Воспитательная составляющая в профориентационной деятельности учреждения дополнительного образования

ФИО: Павлова Н.В.
Свидетельство о публикации в электронном СМИ № AP-2778
Конкурс: Всероссийский профессиональный конкурс педагогического мастерства педагогов дополнительного образования «Эффективные педагогические практики и современные технологии работы с детьми в системе дополнительного образования детей»
Наименование конкурсной работы: Воспитательная составляющая в профориентационной деятельности учреждения дополнительного образования
Итоговая оценка: 2 место,  68 баллов(-а)



Тема: Воспитательная составляющая в профориентационной деятельности учреждения дополнительного образования

 

Павлова Наталья Владимировна, 

методист МОБУ ДО «ЦВР» АГО

 

Наш меняющий мир трудно определить одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.

Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.

Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.

Воспитательный процесс в системе дополнительного образования (посредством содержания, форм и методов работы, принципов и функций деятельности) реально осуществляется в двух направлениях:

  • основы профессионального воспитания;
  • основы социального воспитания. 

В соответствии с Федеральным государственными образовательными стандартами, региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» концептуальную основу воспитательно-образовательной деятельности Учреждения, составили принципы гуманистической педагогики: признание уникальности и ценности человека, его право на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения, а также:

  • свободный выбор детьми видов деятельности;
  • ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
  • единство обучения, воспитания и развития;
  • практико-ориентированная основа образовательного процесса;

Для достижения высоких результатов образования важно применение эффективных форм воспитательной и в частности профориентационной деятельности. В нашем учреждении реализуется три социально-профориентационных программы, призванных помогать полноценной социализации и профессиональной ориентации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе: 

  1. «Городская Школа «Лидеры 21 века»».
  2. «Городская волонтерская детско-юношеская организация «Синяя птица».
  3. «Городская Школа подготовки вожатых». 

Уже в школе ребенок готовится к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни педагогам, ни родителям, ни, разумеется, самим учащимся не стоит недооценивать деятельность советов школьного самоуправления. 

С 2020 года на базе Центра внешкольной работы действует городская школа «Лидеры 21 века», в состав которой входят активисты школьного самоуправления всех общеобразовательных организаций города. 

Программа «Лидеры 21 века» индивидуальна в первую очередь направлена на развитие лидерских и организаторских качеств у подростков: развитие социальной активности, побуждение их к активным действиям. На данный момент школа «Лидеры 21 века» насчитывает 25 человек. 

Занятия в Школе проводятся по различным темам: «Лидер ли ты?», «Командообразование», «Основы проектирования», «Организация массовых мероприятий», «Продуктивная работа с командой», «Управленческое общение» и др. 

В рамках работы Школы прошло мероприятие в современном формате – «Открытый диалог «Детские вопросы взрослому»», героями которых стали министр образования Приморского края Н. В. Бондаренко и глава Арсеньевского городского округа В. С.  Пивень.

Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в приобретении детьми компетенций по основам демократических отношений в обществе, управлению собой, своей жизнью в коллективе. При ученическом самоуправлении у учащихся, задействованных в данном процессе, развиваются следующие качества, навыки и умения: умение повести за собой; самостоятельность; дружелюбность; инициативность; целеустремленность; коммуникативность.

Все эти качества способствуют дальнейшему развитию, желанию не останавливаться на достигнутых результатах, чем более активно подросток участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного и профессионального роста в будущем.

Участие в волонтерском движении позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, в ходе работы дети приобретают организаторские, рабочие, и другие специфические профессиональные навыки.  

На базе Центра внешкольной работы функционирует городская волонтерская детско-юношеская организация «Синяя птица». Волонтерская организация «Синяя птица» действует более 7 лет, участники – подростки из всех образовательных организаций городского округа (более 50 человек). 

Основными направлениями деятельности организации являются:

  • социальное волонтёрство; 
  • экологическая защита и благоустройство;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • профилактика дорожно – транспортного травматизма;
  • информационное сопровождение и обеспечение городских мероприятий.

Особой популярностью среди членов волонтерского движения пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальную значимость, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.

Участвуя в волонтерской деятельности, дети улучшают свои коммуникативные навыки, участие в проектах позволят приобрести организаторский опыт, участие в благоустройстве – навыки физического труда. Не существует волонтерского проекта, где участники не научились бы чему-либо, не улучшили свои профессиональные навыки.

Волонтерство – это в первую очередь опыт, специальные знания и умения. Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:

  • работать в команде и управлять ею;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • находить компромиссы, чтобы решить проблему;
  • общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;
  • разрабатывать и реализовывать проекты;
  • продвигать социальные инициативы.

Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях.

Одной из актуальных форм работы по формированию лидерских качеств и социально-активной деятельности молодёжи стала реализация программы «Школа подготовки вожатых». Данная программа реализуется более 5 лет. На протяжении нескольких месяцев учащиеся всех образовательных учреждений города проходят по ней обучение. 

Программа «Городской Школы подготовки вожатых» раскрывает особенности педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Особое место в нем занимает блок «Практическая деятельность», адресованный, в первую очередь, начинающим вожатым. Главной задачей курса являются обобщение, систематизация знаний отрядного вожатого об организации педагогического процесса в смене и эффективное применение полученных знаний на практике. 

При этом следует помнить, что вожатый – не командир, который даёт приказы и распоряжения, а организатор коллективной жизни учащихся, их наставник и советчик, активизирующий ребят, способный увлечь их интересными и полезными делами.

Развитие и поддержка школьного самоуправления, волонтерского движения, «школы подготовки вожатых» в учреждениях образования позволяет создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских компетенций, совершенствования своей личности, общества, государства, помогает сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.

Основываясь на компетентностном подходе к образованию, результат образования в нашем учреждении направлен на формирования у каждого ребенка социальной активности, способности социальному действию, что создает предпосылки к успешной адаптации и самореализации в социуме, а в конечном итоге к профессиональному самоопределению учащихся.