 2 | Черепашка; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
8 | Творческая мастерская | 2 | Пингвин; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
9 | Творческая мастерская | 2 | Подсолнух; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
10 | окт | Творческая мастерская | 2 | Ветка рябины; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||
11 | Творческая мастерская | 2 | Матрешка; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
12 | Мастер класс | 2 | Ваза с цветами; (колбаски) | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
13 | Творческая мастерская | 2 | Зимнее дерево; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
14 | Творческая мастерская | 2 | Хризантемы; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
15 | Творческая мастерская | 2 | Лягушонок в камышах; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
16 | Творческая мастерская | 2 | Вербочки; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
17 | Творческая мастерская | 2 | Осьминожка; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
18 | Творческая мастерская | 2 | Птица счастья; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
19 | Творческая мастерская | 2 | Корзина с фруктами; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
20 | Творческая мастерская | 2 | Парусник; | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
21 | Творческая мастерская | 2 | Единорожка | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
22 | 2 | Пасхальный зайка | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
23 | 2 | Гном | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
24 | ноябрь | 2 | Грибная поляна | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
25 | 2 | Рыжий кот | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
26 | 2 | Розы для мамы | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
27 | 2 | Лебеди | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
28 | 8 | Декорация бутылок, баночек. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
54 | Соленое тесто | |||||||
29 | Мастер класс | 4 | Соленое тесто. Рецепты. Красители. Сушка изделий из соленого теста. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
30 | Мастер класс | 4 | Способы создания простых деталей: Солнце и месяц | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
31 | дек | Творческая мастерская | 4 | Елка из треугольников | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||
32 | Творческая мастерская | 4 | Цветы и листья ромашки | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
33 | Творческая мастерская | 4 | Розочка | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
34 | Творческая мастерская | 6 | Фигурки и игрушки: Еж | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
35 | Творческая мастерская | 6 | Солонка «Уточка».
Промежуточная аттестация |
МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы.
Тест |
|||
36 | Янв. | Творческая мастерская | 6 | Подсвечник «Звезда» | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||
37 | Творческая мастерская | 6 | Карандашница «Божья коровка» | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
38 | Творческая мастерская | 10 | Работа по замыслу. Панно. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
64 | Глина | |||||||
39 | 4 | Видео фильмы о первых навыках работы на гончарном круге и народных умельцах гончарного искусства | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
40 | февр | Мастер класс | 6 | Игрушки своими руками. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||
41 | Творческая мастерская | 4 | Дымковские игрушки. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
42 | Мастер класс | 2 | Роспись | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
43 | Виртуальная экскурсия | 4 | Филимоновские игрушки | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
44 | Творческая мастерская | 2 | Роспись. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
45 | Мастер класс | 4 | Русская матрешка | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
46 | Мастер класс | 2 | Роспись. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
47 | март | Творческая мастерская | 4 | Бусы, ожерелье | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||
48 | Виртуальная экскурсия | 2 | Роспись. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
49 | Творческая мастерская | 4 | Серьги, браслеты, амулеты | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
50 | Виртуальная экскурсия | 2 | Роспись. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
51 | Мастер класс | 4 | Настенное украшение- подвеска | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
52 | Мастер класс | 2 | Роспись. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
53 | Творческая мастерская | 6 | Суджанская керамика | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
54 | апр | Творческая мастерская | 4 | Формообразование сосудов | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||
55 | Выставка | 2 | Роспись | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | ||||
56 | Творческая мастерская | 4 | Рельефы | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
57 | Выставка | 2 | Роспись. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
8 | Экскурсии | |||||||
58 | Выставка | 2 | Экскурсия в музей | Суджанский краеведческий музей | смотр готовой работы | |||
59 | Выставка | 2 | Экскурсия в колледж искусств | Суджанский колледж искусств | смотр готовой работы | |||
60 | Выставка Мастер класс | 4 | Экскурсия в центр народных промыслов и ремесел | Суджанский центр народных промыслов | смотр готовой работы | |||
61 | 10 | Воспитательная работа | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | ||||
62 | май | 10 | Познавательно-досуговая деятельность | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы | |||
63 | Выставка | 6 | Выставки | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет, районные, областные | смотр готовой работы | |||
64 | Выставка | 2 | Итоговое занятие. | МБУ ДО «Суджанский ДЮЦ», кабинет | смотр готовой работы |