Тема: Воспитательная составляющая в профориентационной деятельности учреждения дополнительного образования
Павлова Наталья Владимировна,
методист МОБУ ДО «ЦВР» АГО
Наш меняющий мир трудно определить одним словом. Сегодняшние проблемы подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о пределе и глубине своего «Я», о своём жизненном пути и роли своего «Я» на этом пути.
Система дополнительного образования традиционно была сферой, основной задачей которой являлось создание условий для самореализации, самопознания и самоопределения личности ребенка, сферой, позволяющей подростку определиться личностно, социально и профессионально.
Дополнительное образование детей как особая образовательная сфера имеет собственные приоритетные направления и содержание воспитательной работы с детьми.
Воспитательный процесс в системе дополнительного образования (посредством содержания, форм и методов работы, принципов и функций деятельности) реально осуществляется в двух направлениях:
- основы профессионального воспитания;
- основы социального воспитания.
В соответствии с Федеральным государственными образовательными стандартами, региональным проектом «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» концептуальную основу воспитательно-образовательной деятельности Учреждения, составили принципы гуманистической педагогики: признание уникальности и ценности человека, его право на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения, а также:
- свободный выбор детьми видов деятельности;
- ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
- возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
- единство обучения, воспитания и развития;
- практико-ориентированная основа образовательного процесса;
Для достижения высоких результатов образования важно применение эффективных форм воспитательной и в частности профориентационной деятельности. В нашем учреждении реализуется три социально-профориентационных программы, призванных помогать полноценной социализации и профессиональной ориентации подростков, способствовать активному вовлечению их в решение широкого круга проблем, утверждению их в обществе:
- «Городская Школа «Лидеры 21 века»».
- «Городская волонтерская детско-юношеская организация «Синяя птица».
- «Городская Школа подготовки вожатых».
Уже в школе ребенок готовится к взрослой жизни, к необходимости занять своё место в обществе. Очевидно, что немалую роль в этом играет школьное самоуправление. Оно представляет собой мини-модель взрослой, реальной ситуации в сфере управления и деловых взаимоотношений. Поэтому ни педагогам, ни родителям, ни, разумеется, самим учащимся не стоит недооценивать деятельность советов школьного самоуправления.
С 2020 года на базе Центра внешкольной работы действует городская школа «Лидеры 21 века», в состав которой входят активисты школьного самоуправления всех общеобразовательных организаций города.
Программа «Лидеры 21 века» индивидуальна в первую очередь направлена на развитие лидерских и организаторских качеств у подростков: развитие социальной активности, побуждение их к активным действиям. На данный момент школа «Лидеры 21 века» насчитывает 25 человек.
Занятия в Школе проводятся по различным темам: «Лидер ли ты?», «Командообразование», «Основы проектирования», «Организация массовых мероприятий», «Продуктивная работа с командой», «Управленческое общение» и др.
В рамках работы Школы прошло мероприятие в современном формате – «Открытый диалог «Детские вопросы взрослому»», героями которых стали министр образования Приморского края Н. В. Бондаренко и глава Арсеньевского городского округа В. С. Пивень.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в приобретении детьми компетенций по основам демократических отношений в обществе, управлению собой, своей жизнью в коллективе. При ученическом самоуправлении у учащихся, задействованных в данном процессе, развиваются следующие качества, навыки и умения: умение повести за собой; самостоятельность; дружелюбность; инициативность; целеустремленность; коммуникативность.
Все эти качества способствуют дальнейшему развитию, желанию не останавливаться на достигнутых результатах, чем более активно подросток участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного и профессионального роста в будущем.
Участие в волонтерском движении позволяет ребенку раскрыть свой потенциал, в ходе работы дети приобретают организаторские, рабочие, и другие специфические профессиональные навыки.
На базе Центра внешкольной работы функционирует городская волонтерская детско-юношеская организация «Синяя птица». Волонтерская организация «Синяя птица» действует более 7 лет, участники – подростки из всех образовательных организаций городского округа (более 50 человек).
Основными направлениями деятельности организации являются:
- социальное волонтёрство;
- экологическая защита и благоустройство;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика дорожно – транспортного травматизма;
- информационное сопровождение и обеспечение городских мероприятий.
Особой популярностью среди членов волонтерского движения пользуются мероприятия и акции, требующие активности, собственной инициативы, дающие возможность почувствовать себя в новой социальной роли, ощутить свою необходимость и социальную значимость, почувствовать, что твои действия могут помочь другому человеку.
Участвуя в волонтерской деятельности, дети улучшают свои коммуникативные навыки, участие в проектах позволят приобрести организаторский опыт, участие в благоустройстве – навыки физического труда. Не существует волонтерского проекта, где участники не научились бы чему-либо, не улучшили свои профессиональные навыки.
Волонтерство – это в первую очередь опыт, специальные знания и умения. Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:
- работать в команде и управлять ею;
- аргументировать свою точку зрения;
- находить компромиссы, чтобы решить проблему;
- общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;
- разрабатывать и реализовывать проекты;
- продвигать социальные инициативы.
Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях.
Одной из актуальных форм работы по формированию лидерских качеств и социально-активной деятельности молодёжи стала реализация программы «Школа подготовки вожатых». Данная программа реализуется более 5 лет. На протяжении нескольких месяцев учащиеся всех образовательных учреждений города проходят по ней обучение.
Программа «Городской Школы подготовки вожатых» раскрывает особенности педагогического процесса в условиях временного детского коллектива. Особое место в нем занимает блок «Практическая деятельность», адресованный, в первую очередь, начинающим вожатым. Главной задачей курса являются обобщение, систематизация знаний отрядного вожатого об организации педагогического процесса в смене и эффективное применение полученных знаний на практике.
При этом следует помнить, что вожатый – не командир, который даёт приказы и распоряжения, а организатор коллективной жизни учащихся, их наставник и советчик, активизирующий ребят, способный увлечь их интересными и полезными делами.
Развитие и поддержка школьного самоуправления, волонтерского движения, «школы подготовки вожатых» в учреждениях образования позволяет создавать условия для социального становления личности, развития у учащихся демократической культуры, социального творчества, лидерско-организаторских компетенций, совершенствования своей личности, общества, государства, помогает сформировать негативное отношение к таким отрицательным явлениям как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни.
Основываясь на компетентностном подходе к образованию, результат образования в нашем учреждении направлен на формирования у каждого ребенка социальной активности, способности социальному действию, что создает предпосылки к успешной адаптации и самореализации в социуме, а в конечном итоге к профессиональному самоопределению учащихся.